Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Макарова Екатерина Сергеевна

Программа является дополнительным структурным компонентом адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209 «Мозаика».

Программа способствует обеспечению коррекции нарушений развития у детей с ТНР; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации и развитию личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 209 «Мозаика»

область Нижегородская, г. Нижний Новгород, сельский посёлок Новинки, ул. Ботаническая, д.9

Телефон: +7 (831) 234-29-15, e-mail: class="c44 c35">

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР

подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

педагог-психолог Макарова Е.С.

Нижний Новгород

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

Психологические особенности детей с ТНР

5

Планируемые результаты реализации Программы

9

2.

Содержательный раздел

10

Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы

10

Психолого-педагогическая экспертиза

10

Психологическая диагностика

13

Психологическая профилактика и просвещение

16

Коррекционно-развивающая работа

17

Психологическое консультирование

23

Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

24

Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ

25

3.

Организационный раздел

26

Материально – техническое обеспечение Программы

26

Методическое обеспечение Программы

26

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №209 «Мозаика» г. Нижнего Новгорода. Реализуется в компенсирующей группе для детей с ТНР, имеющих заключения ТПМПК с рекомендациями соответствующей программы.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от г. №1155 г. Москва;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от #1075;. №1014.
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №209 «Мозаика» г. Нижнего Новгорода (далее -АООП ДОУ);

Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями (законными представителями).

Цель и задачи Программы

Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР группы компенсирующей направленности, а также родителям (законным представителям) и педагогам.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Способствовать коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
  2. Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств личности каждого ребёнка, индивидуальности, самостоятельности и ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной деятельности.
  3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления психического здоровья детей с ТНР.

4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления психического здоровья детей с ТНР.

Принципы и подходы к формированию Программы

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
  2. Единство диагностики и коррекции

Этот принцип отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

  1. Приоритетность коррекции каузального типа

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

  1. Деятельностный принцип коррекции

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

  1. Комплексность методов психологического воздействия

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ТНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

  1. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Психологические особенности детей с ТНР

Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)

Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М. Мастюкова). У ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. «У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития» (Е.М. Мастюкова, 1976).

Мышление

Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Для многих детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерна ригидность мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением. Дошкольники с ТНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.

Воображение

Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников (В. П. Глухов, 1985):

  • для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
  • отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
  • детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз; • наблюдается истощение деятельности.

Ответы детей с ТНР по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения.

Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьёзным препятствия для словотворчества детей.

Внимание

Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова.

Нарушения выражаются в следующем:

1. Дети быстро устают в процессе деятельности, продуктивность, темп быстро падают; 2. Дошкольники испытывают трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств, в решении различных задач, ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы);

  1. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с ТНР речи оказывается затруднительным;
  2. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются недостаточно сформированными или нарушенными.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Для детей с ТНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, несвязанные с выполнением задания.

Память

При сохранной смысловой, логической памяти у детей с ТНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ТНР хуже, чем у детей без речевой патологии.

Восприятие

Нарушение слухового восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:

  1. В нарушении целостности восприятия. Дети затрудняются сложить разрезную картинку, точно выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
  2. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники используют элементарные формы ориентировки.
  3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993). Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
  4. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
  5. Дошкольники с ТНР имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

Моторика

Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции.

Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом); выявляется неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Недостаточное развитие тактильномоторных ощущений влияет на способность детей к изобразительному творчеству. У детей наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д.

Эмоционально-волевая сфера

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе (В. А. Аверин, 1998).

Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкоав, Т. Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991). Ограниченность речевого общения ребёнка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, негативизму, замкнутости, заниженной, самооценке, агрессивности. Как следствие затрудняются не только процесс межличностного взаимодействия детей, но и создаются серьезные проблемы, которые сказываются при развитии и обучении.

Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности Таким образом, для детей с ТНР характерными являются:

  • неустойчивость внимания, снижение объёма, ограниченные возможности его распределения; • нарушение восприятия;
  • снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
  • нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;
  • эмоционально-волевая незрелость;
  • низкая познавательная активность;
  • недостаточная регуляция произвольной деятельности;
  • трудности в общении.

Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом сказывается на познавательном развитии детей. Дети с ТНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л.Ф. Спирова, 1980).

С точки зрения оказания действенной коррекционно-педагогической помощи, важным будет являться комплексное решение вопроса, с учётом влияния первичного речевого недоразвития на психическое развитие ребенка, при отсутствующих коррекционных мероприятиях может замедляться темп интеллектуального развития.

Поэтому неслучайно профессором Левиной Р.Е. был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, который включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение элементов грамоты.

Планируемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы ребенок:

  • имеет стабильную динамику нервно–психического развития;
  • обладает продуктивным и более устойчивым вниманием, - развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук;

- социально адаптирован к жизни в обществе;

  • эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников;

- использует вербальные и невербальные средства общения, умеет договариваться; умеет планировать свои действия;

  • способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

2. Содержательный раздел.

Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с направлениями работы.

Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.

  1. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и

безопасности образовательной среды ДОУ

Одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды». В рамках данного направления работа ведётся со всеми участниками образовательных отношений, через различные формы работы, которые представлены в таблице ниже.

Форма работы

Задачи

Участники

Примечание

Наблюдение

Проведение психологического мониторинга и анализа

эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

Педагоги

Проводится по запросу администрации ДОУ

Аналитическая

Проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной

среды.

Педагоги

Проводится по запросу администрации ДОУ.

Консультация

Оказание консультативной помощи педагогам при выборе образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

Педагоги

По запросу педагогов.

Консультация

Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного и процесса и коррекционно-развивающей работы.

Педагоги

По запросу педагогов.

Анкетирование

(Методика

«Психологическая безопасность образовательной среды» (автор И.А. Баева)

Изучение уровня удовлетворённости педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Педагоги

Проводится по запросу администрации ДОУ.

Изучение уровня удовлетворённости родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Родители (законные представители)

Наблюдение (Использование листов наблюдения*)

*лист наблюдения разрабатывается педагогом- психологом ДОУ

Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей во взаимодействии с педагогами.

Педагоги, дети

Еженедельно или по запросу администрации и/или

педагогов ДОУ.

Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей во взаимодействии со сверстниками.

Дети

Еженедельно или по запросу администрации и/или

педагогов ДОУ

Определение уровня психологической безопасности и комфортности детей в организованной предметно- пространственной среде.

Педагог- психолог

Еженедельно или по запросу администрации и/или

педагогов ДОУ

Анкетирование

Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе родителями (законными представителями)

Родители (законные представители)

По необходимости и/или по запросу от педагогов

Психологическая диагностика.

Целью психологической диагностики является получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психологического развития воспитанников с ТНР, которые используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Диагностическая работа включает:

- уточнение направлений коррекционно-развивающей работы на основе заключения ТПМПК;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ТНР, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;

- изучение уровня общего развития обучающихся с ТНР, возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся;

- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- мониторинг динамики развития (проведение промежуточной диагностики).

В сентябре в течение 3х недель проводится диагностика воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР, которым по заключению ТПМПК необходима помощь педагога-психолога, с целью определения актуального развития детей и определение зоны ближайшего развития и построения коррекционно-развивающей работы.

Следующий мониторинг (промежуточная диагностика) проводится в январе в течение 2х недель с целью оценки динамики развития.

В мае проводится итоговая психологическая диагностика воспитанников с ТНР с целью оценки эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.

Диагностический инструментарий для проведения психологической диагностики выбирается педагогом-психологом. Примерный перечень приведён в таблице ниже.

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Наименование методики

Диагностируемые параметры

Возраст

Диагностика готовности к школьному обучению

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова

Диагностика уровня готовности к школе.

От 5 до 7 лет

Диагностика познавательных процессов

Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.

Комплексная диагностика познавательных процессов.

От 3 до 7 лет

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника авт. А.Н.Веракса

Комплексная диагностика уровня развития.

От 5 до 7 лет

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко М.А.

Комплексное изучение личности

С 4х лет

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

Исследование самооценки.

