Игровая деятельность как средства социализации детей дошкольного возраста
методическая разработка по психологии
в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Так дети не умеют при необходимости обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращаются. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. Им тяжело включиться в совместную деятельность, у них отсутствует инициатива в творческом проявлении, они все больше прибегают к инновационным технологиям современного мира, тем самым переставая познавать то, что нас окружает – они не делают для себя первые самостоятельные «открытия», например, такие как: если взять шарик и потереть его о голову соседа, то шарик прилипнет к потолку или, если взять лейку и побрызгать на солнце, то будет радуга. Что значит, что дети не набираются личного опыта и не обогащают свой внутренний мир. Таким образом, им тяжело адаптироваться в обществе - социализироваться, что скажется и на их дальнейшей жизни.
Социализация в нашем случае предстает как усвоение ребенком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Так, рассмотрим игровую деятельность как средство успешной социализации детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_kak_sredstva_sotsializatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность как средства социализации детей дошкольного возраста
Рассмотрения игровую деятельность как средства социализации детей дошкольного возраста, проследим за развитием основной игры – сюжетно-ролевой, на разных возрастных этапах, отметим ее особенности в определенных компонентах деятельности, обратившись к заключениям Д.Б. Эльконина[22].
Компоненты игровой деятельности | Младший возраст (3-4 года) | Средний возраст (4-5 лет) | Старший возраст (5-7 лет) |
Замысел игры, цели и задачи игры | Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослые помогают словом обозначить игровые задачи. | В играх могут решаться сразу несколько задач. Дети сами договариваются перед началом игры. | Замысел игры усложняется и развивается, а не статичен. Дети совместно обсуждают замысел и учитываются пожелания другого ребенка. Появляется перспектива игры. В игре присутствует план, но он сочетается с импровизацией. |
Содержание игры | Сюжетно-отобразительная деятельность переходит в сюжетно-ролевую. Дети начинают отображать действия взрослых. | Содержание игр отображает разнообразные отношения взрослых. Предметно-манипулятивная деятельность отодвигается на второй план. | Дети создают модели разнообразных отношений между людьми. |
Сюжет игры | Бытовые сюжеты преобладают, но эпизод сказок становится значительно больше. | Сюжеты становятся значительно разнообразнее, появляются общественные сюжеты. Дети начинают комментировать сюжеты из сказок и реальной жизни. | Сюжеты игр становятся более творческими, их придумывают сами дети. Появляются сюжеты из фильмов, книг и рассказов взрослых. |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | Ребенок с удовольствием берет на себя роль, но не может ее еще назвать, как полагается. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия. Они активно включаются в игры вместе, однако часто их объединения носят кратковременный характер. | Закрепляются новые формы общения через роли (ролевое взаимодействие и ролевой диалог). Вступают во взаимодействие на более длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе. | Роль занимает все большее место в ее реализации. У детей есть любимые роли (всего 7-10 ролей, из них 2-3 любимые) |
Игровые действия и игровые предметы | Хорошо владеет действиями с игрушками. Начинает свободно перемещать в игре предметы заместители. Дети могут заместить тематические игрушки предметами заместителями. | Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Легко дают им словесное обозначение. | Игровые действия часто заменяются словом. Широко используют в игре подсобный материал. И по ходу игры заменяют и изменяют материал. |
Правила игры | Правила появляются и выполняют функцию регулятора хода игры. | Правила регулируют ролевые взаимодействия. Дети охотно выполняют правила, но и следят за выполнением правил другими детьми. | Дети осознают, что правила являются условием реализации роли. |
Теоретические представления о сущности детской сюжетно-ролевой игры, развитые в современной психологии, в основном сводятся к следующему:
- Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
- Игра занимает своё место в ряду других "воспроизводящих" деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;
- Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребёнка, т.е. социальных влияний.
Как мы видим, на разных возрастных этапах развитие игры происходит отлично друг от друга. Замысел, цели и задачи игры; содержание игры; сюжет игры; выполнение роли и взаимодействие детей в игре; правила игры - все это имеет разную степень развитости. В младшем возрасте игра относится к этапу зарождения, появления и развития, в среднем возрасте - ее можно отнести к этапу усвоения, а в старшем возрасте - к этапу активного применения. На данных этапах так же появляются новообразования в психической жизни у детей дошкольного возраста: восприятие, память, образное мышление, воображение, осознание своего поведения и начало личного самосознания, появление мировоззрения. Таким образом, ребенок развивается, получает новые знания, обретает личный опыт, свой взгляд и точку зрения, учится взаимодействовать, устанавливать нужные связи между явлениями, усваивает правила и нормы общества - что так же являются неотъемлемыми составляющими ранней социализации детей дошкольного возраста.
Программа
Тема№1 «Я, моя семья и домашние хлопоты»
Продолжительность: 2 недели
Задачи:
Комплексная: сформировать заинтересованное отношение к семейным обязанностям.
Познавательно-мировоззренческая: дать представление о возможных домашних хлопотах – стирке, сервировке стола, приглашении на ужин.
Эмоционально-волевая: вызвать желание быть полезным членом своей семьи.
Действенно-практическая: научить детей накрывать на стол.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Семья как группа людей, которые живут вместе. Семейное хозяйство. Распределение ролей в семье. Мама и её обязанности. Папа и его обязанности. Обязанности ребёнка. Ребенок как полезный член семьи.
Сервировка стола. Правильность растравления посуды. Правильное использования столовых приборов. Приглашение друг друга на ужин.
Стирка - очистка от загрязнения, обеззараживание и восстановление гигиенических свойств белья.
Сервировка стола - правильное растравление столовых приборов.
Приглашение на ужин - правильно преподнесенное предложение другим людям о совместном принятии пищи у вас дома.
