Аналитический отчет педагога-психолога Зюляевой М. С. за 2023 - 2024 учебный год
материал по психологии
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2023 - 2024 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, оказание психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_pedagoga-psihologa_detskogo_sada_za_god.docx | 63.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Аналитический отчет педагога-психолога
Зюляевой М. С.
за 2023 - 2024 учебный год
г. Козловка, 2024
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2023 - 2024 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, оказание психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы.
Задачи:
1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
2. Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
3. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса.
5. Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- Психологическая профилактика;
- Психологическая диагностика;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Просветительская деятельность;
- Организационно-методическая работа.
Количество охваченных групп – 8 групп.
- «Психопрофилактика и просветительская деятельность»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами - была направлена на предотвращение, профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (буклеты, анкетирование, памятки, консультации, папки-передвижки).
В течение года использовалась стендовая информация:
- памятка «Как научить ребенка выражать свои эмоции»;
- папка-передвижка «Бесполезные игрушки» (Воздействие современных игрушек на психику ребенка);
- папка-передвижка «Кризис трех лет»;
- буклет «Скоро в школу»;
- буклет «Как слушать ребенка»;
- буклет «Дошкольник и гаджеты»;
- буклет «Как справиться с собственными отрицательными эмоциями»;
- памятка «Краткие рекомендации для подготовки ребенка к школе»;
- памятка «Чаще говорите детям…»;
- консультация «Адаптация к детскому саду»;
- консультация «Возрастные особенности детей 3-4 лет»;
- консультация «Возрастные особенности детей 4-5 лет»;
- консультация «Возрастные особенности детей 5-6 лет»;
- консультация «Возрастные особенности детей 6-7 лет»;
- консультация «Откуда берется детская ложь?»;
- консультация «Запреты и наказания»;
- консультация «Успешный родитель»;
- консультация «Темперамент – основа поведения ребенка»;
- консультация «Паталогические привычки у ребенка. Как вести себя родителям?»;
Консультации размещались в раздевалках групповых комнат и на стенде в фойе ДОУ.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
2. Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):
Таблица 1. Психодиагностика
№ | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации |
1 | Наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду | Вновь прибывшие дети | По мере поступле-ния новых детей |
2 | Диагностика познавательного развития детей (Методика «Экспресс-диагностика в детском саду», Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) | Дети старшего дошкольного возраста | Сентябрь, май |
3 | Диагностика готовности детей к школе (Методика «Экспресс-диагностика в детском саду», Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) | Дети подготовительных групп | Сентябрь, май |
4 | Диагностика эмоционального и личностного развития детей (изучение уровня тревожности, агрессивности, наличие страхов) | Дети всех возрастных групп | По запросам |
5 | Диагностика межличностных отношений (Методика Дж. Морено «Социометрия») | Дети старшей группы | Октябрь |
6 | Анкета «Стиль педагогического общения» | Педагоги | Ноябрь |
7 | Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Родители | Октябрь |
8 | Анкета «Адаптация ребенка в детском саду» | Родители | Сентябрь |
9 | Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?» | Родители | Март |
10 | Анкета «Мой стиль воспитания ребенка в семье» | Родители | Январь |
11 | Диагностика оценки уровня психологического климата коллектива (А. Н. Лутошкин) | Педагоги | Май |
Результатом данной работы являлось:
- Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
- Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей к условиям детского сада. В период с 15 июля 2023 года по 2 октября 2023 года в группу раннего возраста «Медвежата» поступило 13 детей.
Для наблюдения за адаптационным периодом на каждого ребёнка был заведен адаптационный лист, где отмечали: аппетит, сон, настроение, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности. В целом процесс адаптации во 2-й группе раннего возраста «Медвежата» прошел успешно. Дети легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо едят, спят, легко расстаются с родителями – всё это показатели успешной адаптации.
В сентябре с родителями воспитанников было проведено анкетирование по адаптации к детскому саду.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
В подготовительных к школе группах был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.
В результате обследования возникла необходимость коррекционно-развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе, развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и подгрупповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
В течение учебного года с детьми подготовительных групп еженедельно проводились групповые развивающие занятия, направленные на комплексное развитие мышления, внимания, всех видов памяти, воображения, восприятия и эмоциональной сферы. Проводимые занятия помогли детям дольше сохранять концентрацию, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, сосредотачиваться на нескольких объектах, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль. Занятия проводились по тетради Куражевой Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников» Кроме того педагогам и родителям были даны рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Предложить детям дома в игровой форме задания на умение копировать с образца (действовать по образцу) - можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить или перерисовать как у Вас; на умение классифицировать, обобщать, исключать лишнее - предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива», исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ. А также задания направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук (вырезывание предметов, геометрических фигур, письмо различных элементов и штрихование).
