Двигательная деятельность как средство развития речи детей с ОВЗ
статья по психологии
В данной статье раскрывается практическая значимость двигательной деятельности. Обосновывается мысль о значении двигательной активности как о стимулирующем дополнительном коррекционном средстве, способствующем психомоторной и речевой коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Полянская О.А.
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ д/с № 88
г. Белгород, Россия
Курганская А.А.
педагог-психолог,
МБДОУ д/с № 88
г. Белгород, Россия
Двигательная деятельность как средство развития речи детей с ОВЗ
Аннотация: в данной статье раскрывается практическая значимость двигательной деятельности. Обосновывается мысль о значении двигательной активности как о стимулирующем дополнительном коррекционном средстве, способствующем психомоторной и речевой коррекции.
Ключевые слова: двигательная деятельность, моторные навыки, двигательная координация, речь
Под двигательной сферой понимается совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающих в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом, включая моторный облик. Изучение двигательной деятельности - это проблема, которая стоит на стыке разных наук, таких как физиология, психофизиология, психология. Двигательная деятельность является одним из важнейших компонентов гармоничного психофизиологического развития ребенка, и в особенности участвует в развитии речи.
Исходя из статистических данных в области медицины и педагогики, можно сделать вывод о том, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в моторной сфере растет с каждым годом.
Стоит отметить, что такие виды движений как бег, ходьба, прыжки, лазание и метание составляют фундаментальную основу двигательной сферы старшего дошкольника. В свою очередь, общее психофизическое и когнитивное развитие детей напрямую зависит от совершенства владения двигательной деятельностью.
У детей с ОВЗ отмечаются следующие основные дисфункции двигательных нарушений: незрелость движений, снижение уровня мышечных усилий, нефункциональность со стороны опорно-двигательного аппарата, нарушениях в системе дыхания, кровообращения, объема движений, слабость планирования моторных действий, трудности праксиса.
Все эти дисфункции являются препятствием на путик к развитию ребенка в процессе онтогенеза.
Учеными отмечается, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Было отмечено, что проговаривание речевого материала одновременно с двигательной деятельностью дает ряд преимуществ: речь, детей с речевыми нарушениям, ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Так же учеными было доказано, что такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух, т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова, четкость артикуляции или звукопроизношения, зрительно-двигательная координация влияют на формирование речи.
Для успешной коррекции речевых нарушений необходим комплексный подход, в том числе и стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие: развивать моторику мелких мышц кисти; развивать координационные способности; совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений; формировать осанку и предупреждать ее нарушение; развивать устную речь при выполнении физических упражнений; формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры; формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений; формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Предлагаем несколько вариантов двигательных игр:
1. Упражнение «Снеговик». Попросите детей представить, что они- только что слепленные снеговики. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить детям «растаять», начиная с ног.
2. Упражнение «Кулачки». Попросите малышей согнуть руки в локтях и начать сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется упражнение до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются. Упражнение «Слоник». Предложите детям изобразить слоника. Им нужно встать на четвереньки. Делая одновременные шаги правой стороной, затем левой.
3. Упражнение «Гусята». Попросите детей показать гусят. Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же самое и с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
Список литературы:
1.. Алябьева Е.А. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, 2001.
2. Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с веревочкой. – СПб., 1997. 2. Бедарев Г.К. Игры и развлечения. – М., 1985
3.Уханева Е.В. Организация физического воспитания детей раннего возраста на основе развития функции равновесия: дисс. … канд. пед. наук. — СПб, 2001. — 163 с.
4. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес (5-е изд). — М.: Теревинф, 2020. — 272 с.
© Полянская О.А., 2024 г.
© Курганская А.А., 2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...