Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска".
консультация по психологии

Наталия Владимировна Редичкина

Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" и "зоны риска" и их семей в процессе духовно-нравственного воспитания и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pps_detey_zony_riska.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников «ЗОНЫ РИСКА» И «группы риска» и их семей в процессе духовно-нравственного воспитания и развития.

Выступление на районном методическом объединении педагогов-психологов ДОУ подготовлено педагогом-психологом МБДОУ №14 «Теремок» г.Константиновска Редичкиной Наталией Владимировной

« Душа каждого человека- зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного ребенком в семье и детском саду».

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости – являются важной миссией воспитания общества. Содержание духовно- нравственного воспитания дошкольного образования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

Духовно-нравственный портрет ребенка:

Добрый, не причиняющий зла живому.

Честный и справедливый.

Любящий и заботливый.

Уважающий родителей, воспитателей, взрослых.

Трудолюбивый и настойчивый.

Творящий и оберегающий красоту мира.

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий.

Смелый и решительный.

Свободолюбивый и ответственный.

Самостоятельный и законопослушный.

Чувствующий свою связь с народом, страной, культурой.

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам.

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами).

Толерантный (уважающий других, не похожих на него).

В наше время гаджеты и телевидение легко захватывают детское и родительское внимание, поэтому время передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные ценности в будущем окажется сложной задачей. А, если ребенок бесконтрольно или даже вместе с родителями смотрит фильмы со сценами насилия, то это очень пагубно влияет на эмоциональное и психическое здоровье ребенка. Появляются страхи, тревога, агрессия в поведении ребенка. Ребенок попадает в «зону риска» и нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»:

помочь ребенку справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, способствовать его полноценному  психическому и личностному развитию.

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка «группы риска»

1. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.

2. Развить способности понимать эмоциональное состояние других и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации;

3. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

4. Воспитать уверенность в себе;

5. Сформировать адекватную самооценку;

6. Снизить враждебность во взаимоотношениях со сверстниками.

7. Развивать навыки конструктивного общения.

Принципы психо-коррекционной работы.

Основные принципы психо-коррекционной работы, разработанные известными отечественными психологами  Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, A.B. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым и др.

Принцип первый

- «не навреди» и единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной ра​боты принимается только на основе психолого-педаго​гического анализа внутренних и внешних условий разви​тия ребенка.

Принцип второй

- единство возрастного и индивиду​ального в развитии. Это означает индивидуальный под​ход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа ориентирована на некий образец, норму развития, но не должна сво​ей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир пред​полагает широкое поле поиска и деятельности, как в про​странстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

Принцип третий

- единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего разви​тия ребенка.

Принцип четвертый

- деятельностный принцип осуще​ствления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. На каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном пе​риоде онтогенеза, что развитие любой человеческой дея​тельности требует специ​ального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве – это игра.

Принцип пятый

-подход в коррекционной ра​боте к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психо-коррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Этапы работы:

1 этап: Первичная диагностика: 

  Цель: определение потенциальной «группы риска» 

   

    На первом этапе: диагностическое обследование направлено на определение потенциальной группы риска, мною проводятся наблюдения за деятельностью детей в группе, диагностика уровня личностно-социального развития, диагностика эмоциональных нарушений (Методики: Панфилова М.А. «Кактус»; Т.А.Репина «Секрет»; В.Г. Щур «Лесенка», Тесты: Дж.Бак «Дом-дерево-человек», Р.Тэммпл «Выявление тревожности», тест «Рисунок семьи»).

2 этап

Работа Психолого-педагогического консилиума ДОУ  по построению индивидуального образовательного маршрута сопровождения ребенка «группы риска».

  Проведение психо-коррекциионной работы с ребенком.

Направления коррекционной работы с детьми «зоны риска» и «группы риска»

Тревожные дети.

 1. Повышение самооценки ребенка;

 2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

  3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Агрессивные дети.

