''Зимняя неделя психологии - 2022''
проект по психологии

Цель проекта – организация и проведение образовательных мероприятий в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_nedelya_psihologii_mart_2022.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №163 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Краткосрочный проект

''Зимняя неделя психологии - 2022''

Автор: педагог-психолог высшей квалификационной категории

Гамилова Мария Геннадьевна

Краткое описание проекта

Пояснительная записка

Основными тематическими направлениями «Недели психологии» являются:

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся, в том числе содействие принятию традиционных российских духовно-нравственных ценностей - ценность человеческой жизни, сохранение и уважение достоинства, крепкая традиционная семья; руководство на жизненном пути принципами гуманизма, милосердия, справедливости, взаимоподдержки, ответственности, взаимоуважения, сотрудничества и сплоченности;
  • развитие стрессоустойчивости и совершенствование навыков саморегуляции, в том числе освоение приемов снятия напряжения и тревоги с использованием медитативных техник, мышечной релаксации и др., навыков анализа актуального эмоционального состояния, его регуляции и нормализации, актуализация личностных ресурсов;
  • развитие коммуникативной компетентности, социальной гибкости,
    дружелюбия, освоение навыков распознавания эмоций (своих и собеседника), невербальных сигналов в процессе общения, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации, в том числе проведение самоанализа своего психологического состояния и имеющихся ресурсов личности,
  • повышение культуры межличностного взаимодействия.

В связи с этим, определены:

Цель проекта – организация и проведение образовательных мероприятий в дошкольном учреждении.

Задачи:

- определение целевой аудитории, ее запроса, этапности работы;

- тематическое планирование и разработка конспектов мероприятий;

- проведение образовательных мероприятий;

- оценка результатов;

- презентация мероприятий в сети Интернет.

Сроки проведения: 15-21 марта 2023 года.

Целевая аудитория с направлениями работы: дошкольники, педагогический коллектив, родительское сообщество (направления работы определяются на подготовительном этапе).

Ожидаемые результаты: актуализация личностных, когнитивных, социальных ресурсов участников образовательных отношений, согласно основным тематическим направлениям Недели психологии.

Основная часть

Этапы реализации

1. Подготовительный (14 - 16.03.2022 г.)

В рамках недели психологии предполагается работа со всеми участниками образовательных отношений (дошкольники – родители – педагоги). Ниже приведены актуальные вопросы (по результатам промежуточных диагностик и наблюдения за образовательным процессом ДОУ):

- дошкольники – коррекционно – развивающая работа по развитию саморегуляции и волевых установок;

- педагогический коллектив – психологическая профилактика эмоционального выгорания в конце учебного года;

- родительское сообщество – психологическое просвещение по выбранной тематике.

Для детей была выбрана коррекционно – развивающая работа в старшей логопедической группе с применением кинезиологического подхода. Дошкольники с речевыми нарушениями, согласно заключениям ТПМПК, имеют нарушения также познавательного, регулятивного, сенсорного развития. Возрастная группа выбрана не случайно – имеется положительный опыт применения кинезио подхода в подготовительной логопедической группе. Поэтому данные мероприятия будут диагностическими на предмет экологичности. Планируется провести НОД для подготовительной логопедической группы «Шесть капитанов» с модификациями в соответствии с возрастными и психологическими особенностями старшей логопедической группы. Применение обусловлено также наличием готовой дидактической базы кинезио подхода.

Для педагогов предполагается проведение тренинга профилактики эмоционального выгорания с элементами рисования и метафоричности, для выявления личностных ресурсов и стабилизации эмоционального состояния во второй половине учебного года.

Поскольку кинезио подход является одним из приоритетных направлений коррекционной работы педагога – психолога МБДОУ «Детский сад № 87», но ранее не применялась практика диссеминации данного опыта в родительском сообществе. Поэтому для участия приглашены родители детей двух логопедических групп. Педагогом - психологом выбрана форма совместного мастер – класса «родитель+ребенок», для того, чтобы родители не только имели теоретическое представление о применяемых кинезиологических упражнениях, но и попробовали их на практике вместе со своими детьми в сопровождении специалиста.

За вышеуказанный временной промежуток педагогом – психологом систематизированы имеющиеся материалы – конспекты, дидактические пособия и игры, собран необходимый инструментарий. Подготовлены конспекты планируемых образовательных мероприятий. Сделана рассылка приглашений на мероприятия для педагогов и родителей, определено ориентировочное количество участников проекта (Дети – 18 человек, родители – 12 человек, педагоги ДОУ – 23 человека).

2. Реализация образовательных мероприятий (17-18.03.2022 г.)

Конспект совместного мастер – класса для родителей и детей логопедических групп «В движении»

Цель – профилактика нарушений функционирования высших психических функций в домашних условиях с использованием двигательной активности дошкольника.

Задачи:

- познакомить родителей с понятиями «схема тела», «крупная» и «мелкая моторика», «сенсорная интеграция» и дать начальные теоретические знания;

- продемонстрировать практические игровые упражнения для каждого раздела;

- повысить мотивацию и интерес родителей и детей к конструктивной игровой деятельности в семье;

Оборудование – мяч, бумажное изображение фигуры человека, музыкальная колонка, игровое пособие «Прыгай по цветам», доска магнитная, маркеры, спортивный канат и горка, прищепки и изображение солнца, карточки с простыми изображениями, планшеты из оргстекла.

