2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»
консультация по логопедии

Штырева Ульяна Сергеевна

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyj_podkhod.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края

Консультация для воспитателей на тему:

Автор - составитель:

Штырева Ульяна Сергеевна

учитель – логопед

МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района

Алтайского края

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.

   Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребёнка.

   В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

   Ещё одной причиной является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. Действуя по интуиции, они не помогают своему ребёнку, а зачастую обрекают его на серьёзные трудности в последующем обучении письменным формам речи. Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте, для них главное – научить ребёнка читать.

   Умение ребёнка читать и писать не являются показателями его развития. Показателем развития ребёнка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.

   Поэтому программа детского сада предусматривает серьёзную работу по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все её стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

  Блестящего результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов.

    Все окружающие ребёнка люди должны действовать взаимно – решать единые задачи, согласовывать свои действия и наблюдения.

   Предложенная схема подробно отражает взаимодействие участников процесса.

   Воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в особых случаях проводят индивидуальные занятия с детьми.

   Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен.

   Трудно переоценить значимость деятельности психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность занятий. Кроме того, психолог помогает детям преодолеть негативное отношение к занятиям, которое, редко, но встречается.

   Инструктор по физическому воспитанию не только работает над развитием общей моторики и координации движений, но и использует комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.

   Руководитель театральной студии (если имеется), занимаясь с детьми подготовкой различных представлений, помогает им самоутвердиться, формирует устойчивую мотивационную установку на чистую речь. Помимо этого в театральной студии дети улучшают качество речи, работая над её интонационной и мимической выразительностью.

   Логопед занимается определением сложности и выраженности речевых недостатков, постановкой и автоматизацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи. Оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь работникам ДОУ.

   Цель речевого развития достаточно динамична. Она расширяется по мере взросления ребёнка. При этом каждое новое положение не исключает предыдущее, а дополняет его.

  • В раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребёнка; формировать понятийную и активную речь;
  • В дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи;
  • В дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

   В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако, многие из традиционных методик разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

   Необходима особая методика развития речи дошкольников, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе.

   Именно дифференцированный подход в обучении развитию речи поможет справиться с этой задачей.

      Дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам. Это способность научить всех!

    В качестве критериев дифференциации могут быть использованы: уровень развития и качественные характеристики познавательных процессов, мотивации, способностей, а также психодинамические, характерологические и социально-психологические свойства.  

   При дифференцированном обучении учитываются:

  •  биологические предпосылки индивидуальных различий в обучении,
  •  психологический возраст личности,
  •  степень готовности к обучению и др. параметры, от которых может зависеть эффективность обучения.

    Основная цель дифференцированного подхода – согласование процесса обучения и индивидуально-психологических особенностей обучающегося, создание режима благоприятствования психического развития каждого ребёнка.  

   Дифференцированное обучение, в соответствии с современными психолого-педагогическими тенденциями, отражает идеи личностно-ориентированного подхода.

    Выделим основные положения, необходимые для осуществления грамотного дифференцированного подхода при обучении дошкольников развитию речи:

  • Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
  • Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  • Тесная связь с логопедическими технологиями.
  • Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.
  • Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.
  • Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

      Остановимся подробнее на некоторых из этих положений.

     Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

      Педагоги определяют сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаются пути работы в детском саду и семье.

Возможно составление индивидуальных или подгрупповых образовательных маршрутов.

    Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.

   Кроме того, заполнив таблицу и произведя необходимые расчёты, можно провести мониторинг работы по развитию речи в конце учебного года в каждой дошкольной группе путём определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции:

1 – низкий уровень;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – достаточный.

  Рекомендуется после обследования речи разделить детей на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.

   Внимание: Эти группы никогда не употребляются при детях и их родителях!

   1 группа. Речевое развитие соответствует возрасту (дефектов звукопроизношения нет, либо возрастные; фонематическое восприятие не нарушено).

   2 группа. Речевое развитие подлежит динамическому наблюдению (имеются незначительные дефекты звукопроизношения, находящиеся на грани возрастной нормы, либо звук находится на стадии автоматизации). Такие дети подлежат осмотру один раз в месяц и при необходимости переводятся в следующую группу.

  3 группа. Речевое развитие нуждается в коррекции, имеются дефекты звукопроизношения, не соответствующие возрасту (неосложнённые и осложнённые).

   4 группа. Дети, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения (т.е. в переводе в специализированный детский сад).

   Деление на подгруппы - не распределение призовых мест, а нормальный рабочий момент, помогающий более эффективно и качественно развивать речь каждого ребенка.

   Воспитатели детских садов хорошо владеют фронтальными формами работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

   При подобном распределении детей оба педагога могут заниматься со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Интенсивность работы с подгруппами определяется самими педагогами в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года.

   Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно - после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, методистом детского сада, по возможности - логопедом.

    Наиболее остро перед воспитателями может встать проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития.  Для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года можно провести хронометраж дня и недели, что позволит составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. На основе хронометража разрабатывается примерная схема распределения различных форм работы по речевому развитию.

   Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто, чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

    Методика развития речи программы "Из детства - в отрочество" позволит  внедрить в массовую практику старших групп особый вид фронтального занятия - занятия дифференцированного подхода, которые позволяют спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня речевого развития каждого ребенка.

   На занятиях дифференцированного подхода ставятся следующие цели.

  • Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Занятия дифференцированного подхода имеют определенную структуру

1. Вводная часть

Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету, получаем письмо с просьбами от Веселого Язычка и т.п. Мотивами могут стать помощь педагогу ("Я не успеваю подготовиться к занятию по математике - помоги мне вырезать эти круги и овалы и т.п."), помощь малышам, игровому персонажу или игрушке и т.п.

2. Организационная часть

Задача - сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми.

Примерное содержание. Дети выполняют задания индивидуально, в парах, подгруппами. Педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации речевого общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр детям предлагается взять на себя определенную роль.

Ребенок - учитель - предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснять их, задавать вопросы, следить за ходом игры.

Ребенок - ученик - предполагает умение ребенка внимательно слушать, отвечать на вопросы, соблюдать правила.

"Партнеры" - предполагает знание всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.

3. Основная часть

Примерное содержание. Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

 

4. Заключительная часть

Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.

   Конкретное содержание занятий педагоги могут отбирать самостоятельно, ориентируясь на:

  •  результаты обследования развития речи;
  •  рекомендации логопеда (для детей с нарушением звукопроизношения);
  • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

   При составлении и проведении занятий дифференцированного подхода воспитатели могут пользоваться следующими заданиями и формами работы:

  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук, задания на подготовку к обучению письму.
  • Дидактические игры на развитие всех сторон речи и различных психических процессов.
  • Работа в речевом уголке с аудиоплеерами.
  • Подгрупповые занятия, на которых проводятся упражнения на развитие всех сторон речи (обычно подбираются дети, требующие наиболее пристального внимания взрослых).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

«Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладае...

Консультация для воспитателей "Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи"

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.И. п. в воспитан...

Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речиЗадачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов н...

«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка....

«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, ка...