Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)
Программа является дополнительным структурным компонентом адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209 «Мозаика».
Программа способствует обеспечению коррекции нарушений развития у детей с ТНР; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации и развитию личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 209 «Мозаика»
область Нижегородская, г. Нижний Новгород, сельский посёлок Новинки, ул. Ботаническая, д.9
Телефон: +7 (831) 234-29-15, e-mail: class="c44 c35">
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР
подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
педагог-психолог Макарова Е.С.
Нижний Новгород
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ | ||
1. | Целевой раздел | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
Принципы и подходы к формированию Программы | 4 | |
Психологические особенности детей с ТНР | 5 | |
Планируемые результаты реализации Программы | 9 | |
2. | Содержательный раздел | 10 |
Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы | 10 | |
Психолого-педагогическая экспертиза | 10 | |
Психологическая диагностика | 13 | |
Психологическая профилактика и просвещение | 16 | |
Коррекционно-развивающая работа | 17 | |
Психологическое консультирование | 23 | |
Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников | 24 | |
Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ | 25 | |
3. | Организационный раздел | 26 |
Материально – техническое обеспечение Программы | 26 | |
Методическое обеспечение Программы | 26 |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №209 «Мозаика» г. Нижнего Новгорода. Реализуется в компенсирующей группе для детей с ТНР, имеющих заключения ТПМПК с рекомендациями соответствующей программы.
Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от г. №1155 г. Москва;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от #1075;. №1014.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №209 «Мозаика» г. Нижнего Новгорода (далее -АООП ДОУ);
Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями (законными представителями).
Цель и задачи Программы
Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР группы компенсирующей направленности, а также родителям (законным представителям) и педагогам.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- Способствовать коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
- Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка, индивидуальности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления психического здоровья детей с ТНР.
4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления психического здоровья детей с ТНР.
Принципы и подходы к формированию Программы
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
- Единство диагностики и коррекции
Этот принцип отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
- Приоритетность коррекции каузального типа
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
- Деятельностный принцип коррекции
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
- Комплексность методов психологического воздействия
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ТНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Психологические особенности детей с ТНР
Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)
Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова). У ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М. Мастюкова, 1976).
Мышление
Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.
У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Для многих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна ригидность мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением. Дошкольники с ТНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.
Воображение
Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников (В. П. Глухов, 1985):
- для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
- отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
- детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз; • наблюдается истощение деятельности.
Ответы детей с ТНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения.
Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьёзным препятствия для словотворчества детей.
Внимание
Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова.
Нарушения выражаются в следующем:
1. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают; 2. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы);
- Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с ТНР речи оказывается затруднительным;
- Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются недостаточно сформированными или нарушенными.
Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Для детей с ТНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, несвязанные с выполнением задания.
Память
При сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ТНР хуже, чем у детей без речевой патологии.
Восприятие
Нарушение слухового восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:
- В нарушении целостности восприятия. Дети затрудняются сложить разрезную картинку, точно выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
- Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники используют элементарные формы ориентировки.
- Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993). Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
- Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
- Дошкольники с ТНР имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
Моторика
Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции.
Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом); выявляется неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Недостаточное развитие тактильномоторных ощущений влияет на способность детей к изобразительному творчеству. У детей наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д.
Эмоционально-волевая сфера
Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе (В. А. Аверин, 1998).
Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкоав, Т. Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991). Ограниченность речевого общения ребёнка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости, заниженной, самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности Таким образом, для детей с ТНР характерными являются:
- неустойчивость внимания, снижение объёма, ограниченные возможности его распределения; • нарушение восприятия;
- снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
- нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;
- эмоционально-волевая незрелость;
- низкая познавательная активность;
- недостаточная регуляция произвольной деятельности;
- трудности в общении.
Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом сказывается на познавательном развитии детей. Дети с ТНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л.Ф. Спирова, 1980).
