ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Социализация - это комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым человек усваивает знания, нормы и ценности, определяющие его как полноценного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности человека.Глобализация современного общества, противоречия социальных отношений и недостаточная внимание к вопросам социального развития предопределяет необходимость ценный вектор позитивного развития взрослеющей личности. Ретроспективный анализ современная психолого-педагогическая литература показывает, что проблема привлечения детей в социальный мир всегда был и остается актуальной и одной из ведущих проблем ребенка развитие личности. Необходимость решения этого вопроса связана с его многогранным характером. Во-первых, общество нуждается в образованных и нравственных людей, обладающих не только знаниями и компетенции, но и позитивное отношение к обществу разных людей. Во-вторых, в этом современный мир ребенок живет и развивается в окружении многочисленных и разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, само образование не всегда обеспечивает высокая степень социализации, сущность которой представлена нравственным достижением как черта социализированной личности, по отношению к другим на основе самоуважения и дружелюбие ко всем. В-четвертых, именно в дошкольные годы закладываются культурологические основы характер устанавливаются. Форма этих фундаментов и способ их введения предопределяют образ будущей личности, ее этническую толерантность, этническую чувствительность, психосексуальная модель поведения. Современная методика позитивной социализации предполагает комплексную поддержку, основанную на сотрудничестве и конструктивный диалог между миром детей и миром взрослых. Поддержка в этом случае означает перемещение вместе с ребенком, когда взрослый создает психолого-педагогические условия для всестороннего развития и позитивной социализации, защиты прав и достоинства маленького ребенка в условиях его реального существования. Поддержка-это процесс взаимодействия между тем, кто поддерживает, и тем, кто поддерживает. Метод комплексное сопровождение позитивной социализации предполагает психолого-педагогические предпосылки, различные способы, виды деятельности, методы и приемы активной поддержки, помощи, содействия усилия ребенка, его стремление к познанию и общению. Гуманистический подход позволяет рассматривать ребенка как личность, обладающую уникальной индивидуальностью, возрастной и личностной конкретные аспекты. По своей сути, данный подход является контекстуальным и предполагает гибкость и вариативность комплексное сопровождение. По мнению современных психологов и педагогов, контекст представляет собой наличие определенной ситуации, среды и системы условий, предопределяющих смысл и значение социально-психолого-педагогического явления. Метод поддержка основана на комплексном подходе, подразумевающем сотрудничество и взаимосвязи между эксперты, педагоги и родители, педагоги и дети, комплекс психологических и педагогическая поддержка не только обеспечивает позитивную социализацию детей, но и помогает адаптироваться их успешно детям-взрослому обществу, социальной реальности и социальной среде. В исследованиях используются различные определения понятия “социализация”. Согласно одному из концепты, социализация - это процесс индивидуальной адаптации к окружающему миру, согласно другой теории, социализация-это “совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид принимает и воспроизводит определенные системные знания, нормы и ценности, которые позволяют действует как полноправный член общества” (Кон 2003). Третий момент заключается в следующем: социализация - это “процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром”. Таким образом, взаимодействие ребенка и общества определяется как “социализация” (от латинского “social”). В широком смысле можно выделить особый процесс когда ребенок входит в общество, адаптируется к культурным, психологическим и социальным факторам посредством ребенок становится культурным и образованным, т. е. “социализированным”. Социализацияиндивидуализация, по мнению Д. И. Фельдштейна, выявляется через отношение ребенка к перенял этнокультурный опыт, через развитие себя как активного и творческого тема. Исследования методологических и теоретических аспектов социализации человека в социальной психология и педагогика позволяют определить ряд предпосылок, необходимых для понимание педагогического смысла этого явления связано с вопросом данного исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Социализация - это комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым человек усваивает знания, нормы и ценности, определяющие его как полноценного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности человека.