Организации предметно – развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры ( из опыта работы старшего воспитателя)
статья

Федотова Ольга Владимировна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

               

Организации предметно – развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры ( из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагогипрактики испытывают повышенный интерес к обновлению предметноразвивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

  доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

 свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация РППС в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. РППС является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Создавая РППС необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя РППС в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

 8. При создании РППС в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

 9. РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая РППС любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Создание развивающей предметно-пространственной среды среды, которая помогает ребёнку осознать свою индивидуальность - формирование Я-концепции. Среда дает ответы на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Чем я отличаюсь от других?». Все составляющие для организации такой среды обязательно должны изготавливаться ребёнком в совместной деятельности с воспитателем.

 В группе можно увидеть имена всех детей на рисунках, кабинках, стульчиках, кроватках и т.д.

 В группе есть плакаты: «Все обо мне», «Здравствуйте, я пришел», «Моё настроение», «Мои достижения», «Когда я родился», «Моя любимая игрушка» и т.д.

 В группе есть фотографии детей: портреты; фото детей, занимающихся определенной деятельностью; информация с фотографиями и т.д.

  В центре «Искусство» находятся индивидуальные задания, работающие на углубление интереса ребенка, либо направленные на формирование какого-либо умения; индивидуальная папка для работ детей; все работы подписаны; оформлены персональные выставки работ.

 В центре «Наука и природа» находятся индивидуальные задания, направленные на развитие интереса ребенка; записи высказываний детей; индивидуальные блокноты для зарисовки наблюдений.

 В центре «Литература» находятся авторские сказки, истории, рассказы ребенка под запись воспитателя; индивидуальные блокноты детей; слова написанные детьми; схемы составления слов; книги «Все обо мне».

  В центре «Строительство» находятся зарисовки и фотографии построек, сделанных ребенком; обеспечена сохранность и уважение к постройкам ребенка.

 В центре «Настольные игры» находятся индивидуальные задания для детей с целью развития какого-либо умения или навыка; календарь дней рождений; измерение и сравнение роста, веса, возраста, количества букв в имени.

  В центре «Песок и вода» находятся записи суждений, наблюдений ребенка; зарисовка экспериментов ребенка. Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии ФГОС ДО

Использование отдельных компонентов предметно - пространственной среды дошкольного учреждения –  Приемная "Здравствуйте, я пришел" Размещая утром свою фотографию на неком стенде, планшете, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых (Ребенок – личность, член коллектива.) "Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Набор именинника", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков, стул именинника и т. д. (Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор) "Звезда дня" На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки. (Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты). "Мое настроение" Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние. (Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый). Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. (Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель). "СМС-почта". Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду. (Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный читатель). "Я молодец, я научился"; "Ладошки успеха". Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения. (Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик). "Панорама добрых дел". Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (Ребенок – созерцатель, аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый). Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ); «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков. (Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник). Фотосалон «Семейный снимок». Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи. (Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый). «Портфолио ребенка». Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. (Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник). "Новости дня". Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение. ( Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый). "Азбука настроения", «Цветок настроения». Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер). (Ребенок – аналитик; воспитатель – диагностик). "Вымпел", «Кубок». Размещение на нем фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований. ( Ребенок – участник). "Книга рекордов". Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов". ( Ребенок – участник; Инструктор по ФК – издатель). «Волшебный цветок мудрости», «Советы мудреца». В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…». (Педагог – консультант; Родитель – организатор; ребенок – потребитель). Групповая «Творческие мастерские» - Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов. (Ребенок – создатель; воспитатель – организатор). Творческий проект «Мастерим подарки сами» Детская художественноизобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.) Ребёнок – активный участник, педагог - организатор "Деловые хлопоты" Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. (Ребенок – активный участник). "Островок сокровищ", "Полянка драгоценностей". Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. (Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник). Газеты, детские странички, листовки и знаки. Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми. Ребенок – автор Макеты. Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. (Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант.) Мини-музеи. Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта. (Ребенок – создатель; воспитатель – организатор; родитель – соучастник). "Мое творчество" Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)). (Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник).

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади «Наша жизнь, наши успехи» Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор Фотоконкурс «Моя мама - профессионал» Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап. Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор День открытых дверей: «День семьи….» Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления. Ребёнок и родитель – участники; воспитатель – организатор. Стены детского творчества. Стены детско-взрослого творчества. Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога. (Ребенок – творец; воспитатель – организатор; воспитатель – участник, помощник; родитель – соучастник). Дизайн-холл. Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.– организатор; ребенок – зритель, собеседник). Игротека, библиотека. Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов: • Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности. • Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения. • Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания. • Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения. Уличные участки "Детская дизайн-площадка" Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков. (Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор, наблюдатель). "Дизайн-территория". Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. взрослые – дизайнеры, скульпторы; ребенок – потребитель). "Эко-полянка", "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом", «Птичья столовая». Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность. (Ребенок – исследователь, аналитик; воспитатель – координатор). Материалы для Центра Сенсорики: 1. Осязание – растворимые пищевые добавки; твердые, мягкие, хрустящие, тающие и т.п. продукты; сладкие, кислые, соленые, горьковатые и т.п. Примечание: временно в центр Сенсорики можно перенести центр Кулинарии. 2. Обоняние – саше с ароматическими веществами, ароматические палочки или свечи, баночки с ароматизированными веществами (ванилин, корица, кофе, и т.п.), флаконы с духами и т.п. 3. Слух – диктофон или магнитофон для записи и прослушивания, электронные музыкальные инструменты, шумовые предметы (металлические баночки с разными наполнителями – крупы, горох, камешки, стеклянные шарики и т.п.), разные поверхности для извлечения шумов. На рисунке представлен способ оформления места для работы со слуховым анализатором. 4. Зрение – иллюстрации, книги для рассматривания, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, фонарики, калейдоскопы, пазлы и т.п. 5. Тактильные ощущения – контейнер с материалами разной фактуры, разной тяжести, разной упругости, целостные и состоящие из отдельных частей. Поддоны с разными наполнителями, в том числе посев овса, горох или мелкая галька, мелкие отходы шерстяной пряжи и т.п.Необходимо учитывать и социально-половые особенности детей. Так мальчикам, вполне вероятно, будет более интересно с техническими предметами – гайками, винтиками, часовыми механизмами, пинцетами. Девочкам можно предложить разнообразные по качеству лоскутки тканей, меха, бусинки, пуговицы и т.п. Возможные варианты действий для центра Сенсорики:

