проект "Планета эмоций"
проект по психологии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
(детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Проект
по созданию личностно-развивающей среды,
направленной на развитие социально - эмоционального интеллекта
детей дошкольного возраста «Планета эмоций»
Срок реализации проекта: 2022-2025 гг.
Команда разработчиков:
Гаас Марина Александровна, воспитатель
Костылева Елена Владимировна, воспитатель
Пенкина Оксана Александровна, воспитатель
Сысоева Зоя Петровна, воспитатель
Алтайское, 2022
Пояснительная записка
Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях.
Между тем родители и педагоги мечтают видеть детей успешными: активными и гармонично развитыми, открытыми для всего нового, жизнестойкими, умеющими справляться с трудностями, ставить и достигать цели. В мире, где нет готовых ответов, где традиционные формы социальной интеграции уже не гарантируют успешность, всё большее значение приобретает развитие личностного потенциала детей, их способности понимания себя, самоорганизации и саморегуляции. Все вышеперечисленные качества дают неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в усвоении социальных норм и правил, в активной самореализации в обществе.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта ребенка.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир, а именно свои эмоции. Необходимо развивать у дошкольников способность понимать свои чувства и чувства других людей, умение справляться с эмоциями и направлять их в благое русло. Развитый эмоциональный интеллект помогает ребенку решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Ребенок легко преодолевает сложности, опираясь на свои сильные стороны. Развитый эмоциональный интеллект определяет успешность человека в карьере и в жизни.
Поэтому задача организации образовательного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие, становится весьма актуальной, и решать её можно двумя путями:
- перестраивая среду, создавая такие условия, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата, где всё это становится предметом рефлексии и органично вплетается в образовательный процесс;
- организуя специальные занятия с детьми, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы работы, которая будет проводиться в отдельное специально выделенное для этого время.
Управленческая команда представила проект по созданию личностно-развивающей образовательной среды «Единство всех – уникальность каждого», направленный на создание условий для развития личностного потенциала всех участников образовательных отношений путем организации деятельности детско-взрослых сообществ.
Основой педагогического проекта по созданию личностно-развивающей среды «Планета эмоций», направленного на развитие социально - эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста стала разработанная при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» парциальная программа «Социально-эмоциональное развитие дошкольников», которая отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. Эффективность проекта будет выше, а её результаты устойчивее, если принятые на занятиях ценности и правила взаимодействия между детьми и педагогом, освоенные приёмы и техники будут переноситься за рамки занятий по программе в повседневное общение, интегрироваться в другие виды деятельности, изменяя отношения детей со сверстниками и взрослыми. Планируется также проведение итоговых коллективных мероприятий: праздников, событийных мероприятий, квест-игр.
Данный проект рассчитан на 2 года обучения. В конце первого года будет проведен праздник «По следам эмоций », в конце второго года обучения планируется итоговое событийное мероприятие Квест - игра «Долина эмоций». Предполагается проведение мониторинга в начале года и в конце года тест «Как хорошо ты понимаешь свои чувства?».
Также обязательным условием реализации нашего проекта необходимость организовать содержательную, насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную, безопасную, эстетически привлекательную предметно-пространственную развивающую среду: скамейка-мирилка, «Говорящая стена», «Островок дружбы», уголок уединения и т.д..
Принципы построения и реализации проекта:
Полнота — программа представляет собой полный курс, рассчитанный на интеграцию в образовательный процесс в режиме еженедельных занятий.
Межпредметность — программа включает в себя содержание из различных областей знаний, а также позволяет интегрировать соционально-эмоциональное обучение в различные области образовательной деятельности.
Интерактивность — в программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию всех участников образовательного процесса.
Практико-ориентированная направленность — программа нацелена на овладение ребёнком знания и навыками, полезными в решении актуальных социовозрастных задач
Индивидуальный подход — программа позволяет педагогу создавать индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребёнка; адаптировать содержание и формы под индивидуальные особенности участников .
Систематическое последовательное усложнение материала — программа каждого года построена с поступательным расширением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и их опытом работы в рамках программы.
Включённость заинтересованного сообщества — программа создаёт системную среду, способствующую развитию личностного потенциала ребёнка, подразумевающую активное включение всех участников образовательного процесса. В том числе программа помогает родителям осознанно участвовать в социально-эмоциональном развитии ребёнка.
Цель: создание условий для развития социально - эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста путем организации развивающей образовательной среды.
Задачи :
- Создание содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной предметно-пространственной среды, способствующей развитию социально-эмоционального интеллекта дошкольников.
- Развивать социально-эмоциональный интеллект дошкольника: учить идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей по внешним проявлениям (мимике, жестам, голосу), учить определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, формировать умение регулировать свое эмоциональное состояние, его интенсивность и проявление эмоций, развивать способность задействовать эмоции для решения актуальных задач, выстраивания взаимодействия.
- Разработка методических разработок мероприятий, направленных на социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Планируемые результаты:
- Создана содержательная, насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, эстетически привлекательная предметно-пространственная развивающая среда, способствующая развитию социально-эмоционального интеллекта дошкольников.
- Ребенок:
- обладает установкой положительного отношения к миру, другими людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения;
- проявляет эмпатию, по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь к другим людям.
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
- может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
- Разработаны методические мероприятия, направленные на социально-эмоциональное развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."
Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....