Глобализация современного общества, противоречия социальных отношений и недостаточная внимание к вопросам социального развития предопределяет необходимость ценный вектор позитивного развития взрослеющей личности. Ретроспективный анализ современная психолого-педагогическая литература показывает, что проблема привлечения детей в социальный мир всегда был и остается актуальной и одной из ведущих проблем ребенка развитие личности. Необходимость решения этого вопроса связана с его многогранным характером. Во-первых, общество нуждается в образованных и нравственных людей, обладающих не только знаниями и компетенции, но и позитивное отношение к обществу разных людей. Во-вторых, в этом современный мир ребенок живет и развивается в окружении многочисленных и разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, само образование не всегда обеспечивает высокая степень социализации, сущность которой представлена нравственным достижением как черта социализированной личности, по отношению к другим на основе самоуважения и дружелюбие ко всем. В-четвертых, именно в дошкольные годы закладываются культурологические основы характер устанавливаются. Форма этих фундаментов и способ их введения предопределяют образ будущей личности, ее этническую толерантность, этническую чувствительность, психосексуальная модель поведения. Современная методика позитивной социализации предполагает комплексную поддержку, основанную на сотрудничестве и конструктивный диалог между миром детей и миром взрослых. Поддержка в этом случае означает перемещение вместе с ребенком, когда взрослый создает психолого-педагогические условия для всестороннего развития и позитивной социализации, защиты прав и достоинства маленького ребенка в условиях его реального существования. Поддержка-это процесс взаимодействия между тем, кто поддерживает, и тем, кто поддерживает. Метод комплексное сопровождение позитивной социализации предполагает психолого-педагогические предпосылки, различные способы, виды деятельности, методы и приемы активной поддержки, помощи, содействия усилия ребенка, его стремление к познанию и общению. Гуманистический подход позволяет рассматривать ребенка как личность, обладающую уникальной индивидуальностью, возрастной и личностной конкретные аспекты. По своей сути, данный подход является контекстуальным и предполагает гибкость и вариативность комплексное сопровождение. По мнению современных психологов и педагогов, контекст представляет собой наличие определенной ситуации, среды и системы условий, предопределяющих смысл и значение социально-психолого-педагогического явления. Метод поддержка основана на комплексном подходе, подразумевающем сотрудничество и взаимосвязи между эксперты, педагоги и родители, педагоги и дети, комплекс психологических и педагогическая поддержка не только обеспечивает позитивную социализацию детей, но и помогает адаптироваться их успешно детям-взрослому обществу, социальной реальности и социальной среде. В исследованиях используются различные определения понятия “социализация”. Согласно одному из концепты, социализация - это процесс индивидуальной адаптации к окружающему миру, согласно другой теории, социализация-это “совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид принимает и воспроизводит определенные системные знания, нормы и ценности, которые позволяют действует как полноправный член общества” (Кон 2003). Третий момент заключается в следующем: социализация - это “процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром”. Таким образом, взаимодействие ребенка и общества определяется как “социализация” (от латинского “social”). В широком смысле можно выделить особый процесс когда ребенок входит в общество, адаптируется к культурным, психологическим и социальным факторам посредством ребенок становится культурным и образованным, т. е. “социализированным”. Социализацияиндивидуализация, по мнению Д. И. Фельдштейна, выявляется через отношение ребенка к перенял этнокультурный опыт, через развитие себя как активного и творческого тема. Исследования методологических и теоретических аспектов социализации человека в социальной психология и педагогика позволяют определить ряд предпосылок, необходимых для понимание педагогического смысла этого явления связано с вопросом данного исследования. Социально - педагогический механизм социализация включает в себя традиционный этап, то есть когда ребенок перенимает поведенческие модели, нормы, стереотипы, обычаи и ценности, характерные для его ближайшего окружения. Рассмотрение информативных характеристик процесса социализации Б. П. Битинаса (1981), И. С. Кон (2003) и Е.Н. Данкова (2008) и др. предполагают, что структура этого явления должны включать следующие компоненты: коммуникативная составляющая (связанная с принятием средства коммуникации и взаимодействия); когнитивная составляющая (формирование нравственно – этической идеи); поведенческий компонент (проявления в деятельности, в повседневной жизни); ценностный компонент (формирование ценностного ядра личности).
Одним из значимых аспектов социально-личностного развития ребенка представляется формирование его гендерной идентичности. Важно чувство принадлежности к своему полу создание “Я-образа” ребенка, во многом предопределяющего его самоощущение, поведение, ценностные ориентации и интересы, отношения с окружающими людьми. Нарушение поведения модели мальчиков и девочек принимаются в процессе гендерной социализации. Пол понимается как специфический набор культурно - поведенческих характеристик, предопределяющих поведение мужчин и женщин (Kon 2003). В современных исследованиях гендерная социализация воспринимается как процесс, когда ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и изучает вещи, которые являются социально приемлемыми для мужчин и женщин в этой конкретной культуре. Гендерная социализация понимается как включение в гендерную культуру этого общества, как утверждение гендерных ролей.
В отечественной психологии 20-30-х годов 20 века проблема развития половой роли интенсивно изучался Е.А. Аркин, М. М. Рубинштейн, н. А. Рыбкин и др. Однако, в течение длительного с тех пор в этой области практически не проводилось никаких расследований. За последние десятилетия многие исследования были посвящены проблеме социализации половых ролей, развитию психологического гендера в детей дошкольного возраста в психологии.
