Возникновение и развитие детской игры
консультация по психологии

Завадская Екатерина Петровна

Знания о том, как происходит развитие игры , помогут Вам не только правильно оценить поведение и развитие своего ребенка, но и ориентироваться на его возможности , использовать игру ,как инструмент развития его интеллектуальных, эмоциональных, личностных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_i_razvitie_detskoy_igry.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение и развитие детской игры.

Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую руку малыша первый игровой предмет- погремушку? Конечно, игрового действия и игрового мотива здесь нет, игра похожа на серию предметных манипуляций. Дети катают, стучат, перекладывают предметы и игрушки, чтобы услышать звук и почувствовать движения. Постепенно действия наполняются игровым содержанием. Мама говорит малышу, который кладет в кастрюльку колечки от пирамидки, что готовится суп или каша для Мишутки или куклы. Именно появление предмета-заместителя или предмета, которым заменяют реальный, является сигналом перехода ребенка от предметной деятельности к игре. Происходит это на втором году жизни. На этом этапе ребенок увлечен неспецифическим использованием предмета и не ставит перед собой игровой цели «накормить куклу». Он пристально изучает предмет, перемещает его в пространстве и т.д. Переходу предметных действий в игровые способствует взрослый, когда побуждает ребенка выполнить их: «покорми куклу, уложи спать, покачай на ручках».

Но уже к трем годам дети передают не только игровые действия, но элементы поведения взрослых в реальной жизни. Девочка укладывая куклу будет говорить с ней самой. При этом дети еще не называют роли, не соотносят себя и роль, не говорят: «Я мама, я продавец». Ребенок выбирает один персонаж и выполняет несколько характерных, сменяющих друг друга действий. В этом возрасте впервые возникают коллективные отношения между детьми. Сначала коллективные отношения вызывает привлекательная игрушка у другого ребенка, потом возникает интерес к действиям сверстника и желание подражать. До трех лет дети играют рядом, наблюдают как играют другие. На протяжении третьего года жизни дети только учатся играть вместе. Незнание этой возрастной особенности вызывает иногда у родителей ложные тревоги.

С 3х лет игра детей становится совместной, более развернутой, приобретает оттенок сюжета. Игра разворачивается в пределах сюжета и ребенок может изображать несколько разных персонажей. Сюжет возникает на основе практического жизненного опыта и ярких эмоциональных впечатлений. Дети проигрывают то, что они видели. Теперь понятно, почему дети играют «в семью», « в магазин», « в поликлинику». Дети постарше играют выбирают более сложные сюжеты. Маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или взрослый, а старшие дети его придумывают сами, иногда их игра может включать несколько сюжетов или один сюжет может развиваться детьми на протяжении нескольких дней. Таким образом сюжет игры является с одной стороны показателем зрелости игровой деятельности, с другой он сам является средством развития мышления и воображения.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать так, как он хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Именно в коллективной сюжетной игре дети познают необходимость правил для установления и поддержания положительных между людьми. Дети 3-4 лет легко нарушают правила и не замечают, когда это делают другие, поэтому, что еще плохо осознают их смысл. Поэтому попытки родителей поиграть в этом возрасте в игры дидактического характера, где правила строго описаны, приводят к быстрой потере интереса со стороны ребенка. Дети 4 лет становятся очень бдительными в отношении партнеров по игре, следя за правильностью ролевого поведения. Они демонстрируют возмущение и протесты , если партнеры по игре действуют не так, как установлено житейской логикой. Только со старшего дошкольного возраста осознанно выполняют любое игровое правило, могут следовать ему на протяжении всей игры и могут предложить свои правила в самостоятельно придуманных играх. Такая социальная зрелость проявляется у детей в 6-7 лет. Большое влияние на выбор и распределение ролей оказывают реальные отношения, симпатии и антипатии. Только к старшему дошкольному возрасту при условии грамотного руководства со стороны взрослого удается создать гармоничные коллективные взаимоотношения, когда при выборе и распределении  ролей дети руководствуются не эгоистичными, а групповыми целями.

Чем старше дети, тем меньше они нуждаются в материальном оснащении игры. Маленькому ребенку, чтобы поиграть в стройку нужен целый набор игрушек и действий с ними: кубики. машинки, техника, инструменты и т.д. Он будет действовать с каждым предметом, проигрывая все этапы стройки. Ребенок старше 6 лет большинство действий будет совершать в своем воображении. Проигрывание ситуаций во внутреннем плане, а не во внешних действиях, говорит о том. что игровая деятельность достигла своей наивысшей точки и на смену ей скоро придет учебная деятельность.

Игровая деятельность неслучайно названа деятельностью. Она имеет несколько этапов, развивается  длительно, постепенно и последовательно, имеет свои особенности в каждом возрасте. Знания о том, как происходит развитие игры , помогут Вам не только правильно оценить поведение и развитие своего ребенка, но и ориентироваться на его возможности , использовать игру ,как инструмент развития его интеллектуальных, эмоциональных, личностных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возникновение и развитие детской игры"

Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую ручку малыша первый игровой предмет - погремушку? Конечно, игрово...

Консультация "Развитие детской игры"

Материал содержит подсказки по развитию детской игровой деятельности в различные возрастные периоды....

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Под развивающей предметно-пространственной средой следу­ет понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнооб­разными предмета...

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры

Развивающая предметно-пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает в себя ряд базовых компонентов, необхо...

Организации предметно – развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры ( из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Часы и история их возникновения», познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект «Часы и  история их возникновения» способствует знакомству  детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения....

Организации предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально....