Тренинг для родителей «Вместе мы сила!»
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «готовность к обучению в школе».
- Помочь родителям осознать свои неэффективные способы общения и взаимодействия с детьми.
- Помочь родителям выработать новые эффективные способы общения с детьми.
- Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tr_dlya_rod.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей «Вместе мы сила!»
Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах готовности ребенка к обучению в школе
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «готовность к обучению в школе».
- Помочь родителям осознать свои неэффективные способы общения и взаимодействия с детьми.
- Помочь родителям выработать новые эффективные способы общения с детьми.
- Помочь родителям осознать и отреагировать свою тревогу и переживания, связанные с поступлением в школу ребенка.
Оборудование: мягкие игрушки, ватман, цветные маркеры, карандаши, бумага, блокнот, ручки, шарфы.
Время: 45-60 минут
Ход занятия:
Психолог: добрый день, уважаемые родители наших будущих выпускников. Я рада приветствовать Вас в стенах нашего уютного дома под названием детский сад. Вот уже совсем скоро нам прощаться, осталось совсем немного времени. Практически у каждого из Вас возникает тревога, связанная с будущим наших деток. Сегодня я попытаюсь ответить на самые распространенные вопросы, связанные со школой.
Упражнение №1 «Сходство» (5 мин.)
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.
Материал: мягкие игрушки.
Каждому участнику представляется возможность выбрать игрушку, назвать свое имя, имя своего ребенка и найти сходство игрушки и своего ребенка.
Упражнение №2 «Принятие правил группы» (5 мин.)
Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила
«Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимо правила, которые будут соблюдаться всеми:
- активность
- доброжелательность и уважение
- правило «СТОП»
- правило «Я-высказывания»
- правило на запрет давать оценку
Анализ упражнения:
- В какой степени предложенные правила ясны участникам?
- Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?
- Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?
Упражнение №3 «Ассоциации» (5 мин.)
Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать, соответствующую, обстановку и настрой.
Материалы: ватман с изображением школы, маркер, стикеры-квадратные листочки (окна).
Психолог: я предлагаю Вам подумать и записать на стикере – окне первое, что приходит на ум, когда вы слышите слово школа и приклеить к нашей школе. Обратите внимание сколько окон в нашей школе. (Обсуждение возникших ассоциаций)
Упражнение №4 «Мозговой штурм» (7 мин.)
Цель: знакомство с понятием «готовность к школе».
Материалы: Ватман с нарисованным ребенком.
Психолог: предлагаю подумать из чего же состоит понятие готовность к обучению в школе. Итак, на плакате изображен ребенок. Сейчас на против частей тела я буду записывать самые важные составляющие готовности к обучению в школе. Психолог предлагает родителям рассказать, как они понимают это определение. Предложения родителей фиксируются. Далее психолог подводит итог и резюмирует ответы о трех составляющих готовности к обучению в школе (физической, интеллектуальной, социальной, эмоциональная). Мини-лекция (Приложение 1)
Психолог: Далее предлагаю рассмотреть выставку рисунков, созданных вашими детьми. Тема выставки: «Моя будущая школа». Мы заранее с ребятами провели беседу о школе перед тем, как приступить к рисованию. Рисунки подписаны с обратной стороны намеренно, чтобы Вам было не видно, где чей, мы сейчас будем оценивать не уровень графического навыка, а эмоциональное отношение детей к школе и уровень школьной тревожности. Понятие школьная тревожность обозначает комплекс негативных переживаний ребёнка (страх, тревога, нервозность и т.д.) по поводу ситуаций, связанных со школой и учителем. Высокий уровень «школьной тревожности» приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения. Результаты проведенного исследования показал, что большинство детей седьмого года жизни в той или иной мере испытывают тревогу по поводу поступления в школу. Менее половины из них (45%) демонстрируют эмоциональное неблагополучие, у 17% детей – устойчивый, сильно выраженный страх перед школой. Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они будут там заниматься. Оказывают своё влияние и негативный школьный опыт старших детей, и педагогические ошибки взрослых в семье. Известно, что наиболее ярко отношение ребёнка к тому или иному явлению действительности проявляется в его рисунках, поэтому для определения отношения к школе и учению удобнее всего использовать графический тест «Рисунок школы».