С 5 лет

Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)

Определение особенности эмоционального состояния ребёнка.

С 2 лет

Восьми цветовой тест
Люшера.

Исследование эмоционального состояния ребенка.

С 5 лет

Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

Определение уровня тревожности у детей.

С 3,5 лет

Методика «Волшебная страна чувств»

Исследование психоэмоционального состояния ребенка.

С 4 лет

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»

Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

С 3 лет

Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго)

Оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.

С 3 лет

Тест «Сказки» Л. Дюсса.

Исследование эмоциональной сферы.

С 5 лет

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

С 4 лет

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Белопольской Л.Н.

Исследования детского самосознания и половозрастной идентификации

С 3 лет

Детский апперцептивный тест (САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак)

Исследование эмоционального состояния дошкольников.

С 3 лет

Диагностика социально-психологического климата коллектива

Социометрия Дж. Морено

Диагностика межличностных отношений.

С 5 лет

Проективная методика Рене Желя

Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений

С 4 лет

Диагностика детско-родительских отношений

Проективная методика «Рисунок семьи»

Диагностика эмоционального
благополучия и структуры
семейных отношений.

С 5 лет

Тест «Диагностика эмоциональных
отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони

Изучение эмоциональных
отношений ребенка с семьей.

С 4 лет

Проективная методика Рене Желя

Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений

С 4 лет

Диагностика в период возрастных кризисов

«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л. Венгер, К.Л. Поливанова)

Возрастной статус детей.

Период кризиса 7-ми лет.

Психологическая профилактика и просвещение.

Цель психологической профилактики: предупреждение возникновения явлений дезадаптации у воспитанников, выполнение превентивных мероприятий по возникновению вторичных нарушений развития у детей, разработка рекомендаций педагогам и родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Данное направление реализуется через включение психопрофилактической задачи в коррекционно-развивающую программу, а также через рекомендации для воспитателей и родителей.

Цель психологического просвещения: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

В годовом плане работы педагога-психолога отображены планируемые мероприятия по реализации психологического просвещения и профилактики в группе компенсирующей направленности направленности для детей с ТНР (Приложение №2).

Коррекционно-развивающая работа.

Цель коррекционно-развивающей работы коррекция недостатков познавательной, эмоционально-волевой сферы детей с ТНР, развитие коммуникативных навыков.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
  • совершенствование мелкой моторики.

Коррекционно-развивающая работа проводится по средствам групповых и индивидуальных занятий. Групповая коррекционно-развивающая работа реализуется также посредствам совместной игровой деятельности педагога-психолога с воспитанниками группы во время прогулки. Периодичность совместной игровой деятельности – 2 раза в неделю. Время проведения в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога МБДОУ Детский сад №209 «Мозаика», место проведения – прогулочный участок группы «Затейники». Учёт проведённой работы фиксируется в листе наблюдений за воспитанниками группы. Игры подбираются педагогом-психологом из программы «Цветик-семицветик». Педагог-психолог может варьировать, изменять перечень подвижных игр, в зависимости от ситуации, психологического настроя воспитанников, их возможностей в освоении той или игры.

Длительность коррекционно-развивающей работы с детьми определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей.

Периодичность групповых занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности – 1 раз в неделю, продолжительность не более 30 мин. в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога МБДОУ Детский сад №209 «Мозаика» (Приложение 1), место проведения – группа компенсирующей направленности «Затейники».

Периодичность индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности – 1 раз в неделю, продолжительность не более 15 мин. в соответствии с циклограммой рабочего времени педагога-психолога МБДОУ Детский сад №209 «Мозаика», место проведения – кабинет педагога-психолога.

Средства реализации программы: программа психологических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Программно-методическое обеспечение:

1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключение будущих первоклассников». СПб.: Речь , 2022. – 123 с.

2. Приключения будущих первоклассников/под ред.Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2022. – 101 с. (Далее - Рабочие тетради.)

Тематическое планирование групповой коррекционно-развивающей работы.

Октябрь

№ 1 Входная диагностика - Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Вырежи круг», «Рисунок человека».