С точки зрения оказания действенной коррекционно-педагогической помощи, важным будет являться комплексное решение вопроса, с учётом влияния первичного речевого недоразвития на психическое развитие ребенка, при отсутствующих коррекционных мероприятиях может замедляться темп интеллектуального развития.
Поэтому неслучайно профессором Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение элементов грамоты.
Планируемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ребенок:
- имеет стабильную динамику нервно–психического развития;
- обладает продуктивным и более устойчивым вниманием, - развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук;
- социально адаптирован к жизни в обществе;
- эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников;
- использует вербальные и невербальные средства общения, умеет договариваться; умеет планировать свои действия;
- способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
2. Содержательный раздел.
Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы.
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
- Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и
безопасности образовательной среды ДОУ
Одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды». В рамках данного направления работа ведётся со всеми участниками образовательных отношений, через различные формы работы, которые представлены в таблице ниже.
Форма работы | Задачи | Участники | Примечание |
Наблюдение | Проведение психологического мониторинга и анализа эффективности использования методов и средств образовательной деятельности | Педагоги | Проводится по запросу администрации ДОУ |
Аналитическая | Проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды. | Педагоги | Проводится по запросу администрации ДОУ. |
Консультация | Оказание консультативной помощи педагогам при выборе образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся. | Педагоги | По запросу педагогов. |
Консультация | Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного и процесса и коррекционно-развивающей работы. | Педагоги | По запросу педагогов. |
Анкетирование (Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» (автор И.А. Баева) | Изучение уровня удовлетворённости педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. | Педагоги | Проводится по запросу администрации ДОУ. |
Изучение уровня удовлетворённости родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ. | Родители (законные представители) | ||
Наблюдение (Использование листов наблюдения*) *лист наблюдения разрабатывается педагогом- психологом ДОУ | Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей во взаимодействии с педагогами. | Педагоги, дети | Еженедельно или по запросу администрации и/или педагогов ДОУ. |
Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей во взаимодействии со сверстниками. | Дети | Еженедельно или по запросу администрации и/или педагогов ДОУ | |
Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей в организованной предметно- пространственной среде. | Педагог- психолог | Еженедельно или по запросу администрации и/или педагогов ДОУ | |
Анкетирование | Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе родителями (законными представителями) | Родители (законные представители) | По необходимости и/или по запросу от педагогов |
Психологическая диагностика.
Целью психологической диагностики является получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психологического развития воспитанников с ТНР, которые используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Диагностическая работа включает:
- уточнение направлений коррекционно-развивающей работы на основе заключения ТПМПК;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ТНР, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
- изучение уровня общего развития обучающихся с ТНР, возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся;
- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- мониторинг динамики развития (проведение промежуточной диагностики).
В сентябре в течение 3х недель проводится диагностика воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР, которым по заключению ТПМПК необходима помощь педагога-психолога, с целью определения актуального развития детей и определение зоны ближайшего развития и построения коррекционно-развивающей работы.
Следующий мониторинг (промежуточная диагностика) проводится в январе в течение 2х недель с целью оценки динамики развития.
В мае проводится итоговая психологическая диагностика воспитанников с ТНР с целью оценки эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.
Диагностический инструментарий для проведения психологической диагностики выбирается педагогом-психологом. Примерный перечень приведён в таблице ниже.
Диагностический инструментарий педагога-психолога
Наименование методики | Диагностируемые параметры | Возраст |
Диагностика готовности к школьному обучению | ||
Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова | Диагностика уровня готовности к школе. | От 5 до 7 лет |
Диагностика познавательных процессов | ||
Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. | Комплексная диагностика познавательных процессов. | От 3 до 7 лет |
Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника авт. А.Н.Веракса | Комплексная диагностика уровня развития. | От 5 до 7 лет |
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей | ||
Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко М.А. | Комплексное изучение личности | С 4х лет |
Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. | Исследование самооценки. | С 5 лет |
Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) | Определение особенности эмоционального состояния ребёнка. | С 2 лет |
Восьми цветовой тест | Исследование эмоционального состояния ребенка. | С 5 лет |
Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) | Определение уровня тревожности у детей. | С 3,5 лет |
Методика «Волшебная страна чувств» | Исследование психоэмоционального состояния ребенка. | С 4 лет |
Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» | Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет. | С 3 лет |
Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) | Оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. | С 3 лет |
Тест «Сказки» Л. Дюсса. | Исследование эмоциональной сферы. | С 5 лет |
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» | Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | С 4 лет |
Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Белопольской Л.Н. | Исследования детского самосознания и половозрастной идентификации | С 3 лет |
Детский апперцептивный тест (САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак) | Исследование эмоционального состояния дошкольников. | С 3 лет |
Диагностика социально-психологического климата коллектива | ||
Социометрия Дж. Морено | Диагностика межличностных отношений. | С 5 лет |
Проективная методика Рене Желя | Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений | С 4 лет |
Диагностика детско-родительских отношений | ||
Проективная методика «Рисунок семьи» | Диагностика эмоционального | С 5 лет |
Тест «Диагностика эмоциональных | Изучение эмоциональных | С 4 лет |
Проективная методика Рене Желя | Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений | С 4 лет |
Диагностика в период возрастных кризисов | ||
«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л. Венгер, К.Л. Поливанова) | Возрастной статус детей. | Период кризиса 7-ми лет. |
Психологическая профилактика и просвещение.
Цель психологической профилактики: предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение превентивных мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка рекомендаций педагогам и родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Данное направление реализуется через включение психопрофилактической задачи в коррекционно-развивающую программу, а также через рекомендации для воспитателей и родителей.
Цель психологического просвещения: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.
В годовом плане работы педагога-психолога отображены планируемые мероприятия по реализации психологического просвещения и профилактики в группе компенсирующей направленности направленности для детей с ТНР (Приложение №2).
Коррекционно-развивающая работа.
Цель коррекционно-развивающей работы – коррекция недостатков познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с ТНР, развитие коммуникативных навыков.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
- совершенствование мелкой моторики.
Коррекционно-развивающая работа проводится по средствам групповых и индивидуальных занятий. Групповая коррекционно-развивающая работа реализуется также посредствам совместной игровой деятельности педагога-психолога с воспитанниками группы во время прогулки. Периодичность совместной игровой деятельности – 2 раза в неделю. Время проведения в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога МБДОУ Детский сад №209 «Мозаика», место проведения – прогулочный участок группы «Затейники». Учёт проведённой работы фиксируется в листе наблюдений за воспитанниками группы. Игры подбираются педагогом-психологом из программы «Цветик-семицветик». Педагог-психолог может варьировать, изменять перечень подвижных игр, в зависимости от ситуации, психологического настроя воспитанников, их возможностей в освоении той или игры.
Длительность коррекционно-развивающей работы с детьми определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей.
Периодичность групповых занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности – 1 раз в неделю, продолжительность не более 30 мин. в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога МБДОУ Детский сад №209 «Мозаика» (Приложение 1), место проведения – группа компенсирующей направленности «Затейники».
Периодичность индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности – 1 раз в неделю, продолжительность не более 15 мин. в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога МБДОУ Детский сад №209 «Мозаика», место проведения – кабинет педагога-психолога.
Средства реализации программы: программа психологических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Программно-методическое обеспечение:
1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключение будущих первоклассников». СПб.: Речь , 2022. – 123 с.
2. Приключения будущих первоклассников/под ред.Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2022. – 101 с. (Далее - Рабочие тетради.)
Тематическое планирование групповой коррекционно-развивающей работы.
Октябрь
№ 1 Входная диагностика - Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Вырежи круг», «Рисунок человека».
№ 2 Входная диагностика – Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Разрезная картинка», методика «Домик»
№ 3 Входная диагностика – Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «4ый лишний», методика «Найди недостающий».
№ 4 Входная диагностика – Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Запрещенные слова», методика «Графический диктант»
№ 5 Занятие - №1 из программы Куражевой Н.Ю. «Школа будущих первоклассников» (далее ПРОГРАММА) с.27-29, упр. «Давайте познакомимся», «Поезд», «Ветер дует», Кинезиологическая гимнастика (далее – КГ), Доброе животное».
Ноябрь
№ 6 Занятие - №2 из Программы с.29-30, упр. «Поезд», «КГ», «Делай как я», «Подари улыбку», «Доброе животное».
№ 7 Занятие - №3 из Программы с.31-33, упр. «Все кого зовут», «Собирайка», «Трамвайчик», «Лесная фигура», «Бывает-не бывает».
№ 8 Занятие - №4 из Программы с.34-37, упр. «Незнайка», «Мы играем вместе», «Рассказ о своей группе», «КГ», «Солнечный круг».
№ 9 Занятие - №5 из Программы с.38-40, упр. «Пропой своё имя», «Волшебный сундучок», «КГ», «Слушай команду», «Ромашка».
Декабрь
№ 10 Занятие - №6 из Программы с.41-43, упр. «Ветерок», «Загадка», «Собирание портфеля», «Доскажи словечко», «КГ».
№ 11 Занятие - №7 из Программы с.44-46, упр. «Я рад вас видеть», «Беседа», «КГ», «Необычные прыжки», «Воздушный шар».
№ 12 Занятие - №8 из Программы с.46-49, упр. «Пёрышко», «Беседа», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Эстафета дружбы».
№ 13 Занятие - №9 из Программы с.49-51, упр. «Я рад вас видеть», «поделись с другом», «Мостик дружбы», «КГ», «Угадай кто друг».
Январь
№ 14 Занятие - №10 из Программы с.52-54, упр. «Подари мне улыбку», «Конверт», «КГ», «Передай мяч», «Летит шар».
№ 15 Занятие - №11 из Программы с.54-57, упр. «Мы здесь», «Беседа», «КГ», «Угадайка», «Чего не хватает», «Подарки».
№ 16 Занятие - №12 из Программы с.57-60, упр. «Колокольчик», «Отгадай предмет по частям», «Картинки-загадки», «КГ», «Дружные сердца».
№ 17 Занятие - №13 из Программы с.60-63, упр. «Мячик», «Билетик», «Трамвайчик», «КГ», «Музыкальные стулья», «Солнечный лучик».
Февраль
№ 18 Занятие - №14 из Программы с.63-65, упр. «Ладошки», «Беседа», «КГ», «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Волшебное кольцо».
№ 19 Занятие - №15 из Программы с.65-68, упр. «Хорошие новости», «Танец снежинок», «КГ», «Противоположность», «Построй колонну, шеренгу, круг».
№ 20 Занятие - №16 из Программы с.68-70, упр. «Снежинка», «Беседа», «Мороженное», «Обратная связь».
№ 21 Занятие - №17 из Программы с.70-74, упр. «Поймай взгляд», «Путешествие в лес», «Что сначала, что потом?», «КГ», «Воздушная кукуруза», «Летит по небу шар».
Март
№ 22 Занятие - №18 из Программы с.74-76, упр. «Я рад вас видеть», «Загадки», «КГ», «Составь картинку» , «Замри».
№ 23 Занятие - №19 из Программы с.77-80, упр. «Давайте поздороваемся», «Снежинки, сугробы, сосульки», «КГ», «Подарки», «Моё настроение».
№ 24 Занятие - №20 из Программы с.80-82, упр. «Доброе утро», «КГ», «Летает-не летает», «Противоположности», «Комплименты».
№ 25 Занятие - №21 из Программы с.83-85, упр. «Ладошки», «Мышиный хор», «Составь картинку», «КГ», «Волшебная шляпа», «Костёр дружбы».