После того, как родители рассмотрели рисунки, психолог раздает родителям рисунки их детей. Далее предлагается родителям самостоятельно оценить степень тревожности, у своих детей, относительно школы. (Приложение 2) Психолог зачитывает как оценить рисунок, родители фиксируют баллы.
Психолог: теперь, те кто готовы открыто обсудить, давай попробуем разобрать получившиеся результаты. Те, кому сложно сейчас сформулировать свой вопрос, приходите на индивидуальную консультацию.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Упражнение №5 «Школа-дом» (7 мин.)
Цель: закрепить полученные знания о готовности к школе
Игра – ассоциация. Психолог сравнивает готовность к школе с домом, у которого есть фундамент, стены и основания и предлагает распределить качества в соответствии с частями дома. Перед родителями разрезные части школы (фундамент, стены, крыша и бумажки с надписями (компоненты школьной готовности). Родителям предлагается собрать дом и распределить аспекты школьной готовности (фундамент – это основное развитие и обучение, которое ребенок получил в дошкольном детстве, стены – это мотивация к обучению в школе и умение учиться, крыша – это умение родителей поддержать своего ребенка), затем приклеить дом на ватман и соответствующие составляющие школьной готовности.
Родители выполняют задание. Обсуждение упражнения.
Психолог: Встречаясь с учителями первоклассников, почти все в голос твердят одно, мы научим читать и писать, сложнее с дружбой и самостоятельностью. Как вы думаете с чего начинается дружба?! (ответы родителей). Совершенно верно, все начинается с улыбки. Обратите внимание с каким лицом мы начинаем свое утро. А с каким настроением мы входим в приемник группы, приводя детей в детский сад. Порой в суете будних дней мы забываем, что дети на нас смотрят и копируют наше поведение. Наша модель поведения, как родителей единственная правильная для детей. Обратите внимание обращаетесь ли вы к друг другу по имени, а ведь знакомы вы давно, дети уже на пороге к выпуску из стен детского сада.
Упражнение №6 «Мы разные, но мы похожи» (5 мин.)
Цель: познакомить и сблизить родительский коллектив
Психолог: Встаньте те, кто имеет одного ребенка, поднимите руку у кого два ребенка, похлопайте в ладоши те, у кого есть опыт быть родителем первоклашки. Как Вы думаете для чего я провела эту игру?! (Ответы родителей) обратите внимание сколько у Вас общего, а есть те, у кого можно спросить совет, найти ответ на интересующий Вас вопрос.
Очень важно, чтобы дети видели ваше спокойствие, доброжелательность, уверенность в том, что будет все хорошо и, что школа - это не страшно. Пугает неизвестность, а как же снять тревогу?! Ответ прост: сходите с ребенком на экскурсию в школу, изучите дорогу до школы, познакомьтесь с учителями будущих первоклассников. Спросите у детей какие впечатления о школе, о учителе у ребенка. Важно интересоваться мнением детей. В современном мире родители выбирают школу, учителя, а порой и программу, но забывают о важном, о мнении детей.
Упражнение №7 «Поводырь» (7 мин.)
Цель: помочь родителям понять, на сколько важно знать и учитывать мнение ребенка.
Предлагается разбить всех участников на пары. По залу расставляются препятствия в виде маленьких стульчиков. Одному человеку в паре завязывают шарфом глаза и рот. Пару связывают таким образом, чтобы одна нога была свободна, другая привязана к напарнику, к его ноге. В результате выходит так, что пара может передвигаться, но управляет парой тот, у кого открыты глаза и рот. Звучит музыка, по сигналу участники начинают передвигаться по залу.
Обсуждение: необходимо выяснить, у участников, на сколько было комфортно тем, у кого были закрыты глаза и рот. Провести ассоциацию с детьми, они так же себя чувствуют, когда их мнение не важно.
