АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
статья по психологии (младшая группа)
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главных.
Адаптация представляет собой процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически- социальном уровне [4].
Адаптация детей имеет три фазы:
- острая фаза характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития;
- подострая фаза характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического);
- фаза компенсации – увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3].
У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.
Легкая адаптация – ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.
Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания [1].
В практике ДОО все еще с большими трудностями решается проблема создания для всех детей без исключения условий оптимальной (быстрой и легкой) адаптации. Большинство детей, поступающих в ДОО, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации. Существует сложность в выработке единых стратегий для решения этой проблемы из-за различий в подходах к определению самого процесса адаптации, роли взрослых, ответственных за состояние ребенка (воспитатели, родители, специалисты), что порождает обилие адаптирующих методик, рекомендаций, которые могут разительно отличаться друг от друга.
Рекомендуем проводить систему развивающих занятий, призванную оптимизировать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО, которая строится на сочетании трех основных моментов: игры, общения со сверстниками, освоения элементов языка движений, – в форме игровых упражнений с элементами невербального общения, выражающих позитивно-эмоциональное отношение.
Методика развивающих занятий с детьми построена на основе разработок Е.В. Горшковой [2] и направлена на формирование адресного невербального сообщения, включенного в игровое упражнение, в котором ребенок – используя выразительные движения согласно контексту (сюжету) воображаемой ситуации – обращается к партнеру по общению, передавая определенное эмоциональное состояние, личное отношение. Первоначально партнером по общению для ребенка выступает кукла (би-ба-бо), управляемая взрослым; позже – взрослый в роли какого-то персонажа, и наконец, сверстник. Адресное невербальное сообщение часто предполагает ответный отклик; в условиях игровой воображаемой ситуации это помогает детям освоить культурно приемлемые средства невербального общения (язык движений), с помощью которых выражается и благодаря чему формируется личное позитивно-эмоциональное отношение к другому человеку, к сверстнику (личностный смысл).
В результате таких занятий у детей активизируются невербальные, игровые способы взаимодействия, что способствует укреплению эмоционального комфорта ребенка в группе, развитию его общительности. В дополнение к упражнениям, на материале которых осваивался язык движений, дети учатся простейшим способам сброса мышечного напряжения.
Приведем примеры некоторых игровых упражнений с элементами невербального общения, которые мы предлагаем младшим дошкольникам в период адаптации к условиям детского сада.
«Найди мяч»
Для игры мячик (колокольчик). Выбирается ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается мяч или другой предмет. По выражению лица и позе, ведущий угадывает у кого мяч. Передача мяча прекращается после звонка колокольчика.
«Пантомимические этюды»
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- смелый человек и т.д.
«Ожившие игрушки»
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.
Воспитатель: «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал».
Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если:
- ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, сформировал коммуникативные навыки;
- эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;
- есть аппетит;
- радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях.
Список литературы
- Гаджиева З.Ш., Шарбузова Х.З., Халилова А.А. Адаптация раннего дошкольного возраста в детском саду// Мировая наука. – 2019. – С.242-246.
- Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Авторский клуб, 2018. – 366 с.
- Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. – 112 с
- Цыбикжапова Д.С. Адаптация детей к ДОО // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 346-348.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но несмотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главных.
Адаптация представляет собой процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически- социальном уровне [4].
Адаптация детей имеет три фазы:
- острая фаза характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития;
- подострая фаза характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического);
- фаза компенсации – увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3].
У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.
Легкая адаптация – ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.
Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания [1].
В практике ДОО все еще с большими трудностями решается проблема создания для всех детей без исключения условий оптимальной (быстрой и легкой) адаптации. Большинство детей, поступающих в ДОО, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации. Существует сложность в выработке единых стратегий для решения этой проблемы из-за различий в подходах к определению самого процесса адаптации, роли взрослых, ответственных за состояние ребенка (воспитатели, родители, специалисты), что порождает обилие адаптирующих методик, рекомендаций, которые могут разительно отличаться друг от друга.
Рекомендуем проводить систему развивающих занятий, призванную оптимизировать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО, которая строится на сочетании трех основных моментов: игры, общения со сверстниками, освоения элементов языка движений, – в форме игровых упражнений с элементами невербального общения, выражающих позитивно-эмоциональное отношение.
Методика развивающих занятий с детьми построена на основе разработок Е.В. Горшковой [2] и направлена на формирование адресного невербального сообщения, включенного в игровое упражнение, в котором ребенок – используя выразительные движения согласно контексту (сюжету) воображаемой ситуации – обращается к партнеру по общению, передавая определенное эмоциональное состояние, личное отношение. Первоначально партнером по общению для ребенка выступает кукла (би-ба-бо), управляемая взрослым; позже – взрослый в роли какого-то персонажа, и наконец, сверстник. Адресное невербальное сообщение часто предполагает ответный отклик; в условиях игровой воображаемой ситуации это помогает детям освоить культурно приемлемые средства невербального общения (язык движений), с помощью которых выражается и благодаря чему формируется личное позитивно-эмоциональное отношение к другому человеку, к сверстнику (личностный смысл).
В результате таких занятий у детей активизируются невербальные, игровые способы взаимодействия, что способствует укреплению эмоционального комфорта ребенка в группе, развитию его общительности. В дополнение к упражнениям, на материале которых осваивался язык движений, дети учатся простейшим способам сброса мышечного напряжения.
Приведем примеры некоторых игровых упражнений с элементами невербального общения, которые мы предлагаем младшим дошкольникам в период адаптации к условиям детского сада.
«Найди мяч»
Для игры мячик (колокольчик). Выбирается ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается мяч или другой предмет. По выражению лица и позе, ведущий угадывает у кого мяч. Передача мяча прекращается после звонка колокольчика.
«Пантомимические этюды»
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- смелый человек и т.д.
«Ожившие игрушки»
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.
Воспитатель: «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал».
Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если:
- ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, сформировал коммуникативные навыки;
- эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;
- есть аппетит;
- радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях.
Список литературы
- Гаджиева З.Ш., Шарбузова Х.З., Халилова А.А. Адаптация раннего дошкольного возраста в детском саду// Мировая наука. – 2019. – С.242-246.
- Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Авторский клуб, 2018. – 366 с.
- Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. – 112 с
- Цыбикжапова Д.С. Адаптация детей к ДОО // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 346-348.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...
Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. ...
Консультация для родителей: "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно проте...
«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
. Главными воспитателями своих детей являются родители. Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...
Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных зад...
Мастер-класс для педагогов "Песочная терапия как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада"
Применение песочной терапии в адаптационный период в ДОО...