Как отечественные, так и зарубежные исследования подчеркивают важность дошкольного возраста в гендерном аспекте социализация и развитие гендерной идентичности у детей дошкольного возраста; динамика полоролевого развития. Пол - первая категория, где ребенок воспринимает свое " Я”. Когда ребенку полтора - два года, первоначальный пол происходит идентификация: ребенок ассоциирует себя либо с мужским, либо с женским полом. Даже прежде чем он выделится среди других людей, ребенок уже знает, кто он это: мальчик или девочка. В динамике развития половой идентичности, В. Е. Каган различает три основные периоды: половая разница, номинальный пол и сексуальная идентичность. Критические точки падают на три года (первоначальная половая идентичность) и пять-шесть лет (система половой идентичности).
Современные исследователи отмечают роль различных факторов, влияющих на социальную и психическую социализация детей дошкольного возраста. Таким образом, важнейшая роль в гендерной социализации дети принадлежат семьям. Родители, близкие и дальние родственники продемонстрировать ребенку определенные гендерные модели поведения, и они либо сознательно, либо бессознательно контролируют, как поведение ребенка следует этим шаблонам. Важные факторы семейного воспитания предопределяющими гендерную социализацию ребенка являются: структура семьи, положение ребенка в семье, братьях и сестрах, социальных ожиданиях родителей, взаимоотношениях и характер взаимодействия между родителями. Опыт, накопленный в семейных формах. Учитывая контекст исследования, в настоящее время можно определить результаты педагогическая деятельность, основанная на признании многообразия содержания комплекса психолого-педагогическое сопровождение, подразумевающее установление системы мер (в семьи или в детском саду) обеспечение различных видов безопасности для детей дошкольного возраста дети понимают необходимость защищать себя и других людей. Авторы данного исследования выявлено, что педагогическая защита детей развивает у детей дошкольного возраста потребность для защиты и безопасности и направлен на формирование ценностных ориентаций в дети и взрослые (родители и педагоги) по вопросам безопасного поведения на улицах города, в транспорте, на улице, в семье, в процессе общения и т. д.; обеспечение последовательности процессы социализации детей и взрослых в едином социальном пространстве жизни общества субъекты образовательного процесса “семья–детский сад – школа – городской округ – город”; повышение осведомленности детей о правильном и безопасном поведении; развитие мотивации и поведенческая культура субъектов в условиях природного и социального многообразия мира.
Авторами апробированы и доказаны эффективные формы, средства, методы, условия развитие позитивной социализации: образовательные и игровые проекты, дискуссии, экскурсии городской округ, тема коротких поездок, тренинг и продюсерские игры, работа с моделями города район и дорожные знаки, чтение художественной литературы, составление рассказов, рисование, моделирование глины, вырезать и паста, игры в модели ипподрома, работа с глоссарием, обсуждение-путешествие, посещение различные музеи, прослушивание аудиозаписей, просмотр видео (виды транспорта), просмотр картин, составление рассказов на основе личного опыта, наблюдение, дискуссии ориентирована на решение сложных вопросов, сюжетные дидактические игры, культурно - досуговые мероприятия, социально-драматические игры, познавательные и развлекательные квесты и др. Работа с детьми оказалась психолого-педагогическая возможность создания таких условий, которые включали и профилактические мероприятия, обеспечивающие счастливое и безопасное поведение детей дошкольного возраста в среда искреннего, эмоционально позитивного общения. Эффективные методы включают помощь ребенку в социальных реалиях, обогащение ребенка идеями о социальном мире, развитие моральных чувств и компетентности. Авторы обнаружили следующие закономерности в развитии этических идей: моральные чувства к их разумному восприятию и стабилизации. При этом авторы обнаружили важность совместных детско-взрослых мероприятий, игра является ведущей. Социальный и морально-практические занятия для детей были представлены следующими созданными ситуациями направлена на общее развитие: ситуации, связанные с личным опытом ребенка: роль поведенческие ситуации, эмоциональный опыт и понимание человеческих отношений, ситуаций эмоционального переосмысления отношения к себе; ситуации личного выбора ребенка: вербальные ситуации выбора, реальные ситуации самоопределения в обществе.
Экспериментально - исследовательские работы выявили специфику педагогического взрослый человек со своим явлением личного влияния и которое показано здесь как позитив влияние педагога на ребенка. Исследование доказало приоритетность следующих методологических подходов к созданию
методика ценностно-ориентированного развития личности ребенка: аксиологическая и культурологическая подходы, подразумевающие вовлечение ребенка в мир культуры и общечеловеческого значения. Социокультурный подход, направленный на установление элементарного гуманистического отношения между обществом, миром людей, предметов, природы и собственным внутренним мира; подход felixological, что подразумевает содействие ребенку счастья в его/ее жизни, учим ребенка быть и чувствовать себя счастливым. Авторская методика позволяет рассмотреть понятие “поддержка” как помощь, обеспечивающая осознание ценности и смысловой основы ориентаций. Результаты опытно - исследовательской работы могут быть представлены следующими мероприятиями, а инициативы проверены и доказаны в ходе работы с детьми дошкольного возраста:
- Занятия: “культурный человек”, “Наша дружная семья”, “Какие есть виды красоты”, “мы есть все граждане планеты Земля” и др.
