Семинар-практикум "Организация совместной игровой деятельности"
консультация по психологии (младшая группа)
Семинар-практикум содержит теоретическую и практическую часть для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sovmestnoy_igrovoy_deyatelnosti_roditeley_s_detmi.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация совместной игровой деятельности родителей с детьми»
Семинар-практикум для родителей детей раннего возраста
Педагог-психолог:
Клычихина Татьяна Андреевна
Семинар-практикум «Организация совместной игровой деятельности родителей с детьми».
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании, проявления самостоятельности, развития фантазии, воображения.
Игра – способ познания окружающего мира и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
- Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
- Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного подхода к ней.
- Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
- Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами.
- Игра – развивает психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения).
- В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Значение игры в жизни ребенка:
- Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
- Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
- Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. (недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл игру психическим витамином.)
- Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
- Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
- Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
- В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
- Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Совместные игры ребенка с родителями.
Родителям просто необходимо хотя бы в какой-то доле иметь время для ребенка и в течение этого времени жить в его мире, то есть играть, интересно беседовать, фантазировать, шутить и смеяться вместе с ним. Ссылка на занятость – не очень убедительное оправдание. В конце концов, «очень занятый родитель» - это человек, определивший свои приоритеты, в которых ребенку досталось не так много места и времени, так сказать, «по остаточному принципу».
Совместные игры очень важны как для ребенка, так и для взрослого:
- Нам так хочется, чтобы ребенок был веселым, здоровым, красивым, много знал и умел. А ничто не делает ребенка более счастливым, чем игра с мамой и папой. Поэтому так важно проводить совместные игры детей и родителей. Чем больше общения, тем интенсивнее идет его физическое и психологическое развитие. В этом заключается психология детского развития.
- Совместные игры дают возможность ребенку понять, что он дорог нам, а это бесценное ощущение для ребенка, способствующее формированию уверенности в себе.
- Они помогают решать некоторые психологические проблемы. Ведь игра – это прообраз жизненных ситуаций, поэтому через игры можно избавить ребенка от страхов, повысить самооценку и придать уверенности в себе, справиться с некоторыми трудностями в обучение.
Примеры совместных игр родителей и детей до 3 лет.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода.
Игра «Найди заданный предмет на картинке»
Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и найти предмет заданный взрослым.
Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, отыскивая заданные предметы, тем выше устойчивость его внимания, а чем быстрее он отыскивает нужные предметы на картинке, тем выше концентрация его внимания. Если ребенок не находит предметы, расположенные на периферии, значит, объем его внимания незначителен.
Игра «Найди такой же»
Инструкция: Для игры требуются одинаковые наборы предметных картинок по числу игроков. Взрослый помогает детям разложить все картинки перед собой, после чего показывает одну картинку из своего набора и предлагает найти такую же. Если ребенок нашел и показал правильно, игра продолжается.
Начинать можно с трех картинок, постепенно увеличивая их количество.
Игра «Соберись на прогулку»
Инструкция: Взрослый предлагает ребенку «собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например: взрослый называет «шапка» - ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.
Игра «Кто позвал мяч?»
Инструкция: Дети стоят в кругу. Взрослый называет имя ребенка и подбрасывает мяч вверх. Тот, чье имя назвали, должен помогать (догнать) мяч и вернуть его взрослому.
Когда дети освоили этот вариант игры, можно внести усложнения. Например, ребенок не возвращает мяч взрослому, а сам называет имя любого из игроков и подбрасывает мяч вверх. Игрокам можно встать не в круг, а в свободном порядке.
Игра «Что пропало?»
Инструкция: Перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушек. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из игрушек. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка пропала.
Можно заменить игрушки картинками. Эта игра пользуется у детей неизменным успехом.
Игра «Кто за кем?»
Инструкция: В этой игре детям необходимо угадать, что изменилось. Взрослый раскладывает за ширмой от трех до пяти игрушек. Затем отодвигает ширму и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. Меняет игрушки местами (сначала одну, затем две, три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок расположения игрушек.
Усложнение игры – постепенное увеличение числа игрушек, которые меняются местами.
Игра «Солнце».
Инструкция: Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий – мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей.
Игра «Бусы для мамочки»
Инструкция: Нам понадобятся макароны с большими отверстием, разноцветные шнурки. Ребёнок нанизывает макаронины на шнурок, затем получившиеся бусы надевает на маму.
Игра «Обнималочка»
Инструкция: Чтобы начать эту игру дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и мамы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против неё. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребёнок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять её раньше остальных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста и родителей "Мы вместе!"
Деятельность направлена на формирование доверительных детско-родительских отношений....
Роль совместной игровой деятельности педагога с детьми в сенсорном развитии детей раннего и младшего возраста.
Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию таких свойств предметов как цвет, форма и вел...
Конспект совместной игровой деятельности средней и старшей групп с использованием игровых модулей «Морское путешествие»
Конспект совместной игровой деятельности средней и старшей групп с использованием игровых модулей «Морское путешествие»Задачи:1. Образовательные 1.1. продолжать учить развивать...
Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий
Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...
Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий, непосредственно образовательной деятельности, совместно игровой деятельности, мастер – классов и др.
№ГодОбобщение опыта1.2019г.АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК им С.Н. Донского II обобщение опыта на республиканских проблемных курсах тема: «Шахматы для малышей» (Сертификат...
XII Критерий. Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий непосредственно образовательной деятельности, совместной игровой деятельности, мастер – классов и др.
Образовательная экспедиция «Обеспечение преемственности ДОУ и ОУ в контексте ФГОС» - 2017 год @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr...
XII. Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий непосредственно образовательной деятельности, совместной игровой деятельности, мастер-классов
XII. Выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях, проведение открытых занятий непосредственно образовательной деятельности, совместной игровой деятельности, мастер-...