№ 2 Входная диагностика – Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Разрезная картинка», методика «Домик»

№ 3 Входная диагностика – Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «4ый лишний», методика «Найди недостающий».

№ 4 Входная диагностика – Экспресс-диагностика детей 6-7 лет в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Запрещенные слова», методика «Графический диктант»

№ 5 Занятие - №1 из программы Куражевой Н.Ю. «Школа будущих первоклассников» (далее ПРОГРАММА) с.27-29, упр. «Давайте познакомимся», «Поезд», «Ветер дует», Кинезиологическая гимнастика (далее – КГ), Доброе животное».

Ноябрь

№ 6 Занятие - №2 из Программы с.29-30, упр. «Поезд», «КГ», «Делай как я», «Подари улыбку», «Доброе животное».

№ 7 Занятие - №3 из Программы с.31-33, упр. «Все кого зовут», «Собирайка», «Трамвайчик», «Лесная фигура», «Бывает-не бывает».

№ 8 Занятие - №4 из Программы с.34-37, упр. «Незнайка», «Мы играем вместе», «Рассказ о своей группе», «КГ», «Солнечный круг».

№ 9 Занятие - №5 из Программы с.38-40, упр. «Пропой своё имя», «Волшебный сундучок», «КГ», «Слушай команду», «Ромашка».

Декабрь

№ 10 Занятие - №6 из Программы с.41-43, упр. «Ветерок», «Загадка», «Собирание портфеля», «Доскажи словечко», «КГ».

№ 11 Занятие - №7 из Программы с.44-46, упр. «Я рад вас видеть», «Беседа», «КГ», «Необычные прыжки», «Воздушный шар».

№ 12 Занятие - №8 из Программы с.46-49, упр. «Пёрышко», «Беседа», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Эстафета дружбы».

№ 13 Занятие - №9 из Программы с.49-51, упр. «Я рад вас видеть», «поделись с другом», «Мостик дружбы», «КГ», «Угадай кто друг».

Январь

№ 14 Занятие - №10 из Программы с.52-54, упр. «Подари мне улыбку», «Конверт», «КГ», «Передай мяч», «Летит шар».

№ 15 Занятие - №11 из Программы с.54-57, упр. «Мы здесь», «Беседа», «КГ», «Угадайка», «Чего не хватает», «Подарки».

№ 16 Занятие - №12 из Программы с.57-60, упр. «Колокольчик», «Отгадай предмет по частям», «Картинки-загадки», «КГ», «Дружные сердца».

№ 17 Занятие - №13 из Программы с.60-63, упр. «Мячик», «Билетик», «Трамвайчик», «КГ», «Музыкальные стулья», «Солнечный лучик».

Февраль

№ 18 Занятие - №14 из Программы с.63-65, упр. «Ладошки», «Беседа», «КГ», «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Волшебное кольцо».

№ 19 Занятие - №15 из Программы с.65-68, упр. «Хорошие новости», «Танец снежинок», «КГ», «Противоположность», «Построй колонну, шеренгу, круг».

№ 20 Занятие - №16 из Программы с.68-70, упр. «Снежинка», «Беседа», «Мороженное», «Обратная связь».

№ 21 Занятие - №17 из Программы с.70-74, упр. «Поймай взгляд», «Путешествие в лес», «Что сначала, что потом?», «КГ», «Воздушная кукуруза», «Летит по небу шар».

Март

№ 22 Занятие - №18 из Программы с.74-76, упр. «Я рад вас видеть», «Загадки», «КГ», «Составь картинку» , «Замри».

№ 23 Занятие - №19 из Программы с.77-80, упр. «Давайте поздороваемся», «Снежинки, сугробы, сосульки», «КГ», «Подарки», «Моё настроение».

№ 24 Занятие - №20 из Программы с.80-82, упр. «Доброе утро», «КГ», «Летает-не летает», «Противоположности», «Комплименты».

№ 25 Занятие - №21 из Программы с.83-85, упр. «Ладошки», «Мышиный хор», «Составь картинку», «КГ», «Волшебная шляпа», «Костёр дружбы».