  Тактильные ощущения Материал: секционные пластмассовые решетки Действия: продевать в отверстия, переплетать шнурки, нити, мягкую проволоку, бумажные ленты. Рассматривать предметы через отверстия решетки; Обводить отверстия карандашом; Ставить через отверстия разноцветные пятна пальцем; Продевать в отверстия решетки свернутую трубочкой бумагу, вытаскивать ее пинцетом стараясь не развернуть; Вставлять в отверстия решетки мелкие пуговицы. Материал: бусины Действия: нанизывать бусины на леску; подвесить бусину (стеклянную или граненую) на леску, раскручивать ее перед источником света, рассмотреть игру света; раскачивать бусину на нитке, дуя на нее; переносить бусинки из одной емкости в другую ложкой, приклеивая их к липкой ленте, присасывая резиновой грушей; собирать рассыпанные бусинки пластилином, скотчем. Насыщение центра активности «Сенсорика» изготовленного подручными или бросовыми материалами: - пробки от флаконов, пух, перья, шнурки, нитки, шпагат, леска, полоски бумаги, пуговицы разных форм и размеров, бусины из разных материалов (стекло, шерсть, пластмасса, дерево) и разных размеров, ткань разных материалов, пинцеты, ленты разных размеров, разного материала, разного цвета, скорлупа грецких орехов, вата, прозрачные полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки разного объёма, цвета, конфигурации, спилы разных деревьев, разные крупы и бобовые: фасоль, горох, бобы, емкости и их пробки и т.д. Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников и реализуемой педагогами программы. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. Правильно организованная развивающая среда для детей раннего возраста позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Предметно-развивающую среду для детей раннего возраста необходимо сделать разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов предполагает:

 возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

  наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

 Хорошо, если в группе будет центр сенсорики.

Дидактические пособия, которые в нем представлены, будут доступны для детей, будут яркими, разнообразными, а также полифункциональными, т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.), а также наличие разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В младших группах предметная среда должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Для стимулирования познавательного и сенсорного развития детей раннего возраста необходимо в группе иметь следующий материал:

 мозаики, матрёшки, мячи разных размеров, разноцветные кубики, крупные машинки, звери на колесиках, сенсорные коврики;

 дидактические столы с игрушками для развития мелкой моторики: пирамидки, вкладыши, шнуровки и т.п., а также игрушки типа лото и парных картинок, мозаики, развивающие игры (например «Сложи узор»);

 конструктивные и строительные наборы;

 материал для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостной и теневой театры, перчаточные куклы и т.п. Для стимулирования двигательной активности в группе детей 3-го года жизни необходимо иметь:  горку, мостик, мячи, игрушки-двигатели крупного размера, на которых может кататься сам ребенок;

  самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактические столы в группах являются частью центра развивающих игр.  Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями, поэтому в группе целесообразно создать «островок тишины и спокойствия» - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам. Его можно отделить от других зон легкой ширмой. Мягкие подушки, коврики, книги, фотоальбомы – всё это позволит ребёнку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир. Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

  Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал целесообразно размещать в свободном доступе, что позволит развить у детей интерес к творчеству, сформировать эстетическое восприятие, воображение.

  В свободном доступе для детей должны находиться атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», « Магазин». Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

  Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, поэтому в течение года надо стараться не переставлять оборудование в группе.

 Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитают игры рядом, но не вместе, поэтому необходимо отводить место для одновременной деятельности не более 2-3 детей.

  Игрушки подбираются разных размеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов, безопасные в употреблении.

 У младших детей активно развивается двигательная деятельность, но вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования нужно предусматривать достаточно широкие,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "« Организация предметно-развивающей среды как средства развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»

laquo; Организация предметно-развивающей среды  как средства развития  сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»...

«Организация предметно – развивающей среды в связи с введением ФГОС. Из опыта работы»

Доклад воспитателя  для педагогического совета «Организация предметно – развивающей среды  в связи с введением ФГОС. Из опыта работы» на татарском языке...

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Под развивающей предметно-пространственной средой следу­ет понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнооб­разными предмета...

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры

Развивающая предметно-пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает в себя ряд базовых компонентов, необхо...

«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Воспитатель: О.В. Понькина.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом...

Организации предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально....