игры-задачки "Подскажи словечко"
тренажёр

Николаенко Елена Анатольевна

игры-загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-zagadki._podskazhi_slovechko.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

               Консультация для родителей.
Тема: Игры-загадки «Подскажи словечко».
                                                                       
                                                       

                                                                                     Логопед: Плешанова С. Б.

  Игровая форма занятий является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики. Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще используется воспитателями и логопедами.
      Загадка помогает ребёнку осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С её помощью ребёнок быстрее и надёжнее запоминает новые словоформы, устойчивые обороты, образные выражения, осваивает лексическую сочетаемость слов. Мир родного языка становится понятным, а значит – интересным.
      В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки: их незавершённость связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершённость появляется при нахождении слова-отгадки:

                                         
Куда бежит – сама не знает,
                                        В степи ровна, в лесу плутает,
                                        Споткнётся у порога,
                                        Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто, с помощью актуализации слова-рифмы:

                                         
По реке плывёт бревно.
                                         Ох, и злющее оно!
                                         Тем, кто в речку угодил,
                                         Нос откусит … (крокодил).
Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.
         Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи ребёнка новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребёнка находить оттенки лексического значения слов:

                                   
Они обычно для шитья,
                                   И у ежа их видел я.
                                   Бывают на сосне, на ёлке,
                                   А называются … (иголки).
Или:
                                   Если мы растём на ели,
                                   Мы на месте, мы при деле.
                                   А на лбах у ребятишек
                                   Никому не нужно … (шишек).

Вместе с ребёнком приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.
      Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение.
       Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, ребёнок сначала называет зимующих птиц, а потом – перелётных, например:
* ворона ( «На осине в гуще кроны вьёт гнездо своё …»);
* скворец («На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его …»);
* дрозд («Он один из певчих звёзд, а короче – певчий…»);
* синица («Я маленькая птичка, зовут меня …»);
* сорока («Верещунья, белобока, а зовут её…»);
          Упражнение «Кто лишний и почему?»
Ребёнок отгадывает, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:
* овца («Шубу тёплую в колечках носит тихая …»);
* корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко даёт …»);
* кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когтив ход, - страшный зверь, домашний …»);
* заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…»).
Задаются вопросы: «Вспомни и назови всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Ребёнок отвечает: «Заяц, потому что овца, корова и кот -- домашние животные, а заяц – дикое животное».
           Особый интерес вызывает у детей приём сравнения загадок о разных предметах и проходит следующим образом.
            Например, предлагаем детям загадку о ели:
               
За рекой росли,
                Их на праздник принесли,
                На веточках иголки.
                Что же это? … (Ёлки)

Спрашиваем, какие ещё хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку:

                 
Хоть колюча, но не ёлка,
                 Подлинней её иголки,
                 А кора тонка, красна!
                 Та красавица -- … (сосна)
Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.
Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы ( верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).
         Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, ребёнок отвечает на вопросы: Что делают пилой? – Пилят, Что делают лопатой? – Убирают снег, копают.

                     
Доски сосновые пахнут смолой.
                     Весело, жарко работать… (пилой).

                     Я расчищу снег, ребята,
                     Только мне нужна… (лопата)

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имён существительных в творительном падеже ( Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают?)
          Загадки о животных используются для составления словосочетаний:»Кто как голос подаёт?»
* Собака ( У меня учёный пес –
Круглой пуговкою нос.
Если в чём – то я не прав,
Громко лает он: … («Гав – гав!» )).
* Корова ( Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: … («Му – му!»)).
* Кот (Кот усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает: … («Мур - мур!»)).
* Пчела (Только вишня расцвела --
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она:… («Жу-жу!»).
Дети усваивают, кто как  «разговаривает» (собака гавкает (лает), корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).
             Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):

Эта избушка маленькая,
Эта изба …(большая).
Эта кадушка полная,
Эта кадушка …(пустая).
Эта ограда низкая,
Эта ограда …(высокая).                                                                                                    Эта рощица близкая,
Эта роща …(далёкая).
Эта тропинка узкая,
Эта тропа …(широкая).
Эта речушка мелкая,
Эта река …(глубокая).
Эта гора крутая,
Эта гора …(пологая).
Эта дорога прямая,
Эта дорожка …(кривая).

         Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразования с помощью суффиксов с значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.
          В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализа слов.

                                                        Снегопад.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба всё скользят пушинки --
Серебристые …(снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью …(снеговою).
На просёлки, на лужок
Всё снижается …(снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью …(снежной).
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили …(снежком),
Словно в белый пуховик
Мы одели …(снеговик).
Рядом снежная фигурка  -
Эта девочка - …(снегурка).
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой …(снегири).
… Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …(снег).
                                       И. Лопухина

       После отгадывания загадок  ребёнку предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например: Какой снег? – Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? – Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идёт. Такие  упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными средствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.
          Для развития фонематического восприятия ребенку предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:
* различение слов, близких по звуковому составу:
               Сел в машину верный пёс,
               У него  в чернилах …(лапа, шея, нос);
* подбор в рифму слов с определённым звуком:
               Оля слушает в лесу,
               Как кричат кукушки.
               А для этого нужны
               Нашей Оле … (ушки).
(Предлагаются слова: ушки – лягушки – катушки – хрюшки – хлопушки -- пушки – кукушки….)
* поиск слов, отличающихся одним звуком:
                Сладко спит в берлоге…
                МИШКА,
                 На столе с салатом …
                 МИСКА;
*самостоятельное придумывание рифмы:
                  В этой молодице прячутся девицы:
                  Каждая сестрица для меньшей – темница.
                  Красные щёчки, пёстрые платочки,
                  Хлопают в ладошки весёлые … (матрёшки).
(Предлагаются слова: матрёшки – кошки – ложки – мошки – ладошки -- картошка – поварёшка….)
*анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?
                  В лесу бежит от волка …
                  ЧАЙКА,
                  Парит над океаном …
                  ЗАЙКА;
*анализ слов, начинающихся с разных звуков:
                  Лиза пробовала … СУП,
                  Заболел у Лизы … ЗУБ;
*синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):
                  Если слово к букве «У» присоединяется,
                  Слово новое, другое сразу получается.
                  Буква «У» отметку КОЛ
                  Переделает в … УКОЛ.
                  А когда я строил ДАЧУ,
                  Принесла мне «У» … УДАЧУ,
                  И теперь посёлок ДАЧНЫЙ
                  Называется …УДАЧНЫЙ.
                                                       И. Лопухина
*анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):
                  Увидал я в клетке рысь,
                  Ей, как кошке, крикнул:
                  «БрОсь!»
                   На столе – большая пышка,
                   В норку тащит её мОшка.
                   Стоит избушка у воды,
                   А из трубы струится  дОм.
     
     Такие игры-загадки сосредотачивают внимание  ребёнка  на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.
                               

 
                 
                 
                    

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...