проект "Планета эмоций"
проект по психологии (старшая группа)

педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_emotsiy.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

(детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

Проект

по созданию личностно-развивающей среды,

направленной на развитие социально - эмоционального интеллекта

детей дошкольного возраста «Планета эмоций»

Срок реализации проекта: 2022-2025 гг.

Команда разработчиков:

Гаас Марина Александровна, воспитатель

Костылева Елена Владимировна, воспитатель

Пенкина Оксана Александровна, воспитатель

Сысоева Зоя Петровна, воспитатель

Алтайское, 2022

Пояснительная записка

Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях.

 Между тем родители и педагоги мечтают видеть детей успешными: активными и гармонично развитыми, открытыми для всего нового, жизнестойкими, умеющими справляться с трудностями, ставить и достигать цели. В мире, где нет готовых ответов, где традиционные формы социальной интеграции уже не гарантируют успешность, всё большее значение приобретает развитие личностного потенциала детей, их способности понимания себя, самоорганизации и саморегуляции. Все вышеперечисленные качества дают неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в усвоении социальных норм и правил, в активной самореализации в обществе.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом   для развития эмоционального интеллекта ребенка.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир, а именно свои эмоции. Необходимо развивать у дошкольников способность понимать свои чувства и чувства других людей, умение справляться с эмоциями и направлять их в благое русло. Развитый эмоциональный интеллект помогает ребенку решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Ребенок легко преодолевает сложности, опираясь на свои сильные стороны. Развитый эмоциональный интеллект определяет  успешность человека в карьере и в жизни.

 Поэтому задача организации образовательного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие, становится весьма актуальной, и решать её можно двумя путями:

  • перестраивая среду, создавая такие условия, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата, где всё это становится предметом рефлексии и органично вплетается в образовательный процесс;
  • организуя специальные занятия с детьми, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы работы, которая будет проводиться в отдельное специально выделенное для этого время.

Управленческая команда представила проект по созданию личностно-развивающей образовательной среды «Единство всех – уникальность каждого», направленный на создание условий для развития личностного потенциала всех участников образовательных отношений путем организации деятельности детско-взрослых сообществ.    

Основой педагогического проекта по созданию личностно-развивающей среды «Планета эмоций», направленного на развитие социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста стала разработанная при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» парциальная программа «Социально-эмоциональное развитие дошкольников», которая отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. Эффективность проекта будет выше, а её результаты устойчивее, если принятые на занятиях ценности и правила взаимодействия между детьми и педагогом, освоенные приёмы и техники будут переноситься за рамки занятий по программе в повседневное общение, интегрироваться в другие виды деятельности, изменяя отношения детей со сверстниками и взрослыми. Планируется также проведение итоговых коллективных мероприятий: праздников, событийных мероприятий, квест-игр.

Данный проект рассчитан на 2 года обучения. В конце первого года будет проведен праздник  «По следам эмоций », в конце второго  года  обучения планируется итоговое событийное мероприятие  Квест - игра «Долина эмоций». Предполагается проведение мониторинга в начале года и в конце года тест «Как хорошо ты понимаешь свои чувства?».

Также обязательным условием реализации нашего проекта необходимость организовать содержательную, насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную, безопасную, эстетически привлекательную предметно-пространственную развивающую среду: скамейка-мирилка, «Говорящая стена»,  «Островок дружбы», уголок уединения и т.д..  

Принципы построения и реализации проекта:

Полнота — программа представляет собой полный курс, рассчитанный на интеграцию в образовательный процесс в режиме еженедельных занятий.

Межпредметность — программа включает в себя содержание из различных областей знаний, а также позволяет интегрировать соционально-эмоциональное обучение в различные области образовательной деятельности.

Интерактивность — в программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию всех участников образовательного процесса.

Практико-ориентированная направленность — программа нацелена на овладение ребёнком знания и навыками, полезными в решении актуальных социовозрастных задач

Индивидуальный подход — программа позволяет педагогу создавать индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребёнка; адаптировать содержание и формы под индивидуальные особенности участников .

Систематическое последовательное усложнение материала — программа каждого года построена с поступательным расширением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и их опытом работы в рамках программы.

Включённость заинтересованного сообщества — программа создаёт системную среду, способствующую развитию личностного потенциала ребёнка, подразумевающую активное включение всех участников образовательного процесса. В том числе программа помогает родителям осознанно участвовать в социально-эмоциональном развитии ребёнка.

Цель: создание условий для развития социально - эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста  путем организации развивающей образовательной среды.

Задачи :

  1. Создание содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной предметно-пространственной среды, способствующей развитию социально-эмоционального интеллекта дошкольников.
  2. Развивать социально-эмоциональный интеллект дошкольника: учить идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей по внешним проявлениям (мимике, жестам, голосу), учить определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, формировать умение регулировать свое эмоциональное состояние, его интенсивность и проявление эмоций, развивать способность задействовать эмоции для решения актуальных задач, выстраивания взаимодействия.
  3. Разработка методических разработок мероприятий, направленных на социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Планируемые результаты:

  1. Создана содержательная, насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, эстетически привлекательная предметно-пространственная развивающая среда, способствующая развитию социально-эмоционального интеллекта дошкольников.

  1. Ребенок:
  • обладает установкой положительного отношения к миру, другими людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать  конфликты;
  • способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения;
  •  проявляет эмпатию, по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь к другим людям.
  •  проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  •  достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.  
  •  может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  •  эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

  1. Разработаны методические мероприятия, направленные на социально-эмоциональное развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....