Апрель
№ 26 Занятие - №22 из Программы с.86-89, упр. «Здравствуйте», «Запрещённое движение», «КГ», «Доброе животное».
№ 27 Занятие - №23 из Программы с.89-91, упр. «Наши помощники», «Загадки», «КГ», «Топ-хлоп», «Если весело живётся».
№ 28 Занятие - №24 из Программы с.91-94, упр. «Я рад вас видеть», «КГ», «Загадка», «Слушай хлопки», «На что похоже настроение», «Комплименты».
№ 29 Занятие - №25 из Программы с.94-97, упр. «Наши помощники», «Сравни», «Пять имен», «КГ», «Волшебное кольцо».
Май
№ 30 Занятие - №26 из Программы с.97-99, упр. «Здравствуйте», «Стихотворение», «КГ», «Дотронься до», «Воздушный шар».
№ 31 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Вырежи круг», «Рисунок человека», методики «Разрезная картинка», методика «Домик».
№ 32 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «4ый лишний», методика «Найди недостающий», методика «Запрещенные слова», методика «Графический диктант»
Июнь
№ 33 Занятие - №27 из Программы с.99-101, упр. «Я рад вас видеть», «Беседа», «КГ», «Ругаемся овощами», «Мимика и жесты», «Подарки».
№ 34 Занятие - №28 из Программы с.102-104, упр. «Давайте поздороваемся», «Беседа», «КГ», «Вспомни имена друзей», «Дружный паровозик».
Тематическое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Октябрь
№ 1 Входная диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Беседа», «Лесенка».
№ 2 Входная диагностика – Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «10 слов», методика «Закончи предложение».
№ 3 Входная диагностика – Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «На что это похоже», методика «Последовательные картинки».
№ 4 Занятие №1, с. 11-12; Рабочие тетради – «Учитель Еж», «Запоминайка», «Создание Лесной школы»
Ноябрь
№5 Занятие № 2, с.13-14; Рабочие тетради – «Букет», «Профессии», «Словарик эмоций», «Букет для учителя».
№6 Занятие № 3, с.13-17; Рабочие тетради – «Лабиринт», «Словарик эмоций», «Заколдованный лес», «Смешные страхи».
№7 Занятие №4, с.19-21; Рабочие тетради – «Звездный хоровод», «Лабиринт», «Азбука игр», «Путаница».
№8 Занятие №5, с.22-23; Рабочие тетради – «Школьные правила», «Приветливая Белочка», «Вежливые слова», «Правильно – неправильно».
Декабрь
№9 Занятие №6, с.24-25; Рабочие тетради – «Школьные принадлежности», «Путаница», «Любимый альбом», «Запоминай-ка».
№10 Занятие №7, с.26-27; Рабочие тетради – «Лабиринт», «Логический квадрат», «Внимание! Внимание!», «Графический диктант».
№11 Занятие №8, с.28-29; Рабочие тетради – «Наведи порядок», «Цветочки для Зайчонка», «Продолжи узор», «Дорисуй-ка!».
№12 Занятие №9, с.30-32; Рабочие тетради –«Логическая цепочка», «Лабиринт», «Жадность», «Найди отличия».
Январь
№13 Занятие №10, с.33-35; Рабочие тетради – «Право-лево», «Логический квадрат», «Вкусные яблочки», «Что перепутал художник».
№14 Занятие №11, с.35-37; Рабочие тетради – «Мячик», «Запоминай-ка», «Рыбка», «Подари подарок Белочке».
№15 Занятие № 12, с.38-40; Рабочие тетради – «Коврики», «Осенние листья», «Четвертый лишний», «Запоминай-ка».
№16 Занятие № 13, с.41-42; Рабочие тетради – «Логические цепочки», «Пятерочка», «Оценка», «Графический диктант».
Февраль
№ 17 Занятие № 14, с.43-45; Рабочие тетради – «Медвежата», «Логический квадрат», «Прятки с картинками», «Право – лево».