Апрель

№ 26 Занятие - №22 из Программы с.86-89, упр. «Здравствуйте», «Запрещённое движение», «КГ», «Доброе животное».

№ 27 Занятие - №23 из Программы с.89-91, упр. «Наши помощники», «Загадки», «КГ», «Топ-хлоп», «Если весело живётся».

№ 28 Занятие - №24 из Программы с.91-94, упр. «Я рад вас видеть», «КГ», «Загадка», «Слушай хлопки», «На что похоже настроение», «Комплименты».

№ 29 Занятие - №25 из Программы с.94-97, упр. «Наши помощники», «Сравни», «Пять имен», «КГ», «Волшебное кольцо».

Май

№ 30 Занятие - №26 из Программы с.97-99, упр. «Здравствуйте», «Стихотворение», «КГ», «Дотронься до», «Воздушный шар».

№ 31 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Вырежи круг», «Рисунок человека», методики «Разрезная картинка», методика «Домик».

№ 32 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «4ый лишний», методика «Найди недостающий», методика «Запрещенные слова», методика «Графический диктант»

Июнь

№ 33 Занятие - №27 из Программы с.99-101, упр. «Я рад вас видеть», «Беседа», «КГ», «Ругаемся овощами», «Мимика и жесты», «Подарки».

№ 34 Занятие - №28 из Программы с.102-104, упр. «Давайте поздороваемся», «Беседа», «КГ», «Вспомни имена друзей», «Дружный паровозик».

Тематическое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Октябрь

№ 1 Входная диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Беседа», «Лесенка».

№ 2 Входная диагностика – Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «10 слов», методика «Закончи предложение».

№ 3 Входная диагностика – Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «На что это похоже», методика «Последовательные картинки».

№ 4 Занятие №1, с. 11-12; Рабочие тетради – «Учитель Еж», «Запоминайка», «Создание Лесной школы»

Ноябрь

№5 Занятие № 2, с.13-14; Рабочие тетради – «Букет», «Профессии», «Словарик эмоций», «Букет для учителя».

№6 Занятие № 3, с.13-17; Рабочие тетради – «Лабиринт», «Словарик эмоций», «Заколдованный лес», «Смешные страхи».

№7 Занятие №4, с.19-21; Рабочие тетради – «Звездный хоровод», «Лабиринт», «Азбука игр», «Путаница».

№8 Занятие №5, с.22-23; Рабочие тетради – «Школьные правила», «Приветливая Белочка», «Вежливые слова», «Правильно – неправильно».

Декабрь

№9 Занятие №6, с.24-25; Рабочие тетради – «Школьные принадлежности», «Путаница», «Любимый альбом», «Запоминай-ка».

№10 Занятие №7, с.26-27; Рабочие тетради – «Лабиринт», «Логический квадрат», «Внимание! Внимание!», «Графический диктант».

№11 Занятие №8, с.28-29; Рабочие тетради – «Наведи порядок», «Цветочки для Зайчонка», «Продолжи узор», «Дорисуй-ка!».

№12 Занятие №9, с.30-32; Рабочие тетради –«Логическая цепочка», «Лабиринт», «Жадность», «Найди отличия».

Январь

№13 Занятие №10, с.33-35; Рабочие тетради – «Право-лево», «Логический квадрат», «Вкусные яблочки», «Что перепутал художник».

№14 Занятие №11, с.35-37; Рабочие тетради – «Мячик», «Запоминай-ка», «Рыбка», «Подари подарок Белочке».

№15 Занятие № 12, с.38-40; Рабочие тетради – «Коврики», «Осенние листья», «Четвертый лишний», «Запоминай-ка».

№16 Занятие № 13, с.41-42; Рабочие тетради – «Логические цепочки», «Пятерочка», «Оценка», «Графический диктант».

Февраль

№ 17 Занятие № 14, с.43-45; Рабочие тетради – «Медвежата», «Логический квадрат», «Прятки с картинками», «Право – лево».

№ 18 Занятие №15, с.46-48; Рабочие тетради – «Логический квадрат», «Графический диктант», «Найди лишнее», «Азбука эмоций»).

