Деловая игра «Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста»
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: знакомство родителей с темой «Капризы и упрямство у детей дошкольного возраста» через решение ситуаций
Задачи:
1.Узнать как бороться с капризами в семье
2.Определить причины капризов у детей
3.Объединить родителей совместным решением ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деловая игра для родительского собрания | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство родителей с темой «Капризы и упрямство у детей дошкольного возраста» через решение ситуаций
Задачи:
1.Узнать как бороться с капризами в семье
2.Определить причины капризов у детей
3.Объединить родителей совместным решением ситуаций
Вводная часть:
Игра «Поменялись местами»
- поменялись местами те, кто любит своих детей;
- поменялись местами те, кто в детстве сами были капризными (об этом говорили вам ваши родители);
- поменялись местами те, кто считает, что при капризах нужна требовательность со стороны родителей;
- поменялись местами те, кто считает, что капризы – это спутник кризиса возраста – «кризис трёх лет».
- Капризничает ли ваш ребёнок? Почему? Как вы преодолеваете детские капризы и упрямство? (размышления родителей)
Чаще всего упрямство проявляется в резкой форме в 2,5 - 3 года в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность же обычно, развивается, начиная с 4-х лет, и во многом определяет поведение ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Неправильно думать, что капризы у детей пройдут сами собой, с возрастом. Капризы психически здоровых детей после 5лет – это результат неправильного поведения родителей во время капризов в предшествующий период. Капризы проходят в том случае, если родители наберутся терпения и научат ребёнка справляться с разочарованиями, при этом следует учитывать индивидуальные особенности малыша. Сегодня мы очень активно поработаем и попытаемся выявить основные причины детских капризов и совместными усилиями попытаемся найти основные подходы для предупреждения детских капризов».
Основная часть.
«Сейчас мы разделимся на две команды (на столах находятся карточки с надписями команд: одна команда «Капризки», другая – «Упрямыч»).
Вам будет предложен список суждений «Почему дети бывают капризными». Вы в своей команде обсуждаете каждый пункт и выбираете пять, с вашей точки зрения, основных причин детских капризов».
Родителям предлагается список «Почему дети бывают капризными», идёт обсуждение в командах. После обсуждения представители команд оглашают свои ответы. Ведущий обобщает самые важные, основные причины детских капризов.
«Сейчас мы сообща будем искать пути решения проблемы детских капризов. Вам предлагается список суждений «Что нужно делать, чтобы предупредить детские капризы». Вы в командах обсуждаете вопросы и опять выбираете с Вашей точки зрения пять наиболее эффективных приёмов предупреждения капризов».
Идёт обсуждение в командах. После обсуждения ведущий обобщает самые основные приёмы предупреждения детских капризов
3 Часть. Заключительная.
«Детские капризы – это нарушение равновесия между требовательностью к ребёнку и любовью к нему.
Пик детских капризов и упрямства приходится на возраст 2 – 4 лет. Это так называемый «кризис трёх лет».
«Нет!», «Не хочу!», «Я сам» - главные лозунги данного возраста.
При правильном подходе взрослых (родителей, педагогов) состояние трёхлетки нормализуется, проявления капризов могут проявляться во время и после болезни, усталости ребёнка; но они не такие бурные и продолжительные.
Главные подходы к воспитанию трёхлетнего ребёнка при капризах:
- В одной трети случаев взрослым можно и надо настоять на своём: это касается ситуаций, связанных с опасностью для здоровья и жизни самого ребёнка и окружающих (газ, электричество, высота и др.).
- В одной трети случаев можно дать ребёнку настоять на своём (это помогает ребёнку самоутвердиться, осознать свою само ценность).
- В одной трети - предоставить ребёнку ситуацию свободного выбора (тактика японского воспитания) - «Ты будешь собирать игрушки, начиная с кукол, или сначала уберёшь кубики, а потом куклы?», «Ты будешь обувать сначала правый ботинок, а затем левый или …», «Ты выпьешь полстакана молока или целый стакан?»…
- Очень важно самому взрослому во время детских капризов проявлять терпение, самообладание, родительскую мудрость».
Что можно сделать для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай–яй–яй!». Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса
Семь причин детских капризов
1.Ребенок не может помочь себе самому. Он еще маленький
2. Ребенок хочет добиться какой - то желаемой цели.
3. Ребенку нужно ваше внимание.
4. Ребенку страшно.
5. У ребенка снижена самооценка.
6. Ребенок копирует чей то стиль общения.
7. Ребенок проходит кризис возраста.
