Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором
консультация по психологии
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует педагог.
Приведены рекомендации, как работать с ребенком-провокатором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitatelyu_obshchatsya_s_rebenkom-provokatorom_sayt.docx | 57.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует педагог.
Что нужно знать воспитателю о детских провокациях
Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения. Провокатор первым конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию. Ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает.
Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым. Поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.
Частая причина провокации – это защита. Неуверенный в себе ребенок начинает вести себя агрессивно там, где чувствует себя неуютно.
Справиться с детскими провокациями часто не могут даже родители, которые хорошо знают своего ребенка. Эффективное средство скорректировать провокационное поведение ребенка – разобраться в функциях и выгоде, которую преследует ребенок, и научиться не реагировать на провокации импульсивно.
Воспитатели сталкиваются с этой проблемой практически каждый день, поэтому должны знать, как общаться с ребенком-провокатором, и давать рекомендации родителям. Одинаковые и согласованные реакции взрослых на провокационное поведение дошкольника в детском саду и дома помогут решить эту проблему.
Как выявить признаки провокационного поведения у ребенка
Чтобы выявить провокационное поведение у ребенка и не спутать его с другими поведенческими проявлениями, педагоги-психологи проводят консультативную беседу с воспитателем. Также педагоги должны наблюдают за воспитанником во время игр с детьми, на занятиях и прогулке.
Однако педагог-психолог не всегда может уделить время и оперативно помочь, поэтому воспитателю важно уметь определять, провокационное у ребенка поведение или нет. Для этого есть несколько критериев или признаков. Если эти признаки воспитатель наблюдает в поведении ребенка изо дня в день и в определенных ситуациях – перед нами ребенок-провокатор.
Ребенок совершает действия в социуме. Во время завтрака он раскидывает тарелки в разные стороны, переворачивает цветочные горшки. Активизируется при появлении взрослого и других детей.
Поведение ребенка активное, целенаправленное и произвольное. Ребенок бросает варежки в лицо сверстнику. Во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.
Действия ребенка имеют оттенок неспонтанности, неестественности. Он подавляет или утрирует естественную реакцию. Например, слишком громко смеется, подчеркнуто скучает. Может создавать специальные условия и обстоятельства: разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у других детей из рук игрушки.
Поведение ребенка-провокатора отличается по интенсивности и содержанию от типичного, нормативного, привычного поведения. Ребенок делает вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу. Часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию. Например, долбит лопаткой по качелям и не обращает внимания на замечания и уговоры взрослого, выбрасывает игрушки в урну.
Ребенок специально подводит взрослого или другого ребенка к какой-то реакции. У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.
Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации. То есть «исчезает симптом». Не нужно путать это с ситуацией, когда во время консультирования провокацию у ребенка вызывают значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании).
Как определить, зачем ребенок провоцирует
Провокационное поведение наблюдается в период нормативных возрастных кризисов – в год, три года, семь лет, а также у нормально развивающегося подростка. Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста чаще провоцируют самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.
Внимание
Провокации детей в контактах с любыми взрослыми свидетельствуют о длительных, дисфункциональных детско-родительских отношениях, а также об ущемлении значимых потребностей.
Это свойственно детям, которым неоднократно приходилось убеждаться во враждебности значимых для них взрослых людей. То есть из социально неблагополучных семей, жертвам насилия. Если же провокация адресуется конкретному лицу, то она вызвана какими-то его действиями.
Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое. Психологи выделяют несколько психологических функций провокационного поведения у детей.
Заменяет расспросы. Ребенок пытается определить, что за человек перед ним, на что он больше реагирует – на форму или содержание. Это проверка того, пойдет ли провоцируемый взрослый или ребенок в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя.
Сделка. Вам – провокацию, от вас – внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду.
Наличие в группе ребенка, который постоянно нарушает запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» не объяснять новый материал и отвести душу в бесполезной схватке. В семье истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении – не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть.
Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком, обратить внимание на себя.
Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, которая возникла на основе определенного у него опыта: тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего. Или совершает мелкую домашнюю кражу – чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.
Как действовать в ответ на провокации ребенка
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма. Сначала нужно проанализировать типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок: выкрикивает, нарушает правила, не достает нужные принадлежности.
Затем определите функции провокации – чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной группе.
Перечислите выгоды, которые ребенок получает, когда вы реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение, получает помощь, приобретает право не делать задания. На основании этой информации вам проще будет выбрать модель своего поведения.
Какие рекомендации дать родителям
Воспитатели должны дать рекомендации родителям, которые аналогичные их действиям. Объясните, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить.
Расскажите семьям о функциях провокации и как действовать с ребенком, когда он начинает провоцировать: устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то. После своих наблюдений за ребенком в группе на индивидуальной консультации обсудите с родителями события, которые происходят в семье с точки зрения самого ребенка.
Возможно, родители не видят, что ребенок вынужден так действовать, не имея никакой цели. Например, находится в условиях более или менее выраженного насилия. Проговорите с родителями, чем они могут занять ребенка дома, что можно сделать, чтобы он почувствовал важность для родителей своих переживаний и отношения к ситуации.
В особых случаях приглашайте на консультацию педагога-психолога. Он сможет предложить родителям альтернативные варианты, как реагировать на провокации ребенка. Например, соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать вопросы: «Ты устал?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?»; понятно и коротко сообщать ребенку о своих чувствах – «мне обидно», «я злюсь», «я устала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
«Как общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога»
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором.
советы педагога-психолога...
Консультация для воспитателей. Как общаться с ребенком провокатором.
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...
Советы педагога-психолога. Когда в группе появляется ребенок-провокатор
Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот моме...
Алгоритм для воспитателей «Как выстроить общение с ребенком-провокатором»
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям следует придерживаться четкого алгоритма. Воспользуйтесь готовым алгоритмом, который состоит из семи шагов....