Время проведения – не более 40 минут.

Приветствие педагога – психолога участников с использованием мотивирующих вербальных техник. Для сближения и снятия эмоционального напряжения упражнение «Поделись ожиданиями». Далее педагог – психолог знакомит с двигательными упражнениями, обеспечивая переключение внимания и способность к восприятию информации аудиторией. Ход мастер – класса:

1. Раздел «Схема тела».

1. Упражнение «Бумажный человечек» – педагог – психолог при помощи бумажного макета человека и предметов перемещает его в пространстве, двигает частями тела макета. Задача аудитории – повторить движения, глядя на макет.

2. Упражнение «Муха»:

  • с мячом (построение в круге).

Вот летела муха,

Села мне на ….,(часть тела)

Почесала брюхо,

Дальше полетела

Задача – назвать ту часть тела, куда села муха (игрок дотронулся мячом).

«Муха» без мяча (построение в парах).

Плюх, Плюх, плюх, плюх,

Ловим быстрых черных мух,

Муха быстро полетела

И тебе на ….(часть тела) села

Задача – спрятать ту часть тела, куда собирается сесть муха

3. Упражнение «Подбородок – нос – лоб» (путаница). Педагог – психолог последовательно и в разнобой называет и показывает на части лица или тела.

2. Раздел «Крупная моторика».

1. Упражнение на баланс с музыкальным сопровождением – под мелодию «Рыбы - крабы» показываем характерные движения руками (рыба – ладони вместе плывут, крабы – руки по отдельности сгибают разгибают пальцы.), на музыкальную паузу – занимают позу, которую говорит ведущий – «дерево» «цапля» «балерина».

2. Двигательная игра «Море – акула» – канат делит ковер зала на две части – берег и море. Педагог – психолог называет «море» (значит можно прыгать в море), или «акула» (значит можно выпрыгивать на берег, то есть обратно).

3. Раздел «Сенсорная интеграция».

1. Тактильное упражнение «Ласковый мелок» - рисование на спине в паре мама и ребенок.

3. Тактильное упражнение «Угадай, чем дотронулась» – педагог – психолог идет за кругом участников с мешочком с разными фактурными предметами так, что не их не видно. Участники готовят раскрытые ладони за спиной, чтобы наощупь определить, что положил в ладонь психолог.

В завершении психолог предлагает взять для домашнего применения понравившиеся упражнения и предлагает участниками отразить свои впечатления и эмоции на рефлексивном планшете.

 

Коррекционно – развивающее занятие «Шесть капитанов» в старшей логопедической группе

(примерный план конспекта НОД с элементами кинезиологического подхода)

Оборудование: ноутбук с мультфильмом, мешочек с предметами, листы бумаги, настенное панно «Ракушки и звезды», панно – ковер «Ракушки и звезды»).

Предполагается подгрупповой характер работы до 10 детей.

Ход НОД:

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята, давайте создадим хорошее настроение и поприветствуем друг друга необычным способом. Приветствуем друг друга предложенным детьми способом.

- Друзья, для вас есть загадочный мешочек. Что будем делать? – дети открывают и достают предметы.

- Что вы нашли? Откуда эти вещи взялись? Как думаете, с чем они связаны? (ответы детей) Хотите открою большой секрет? Есть такой праздник – День моряка-подводника, вот поэтому вы и нашли это мешочек с морскими предметами. Знаете ли вы на чем плавает моряк – подводник? (ответы).

Просмотр отрывка мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов», педагог наводящими вопросами мотивирует детей стать командой капитанов, чтобы отправиться в путешествие в далекие страны. Участники надевают морские атрибуты.

Педагог задает вопрос каким должен быть капитан (ответы), акцентирует внимание на качестве внимательность.

Работа с настенным панно:

Дети выполняют кинезио упражнение руками в соответствии с наглядным материалом. По выполнению педагог задает вопрос «Как думаете, удалось нам стать более внимательными?»

Работа с бумагой:

Педагог ставит проблемный вопрос «Из чего же мы построим корабль?» (ответы) Предлагает для этого использовать бумагу. Складывают кораблики по схеме сидя за столами.

Педагог задает вопрос «Как же корабли поплывут?» Обеспечивает постановку детьми цели найти маршрут.

Работа с напольным панно:

Дети выполняют кинезио упражнение - прыгают по панно в соответствии со схемами - подсказками.

Затем переносят свои бумажные корабли в импровизированное море. Педагог задает вопрос «Куда же в итоге приплыли корабли?». Каждый ребенок придумывает страну или место.

Круг для рефлексии:

Педагог задает вопросы «Чем закончилось путешествие?» «Что мы сделали, чтобы путешествие случилось?» «Было ли кому-то трудно?»

В завершении предлагает придумать ритуал прощания.

 

Ресурсный тренинг для педагогов «Весна без стресса – прекрасная пора!»