Семь причин детских капризов
1.Ребенок не может помочь себе самому. Он еще маленький
Если ребенок уже прошел начальную стадию в развитии речи (после 1,5 -2 лет), может короткими фразами сообщить о себе и при этом выбирает нытье как способ общения с мамой или папой, нужно проанализировать, нет ли гипер или гипоопеки по отношению к ребенку? Достаточно ли восполняются базовые потребности ребенка, обучается ли он новым умениям и навыкам? Нет ли регресса в поведении как ответ на изменившиеся условия в семье (появление младшего ребенка, разлука с мамой по каким либо обстоятельствам, появление малознакомой бабушки, няни и т.д.)?
2. Ребенок хочет добиться какой - то желаемой цели.
В профилактических целях родителям необходимо: наблюдать за поведением ребенка и доброжелательно откликаться на его слова. При попытках поныть, спокойно просим сказать его нормальным голосом, как Я. Когда ребенок проговорил обычным тоном, тепло откликнуться и ждать желаемое (если это возможно по ситуации) или выразить сожаление, почему это нельзя, попутно предложить хорошую альтернативу, чтобы переключить внимание. Например: « Мой дорогой, я понимаю, что ты хочешь (называется желание ребенка), это не получится. Зато ты можешь….(проговаривается приятная альтернатива).
3. Ребенку нужно ваше внимание.
Капризы в этом случае это попытка обратить ваше внимание на себя, потому что другие способы почему- то не сработали. Ребенок мог молча тянуть вас за руку, что- то сказать, на что вы не обратили внимание. Или делать что то, но вы не заметили его стараний. Что делать? Подарить своему сыну или дочке 100% безраздельное внимание, не отвлекаемое ни телефоном, и домашними делами, ни разговорами, ни чем другим посторонним. Лучше 15 мин. Такого включенного на ребенке внимания, чем рассеянное внимание на целый день нескончаемым потоком других мыслей и ворохом дел.
4. Ребенку страшно.
К примеру, бесконечные хождения в родительскую кровать из своей «потому что страшно», и одинокие всхлипы в пустой детской. Родителям нужно проявить много терпения и любви, каких то ситуациях создать поддерживающие комфортные условия, чтобы снизить острую реакцию и искоренить страх. После этого ребенок становится уверение, перестает пугаться и нытье прекращается.
5. У ребенка снижена самооценка.
Например, не умеет завязывать шнурки, не решается самому сделать, потому что все равно плохо получается. А мама стыдит, а папа качает головой, «такой большой мальчик и…». Да и в садике все уже умеют. Он не успевает одеться, начинает плакать. К нему прибегают на помощь. Ура-шнурки завязаны! Нытье сработало!
Чтобы такое нытье преодолеть, нужно работать над самооценкой. Вместе с ребенком делать трудные дела и постепенно передавать ему их выполнение без помощи. Т.е. помощь должна уменьшаться постепенно. Когда нет оснований для сомнений в своих силах - нет повода и поныть.
6. Ребенок копирует чей то стиль общения.
Например, один мальчик с удовольствием произносит нецензурные слова, с любопытством наблюдая за неоднозначной реакцией взрослых, причем сам не понимая сказанными им самим слов. Другой кривляется, копируя походку «тети Лены», третий - пробует капризное поведение сверстницы в группе. В этом случае понаблюдайте, после каких событий появилось данное явление, кто вашему ребенку мог дать пример нытья и капризов, если ранее за ними не наблюдалось ничего подобного. Выявив «источник», поговорите со своим сыном или дочкой об этом, объясните, почему тот мальчик или девочка ведет себя так и как, этого делать не надо. Не забудьте добавить, когда можно понарошку сыграть (в разыгрывании главных героев сказок, в сценках можно прожить много разных моделей поведения и т.д.)
7. Ребенок проходит кризис возраста.
Вам поможет смена подхода к ребенку, пересмотр своих родительских стилей, воспитание и ориентация на взросление ребенка. Так как е правильная позиция родителей, если они с пятилетним ребенком будут говорить как с годовалым, не считаться с его изменившимися потребностями:
Основные 4 стопа воспитания, которые «лечат» нытье:
- требования к ребенку соответствуют его возрасту,
- правила в семье соблюдаются всеми,
- последовательность в воспитании поддерживающая установленные правила,
- единство папы и мамы в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"
Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...
Педагогический совет в форме деловой игры «Обучение связной речи детей дошкольного возраста»
Активизировать деятельность педагогов с детьми....
План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...
«СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.»
Презентация "Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»...
Деловая игра «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»
Материал для педагогического совета по речевому развитию....
Сценарий деловой игры «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»
Сценарий деловой игры для педагогов по патриотическому воспитанию...