2. Как можно чаще проводить с ребёнком беседы о школе, о том, как учились Вы, на собственном примере приучать к самостоятельности
Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников на конец года показал положительную динамику по всем познавательным процессам.
1. Некоторые трудности дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой памяти, в составлении рассказа по картинкам, ответы на вопросы логического содержания
2. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности.
3. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. У некоторых из детей можно отметить трудности в развитии мелкой моторики, особенно в развитии зрительно-моторной координации, волевой сферы. Необходимо отметить, что трудности во время диагностики представляли для детей задания на построение ребенком речевого высказывания.
Вместе с тем, в ходе диагностики установлено:
- есть дети, которые испытывали затруднения в ориентации на плоскости;
- наблюдаются затруднения в мыслительных процессах;
- недостаточно развита связная речь.
ВЫВОД: Диагностика готовности к школе на конец года по сравнению с началом годам имеет положительную динамику.
Хочется отдельно отметить, что большое количество детей со средним и высоким уровнем – это дети со стабильным развитием, с благоприятным прогнозом обучения в школе и дальнейшим развитием. Дети с высоким уровнем – это дети с несколько опережающим развитием, имеющие развитые способности и, естественно, с дальнейшим благоприятным прогнозом. Дети с уровнем развития ниже среднего – это, в основном, дети с нарушениями речи, которым в дальнейшем будет нужна индивидуальная психолого-педагогическая помощь в школе.
В целом, свою работу по подготовке детей к школе (включая работу с педагогами и родителями воспитанников) я считаю удовлетворительной.
Диагностическая работа с педагогами
С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль педагогического общения». Выявлено, что у педагогов ДОУ преобладает демократический стиль общения с детьми (9 человек – 82%). Авторитарный стиль общения у 2 педагогов (18%). Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.
Вывод:
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
3. Психокоррекционная и развивающая работа
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Направления работы | Виды и формы работы |
Развивающая работа в период адаптации к ДОО | Групповые развивающие занятия |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений | Групповые и индивидуальные развивающие занятия |
Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы) | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:
- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»
- С. А. Козлова «Мы имеем право» учебно-методическое пособие;
- В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;
- Е.А. Каралашвили «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ.
Организация работы.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое
пособие;
- Карманова И.В., Юрьева И.А., Васильева Т.В. «Психолого-медико-
педагогические консилиумы и комиссия»;
- Задровская И.А. «Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке
ребенка к детскому саду»;
- Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей»
- А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» для
занятий с детьми 3-7 лет.
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком. Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
- Психологическое консультирование
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.
№п/п | Месяц | Тема | Аудитория |
1 | Август | «Адаптация к садику – на отлично!» | родители |
2 | Сентябрь | «Секреты эффективного общения» | педагоги |
3 | Октябрь | «Кризис 3 лет. Как использовать этот период для развития самостоятельности» | родители |
4 | Октябрь | «Условия эмоционального благополучия детей в группе» | педагоги |
5 | Ноябрь | «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» | родители |
6 | Ноябрь | «Советы по воспитанию дружеских отношений между детьми» | педагоги |
7 | Декабрь | «Кнутом или пряником» | родители |
8 | Декабрь | «Сказки на новый лад» | педагоги |
9 | Январь | «Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления» | родители |
10 | Январь | «Игры с детьми на развитие эмоциональной сферы» | педагоги |
11 | Февраль | «Психологические особенности детей 6-7 лет» | педагоги |
12 | Февраль | «Кризис 7-ми лет» | родители |
13 | Март | Играем – память, внимание, мышление развиваем» | педагоги |
14 | Март | «Чем занять ребенка в выходные дни?» | родители |
15 | Апрель | «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми» | педагоги |
16 | Апрель | «Как наше слово отзовется? Родительское программирование» (ср.гр.). «Общаться с ребенком. Как?». | родители |
17 | Май | «Психологическая готовность к школе». | педагоги |
18 | май | «Готова ли семья к поступлению ребенка в школу?» | родители |
Вывод:
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
- Организационно-методическая работа
Осуществлялось планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания.
