Консультация "Развитие детской игры"
консультация на тему

Федорова Наталья Сергеевна

Материал содержит подсказки по развитию детской игровой деятельности в различные возрастные периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_igra_v_razvitii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Младший дошкольный возраст

В этот период развития   основная задача взрослого – поддержать активность ребенка,  хорошие поступки, эмоции,  инициативу и творческое мышление, а главное – продуктивную работу.

В практической работе ребенок начинает понимать запрещающее слово «нельзя», у него начинают проявляться элементы саморегулирования.

Творческие игры

Развивают:

  • Движения и речь, которые характерны для данной игры (самостоятельная игровая деятельность) 
  • Умение отражать в игре то, что происходит в окружающей их жизни

Обучаем:

  • Играть главные и второстепенные роли (вместе с воспитателем) 
  • Подбирать необходимые предметы и игрушки для выбранной роли 
  • Включать в игру песенки, танцевальные движения 
  • Играть вместе с другими детьми (в сюжете игры 2-3 персонажа) 
  • Культурное и доброжелательное отношение между собой в течение игры 
  • Изображать хорошо знакомого героя (из сказок) 
  • Объединять ролевые и сюжетные игры с простыми играми – драматизации, дополнение новыми ситуациями, материалами, конструкциями.

Дидактические игры

Закрепление навыков:

  • Игры вдвоем, соотнося свои желания  с желаниями партнера 
  • Работы с разрезанными картинками 
  • Различение окружающих предметов и природных объектов по форме, цвету, объему

Учить соблюдать правила игры. Развивать желание познакомиться с окружающими предметами и особенностями природных материалов.

Музыкально - дидактические игры

Обучаем:

  • Отличать и повторять высокие и низкие интонации (кот – котенок) и соответственно вести себя в игре 
  • Отличать звучание музыкальных инструментов (барабан, дудка и т.д.) 
  • Различать тихие и громкие звуки и соответственно изображать их с помощью погремушек

Игры со строительным материалом

Обучаем:

  • Отличать и правильно называть строительный материал 
  • Производить смену материалов (шишки – камешки), варьировать с геометрическими фигурами 
  • Играть с обыкновенным конструктором 
  • Строить различные формы из природного материала: песка, снега, веток, камешков и т.д. 
  • Строить необходимые для игры детали

 Составила педагог-психолог  Наталья Сергеевна Федорова

Средний дошкольный возраст

Это очень важный период в развитии самосознания ребенка. Это время, когда он проявляет наибольшую активность  в  утверждении собственной личности.

Главная задача этого периода – всячески способствовать проявлениям детской инициативы, хвалить его за старание, работать над развитием речи ребенка, которая является первым проявлением человеческого «Я».

Развивающие игры

Обучаем:

  • Играть самостоятельно и в небольших группах, соотносить свою деятельность с деятельностью других детей 
  • В процессе игры менять свою роль, в зависимости от действий других детей 
  • Самостоятельно развивать 2-3 сюжетные ситуации 
  • Вставлять в игру художественные сюжеты по мотивам сказок (вместе с преподавателем) 
  • В ходе игры использовать песни, танцы, стихи

По необходимости, использовать возможные замены – театр пальцев, театр «перчаток», природные материалы и конструктор.

Играть, опираясь на свое восприятие роли и предложенные воспитателем варианты.

Продолжать развитие доброжелательного отношения и культурного поведения в ходе игры.

Дидактические игры

Обучаем: 

  • Сравнивать и группировать предметы по внешним признакам, значению и месту применения 
  • Самостоятельно играть в настольные игры, соблюдая правила 
  • Играть вдвоем и согласовывать свои действия с действиями партнера 
  • Самостоятельно исследовать предметы, группировать их, узнавать по описанию 
  • Самостоятельно составлять картинку из 6-8 составных частей.

Музыкально – дидактические игры

Обучаем:

  • Узнавать голоса животных, выделяя громкие и тихие звуки 
  • Ритмически отстукивать мелодию, музыкальную фразу 
  • Отличать детские голоса по тембру 
  • Отображать мелодию на треугольнике

Игры с конструктивным материалом

Обучаем:

  • Заинтересовать сюжетом игры 
  • Построить новое сооружение, используя различные материалы, перестроить созданное по другому размеру и типу 
  • Строить, используя различные природные материалы

В конце года дети должны уметь:

  • Играть и дополнять роль по своему восприятию и по замечаниям преподавателя 
  • Выполнять задания роли, используя предметы-заместители,
  • Самостоятельно играть с дидактическими играми, настольными играми, соблюдая правила игры 
  • Играть вдвоем, согласовывая свои действия друг с другом,
  • Группировать и сравнивать предметы по их внешним признакам и способу использования 
  • Пользоваться строениями и использовать их в играх 
  • Сложить картинку из 6-8 составляющих 
  • Самостоятельно работать, исследуя, группируя и сравнивая картинки по описанию 
  • Перестраивать и реконструировать строения по длине и высоте 
  • Самостоятельно изготавливать маленькие работы и игрушки из природных материалов.

Составила педагог-психолог  Наталья Сергеевна Федорова

Старший дошкольный возраст

    Задача педагога, родителя – стараться понять мысли, переживания ребенка, увидеть всегда положительное в том, что ребенок сам хочет и старается сделать, поощрять его успехи в интеллектуальной и других видах деятельности.

    Сотрудничество педагога с ребенком, как с равным во всех отношениях, должно помочь ему осознать себя полноценным членом коллектива и в то же время, неповторимой индивидуальностью среди других.

Сюжетно - ролевые игры

Обучаем:

  • Самостоятельно выбирать темы и распределять роли 
  • Развивать сюжет на основе личного опыта (сказки, телепередачи и т.д.) 
  • Заменять реальные ситуации придуманными 
  • Изменять сюжет 
  • Соблюдать в процессе игры культурные, добрые отношения 
  • Использовать игрушки - заместители, самодельные игрушки из природного материала

Игры - драматизации

Побуждать самостоятельно играть, создавать сюжет, используя собственный опыт, придумывать свои варианты, подбирать и использовать различный игровой материал.

Учить согласовывать свою деятельность с деятельностью других детей.

Дидактические игры

Обучаем:

  • Самостоятельно организовывать игры, объединяться небольшими подгруппами 
  • Точно выполнять правила игры 
  • Узнавать по описанию или загадке растения, животных и т.д.

Музыкально-дидактические игры

Обучаем:

  • Отличать игровые песенки, отражать их ритмический рисунок, различные динамические настроения 
  • Выполнять игровые действия соответственно музыкальному характеру

Игры со строительным материалом

Обучаем:

  • Самостоятельно анализировать материал постройки 
  • Называть составные части постройки 
  • Делать коллективные постройки, сюжеты, используя конструкторы, природный материал 
  • Использовать постройки по назначению и реконструировать при необходимости

В конце года дети должны уметь:

  • Самостоятельно играть, развивать сюжет, используя личный опыт 
  • Использовать различный игровой материал 
  • Придумывать различные варианты игр 
  • Включать в игры песни и танцы 
  • Согласовывать свои желания с желаниями других детей 
  • Честно соблюдать правила дидактической игры, придумывать варианты правил 
  • Играть вдвоем и подгруппами 
  • Самостоятельно использовать приемы действий: моделирование предметов и событий, загадывание загадок, соревнование с определенным заданием 
  • Сравнивать предметы и замечать незначительные различия в них (цвет, форма, величина, материал) 
  • Объединять предметы по общим признакам 
  • Составлять из нескольких частей целое (кубики, мозаика) 
  • Определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посредине, сбоку)

Составила педагог-психолог Наталья Сергеевна Федорова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детские игры дома: старинные детские игры"

Консультация для родителей об организации старинных детских игр дома....

Пальчиковые игры "Игрушки, детские игры"

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, сти...

Православная детская игра " Детское православное лото"

Приобщение детей школьного возраста к истокам и традициям православной культуры через сопричастие к церковным праздникам....

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...

Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».

Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...