Консультация для воспитателей ДОУ: как найти подход к детям разных темпераментов?
презентация по психологии

Александра Сергеевна Кружилова

Все люди имеют индивидуальные свойства, которые зависят от типа высшей нервной деятельности, а проявляют себя в активности и в деятельности человека. Такие особенности называют типом темперамента, на базе которого уже в процессе жизни и воспитания формируются черты характера. 

Зная тип темперамента вашего воспитанника, можно найти правильный подход к ребёнку, тем самым облегчить процесс взросления и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulatsiya_dlya_vospitateley_dou.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей ДОУ: как найти подход к детям разных темпераментов? Подготовила: педагог-психолог МКДОУ Детский Сад «Сказка» Кружилова Александра Сергеевна Г. Семилуки 2024

Слайд 2

Факты о темпераменте Все люди имеют индивидуальные свойства, которые зависят от типа высшей нервной деятельности, а проявляют себя в активности и в деятельности человека. Такие особенности называют типом темперамента, на базе которого уже в процессе жизни и воспитания формируются черты характера. В зависимости от силы, скорости и соотношения нервных процессов возбуждения и торможения, определяется тот или иной тип темперамента. «Чистого» типа темперамента в жизни не встречается, но бывают преобладающие черты у каждого человека. Важно понимать, что темперамент может сглаживаться со временем, но он не меняется, в отличие от характера. Так темперамент — это врожденное, а характер — приобретенное.

Слайд 3

Факты о темпераменте Не бывает «плохого» или «хорошего» темперамента, есть особенности, которые можно превратить в сильные стороны. Темперамент проще принять, чем стараться изменить. Бывает, что темперамент мамы отличается от темперамента ребенка. Медлительный малыш может раздражать маму-холерика, а активный ребенок вызывать недопонимание у спокойного родителя. Поэтому важно принимать темперамент ребенка, видеть индивидуальные особенности и действовать уже исходя из имеющихся данных. Торможение и возбуждение обусловлены выносливостью нервных клеток. Это заключается в способности ребенка длительное время сосредотачивать внимание, выполнять задание, быть активным, выдерживать длительную нагрузку, быть работоспособным и выносливым. В процессе жизни проявления могут меняться, но лишь под воздействием стресса либо состояния здоровья.

Слайд 4

Уравновешенность Каждый из нас оказывался в ситуациях возбуждения (спорт, радость, спор) и торможения (сон, сеанс массажа, дневной отдых). Если у человека процессы возбуждения и торможения протекают адекватно ситуации, то можно говорить об уравновешенной нервной системе. Если же состояния не соответствуют ситуации (допустим, чрезмерная вспыльчивость, либо наоборот, подавленность), то это может говорить о неуравновешенности.

Слайд 5

Подвижность Это скорость, с которой человек способен переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Инертному типу сложно переключаться с одной задачи на другую, а подвижный тип делает это с легкостью. Таким образом, данные характеристики помогают глубже понять суть того или иного типа темперамента: 1. Сильный неуравновешенный подвижный тип — холерик. 2. Сильный уравновешенный подвижный тип — сангвиник. 3. Сильный уравновешенный инертный тип — флегматик. 4. Слабый неуравновешенный инертный тип — меланхолик.

Слайд 6

Холерик Такие дети решительны, настойчивы, уверены в себе. Они склонны к риску, самостоятельны, часто характеризуются вспыльчивостью и агрессивностью. Ребенок-холерик импульсивен, с трудом сдерживает чувства и эмоции, склонен к перепадам настроения, легко отвлекается, дела ему быстро надоедают. Такие малыши могут с легкостью испытывать противоположные чувства от радости до грусти за короткий промежуток времени. Ребенок способен многого добиться, обладает сильной волей, но легко отвлекается. Холерика просто обидеть, но он отходчив. Речь громкая, присутствует жестикуляция. Холерик активен и подвижен. Именно такие дети склонны закатывать истерики и устраивать разборки со сверстниками. Тем не менее они легко идут на контакт с детьми и взрослыми, но если человек им неприятен, могут наоборот быть недружелюбными и открыто показывать свою неприязнь.

Слайд 7

Как общаться с холериком? Основа в общении с детьми-холериками — это терпение и спокойствие. Их энергию следует направить в нужное русло, но следить за тем, чтобы не перевозбудить и без того активного ребенка. Для него подойдут выезды на природу и походы, плавание, ритмичные танцы, батуты, соревнования и подвижные игры. Важно учить ребенка осторожности и думать наперед. Все беседы воспитательного характера стоит проводить только тогда, когда ребенок полностью успокоится. Важно помнить, что ему сложно держать себя в руках, но именно вы как воспитатель / родитель сможете в этом помочь. Не обвиняйте, а поддерживайте и направляйте. Холерик умеет находить контакт с детьми, у него много друзей. Такой ребенок становится лидером, но ему сложно совладать с эмоциями, поэтому родителям важно с детства учить, как общаться с другими, четко проговаривать правила, обсуждать эмоции и чувства, которые ребенок испытывает. Для тренировки усидчивости важно регулярно заниматься спокойными играми, требующими внимания. Но увеличивать время сосредоточения важно очень аккуратно и постепенно. Таким детям важно соблюдать режим дня и стараться избегать событий, которые могут перегрузить нервную систему.