Участие в конкурсах педагога-психолога:
Конкурс | Результат |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Диплом за 1 место |
| Диплом за 2 место |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Диплом участника |
| Сертификат участника |
| Сертификат участника |
| Диплом 1 степени |
| Диплом участника |
| Диплом |
| Диплом 2 степени |
| Сертификат участника |
Участие в конкурсах детей старшего дошкольного возраста, куратором которых я являюсь:
Конкурс | Результат |
1. Республиканская онлайн-викторина «По следам Деда Мороза»: Васильев Борис | Сертификат участника |
2. Республиканская онлайн-викторина «России верные сыны», посвященная героям, сражавшимся в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов: Иванова Кира, Городсков Савелий, Невмянов Григорий, Качалов Роман, Степанов Дмитрий, Павлов Марк | Сертификат участника |
3. Республиканская онлайн-викторина «Все начинается с семьи»: Мясникова Карина, Невмянов Григорий, Казаков Артем, Городсков Савелий, Никифоров Иван | Сертификат участника |
4. Республиканская интеллектуальная онлайн-игра «Звездный сын Чувашии»: Никифоров Иван, Михайлов Павел, Шишкина Ангелина, Степанов Дмитрий | Сертификат участника |
5. Республиканская онлайн-викторина «Тайны вселенной», посвященная Дню космонавтики: Невмянов Павел, Невмянов Андрей, Невмянов Григорий, Иванова Кира | Сертификат участника |
6. Республиканский конкрс рисунков «Безопасные дороги для меня и моих друзей!»: Иванова Кира, Акимов Матвей, Невмянов Григорий | Сертификат участника |
7. II муниципальный фотоконкурс буклуков «Спасибо Вам, любимый автор!»: Морозова Елена | Сертификат участника |
8. II муниципальный фотоконкурс буклуков «Спасибо Вам, любимый автор!» в номинации «Сказочное царство – мудрое государство»: Акимов Матвей | Диплом 3 степени |
9. Всероссийская народная патриотическая акция «Рисуем Победу - 2024»: Жиглаева Дарина, Иванова Кира, Невмянов Андрей, Невмянов Павел, Невмянов Григорий | Диплом участника |
10. Всероссийская олимпиада Cognitus: Степанов Дмитрий | Диплом |
11. Всероссийская олимпиада «Белый мишка»: Шишкина Ангелина | Призер 1 степени |
12. Международная олимпиада «Умный мамонтенок», литературное чтение: Невмянов Григорий | Диплом 2 степени |
13. Международная олимпиада «Умный мамонтенок», обучение грамоте: Иванова Кира | Диплом 2 степени |
14. Межрегиональная виртуальная викторина «Штыком и пером»: Жиглаева Дарина, Мингазов Егор, Невмянов Павел, Невмянов Андрей, Невмянов Григорий, Иванова Кира | Сертификат участника |
15. Межрегиональная викторина «Вестники весны»: Антипов Николай, Морозова Елена | Сертификат участника |
16. Межрегиональная познавательная онлайн-викторина, посвященная Дню авиации и космонавтики «Дорога в космос»: Невмянов Андрей, Невмянов Павел, Невмянов Григорий | Сертификат участника |
17. Межрегиональный литературный онлайн-квест по произведениям о зиме и про Новый год «По страницам зимних историй»: Агабекян Виталий, Жиглаева Дарина, Шишкина Ангелина, Михайлов Павел | Сертификат участника |
Публикации педагога-психолога в СМИ, участие в семинарах, вебинарах и конференциях, КПК и переподготовке:
№п/п | Ф.И.О. педагога | Наименование мероприятия |
1. | Зюляева М. С. |
|
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
На 2024 - 2025 учебный год планируются следующая цель и задачи:
Цель работы: Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
- Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
- Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
- Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по удовлетворённости родителей на начало 2023-2024 учебного года
В справке представлены результаты анонимного анкетирования родителей по вопросу удовлетворенностий качеством образования и воспитания в МБДОУ....
Аналитический отчет воспитателей подготовительной к школе группы №10 "Бабочки" за 2023-2024 учебный год.
Материал....
Аналитическая справка по педагогической диагностике младшей группы 2023 - 2024 учебного года
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников младшей группы «Б»МАДОУ – детского сада № 366За 2023-2024 у.г.Диагностика воспитанников проводи...
Аналитический отчет воспитателя за 2023-2024 учебный год
В отчете описаны все направления деятельности воспитателя за учебный год...
Аналитический отчет о педагогической работе в коррекционной группе «Солнышко» за 2023-2024 учебный год
Годовой отчет воспитателя....
Аналитический отчет музыкального руководителя за 2023 - 2024 учебный год
Аналитический отчет Младшевой О.В. за 2023 - 2024 учебный год...