Алгоритм для воспитателей «Как выстроить общение с ребенком-провокатором»
консультация по психологии
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма. Воспользуйтесь готовым алгоритмом, который состоит из семи шагов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_dlya_vospitateley_kak_vystroit_obshchenie_s_rebenkom-provokatorom.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм для воспитателей
«Как выстроить общение с ребенком-провокатором»
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма. Воспользуйтесь готовым алгоритмом, который состоит из семи шагов.
Шаг 1. Внимательно изучите поведение ребенка,
проанализируйте жалобы родителей
Цель: выявить условия, которые служат средой для провокационного поведения.
Задачи:
- определить, насколько генерализованным является такое поведение (какой имеет охват). Если ребенок так ведет себя ежедневно, на каждом занятии, со всеми взрослыми – это сигнал об обобщенном отношении к взрослым. Если провокации случаются только в присутствии определенных ровесников – тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу;
- понять, ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему, например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке;
- отметить, что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.
Результат: вы получите «психологический портрет» (схему) ситуации, в рамках которой провокация ребенка является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери.
Шаг 2. Сформулируйте запрос на психологическую работу
для педагога-психолога)
Ваш запрос или запрос родителей должен быть выполнимым. Избегайте таких формулировок, как «пусть ребенок перестанет так делать». На этом этапе педагог-психолог работает с ребенком.
Задачи:
- диагностировать личностные качества ребенка, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций с его стороны;
- выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.
Результат: рекомендации педагогам и родителям, как вести себя в ответ на детские провокации.
Шаг 3. Определите роль второго участника
провокационного поведения
Цель: понять реальную роль взрослого (свою или родителей) или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.
Задача и результат работы – найти ответы на вопросы:
- Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него?
- Что меняется в ситуации с возникновением провокации?
- Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?
- Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо?
Шаг 4. Определите выгоду каждого из участников общения
(совместно с педагогом-психологом)
Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.
Выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы:
- получить от матери больше ласки;
- переключить внимание конфликтующих родителей на себя и отвлечь от пугающей перспективы разрыва;
- получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям, что «я лучше, чем он»;
- не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию воспитателя.
Выгода матери – возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п.
Выгода воспитателя – не выполнять надоевшую работу, вылить накопившиеся негативные эмоции.
Шаг 5. Определите, может ли ребенок получить желаемую выгоду без провокаций (совместно с педагогом-психологом)
Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами.
Задача и результат работы – найти ответы на вопросы:
- Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?
- Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?
- Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?
- Можно ли усовершенствовать свои педагогические приемы, если использовать более живое общение, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?
- Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки?
Шаг 6. Оказать провокатору психологическую помощь
(совместно с педагогом-психологом)
Цели: осознать, что провокация вызвана желанием ребенка выжить в сложившихся обстоятельствах.
Задачи:
- разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;
- дать понять, какова реакция на реакцию: что ребенок получает от адресата провокации; какова цена такого поведения; кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация бешенства).
Если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.
Шаг 7. Разработать рекомендации
(совместно с педагогом-психологом)
Рекомендации для родителей должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Все действия взрослых должны быть направлены не только на симптом – провокационное поведение, но и на его причину – отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как эффективно выстроить общение с родителями
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором.
советы педагога-психолога...
Консультация для воспитателей. Как общаться с ребенком провокатором.
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует педагог. Приведе...