- Заседание “Клуба вежливых и культурных”, посвященное таким вопросам, как “этические и неэтичные действия”, “правила приличия”, “Культурная среда”.
- Беседы на нравственные темы: “Обсуждение правил поведения на улицах города”,
-т“Обсуждение традиций русского народа”, “Что такое здоровье и как его сохранить”, “Вы являются частью природы”.
- Дидактические игры: “Найди картинку для соответствия”, “кому что нужно”, игровые упражнения: “назови правила поведения”, “как следует обращаться к другим людям”.
- игры: “Путешествие в человеческое тело”, “Путешествие в лес”.
- Социально-драматические игры (магазин, парикмахерская, почта).
- Педагогические ситуации: “кто прав”, “что надо делать”.
- Развлечения: “празднование взросления”, “почему “моют их чистыми”,” злится“, " работа готово, повеселись”, “наши дорогие”.
- Моральные вопросы.
- Специальные посещения (наблюдение за работой сотрудников детского сада).
- Экскурсии по городу (магазин, почта, питомник лимонных деревьев).
Эти педагогические мероприятия включали следующие средства, методы и приемы: объяснение, споры во время заседания клуба, дискуссии, оценка поведения, разъяснения, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, картин выставки, составление рассказов, решение загадок, домашние задания, просмотр иллюстраций и фотографии, сюрпризы, моделирование, просмотр семейных альбомов, работа во дворе, изготовление ручной работы предметы, семейное древо презентации, рассказы детей о членах их семьи.
Результат развивающейся гендерной социализации был представлен комплексом условий, направленных на подготовку к выполнению будущих социальных ролей. Гендерное воспитание детей preschoolaged доказал возможность выполнения следующих задач: обогащать гендерные идеи дети, организуя партнерские отношения между мальчиками и девочками, развивают искренность и взаимопонимания в отношениях между детьми разного пола, развивающихся детская индивидуальность.
Авторами данного исследования определены предпосылки успешной социализации дети: гендерная компетентность педагогов; внимание к психологическим особенностям дошкольники разного пола в их социально - коммуникативном развитии; принцип совместного предприятия в организации различных видов деятельности; взаимодействие с семьей. Таким образом, дети перенимают социокультурный опыт в виде как спонтанного (мирского), так и организованная социализация. Процесс социализации детей дошкольного возраста, подлежит возрастные, индивидуальные и личностные особенности детей. Педагоги и родители ориентирована на социально - психологическое благополучие детей, связанное с педагогическая поддержка в социализации-индивидуализации ребенка. Психолого-педагогические средства обеспечения свободного развития врожденных способностей, способностей и возможностей ребенка для взрослого выбрать ценности, чувства и социально значимые умонастроения. Комплексная поддержка на основе содержательности и диалогичности психолого-педагогического взаимодействие, основанное на доверии и любви к миру детей. Методика психологического и педагогическое сопровождение строится поэтапно, содержательно раскрывает условия, средства, формы, методы и приемы, способствующие позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Гуманистический подход к социальному развитию и воспитанию позволяет формировать аспекты социализации, такие как морально - ценностные, гендерные, этнокультурные, эмоциональные и личный аспект. Нравственно - ценностная социализация задает вектор развития нравственности манеры, основанные на стандартной модели личности, развитие которой ориентировано на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способы коммуникации, нормы человеческих взаимоотношений. Гендерная социализация рассматривается как процесс, когда ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего полаи узнает то, что социально приемлемым для мужчин и женщин в этой культуре. Род социализация подразумевает включение в гендерную культуру этого общества, принятие гендерного роли. Важнейший аспект социально - личностного развития детей дошкольного возраста представлен этнической принадлежностью. Этнокультурная социализация предполагает включение детей в культуры общества, понимание собственной этнической идентичности, установление возможности этнически толерантное поведение в мультикультурном сообществе. Контекстуальный характер этих типов социализация предопределяет многообразие и вариабельность психолого-педагогического поддержка. Методика сопровождения практически реализует психолого-педагогическую условия, которые включают активную защиту, уход, помощь, помощь и обеспечение личности ребенка развитие, его социализация. Комплексная поддержка в социализации детей подразумевает сотрудничество между психологами, педагогами, медицинскими экспертами и родителями, которые должны оптимальные решения в различных ситуациях социального выбора. Комплексная поддержка детей успешная адаптация к новым социальным сообществам и гармонизация личность и окружающие люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.
Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г....

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."
В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...

обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"...

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.
Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....
Игровая деятельность как средства социализации детей дошкольного возраста
в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Так дети не умеют при необх...
Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.
Помочь детям дошкольного возраста социализироваться в ДОУ с помощью игры....