Сделай сам,я подскажу...
статья по психологии

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdelay_samya_podskazhu.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сделай сам, я подскажу…

Баранова Л.Н., педагог - психолог

«Детский сад 78 города Ярославля»,

yardou078@yandex.ru

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

В настоящее время отмечается тенденция увеличения численности педагогически некомпетентных родителей. Все чаще в наши профессиональные будни приходят избалованные, непринятые, эмоционально закрытые дети. Причины данного явления различны, но среди них особое место отводится родителям, которые не всегда грамотно выстраивают процесс воспитания, порой совсем этого не замечая.  Всем известно: чем раньше начинается коррекция, тем лучше мы получаем результат. В случае с психолого – педагогическим сопровождением родителей наиболее эффективно себя зарекомендовала такая форма, как наставничество.

Владимир Владимирович Путин назвал наставничество частью национального культурного наследия в России. [2,3] Дети – это наше будущее, будущее страны.  Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель, но и партнёр родителей в процессе воспитания.

Существует три этапа взаимодействия в рамках наставничества:

1.Диагностический

2.Практический

3.Аналитический

В дошкольном образовательном учреждении процесс сопровождения начинается с диагностического обследования семей (первый этап работы), в процессе работы с которыми были замечены те или иные проблемы в поведении ребенка, во взаимоотношениях родителей и детей. От эффективности совместной работы педагогов – наставников и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника.

На втором этапе родители просвещаются по разным вопросам: влияние психологического микроклимата в семье на психическое здоровье ребенка, особенности психического развития на разных возрастных этапах, конструктивные стили и типы семейного воспитания и др..

В процесс наставничества вовлечены разные специалисты детского сада: педагог – психолог (выявит проблемы, поможет выстроить план по их устранению), воспитатели (предоставляют объективные результаты наблюдений за развитием ребенка на разных возрастных этапах), учитель – логопед и учитель – дефектолог (расскажут о имеющихся проблемах в формировании высших психических функций и  составят план сопровождения ребенка и семьи с целью эффективной коррекции) .  

Процесс сопровождения осуществляется как в традиционных формах, так и  в нетрадиционных: родительские собрания, беседы, семинары, выставки, конкурсы, телефон доверия, круглый стол, семейная гостиная, день открытых дверей и др.. При организации взаимодействия важно привлекать самих родителей еще на этапе подготовки.

Работа в рамках наставничества строится в 5 этапов:

1.Продумывание содержания и форм работы с родителями;

2.Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;

3.Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них;

4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка;

5.Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребёнка; [4]

Каждый этап имеет свою цель и задачи. Их четкая формулировка помогает наиболее эффективно выстроить процесс работы.  В процессе взаимодействия родители знакомятся с основными функциями, которые они должны выполнить. Это:

1.Развитие интересов и потребностей ребёнка.

2.Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей.

3.Поддержка открытости во взаимоотношениях с разными поколениями в семье.

4.Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций.

5. Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.  [1]

          Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловное, безоценочное принятие.

Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Основными условиями, необходимыми для реализации наставничества и доверительного взаимодействия между ДОУ и семьёй, являются: 

1.Изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характеристики семейных отношений и др.

2.Открытость детского сада семье.

3.Ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

4.Желание родителей активно взаимодействовать  с педагогами и специалистами ДОУ.

Третий этап в рамках наставничества – аналитический. Здесь образовательное учреждение совместно с родителями подводит итог результативности работы, принимает решение о внесении корректировок для дальнейшего сотрудничества.

Подобная форма взаимодействия имеет стойкий положительный результат, а именно:

1.Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предположения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

2.Учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

3.Родители самостоятельно могут выбирать уже в школьном возрасте то направление в развитии ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка.

4.Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.

Таким образом, можно говорить о том, что система работы с родителями в рамках наставничества помогает повысить эффективность образовательного процесса и педагогическую компетентность родителей, а так же мотивирует их на дальнейшее сотрудничество с педагогическим коллективом детского сада.    

Библиографический список

1. Т.Н. Доронова Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – С.120

2. https://www.educationmanagers.ru/content/p/knowledge_base/34270

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/09/metodicheskaya-razrabotka-po-nastavnichestvu-v-dou-perspektivy-rosta

4. http://www.rebenok.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подскажи словечко (дидактическая игра)

Игра - лото поможет познакомить дошкольников с рифмой (гном - дом, ком, сом;  клюшка - катушка, пушка, лягушка и т.д.)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в средней группе Тема: «НЕЗНАЙКЕ МЫ ПОДСКАЖЕМ - О ПРОФЕССИЯХ РАССКАЖЕМ»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о профессиях орудиях труда трудовых действиях.ЗАДАЧИ:*Воспитывать  уважение к труду людей, их деятельности и ее результатам.*Развивать умение проявлять инициативность и спо...

Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Без игры нет и не может быть  полноценного умственного развития.Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.   Игр...

Игровое упражнение "Подскажи профессию"

quot;Речевое развитие"  подготовительная группа...

Дидактическая игра "Подскажи словечко»

Презентация игры по развитию речи...