Игры и упражнения с ребенком 3 - го года жизни
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Перепелица Олеся Юрьевна

Данная подборка игр и упражнений поможет родителям в условиях семьи, в игровой  форме закреплять навыки полученные ребенком в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_rebenkom_tretego_goda_zhizni.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка игр и упражнений для детей раннего возраста 1- 3 года

(Материалы  подготовлены на основе рекомендаций педагога-психолога, канд. психолог. наук  Михайловой Л.В.)

Социальное развитие

Цель упражнений: развитие форм общения: вербальных, невербальных; способов усвоения общественного опыта: совместных действий, указательных жестов, подражания, действия по образцу и словесной инструкции.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛОВИ ШАРИК»

Оборудование: желобок, шарик, мяч.

Проведение: родитель кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем взрослый поворачивает желобок и просит малыша прокатить шарик по желобку: «Кати шарик!» Катать шарик надо четыре раза.

Обучение ребенка действиям: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать.

Если ребенок не справляется с заданием «Лови шарик», ему предлагается более легкое задание, предназначенное для детей второго года жизни, «Принеси мяч».

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЕСИ МЯЧ»

Проведение: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит:

«Принеси мяч». Игра повторяется два-три раза (позы, удаления, вручение предметов, отталкивание от себя взрослого и т.п.).

Физическое развитие

Цель упражнений: развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики.

Оборудование: бревно, три кегли, две веревки, шнур, обруч, ящик высотой 10 см; длинная палка; доска, приподнятая одним концом над полом на 15–20 см.

Упражнения для детей 2-2,5 лет:

  • Ходьба в заданном направлении.
  • Бег за взрослым в заданном направлении.
  • Перелазание через бревно.
  • Подпрыгивание на месте на двух ногах.
  • Ходьба по шнуру, положенному прямо.

Упражнения для детей 2,5-3 лет:

  • Ходьба с препятствиями.
  • Ползание на четвереньках.

Перепрыгивание через веревку, положенную на пол.

  • Бег между двумя линиями (наступать на линии нельзя).
  • Ходьба по шнуру, положенному зигзагом.

Дополнительные упражнения

Упражнения для детей 1,5-2-х лет, а также для детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту:

  • Ходьба в прямом направлении.
  • Проползание через обруч.
  • Подъем с помощью взрослого на опрокинутый вверх дном ящик высотой 10 см.
  • Перешагивание через палку, веревку, положенную на пол.
  • Ходьба по доске, одним концом приподнятой на 15–20 см над полом, и схождение с нее.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает выявление уровня сенсорного развития: практической ориентировки на форму, величину, цвет; восприятия предметного изображения, целостного восприятия предметной картинки; развития наглядно-действенного мышления.

Детям предлагаются задания с учетом их возраста: одна серия заданий рассчитана на детей от двух лет до двух лет и шести месяцев, другая – на детей от двух лет и шести месяцев до трех лет.

Цель упражнений: сенсорное развитие, развитие форм мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровой деятельности, предпосылок к продуктивным видам деятельности.

УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАВИТЬ ФИГУРКИ В ПАЗЫ» (ДОСКА СЕГЕНА)

Цель: формирование у ребенка ориентировки на форму. В норме ребенок действует методом проб.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадрат- ной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей.

Проведение: родитель показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь все фигурки в свои прорези».

Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Родитель показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит. Попробуем в другую. Вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЕ «СПРЯЧЬ ШАРИК В КОРОБОЧКУ»

Цель: формирование ориентировки на величину, наличие соотносящих действий. В норме ребенок действует методом проб.

Оборудование: 2 (3) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; 2 (3) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение: перед ребенком ставятся 2 (3) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от ко- робочек. Родитель кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрываем большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗБЕРИ И СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»

Цель: развитие у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из 3 (4) колец.

Проведение: родитель предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не приступает к выполнению задания, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.

Обучение: если ребенок не приступает к выполнению задания, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз показывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: развитие зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.

Проведение: перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках родителя. Взрослый указательным жестом показывает, что у него и у ребенка одинаковые картинки. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребен- ку, просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «У меня такая же, как у тебя», при этом диагност использует указательный жест.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»

Цель: выделение цвета как признака, на различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики – 2 красных, 2 желтых (2 белых), 2 зеленых, 2 синих (четыре цвета).