Проблемные вопросы:
- Почему скатерть должна быть чистой?
- Почему важно правильно расставлять столовые приборы?
- Какое значение имеет то, как используются приборы?
- Как правильно приглашать на ужин?
Игры и упражнения:
Сюжетно-ролевая игра «Семья», ситуации: «Мама заболела», «Званый ужин», «Папа в командировке», «Поездка на дачу», «Поход в магазин», «Сломалась стиральная машина»- имитирование хлопот и взаимоотношений взрослых. Посещение прачечной детского сада для наблюдений. Сервировка обеденного стола в группе. Игра «Назови столовый прибор», «Найди ошибки в сервировке». Празднование дней рождений детей как положено - с учетом изложенных правил.
Творческие задания:
Провести день рождения для куклы, как семейный праздник. Сочинить стихотворение-запоминалку о том, как сортировать стол. Сделать небольшие инсценировки «Я - полезный член семьи!».
Используемые материалы:
Видеоролик по методике М. Монтессори «Сервировка стола», мультфильм Вини-пух «Урок этикета», сайт «Азбука воспитания» статья «Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях».
Тема№2 «Я знаток профессий»
Продолжительность: 3 недели
Задачи:
Комплексная: сформировать заинтересованное отношение к обязанностям людей в разных сферах деятельности, научить детей бережно относиться к чужому труду
Познавательно-мировоззренческая: дать углубленное представление о профессиях, которые дети могут выбрать для себя в будущем; научить детей разбираться в профессиях, их называть и различать.
Эмоционально-волевая: пробудить чувство уважения к каждой существующей профессии.
Действенно-практическая: дети будут уметь вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Профессия как основной вид деятельности в жизни взрослых людей. Знакомые профессии. Профессии в семье: профессии мамы и папы. Профессии, которые мало известны. Сущность профессий. Как появляются новые профессии. Уважение каждой профессии. Как выбирают профессию. О каких профессиях мы мечтаем.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Обязанность – то, что человек исполняет, делает по чьей-либо просьбе, поручению, приказанию или потому, что считает, что это должен сделать именно он.
Проблемные вопросы:
- Почему схожие профессии называются по-разному?
- Нужно ли уважать каждую профессию?
- Как стоит выбирать будущую профессию?
Игры и упражнения:
Сюжетно-ролевая игра «Все профессии важны!» - преображение каждого ребенка в неповторяющиеся профессии, создание образа: внешнего вида и атрибутики, а также, поведения и передача нужного характера (со слов воспитателя), примеры ситуаций: «Моя мама заболела», «В магазин за покупками», «Вниз по шахте - экспедиция», «Порадуй цветочек» и многие другие.
На закрепление материала: игра «Отгадай профессию, которую я загадал» - на ассоциации.
Творческие задания:
Сделать плакат с основными видами профессий, с которыми дети встречались или им еще предстоит ближайшее время с ними встретиться, где на картинках будет показана (зарисована) важность профессий, почему их нужно уважать и не бояться.
Сценка с понравившимися детям профессиями – на взаимодействие - «Кем я стану, когда вырасту».
Используемые материалы:
Посещение рабочих мест родителей. Видеоролик от компании «В гостях у Поли Шоу» под названием «Профессии для детей», сказка «Все профессии важны, все профессии нужны» - автор С.С. Моллекер.
Тема№3 «Я знаю толк в дружбе»
Продолжительность: 1 неделя
Задачи:
Комплексная: научить детей знакомиться, общаться и играть вместе.
Познавательно-мировоззренческая: дать представление о том, кого называют другом или «лучшим» другом.
Эмоционально-волевая: сформировать у детей чувство сопереживания и отзывчивость.
Действенно-практическая: дети будут понимать различия между людьми, научатся уважать чужие желания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Кого называют знакомым. Кого называют другом. Чем знакомый отличается от друга. Когда друг становится лучшим. Всегда ли мы замечаем дружеские взаимоотношения. Бывает ли друг «не настоящим». Могут ли другом стать брат или сестра.
Дружба - бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общих интересах и увлечениях, взаимном уважении, взаимопонимании, взаимопомощи.
Знакомый - тот человек, которого вы уже видели и слышали раньше, которого просто знаете.
Проблемные вопросы:
- Сколько настоящих друзей бывает у одного человека?
- Всегда ли человеку нужен друг?
- Могут ли брат или сестра стать другом?
Игры и упражнения:
Сюжетно-ролевая игра «Мост дружбы» - педагог показывает линейку и говорит, что это мост дружбы, который детям нужно удержать лбами, говоря друг другу комплименты в течение 1 минуты. Игра «Помогаем друг другу», заключается в том, что дети спасают нескольких ребят от шторма и предлагают отправиться с ними в путешествие, совместно решая различные загадки. И проигрывание различных ситуаций: «У Пети не получается лепить», «Маша плачет по потерянной игрушке», «Коля меня толкнул» и «Тайный ангел».
Творческие задания:
Дети лепят из пластилина замочки дружбы и развешивают их на декоративное деревце для ключей. Придумывают перевертыши про дружбу. Сделать инсценировку «Я – хороший друг».
Используемые материалы:
Просмотр мультфильма «Бременские музыканты», прослушивание песни «Воскресенье, суббота, дружба - это не работа», чтение сказки Оскара Уайльда «Настоящий друг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.
Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Социализация - это комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым человек усваивает знания, нормы и ценности, определяющие его как полноценного члена общества. Это непрерывный процесс ...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г....
Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."
В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...
обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"...
Статья "Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста"
Позитивная социализация ребёнка возможна только на основе разнообразных и разнонаправленных видов детской деятельности. В деятельности дошкольники осваивают предметный мир и мир отношений между людьми...
Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.
Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....