№ 19 Занятие № 16, с.49-58; Рабочие тетради – «Запоминай-ка 1», «Ёлочные игрушки», «Карнавал», «Последовательные картинки».

№ 20 Занятие № 17, с.59-61; Рабочие тетради – «Что нового7», «Прогулка по лесу», «Логический ряд», «Угощение».

Март

№ 21 Занятие № 18, с.62-64; Рабочие тетради – «Говорящие рисунки», «Путница», «Хитрые квадраты», «Лесная больница».

№ 22 Занятие № 19, с.65-67; Рабочие тетради – «Мозаика», «Азбука эмоций», «Новогодние подарки», «Найди группы»).

№ 23 Занятие № 20, с.67-70; Рабочие тетради – «Логический квадрат», «Прятки», «Рыбки», «Противоположности».

№ 24 Занятие № 21, с.70-72; Рабочие тетради – «Логическая загадка», «Удивительный лес», «Мячики», «Лабиринт».

Апрель

№ 25 Занятие № 22, с.73-75; Рабочие тетради – «Логический ряд», «Внимание! Внимание!», «Логическая цепочка», «Фантазеры»).

№ 26 Занятие № 23, с.76-78; Рабочие тетради- «Логический квадрат», «Футбол», «Азбука эмоций», «Внимание! Внимание!»).

№27 Занятие № 24, с.79-81; Рабочие тетради – «Парные фигуры», «Найди лишнее», «Аналогии», «Лабиринт».

№28 Занятие № 25, с.82-84; Рабочие тетради – «Мальчики и девочки», «Дорисуй-ка!», «Домики», «Графический диктант».

Май

№29 Занятие № 26, с.85-86; Рабочие тетради – «Умозаключение», «Двойняшки», «Кораблики», «Рабочие инструменты».

№30 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «Беседа», «Лесенка», методики «10 слов».

№31 Итоговая диагностика - Экспресс-диагностика в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.- методики «На что это похоже», методика «Последовательные картинки», методика «Закончи предложение».

Психологическое консультирование

Цель психологического консультирования: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Примерный перечень тем для психологического консультирования.

  • «Профилактика социальной дезадаптации у детей с ТНР»
  • «Детские страхи»
  • «Агрессивность»
  • «Психологическое неблагополучие»
  • «Непослушание»
  • «Кризис 7-ми лет»
  • «Тревожность»
  • «Недостаточное развитие мелкой моторики»
  • «Низкий уровень развития познавательных процессов» - «Нарушения в сфере общения»
  • «Застенчивость»
  • «Нестабильность эмоционального состояния»
  • «Гиперактивность»
  • «Психологическая поддержка семьи»

- «Роль игры в подготовке к школе»

  • «Психологическая готовность к школе».

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

Целью работы с родителями является повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

При этом, родители как непосредственные участники образовательного процесса включаются во все направления работы педагога-психолога ДОУ, через различные формы.

Направление работы педагога-психолога

Формы работы с родителями

Психологическая диагностика

  1. Получение от родителей письменное согласие/ несогласие на проведение психологической диагностики с ребёнком.
  2. При желании родителей их присутствие на диагностике.
  3. Участие родителей в анкетировании

Психологическое консультирование

  1. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам.

Коррекционно-развивающее направление

  1. Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях.
  2. Выполнение рекомендаций педагога-психолога.

Психологическая профилактика

  1. Участие в тренингах, собраниях с участием педагога-психолога.
  2. Участие родителей в недели психологии в ДОУ.
  3. Участие родителей в проектной деятельности педагога-психолога.

Психологическое просвещение

  1. Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях.
  2. Предоставление информации родителям через информационные стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется комплексно всеми педагогическими работниками, участвующими в работе с детьми. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами заключается в:

  • оказании консультативной помощи педагогам по выбору образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • оказании психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
  • участии поиска путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом;
  • оказании консультативной помощи администрации, педагогам и другим работникам ДОУ по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей;
  • организации и осуществлении совместно со специалистами ДОУ психологической коррекции определённых недостатков;
  • знакомстве педагогов и администрации ДОУ с современными исследования в области психологии раннего и дошкольного возраста, в области социальной адаптации, а также информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
  • организация консультаций, мастер-классов по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиации поведения;
  • разъяснении субъектам образовательного процесса необходимости применения здоровьесберегающих образовательных технологий;

3. Организационный раздел

Материально – техническое обеспечение Программы.