№ 18 Занятие №15, с.46-48; Рабочие тетради – «Логический квадрат», «Графический диктант», «Найди лишнее», «Азбука эмоций»).
№ 19 Занятие № 16, с.49-58; Рабочие тетради – «Запоминай-ка 1», «Ёлочные игрушки», «Карнавал», «Последовательные картинки».
№ 20 Занятие № 17, с.59-61; Рабочие тетради – «Что нового7», «Прогулка по лесу», «Логический ряд», «Угощение».
Март
№ 21 Занятие № 18, с.62-64; Рабочие тетради – «Говорящие рисунки», «Путница», «Хитрые квадраты», «Лесная больница».
№ 22 Занятие № 19, с.65-67; Рабочие тетради – «Мозаика», «Азбука эмоций», «Новогодние подарки», «Найди группы»).
№ 23 Занятие № 20, с.67-70; Рабочие тетради – «Логический квадрат», «Прятки», «Рыбки», «Противоположности».
№ 24 Занятие № 21, с.70-72; Рабочие тетради – «Логическая загадка», «Удивительный лес», «Мячики», «Лабиринт».
Апрель
№ 25 Занятие № 22, с.73-75; Рабочие тетради – «Логический ряд», «Внимание! Внимание!», «Логическая цепочка», «Фантазеры»).
№ 26 Занятие № 23, с.76-78; Рабочие тетради- «Логический квадрат», «Футбол», «Азбука эмоций», «Внимание! Внимание!»).
№27 Занятие № 24, с.79-81; Рабочие тетради – «Парные фигуры», «Найди лишнее», «Аналогии», «Лабиринт».
№28 Занятие № 25, с.82-84; Рабочие тетради – «Мальчики и девочки», «Дорисуй-ка!», «Домики», «Графический диктант».
Май
№29 Занятие № 26, с.85-86; Рабочие тетради – «Умозаключение», «Двойняшки», «Кораблики», «Рабочие инструменты».
№30 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Беседа», «Лесенка», методики «10 слов».
№31 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «На что это похоже», методика «Последовательные картинки», методика «Закончи предложение».
Психологическое консультирование
Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Примерный перечень тем для психологического консультирования.
- «Профилактика социальной дезадаптации у детей с ТНР»
- «Детские страхи»
- «Агрессивность»
- «Психологическое неблагополучие»
- «Непослушание»
- «Кризис 7-ми лет»
- «Тревожность»
- «Недостаточное развитие мелкой моторики»
- «Низкий уровень развития познавательных процессов» - «Нарушения в сфере общения»
- «Застенчивость»
- «Нестабильность эмоционального состояния»
- «Гиперактивность»
- «Психологическая поддержка семьи»
- «Роль игры в подготовке к школе»
- «Психологическая готовность к школе».
- Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников
Целью работы с родителями является повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
При этом, родители как непосредственные участники образовательного процесса включаются во все направления работы педагога-психолога ДОУ, через различные формы.
Направление работы педагога-психолога | Формы работы с родителями |
Психологическая диагностика |
|
Психологическое консультирование |
|
Коррекционно-развивающее направление |
|
Психологическая профилактика |
|
Психологическое просвещение |
|
- Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется комплексно всеми педагогическими работниками, участвующими в работе с детьми. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами заключается в:
- оказании консультативной помощи педагогам по выбору образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- оказании психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
- участии поиска путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом;
- оказании консультативной помощи администрации, педагогам и другим работникам ДОУ по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей;
- организации и осуществлении совместно со специалистами ДОУ психологической коррекции определённых недостатков;
- знакомстве педагогов и администрации ДОУ с современными исследования в области психологии раннего и дошкольного возраста, в области социальной адаптации, а также информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
- организация консультаций, мастер-классов по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения;
- разъяснении субъектам образовательного процесса необходимости применения здоровьесберегающих образовательных технологий;
3. Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение Программы.
