Трудный ребенок
консультация по психологии
В статье описаны основные причины серьезных нарушений поведения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_prichiny_sereznyh_narusheniy_povedeniya_detey.docx | 146.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудный» ребенок
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, «порочные гены» и т.п. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка нужно искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не создается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать. Чем мы и займемся.
Психологи выделили четыре основные серьезных нарушений поведения детей:
Первая – борьба за внимание. Ели ребенок не получает должного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия , то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина- борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти.
Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, вообще - воспитывают. Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать! Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.
Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи; родители постоянно ссорятся…
Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание…
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»
Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какай-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе , а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.
«Подобное смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится!». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть буду плохой!».
Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, потребность в признании и уважении его личности, чувства справедливости, желание успеха.
Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.
Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают, как это сделать иначе? И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи! Поэтому, уважаемые родители! Будьте внимательны, добры и терпеливы к вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
трудный ребенок
материал для размышления родителям и детям...
Как работать с трудным ребенком?
Как работать с трудным ребенком....
Всеобуч на тему "Трудный ребенок"
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»
Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра...
Мысли "трудного" ребенка
Мысли "трудного" ребенка Дорогие мои родители! - Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю ...
"Трудный" ребенок
Совет родителям, как помочь себе и детям в возникших трудных ситуациях. Как успешно избегать их....
Мастер-класс:"Организация содержательного общения с трудным ребенком средствами музыкальной игры".
Мастер-класс для педагогов ДОУ....