Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
методическая разработка
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_vmeste_my_sila.docx | 132.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик»
Тренинг для педагогов
Педагог-психолог: Воробьева Г.Ф.
г. Когалым, 2020 г.
Актуальность
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.
Цель тренинга: повышение сплоченности педагогического коллектива.
Задачи:
- Снять эмоциональное напряжение педагогов;
- Развивать коммуникативные навыки педагогов;
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами.
- Формировать благоприятный психологический климат в коллективе.
Необходимые материалы для тренинга: шляпа, простые карандаши и маркеры, листы бумаги, шарфики; мягкая игрушка; золотой ключик, спокойная музыка для релаксации.
Ход тренинга
- Организационная часть.
Психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.
В любом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с этими правилами.
- Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
- Говорю за себя.
- Внимательно слушать друг друга.
- Не перебивать говорящего.
- Уважать мнение друг друга.
- Безоценочность суждений.
- Активность.
- Правило «стоп».
- Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).
- Основная часть.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.
Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Психолог:
Что может сделать встречу приятной? (Высказывания педагогов).
Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент стоящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Психолог: Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по – другому посмотреть на себя.
- Мини лекция «Сплоченный коллектив»
Психолог: Как вам всем известно, в благоприятном климате растение может расцвести, а в другом зачахнуть. Так можно и сказать про нас с вами. В дружном сплоченном коллективе педагог развивается, раскрывает свой потенциал, а в другом – наоборот… Возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от него зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.
- Как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»?
Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
- Что нужно делать, чтобы коллектив был сплоченным?
Заповеди сплоченного коллектива
- Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди, с которыми вы общаетесь, почувствуют, что они вам интересны.
- Будьте хорошим слушателем.
- Почаще улыбайтесь.
- Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
- Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
- Научитесь доверять людям.
- Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы.
- Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
- Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
- Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
- Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
- Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
- Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
- Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
- Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
Психолог: Сейчас мы на посмотрим, насколько нам удается действовать вместе.
- постройтесь по размеру обуви.
- Упражнение «Кто быстрее»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Психолог: Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры:
- треугольник;
- ромб;
- угол;
- буква;
- птичий косяк;
- круг;
- квадрат.
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание?
- Что помогло при его выполнении?
- Упражнение «Мы с тобой похожи»
Цель: развивать коммуникативные навыки, дать педагогам возможность узнать друг друга ближе.
Психолог: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
- Какие эмоции испытывали во время упражнения?
- Что нового узнали о других?
- Что интересное узнали?
- Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Психолог: Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.
Обсуждение:
- Трудно ли было создавать картину вместе?
- В чём именно заключалась трудность?
- Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).
- Упражнение «Семь свечей»
Цель: релаксация.
Психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»
Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.
Обсуждение:
- Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
- Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?
- Упражнение «Волшебный ключ от волшебной двери»
Цель: Эмоционально-психологическое сближение участников.
Психолог: Каждый участник по очереди выходит, берёт ключ и говорит, какую волшебную дверь он бы открыл и что за ней.
Анализ упражнения:
- Кто из участников хотел бы войти в волшебную дверь другого участника.
Заключительная часть.
Упражнение «Подарок».
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Психолог: Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Психолог: Наш тренинг подошел к завершению. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы – сила! Спасибо всем за участие!
Список использованной литературы:
- Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – Москва : Сфера, 2005. – 60 с.
- Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
- Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
- Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
- Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
- 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
· способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами...
Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"
Возможность для педагогов немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи....
Сценарий тренинга для педагогов «Вместе – мы сила»
Тренинг помогает раскрыть творческий потенциал каждого педагога и почувствовать себя частичкой единого целого....
Конспект тренинга для педагогов "Укрепление психологического здоровья в коллективе. "Наш коллектив - это сила"
Цель и задачи.Материал для тренингаХод тренигаРефлексия...
Тренинг детско-родительских отношений “В ЕДИНСТВЕ СИЛА”
Цель: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком; снять тревожность, напряженность и страхи в отношени...
Тренинг "Вместе мы сила!"
Описание практических упражнений на тренинге...
Тренинг для педагогов ДОУ "Вместе мы сила"
Задачи: Ø способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;Ø повысить групповую сплоченность;Ø снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;Ø...