Кабинет педагога-психолога укомплектован ноутбуком, принтером.
Созданная предметно-развивающая среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: столы детские, стулья детские.
Консультативная зона включает в себя: шкаф для хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога; набор диагностических методик; стимульный материал для проведения диагностики. В кабинете педагога-психолога также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.
Методическое обеспечение Программы
№ п/п | Наименование методической литературы | Кол-во |
Психологическая коррекция | ||
1 | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2021. | 1 |
2 | Рабочая тетрадь «Приключения будущих первоклассников» /под ред.Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2022. – 101 с. | 10 |
Психологическая диагностика | ||
1 | Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008 | 1 |
2 | Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова | 1 |
3 | Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника авт. А.Н.Веракса М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. | 1 |
4 | «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», (под ред. Е.А. Стребелевой). | 1 |
5 | Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. | 1 |
5 | «Методика диагностики дифференциаций эмоциональной сферы ребенка «Домики» (Автор О.А. Орехова) | 1 |
6 | Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) | 1 |
7 | Тест интеллекта «Цветные прогрессивные матрицы Равена» | 1 |
8 | Методика «Секрет» (Автор Т.А. Репина) | 1 |
9 | Методика «Дорисовывание фигур». О. М. Дьяченко | 1 |
10 | Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко М.А. – М.: АСТ, 2017. | 1 |
11 | Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в условиях применения профессионального стандарта «Педагог-психолог». Е.Г. Еделева, Т.Н. Павличева, О.В. Шилова. – Н.Новгород: НИРО, 2019. | 1 |
Психологическое консультирование | ||
1 | Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» – М.: АСТ, 2007 | 1 |
2 | Немов Р.С. «Психологическое консультирование» - М.: Издательство Юрайт, 2018 | 1 |
3 | Л.В. Петрановская «Если с ребенком трудно» - М.: «Издательство АСТ», 2013 | 1 |
4 | Шапиро Е..И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. | 1 |
Психологическое просвещение | ||
1 | Верещагина Н.В. Если ребёнок отстаёт в развитии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 | 1 |
2 | Л. Петрановская «Что делать если…», «Издательство АСТ», 2013 | 1 |
Психологическая профилактика | ||
1 | Млодик И.Ю. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему», – М.: Генезис, 2010. | 1 |
2 | Е.В. Мурашова. Дети взрослым не игрушки. ООО «Издательский дом «Самокат», 2018 | 1 |
Электронно-образовательные ресурсы: | ||
1 | ||
2 | Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | |
3 | Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) | |
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | Журнал «Обруч» | |
12 | ||
13 | Газета «Дошкольное образование» | |
14 | ||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности (содержание психолого- педагогической работы в средней, старшей и подготовительных к школе групп)
Содержание непосредственно – образовательной деятельности...
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности (содержание психолого- педагогической работы в средней, старшей и подготовительных к школе групп)
Комплексно –тематическое планирование организованной изобразительной деятельности....
Программа психолого-педагогического сопровождения (ИОМ) воспитанника с ОВЗ на 2022-2023 год.
Программа психолого-педагогического сопровождения (ИОМ) воспитанника с ОВЗ на 2022-2023 год....
Рабочая программа Подготовительная к школе группа "Гонъдже-Бутончик" 2022-2023 г.г.
Настоящая рабочая программа подготовительной к школе группы «Гонъдже-Бутончик»» разработана воспитателем МБДОУ детского сада № 1 «Ляле» Трибрат-Климак Е.В.Программа спрое...
Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР подготовительной группы «Улыбка» комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год.
Адаптированная образовательная программа...
Аналитическая справка по результатам педагогической деятельности подготовительной к школе группы «Ладушки» за 2022 - 2023 учебный год
Аналитическая справкапо результатам педагогической деятельностиподготовительной к школе группы «Ладушки»за 2022 - 2023 учебный год...
ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи
ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи(учитель - логопед)...