Сенсорная комната в инклюзивном образовании.
статья по психологии

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uchastnika_sensornaya.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Сенсорная комната в инклюзивном образовании.

Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Логопеды, психологи, коррекционные педагоги проводят здесь развивающие и коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится контролировать.

Понятие сенсорной комнаты было введено в практику Марией Монтессори — педагогом, разработавшим целую систему развивающей и образовательной среды. Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжёлым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями. Первая сенсорная комната появилась в России только в 1992 году. В нашем центре сенсорная комната функционирует с момента основания учреждения.

Зачем нужна сенсорная комната? Во-первых, это профилактическое средство переутомления. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Что делаем в сенсорной комнате? Сенсорная комната — это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

—развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

—коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).

В своей работе применяю следующие принципы:

1принцип – индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом степени нарушения, общего и эмоционального состояния. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка.

2 принцип – этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, а также наладить эмоциональный контакт с ребёнком. Перед началом работы сенсорной комнате знакомлю детей с каждым прибором, учу их концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы. Знакомство с интерактивным оборудованием с учащимися младших классов следует осуществлять постепенно, предъявляя детям по одному прибору.

По мере овладения ребёнком различными навыками, постепенно усложняю задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.

3 принцип – непрерывности

Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт того, что на занятиях могут присутствовать родители ребёнка. Это даёт возможность получать наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома.

Сенсорная комната разделена на 4 среды.

Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Среда запахов (воздушная) - в основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времен. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Продолжительность занятий составляет: - для дошкольников - 15 - 25 минут (в зависимости от возраста и задач); - для школьников - 15-30 минут (в зависимости от возраста и задач). Я провожу занятия с детьми индивидуально.

В своей работе в сенсорной комнате часто использую методики цвето-, звуко- музыко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка соответствующие органы чувств.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. В нашем кабинете «мягкий пол» и стены зеленого цвета. Зеленый цвет компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает.

Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики можно отнести лечение звуками природы («Дыхание моря», «Наедине с дождем»). Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны.

Так же на занятиях используются сказкотерапия, арттерапия. Это помогает исключить однообразие в занятиях, утомляющее ребенка и предотвращает потерю интереса.

В нашем центре сенсорная комната имеет следующее оборудование от фирмы.

#1057;ухой бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

2. Воздушно-пузырьковая колонна с водой - основной и неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, с разноцветной подсветкой. Используются для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления.

3. Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением. Упражнения и занятия с фиберооптическими нитями способствуют эмоциональному расслаблению, развивают воображение, познавательные процессы.

4. Сухой душ. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения».

5. Тактильная дорожка. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы, камней. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев.

6. Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

7. Тактильно-развивающая панель "Лабиринт-колесо". Лабиринт тренирует ловкость, развивает мелкую моторику и укрепляет зрение. Держась за боковые ручки, лабиринт двигают в воздухе. Каждый лабиринт имеет свою ступень сложности.

8. Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару. Вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешен к потолку. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие.

На стенах вывешены сменные картинки. Темы картинок различны: природа, бабочки, космос, смена погоды, времена года.

Для проведения занятий с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования необходимо получить рекомендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией.

При отборе содержания для психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями детей учитываются:

-характер ведущей деятельности;

-ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;

-структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;

-особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;

-нарушения в отношениях со сверстниками;

-психотравмирующие факторы среды .

С особым вниманием следует подходить к занятиям в сенсорной комнате с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Активная стимуляция к разнообразной деятельности в интерактивной среде детей с астеническим синдромом часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступит спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время пребывания в сенсорной комнате для данной категории детей от 10 до 15–20 минут.

Коммуникативные нарушения. Приступая к работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными детьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

В современном мире все мы взрослые и дети перегружены негативной информацией. Нас преследуют постоянные стрессы и как приятно иногда попасть в волшебную сказку, в которой все звучит, переливается, манит, помогает расслабиться… Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе.

Ожидаемые результаты. После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело.

Докладчик: педагог-психолог, МОУ ППМСП «Центр ДиК»,

Тарарова Екатерина Эдуардовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Программа дополнительного образования "Волшебная комната" (занятия в сенсорной комнате)

Новизна данной программы состоит в сочетании традиционных методов психокоррекционных занятий и инновационных технологий сенсорной комнаты, которые обеспечивают более глубокое и успешное решение ...

«Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 4-5 лет на 2020-2021 учебный год. Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию

Цель ПрограммыОпределение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том ч...