Алгоритм для воспитателей «Как выстроить общение с ребенком-провокатором»
консультация по психологии

Сафронова Татьяна Петровна

Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма. Воспользуйтесь готовым алгоритмом, который состоит из семи шагов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм для воспитателей

«Как выстроить общение с ребенком-провокатором»

Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма. Воспользуйтесь готовым алгоритмом, который состоит из семи шагов.

Шаг 1. Внимательно изучите поведение ребенка,

проанализируйте жалобы родителей

Цель: выявить условия, которые служат средой для провокационного поведения.

Задачи:

  • определить, насколько генерализованным является такое поведение (какой имеет охват). Если ребенок так ведет себя ежедневно, на каждом занятии, со всеми взрослыми – это сигнал об обобщенном отношении к взрослым. Если провокации случаются только в присутствии определенных ровесников – тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу;
  • понять, ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему, например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке;
  • отметить, что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.

Результат: вы получите «психологический портрет» (схему) ситуации, в рамках которой провокация ребенка является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери.

Шаг 2. Сформулируйте запрос на психологическую работу

для педагога-психолога)

Ваш запрос или запрос родителей должен быть выполнимым. Избегайте таких формулировок, как «пусть ребенок перестанет так делать». На этом этапе педагог-психолог работает с ребенком.

Задачи:

  • диагностировать личностные качества ребенка, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций с его стороны;
  • выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.

Результат: рекомендации педагогам и родителям, как вести себя в ответ на детские провокации.

Шаг 3. Определите роль второго участника

провокационного поведения

Цель: понять реальную роль взрослого (свою или родителей) или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.

Задача и результат работы – найти ответы на вопросы:

  • Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него?
  • Что меняется в ситуации с возникновением провокации?
  • Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?
  • Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо?

Шаг 4. Определите выгоду каждого из участников общения

(совместно с педагогом-психологом)

Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.

Выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы:

  • получить от матери больше ласки;
  • переключить внимание конфликтующих родителей на себя и отвлечь от пугающей перспективы разрыва;
  • получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям, что «я лучше, чем он»;
  • не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию воспитателя.

Выгода матери – возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п.

Выгода воспитателя – не выполнять надоевшую работу, вылить накопившиеся негативные эмоции.

Шаг 5. Определите, может ли ребенок получить желаемую выгоду без провокаций (совместно с педагогом-психологом)

Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами.

Задача и результат работы – найти ответы на вопросы:

  • Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?
  • Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?
  • Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука?
  • Можно ли усовершенствовать свои педагогические приемы, если использовать более живое общение, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей?
  • Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки?

Шаг 6. Оказать провокатору психологическую помощь

(совместно с педагогом-психологом)

Цели: осознать, что провокация вызвана желанием ребенка выжить в сложившихся обстоятельствах.

Задачи:

  • разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация;
  • дать понять, какова реакция на реакцию: что ребенок получает от адресата провокации; какова цена такого поведения; кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не провокация бешенства).

Если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.

Шаг 7. Разработать рекомендации

(совместно с педагогом-психологом)

Рекомендации для родителей должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Все действия взрослых должны быть направлены не только на симптом – провокационное поведение, но и на его причину – отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще, неудовлетворенные потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как эффективно выстроить общение с родителями

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...

Консультация для воспитателей. Как общаться с ребенком провокатором.

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...

Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...

Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует педагог. Приведе...