Психолог: Особое внимание стоит уделить тому, на сколько ваш ребенок самостоятелен, может ли без вас одеться, и раздеться, сложить вещи, собрать портфель, знает ли дорогу до школы и обратно, все эти знания вселяют в ребенка уверенность, что он все может, что без вас вполне справится. Так же стоит уделить внимание тому, на сколько ваш ребенок может спокойно вступить в диалог со взрослыми и детьми, может ли попросить помощи у учителя или одноклассников. Уровень развития коммуникативной сферы так же является составляющей школьной готовности.
Упражнение №8 «Моё солнышко» (5 мин.)
Цель: повысить веру родителей в возможности их детей, вселить уверенность в том, что вместе они сила.
Материал: листы и цветные карандаши, по количеству участников
Каждому участнику предлагается нарисовать по середине листа желтый круг, написать имя своего ребенка
Психолог: для каждого из Вас ваш ребенок - это солнышко. Я предлагаю нарисовать круг и лучики и подписать каждый лучик словом, подтверждающим, что Ваш ребенок готов к обучению в школе. Например, Вася умеет читать, Катя умеет рисовать, Миша хороший друг или Валя сама ходит в магазин. А дальше я предлагаю забрать это солнышко домой, разместить на видное место и дорисовывать лучики дописывая качества вашего ребенка, которые вы сразу не припомнили. Главное – не забудьте зачитать это Вашему ребенку!
Психолог: я подготовила для вас буклеты, которые Вам сейчас раздам, они помогут облегчить Ваш путь в подготовке к школе. (Приложение 3)
Психолог: и в заключении хочу прочитать Вам одну притчу
Мать спросила у мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.
- Сколько ему лет? - спросил мудрец.
- Пять.
- Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала
Рефлексия (5 мин.)
Психолог: На доске картинка портфеля, символ знаний, предлагаю Вам сейчас взять стикер написать и прикрепить его к портфелю:
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились сегодня?
- Ваши пожелания.
Литература
- Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
- Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
- Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54
Приложение 1
Мини-лекция «Компоненты школьной готовности»
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности [1]:
- интеллектуальный
- эмоциональный
- социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Приложение 2
Тест «Рисунок Школы»
Цель методики: определение эмоционального отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.
Классификация методики: проективная, графическая для индивидуальной и групповой диагностики.
Возраст и контингент обследуемых: 6-8 летние дети, посещающие подготовительные группы дошкольных отделений и первоклассники.
Актуальность диагностической методики. Понятие школьная тревожность обозначает комплекс негативных переживаний ребёнка (страх, тревога, нервозность и т.д.) по поводу ситуаций, связанных со школой и учителем. Высокий уровень «школьной тревожности» приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения.
Процедура проведения. Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый лист бумаги формата А4, цветные карандаши и просят: «Здесь, на листе бумаги, нарисуй школу, как ты себе её представляешь.»
Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребёнка записывают на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов.
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивают по трём показателям: 1) цветовая гамма 2) линия и характер рисунка 3) сюжет рисунка. При анализе по каждому показателю выставляется бальная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.);
0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах;
1 балл – в равной степени присутствуют и светлые и тёмные цвета
2. Линия и характер рисунка
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, слабый нажим;
1 балл – присутствуют обе характеристики.
3. Сюжет рисунка
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и т.д.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя или учебного процесса; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь, снег); время суток – ночь или вечер;
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
Анализ результатов
6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;
4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения старших детей в семье;
- баллов – у ребёнка выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Приложение 3
Советы родителям успешного первоклассника!
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Желаю Вам успехов!
Ваш психолог Наталья Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
· способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами...
Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
Возможность для педагогов немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи....
Сценарий тренинга для педагогов «Вместе – мы сила»
Тренинг помогает раскрыть творческий потенциал каждого педагога и почувствовать себя частичкой единого целого....
Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
тренинг для педагогов, способствующий позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами...
Тренинг для педагогов «Вместе мы сила»
- способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; - объединить участников в единую группу, прида...
Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы сила»
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя уп...
Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, друж...