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть  собой в различных ситуациях;

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Гиперактивные дети.

1. Развитие дефицитарных функций;

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками

За основу при составлении индивидуальных программ сопровождения ребенка «группы риска» можно использовать  комплекс занятий авторов-составителей:

  • С.И. Семенака «Уроки добра» коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Москва 2005 г.
  • Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева, Т.Т.Кириченко. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Волгоград.2015
  • В.Л. Шарохина  «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» Москва .Прометей. 2003 г.
  • И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» Книголюб 2005.
  • Н.Ю.Куражева. Программа «Цветик-семицветик».

Методы работы с детьми «группы риска» и «зоны риска»

1. Наблюдения.

2. Беседы.

3. Телесно-ориентированные техники (психогимнастики, дыхательные упражнения, релаксация).

4. Арт-терапия.

5. Ролевая игра. Подвижные игры. ( «Ручеек», «Золотые ворота», «Завивайся плетень», «Ловкий в кругу»)

6. Работа с карточками (эмоции).

7. Моделирование ситуаций.

8. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

9. Чтение детской художественной литературы воспитательного характера. Сказка - это воспитание души ребенка, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи, читая сказки детям, закладываем духовно-нравственное начало.

 10. Знакомство детей с православной культурой, с календарными православными и народными праздниками (Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица, День семьи, любви и верности, Успение)

11. Тематические выставки детского творчества.

12. Участие в социальных акциях.  « Своих не бросаем» - письма, открытки своими руками участникам СВО.

13. Посещение музея на территории детского сада « Память о защитниках Родины в ВОВ» воспитывает патриотические чувства.

14. Экскурсии в музей «Быт Донских казаков XIX-XX века» на территории детского сада помогают помнить традиции и обычаи.

3 Этап.  Психопрофилактика и просвещение родителей  и педагогов.

Данный этап направлен на повышение психологической компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и в первую очередь семье. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребенка. Именно на положительных эпизодах жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятия «что такое хорошо, а что такое плохо».  Консультируя, родителей детей «зоны риска», помогаю  родителям осознать, что именно в семье передаются детям нравственные и духовные обычаи, традиции и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов и психолога в духовно-нравственном воспитании детей. Проводятся консультации для родителей: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей»,  «Воспитание чтением», «Иерархия в семье» и др.

Одним из важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход к ребенку. Ребенок дошкольного возраста все впитывает, как губка и хорошее и плохое, к сожалению. И нам, взрослым очень важно не навредить, не сломать чистое и непосредственное восприятие окружающего мира, а осторожно зернышко за зернышком сеять доброе, честное, чистое в души детей.

Важнейшим условием успешности работы с детьми «группы риска» является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.

4 этап. Контрольно-итоговый

  • Цель: определить динамику в развитии ребенка, результативность проведения коррекционно-развивающей работы и при необходимости скорректировать дальнейшую работу с ребенком «группы риска» или «зоны риска». Контроль проводится через систему мониторинга.
  • Цель мониторинга: оценка результативности работы по сопровождению ребенка и вывода его из «группы риска» или «зоны риска» .

Литература:

  1. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2004
  2. ШироковаГ.А., Жадько Е.Г.Практикум для детского психолога.  Ростов н/Д, 2007

3. С.И. Семенака «Уроки добра» коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Москва 2005 г.

  1. Г.М.Татарникова, И.И.Вепрева, Т.Т.Кириченко. Индивидуальное сопровождение детей «группы риска». Волгоград.2015
  2. И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» Книголюб 2005.
  3. Л.В.Коломийченко., Г.И.Чугаева., Л.И.Югова «Дорогою добра» Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска" и их семей "Дорогой добра"

Материал создан в соавторстве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и старшего методиста...

Проект психолого-педагогической поддержки детей "группы риска"

В статье представлены материалы долгосрочного проекта по психолого-педагогической поддержке детей "группы риска" и организации взаимодействия с их родителями....

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...