Цель - провести профилактику эмоционального выгорания у педагогов, снять психоэмоциональное напряжение в весенний период, сплотить коллектив.

Оборудование: проектор, презентация, бумажный цветок, листы бумаги, фломастеры, шаблоны. Ход тренинга:

Приветствие педагога – психолога.

Игра «Ассоциации и эмоции» - передавая в круге бумажный цветок, ответить на вопрос: «С чем у вас ассоциируется весна? Какие эмоции вы при этом испытываете?» Педагог-психолог делает мини-итог, что весна вызывает разные чувства и эмоции.

Работа с презентацией – где представлены последствия эмоционального выгорания.

Упражнение «Создай лицо» - педагоги при помощи листа с частями лица и игрового кубика создают шуточное лицо. По желанию педагоги показывают и рассказывают о том, какие рисунки получились.

Арт-терапевтическое упражнение «Необычная карта души» - педагоги на готовых шаблонах изображают импровизированную карту. По желанию – обсуждение и демонстрация.

Работа с презентацией – просмотр видео «История подснежника».

Завершение - упражнение «Эмоциональное письмо» - на листах бумаги педагоги пишут любое пожелание и передают по кругу, пока не напишут на всех листах и не получать свой листок обратно. Обмен мнениями от получившихся пожеланий..

3. Подведение итогов.

Категория участников - дети старшей логопедической группы (20 детей по 2 подгруппы 18 марта 2022г.), деятельность – непосредственная образовательная деятельность. Наблюдения педагога – психолога: дети увлечены, первая подгруппа отличалась более эмоциональным прохождения, что отразилось на дисциплине занятия, инструкции педагога – психолога дублировались. Выявлено не достаточное владение навыками сгибания бумаги и работе по простой схеме складывания. Зафиксирована разная степень понимания и выполнения кинезио упражнений, что соответствует уровню развития детей и имеющихся дефицитов развития. За детьми наблюдалось желание сделать верно, исправить, они обращались за помощью взрослого. Обращали внимание на успешность друг друга. По итогам занятия даны рекомендации воспитателю логопедической группы и учителю – логопеду. Со слов детей, отзывы положительные, дети получили удовольствие.

Категория участников - педагогический коллектив детского сада (20 человек, 19 марта 2023 г.), деятельность – тренинг. Наблюдения педагога – психолога: коллеги не стеснялись участвовать – отвечали на вопросы, делились мнением. Эмоционально и личностно открылись при выполнении творческого упражнения, каждый – в силу собственных особенностей, что было заметно. Последнее упражнение на сближение и развитие личностной открытости (эмоциональное письмо) удачно завершило встречу. Каждый участник забрал свои материалы с собой, что говорит о понимании ценности собственного труда и адекватного самовосприятия.

Категория участников - родители подготовительных логопедических групп (12 родителей,) 12 детей. Деятельность - мастер – класс 18 марта 2023 г. Наблюдения педагога – психолога: родители внимательно воспринимали информацию, давали инициативу своим детям, наравне с детьми проявляли физическую и вербальную активность. На этапе рефлексии оставляли оценки совместно с детьми, мотивировали их высказать свое отношение к играм. Транслировали детям свое положительное восприятие мероприятия.

Заключение

По итогам подготовки и реализации краткосрочного проекта «Весенняя неделя психологии – 2022» были достигнуты следующие результаты:

- педагог – психолог ДОУ подготовил и реализовал краткосрочный проект в достаточно сжатый срок;

- обеспечил привлечение всех участников образовательных отношений;

- тематика краткосрочного проекта продиктована актуальными вопросами и заинтересованностью в исполнении распоряжений профессиональной направленности, с целью обеспечения качества образовательного процесса ДОУ;

- несмотря на то, что число участников проекта в итоге немного разошлось с планируемым, цели и задачи краткосрочного проекта можно считать реализованными;

- педагогический опыт диссеминирован в сети «Интернет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о "Неделе психологии" 2021-2022 г.

В данном положении указаны мероприятия, запланированные на Неделю психологии, проходящей под девизом «Миром правит доброта» и в рамках краевой акции "Три П: Понимаем, Принимаем, Помог...

Неделя психологии "Мир как чудо!" 2022

В данном материале отражена деятельность детей в ходе реализации проекта "Мир как чудо!"....

Отчет о проведении "Недели психологии- 2022" тема "Планета эмоций"

В нашем детском саду с 16  по 20 мая 2022 года в рамках краевой «Недели психологии 2022» «Уроки Маленького принца» проходила Неделя психологии по теме «Планета эмоци...

Проект "Неделя психологии 2022"

Проект  «Неделя психологи  в ДОУ»...

Неделя психологии " Зимние странички"методическая разработка для проведения психопрофилактического комплекса мероприятий

зимний период в дошкольном возрасте порой сопровождается  частыми сезонными заболеваниями. Лучшей здоровьесберегающей практикой, помимо физической активности, можно считать разнообразные методы и...

Проект "Неделя психологии" (31.10.2022-03.11.2022)

Проект "Неделя психологии" (31.10.2022-03.11.2022)...