Проведение: перед ребенком ставят 2 (4) цветных кубика и просят показать такой же, как в руке у взрослого: «Возьми такой же кубик, как у меня». Затем родитель просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагает ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».

Обучение: если ребенок не различает цвета, то диагност обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два- три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение за- дания.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ»

Цель: развитие целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: предметные картинки (2 одинаковых), одна из которых разрезана на две (три) части.

Проведение: родитель показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТАТЬ ТЕЛЕЖКУ» (СКОЛЬЗЯЩАЯ ТЕСЕМКА)

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: для ребенка в возрасте от 2 лет до 2 лет 6 мес. – тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; для ребенка в возрасте от 2 лет 6 мес. до 3 лет – рядом со скользящей тесемкой – ложная.

Проведение: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался подтянуть тележку за оба конца тесемки (соединил оба конца, либо тянул за оба конца тесемки обеими руками).

Обучение: ребенок сам методом проб и ошибок выполняет задание.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК» («МОЛОТОЧЕК» ИЛИ

«ДОМИК»)

Цель: развитие целостного восприятия, умения ребенка действовать по подражанию, показу.

Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Проведение: перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» или

«домик» и просят его сделать так же: «Построй такой нее молоточек».

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, его просят выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». После обучения ребенку снова предлагают построить «молоточек».

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ ДОРОЖКУ (ИЛИ ДОМИК)»

Цель: понимание речевой инструкции, формирование готовности ребенка создавать предметный рисунок, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату, результат.

Оборудование: карандаш, бумага.

Проведение: ребенку дают лист бумаги, карандаш и просят порисовать:

«Нарисуй дорожку (домик)».

Обучение не проводится.

Развитие речи

Цель упражнений: понимание ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи, пополнение словарного запаса, формирование фонематического слуха, умения выполнять словесные указания различной сложности.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОКАЖИ КАРТИНКУ»

Цель: пополнение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы). Оборудование:        картинки с        изображением        хорошо        знакомых        ребенку предметов: кукла, мяч, мишка, юла; тарелка, чайник, чашка, ложка; машина,

поезд, автобус, самолет; яблоко, апельсин, помидор, огурец.

Картинки, на которых изображено действие: девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, мама купает малыша; дети строят гараж, дети играют в мяч; девочка пьет, доктор дает мальчику лекарство.

Проведение: перед ребенком раскладывают 2-4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где юла (кукла, мишка)». Если ребенок правильно выбирает картинку, родитель просит сказать, что на ней изображено. Если малыш не может правильно выбрать картинку, взрослый де- лает это сам, называет предмет и просит малыша повторить.

Другой пример. Родитель просит ребенка: «Покажи, где девочка одевается. Что девочка делает? » Если ребенок не отвечает, родитель сам говорит: «Девочка одевается», – и просит ребенка повторить фразу.

При этом родитель должен отметить умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом, фразой или показывать жестом;

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Цель: формирование умений у ребенка выполнять словесные инструк- ции различной сложности, а также пониманию простых предлогов (на, в, под), развитие фразовой речи.

Оборудование: коробка; игрушки – матрешка, собачка, машинка, кукла, красный и желтый кубики, мяч.

Проведение: ребенку предлагают выполнить следующие действия: хлопнуть в ладоши; поднять руку; поставить матрешку на коробку; спрятать мяч под стол; взять себе куклу, а педагогу дать красный кубик.

После каждого выполненного действия родитель просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда спрятал матрешку?», «Что ты мне дал? А что взял себе?» и т.д.

Если ребенок не выполняет указания, взрослому следует повторить его.

Повторять задания не следует больше трех раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни.

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.Такие маленькие дети больше ценят различные...

Гимнастические игры и упражнения для детей второго года жизни

В настоящее время в российском обществе растёт приоритет семьи в развитии, социализации и обучении ребёнка. Известно, что для обеспечения благоприятных условий жизни и  воспитания ребёнка, формир...

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни

Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни...

«Игры и упражнения для детей первого года жизни»

КапустаЦель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаг...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни»

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря дает возможность. ребенку точнее излагать свои мысли, общаться со взрослыми и детьми Ответы ...