Кабинет педагога-психолога укомплектован ноутбуком, принтером.

Созданная предметно-развивающая среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий хорошо освещена и включает в себя: столы детские, стулья детские.

Консультативная зона включает в себя: шкаф для хранения документов; документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога; набор диагностических методик; стимульный материал для проведения диагностики. В кабинете педагога-психолога также имеются: игрушки, способствующие установлению контакта с детьми; комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе.

Методическое обеспечение Программы

№ п/п

Наименование методической литературы

Кол-во

Психологическая коррекция

1

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.

«Цветик-семицветик». Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2021.

1

2

Рабочая тетрадь «Приключения будущих первоклассников» /под ред.Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2022. – 101 с.

10

Психологическая диагностика

1

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008

1

2

Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова

1

3

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника авт. А.Н.Веракса М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

1

4

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», (под ред. Е.А. Стребелевой).

1

5

Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

1

5

«Методика диагностики дифференциаций эмоциональной сферы ребенка «Домики» (Автор О.А. Орехова)

1

6

Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)

1

7

Тест интеллекта «Цветные прогрессивные матрицы Равена»

1

8

Методика «Секрет» (Автор Т.А. Репина)

1

9

Методика «Дорисовывание фигур». О. М. Дьяченко

1

10

Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Шевченко М.А. – М.: АСТ, 2017.

1

11

Психодиагностическая деятельность педагога-психолога в условиях применения профессионального стандарта «Педагог-психолог». Е.Г. Еделева, Т.Н. Павличева, О.В. Шилова. – Н.Новгород: НИРО, 2019.

1

Психологическое консультирование

1

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» – М.: АСТ, 2007

1

2

Немов Р.С. «Психологическое консультирование» - М.: Издательство Юрайт, 2018

1

3

Л.В. Петрановская «Если с ребенком трудно» - М.:

«Издательство АСТ», 2013

1

4

Шапиро Е..И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013.

1

Психологическое просвещение

1

Верещагина Н.В. Если ребёнок отстаёт в развитии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

1

2

Л. Петрановская «Что делать если…»,

«Издательство АСТ», 2013

1

Психологическая профилактика

1

Млодик И.Ю. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему», – М.: Генезис, 2010.

1

2

Е.В. Мурашова. Дети взрослым не игрушки. ООО

«Издательский дом «Самокат», 2018

1

Электронно-образовательные ресурсы:

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

2

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

3

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

4

Федеральный портал «Российское образование»

5

Детский портал «Солнышко»

6

Детский портал «Теремок»

7

Детский портал «Почемучка»

8

Детский портал «Интернетёнок»

9

Детский портал «Клепа»

10

Журнал «Детский сад будущего»

11

Журнал «Обруч»

12

Журнал «Детский сад от А до Я»

13

Газета «Дошкольное образование»

14

«Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

15

Сайт Бибигоша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения (ИОМ) воспитанника с ОВЗ на 2022-2023 год.

Программа психолого-педагогического сопровождения (ИОМ) воспитанника с ОВЗ на 2022-2023 год....

Рабочая программа Подготовительная к школе группа "Гонъдже-Бутончик" 2022-2023 г.г.

Настоящая рабочая программа подготовительной к школе группы «Гонъдже-Бутончик»» разработана воспитателем МБДОУ детского сада № 1 «Ляле» Трибрат-Климак Е.В.Программа спрое...

Аналитическая справка по результатам педагогической деятельности подготовительной к школе группы «Ладушки» за 2022 - 2023 учебный год

Аналитическая справкапо результатам педагогической деятельностиподготовительной к школе группы «Ладушки»за 2022 - 2023 учебный год...

ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи

ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи(учитель - логопед)...