Памятка для воспитателей: Этапы развития самосознания детей дошкольного возраста
методическая разработка по психологии

Памятка для воспитателей: Этапы развития самосознания детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №12

Памятка для воспитателей: Этапы развития самосознания детей дошкольного возраста

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Самосознание

Некритично воспринимают мнение взрослых о себе

Оценки взрослых преломляются через призму тех установок и выводов, которые подсказывает детям их опыт

Могут даже противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеют анализировать результаты своих действий

Наибольшая восприимчивость к оценкам сверстников (4,5-5,5 лет)

Богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников

Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно

Преобладают положительные оценки сверстников

Диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «быть хорошим» невелик:

не бить никого, слушать воспитательницу, маму

Диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «быть хорошим» становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье:

защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками

Моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения:

не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим

Связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит»

Обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств

Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку

Считают себя лучше всех в группе.

Нередко уходят от ответа на вопрос «Кто у нас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю... Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)»

Обычно переоценивают свои умения в разных видах деятельности

Тенденция похвалиться сохраняется (до 6,5 лет)

В то же время возрастает число обоснованных оценок

Самооценка из общей становится дифференцированной: ребенок замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже (к 7 годам)

Знает о своих умениях

Смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой

Имеет некоторое представление о внешнем облике, познавательных возможностях, личностных качествах

Хорошо представляет свои физические возможности, складывается представление об умственных возможностях и личностных качествах, представление себя во времени

Пытаются осмыслить мотивы своих поступков, свои переживания

Осознание своих умений и качеств, открытие для себя своих переживаний, представление себя во времени, составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания»

Появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький)

Происходит дифференциация двух аспектов самосознания - познания себя и отношения к себе

Намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика

Стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

В  консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....

Памятка для работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал включает ключевые понятия   по направлению "Речевое развитие"...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Особенности и этапы развития мышления детей дошкольного возраста

Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь...

Памятка для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста. В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:поддерживать уверенность ребенка в том, что недос...