Слайд 8

Сангвиник Таких детей отличает уравновешенность процессов возбуждения и торможения, поэтому они в меру активны, ловки, выносливы, энергичны, общительны, умеют держать себя в руках. Сангвиник легко заводит друзей и может стать лидером, веселый, жизнерадостный, сконцентрированный на процессе, а не на результате. Поэтому такие дети легко переключаются, им не нравятся рутинные и монотонные дела. Ребенок легко увлекается, но также быстро может потерять интерес к новому занятию. Несмотря на это такие детки хорошо учатся, легко адаптируются. У них четкая, достаточно громкая речь, живые жесты. Таких детей можно назвать отличными фантазерами. Важная отличительная особенность — это добрые дети, отходчивые, миролюбивые, позитивные, не жадные. Они предпочитают игры, в которых можно бегать, лазать, раскачиваться. Выносливость и работоспособность у них развиты на достаточно высоком уровне, что опять же связано с особенностями нервной системы. Стрессоустойчивость — важная черта сангвиника.

Слайд 9

Как общаться с сангвиником? Основная слабая сторона сангвиника — неспособность доводить дела до конца, особенно, если занятие рутинное или неинтересное. Здесь на помощь может прийти взрослый, который постепенно будет завладевать вниманием ребенка, показывать, как разнообразить, казалось бы, монотонную деятельность. Можно мягко настаивать, чтобы сангвиник доводил дело до конца. Чтение книг, диафильмы, конструктор, паззлы — все эти занятия будут способствовать сосредоточению. Хорошо, чтобы в жизни ребенка был спорт, подвижные игры. Когда такой ребенок садится рисовать или лепить, увлекайте его, на каждом этапе правильно хвалите: «Смотри, какую яркую ты нарисовал бабочку, что еще сюда можно добавить?». Детей-сангвиников важно мотивировать на продолжение занятия. Их можно просить переделать, если задание выполнено небрежно. Учите такого ребенка доводить дело до конца, главное— быть в меру строгим, иначе дети с легкостью могут замкнуться.

Слайд 10

Флегматик Флегматики — это спокойные, медлительные и тихие дети. Они любят порядок, послушны, все делают вовремя, готовы слышать просьбы родителей, воспитателей или учителей и выполнять их. Такие дети могут быть «удобными», потому что они редко ссорятся, находятся в стороне от шумных игр, предпочитают заниматься сами либо с небольшим количеством детей. Их дружба глубока и устойчива. В отличие от холериков и сангвиников, они любят хорошо известное, избегают нового, непонятного, заданий на время и скорость. Обычно такие дети любят несколько игрушек или занятий. Им сложно фантазировать и быть лидерами. Флегматики медленно и спокойно разговаривают, умеют длительное время заниматься самостоятельно и сосредотачивать внимание. Когда такие дети учатся, они медленно, но очень надежно запоминают новую информацию и усваивают навыки. Однозначно таких детей можно назвать уравновешенными, рассудительными, последовательными, скрытными, но не злопамятными. Но если флегматик решил чего-то добиться, то он будет медленно, но верно идти к своей цели. И, скорее всего, получит желаемое.

Слайд 11

Как общаться с флегматиком? В общении с флегматиком важно запастить терпением. Ни в коем случае нельзя такого ребенка подгонять или торопить. Дайте время — он все сделает сам, но не сразу, постепенно. Если вы будете постоянно доделывать за флегматика, то привьете ему вредную привычку. Таким детям полезно заниматься спортом. Учите фантазировать, тормошите, будьте заводилой. Но не переусердствуйте. Уважайте внутреннее спокойствие и стремление побыть одному. Главное здесь — чувство меры. С одной стороны, покажите ребенку разные варианты общения с детьми и игры, но отнеситесь с пониманием к его выбору. Такие дети могут некомфортно чувствовать себя на массовых детских мероприятиях. Не заставляйте ребенка участвовать и проявлять инициативу, пусть малыш-флегматик сначала наблюдает со стороны, ему нужно время.

Слайд 12

Меланхолик Это очень чувствительные, добрые, доверчивые и глубокие дети с богатым внутренним миром. Меланхолик любит спокойные игры, чтение, бывает грустным и задумчивым. Он может пугаться чужих людей или детей при новом знакомстве. Если меланхолик заводит друзей, то эти контакты всегда продолжительные, в них ребенок любит делиться, много рассказывает о себе, крепко привязывается. Такие дети не любят слишком активные игры, предпочитают быть одни либо в малочисленной компании. Еще про меланхоликов говорят «маленький взрослый», это также связано с чувствительностью и склонностью к рефлексии. Любит мечтать, фантазировать. Занятия выбирает такие как рисование, лепка, конструирование.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги.Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников по итогам участия на стажировочной пл...

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»...

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития самостоятельности в разных видах активности у детей»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Консультация для воспитателей «Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и в семье»

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функ...

Консультация для воспитателей на тему: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, ...

Консультация для воспитателей на тему : "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей"

      Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО.  ...