Просвещение педагогов
консультация по психологии
Консультирование педагогов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_semyoy.docx | 17.12 КБ |
pravila_sostavleniya_pozitivnyh_ustanovok.doc | 41 КБ |
kak_podgotovit_roditeley_k_postupleniyu_v_detskiy_sad.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы семьёй
в современных социальных условиях
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,
прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Проблема, с которой мы сталкиваемся в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.
Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ можно вести по четырём направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
2. Познавательное.
3. Наглядно-информационное
4. Досуговое.
1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:
-Анкетирование
- Консультации
- Составления социального паспорта семей
- Изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете.
2. Познавательное направление включает в себя:
- Общие и групповые родительские собрания:«Как вызвать любознательность у детей? », «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи ДОУ», «Семейные традиции и праздники»» и т. д.
- Семинары «Что такое ФГОС дошкольного образования? »
- Анкетирование: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Какой ты родитель? » и др.
- День открытых дверей
- Беседы с родителями: «Режим - главное условие здоровья для малышей», «Гигиена одежды вашего ребёнка», «Поговорим о здоровье! », «Что такое подготовка к школе», «Питание ребенка летом» и др.
- Консультации: «10 заповедей воспитания», «Нужно ли учить ребенка общению», «Роль игры в жизни ребёнка», «Роль семьи в осуществлении здоровье сбережения дошкольников», «Что должны знать родители о ФГОС»
- Мастер-классы: «Учимся делать прически», «Сделаем подарок малышу»
- Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка. Родителями был изготовлен дидактический материал: массажные дорожки и варежки, пополнены спортивные уголки нетрадиционным оборудованием, оформлена стенгазета: «Мы выбираем здоровье», пополнен зелёный уголок комнатными растениями, был оформлен уголок книги «Волшебный мир книг». В течении года родители принимали активное участие в работе детского сада и благоустройстве территории.
1. Наглядно - информационное направление включает в себя:
- Уголки для родителей
- Папки-передвижки: «Первый раз в детский сад», «Времена года», «Витамины для детей», «Азбука пешеходов», «Как рассказать детям о войне»
-Презентации: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения».
- Тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества», «Мама – солнышко моё», «Мой край родной», «К 70-летию Победы» и др.
- Выставки конкурсных работ: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Зимняя кормушка», «Лучшая поделка».
- Фотовыставки и фотоколлажи: «Мы выбираем здоровье», «Военная техника», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наши праздники»
2. Досуговое направление, это:
Праздники: «Праздник Осени», спортивный праздник к «Дню матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «День бантика» к 8 Марта, выступление детей в ДК с музыкально-литературной композицией к 9 мая «Герои давно отшумевшей войны», конкурсная программа «Наша семья».
Развлечения: День знаний - «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «ЗУЛ», «Широкая Масленица», «День прилета птиц», «1 апреля – день смеха», «Папа, мама, я – дружная семья» ко Дню Семьи.
Дни здоровья: совместный с родителями спортивный досуг «Азбука города»,
Театрализованные постановки: «Витаминная семейка», «Сказка о непослушном огурчике»
В заключении хотелось – бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад - это два важных социальных института социализации ребенка. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла». Семья – это еще и источник общественного опыта. Здесь ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Мы должны вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать эту проблему все вместе: детский сад – семья, общественность. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Вывод: в результате проведенной работы, использования нетрадиционных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей, возрос уровень культуры межличностного общения родителей.
Работа воспитателей в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Заключение.
Семья – принята как первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребёнка. В своей педагогической деятельности продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитать будущих созидателей жизни.
Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК 1. Составлять утверждения в настоящем времени. Важно создавать желаемое так, как будто оно уже существует. Ошибочное утверждение: «y меня будет отличная новая работа», правильнее сказать: «y меня yже есть отличная новая pабота». Это осознание факта, что все создается сначала на ментальном плане, пpежде чем пpоявиться в объективной pеальности. 2. Делать yтвеpждения в положительной фоpме, утвеpждая то, что Вы хотите. Ошибка: «Я тепеpь ни в чем не нуждаюсь». Лyчше сказать: «Я богата». 3. Чем коpоче и пpоще аффирмация, тем она эффективнее. Утвеpждение должно быть четкой yстановкой, оно должно пеpедавать сильное чyвство. Чем сильнее чyвство, которое оно несет, тем сильнее впечатление, пpоизводимое на Ваше сознание. 4. Всегда выбиpать ту аффирмацию, котоpая полностью подходит Вам лично. 5. Создавая аффирмации, надо все вpемя помнить, что Вы создаете нечто новое. 6. Аффирмации не пpедназначены для пpотивостояния Вашим чyвствам и эмоциям или для их изменения. В то же вpемя они могyт помочь Вам выpаботать новый взгляд на жизнь, что позволит Вам все больше и больше наслаждаться ею. 7. Используя аффирмации, попытайтесь создать чувство веры, yвеpенности. Вложите в них всю yмственнyю и эмоциональную энергию и временно откиньте все сомнения и колебания. 8. Аффирмация должна быть по смыслу полностью противоположна той негативной программе, от которой Вы хотите избавиться. 9. В аффирмации обязательно должно говориться лично о Вас, то есть всегда используйте местоимения: «я», «мне», «меня» и т. д. Если аффирмация строится из общих фраз («Этот мир прекрасен, и он дает всем людям то, что им хочется»), то она может не иметь к Вам отношения и маловероятно, что она приведет к решению Вашей проблемы. 10. Установка должна быть «вашей», то есть она должна быть Вам приятной и ее повторение должно вызывать у Вас в душе хорошие чувства. Механическое повторение даже самой правильной, но непонятной или неприятной Вам фразы может не дать никакого эффекта. СЕКРЕТЫ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Упражнение №1: «Ликвидация преград» Упражнение, способствующее устранению препятствий в жизни. Оно выполняется на протяжении 25 минут (при желании дольше) по описанному далее алгоритму. Сесть в удобное положение на стул или пол. Сосредоточиться на проблеме. Представить себе, что препятствие рассыпалось на мелкие кусочки от удара большого молота или сгорело в пламени огня. В это время необходимо позволить негативным мыслям, прячущимся под неприятностями, выйти на поверхность. Думать о том, что все плохое уничтожается благодаря | образовавшемуся взрыву положительной энергии. По завершении упражнения нужно спокойно посидеть, Продолжать выполнять упражнение необходимо на протяжении 28 дней с интервалом не менее 1 недели. Чем больше оно длится, тем сильнее происходит развитие позитивного мышления. Упражнение №2: «Превращение негативной ситуации в позитивную» Человек с положительным восприятием окружающего мира иногда сталкивается с необходимостью сделать неблагоприятную ситуацию выгодной для себя, чтобы продолжать двигаться вперед. Сделать это возможно при помощи достаточно мощной положительной энергии мыслительного процесса. В первую очередь индивид должен понять причину возникновения проблемы и то, насколько долго она длится, посмотреть реакцию других людей (касающихся проблемы): верят ли они в ее устранение, какие могут быть результаты, если превратить негативный случай в позитивный, как долго продлится эффект. После того как будут даны честные и продуманные ответы на все эти вопросы, применяется следующая техника. Присесть в спокойном месте. Представить перед собой горящий костер, окруженный приятными ароматами. Вообразить, как причина возникновения проблемы попадает в языки пламени и плавится от силы мысли и высокой температуры огня. Мысленно преобразить причину во что-то позитивное, полезное. Меняется ситуация, вместе с ней другим становится костер: вместо оранжевого пламени появляется ослепительный бело-голубой столб света. Новый объект входит в тело через позвоночник и распределяется в голове и сердце. Теперь вы являетесь источником света и исходящей в окружающий мир положительной энергии. После выполнения этого упражнения результат не заставляет себя долго ждать. Упражнение №3: «Удача для вашей семьи» Психология позитивного мышления позволяет оказать помощь близким в поисках хорошей работы, друзей и найти счастье. Главное – быть четко уверенным в том, что будет принесена только польза и намерения искренние (забота не о себе). Для выполнения упражнения необходимо направить мысленную энергию на ту личность, о которой нужно позаботиться (освободить от препятствий). Далее надо увидеть и почувствовать, как все барьеры в жизни исчезают под влиянием сильной мысли. После этого направить белый луч мысленной энергии в сердце человека, в котором начинает пробуждаться положительная энергия, привлекающая удачу. Так стимулируется жизненная сила близких людей. По завершении необходимо громко хлопнуть в ладоши 7 раз. Выполнять упражнение «Создание удачи для вашей семьи» необходимо на протяжении недели, начиная с воскресенья. Повторить три раза. Тогда человек, для которого направляется помощь, начнет совершать первые шаги к достижению новых вершин и делать правильные поступки. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что успех, позитивное мышление и воля человека – три взаимосвязанных между собой элемента, способные улучшить его жизнь. |
Предварительный просмотр:
Как подготовить родителей
к поступлению ребёнка в детский сад
Подготовительный этап
Начальная дискуссия.
Предлагается родителям задуматься о том, нужен ли ребёнку детский сад и необходима ли ему помощь со стороны близких людей в период поступления в дошкольное учреждение.
Психолог и врач выясняют, как соблюдается режим дня, а соответственно – режим питания, отдыха, сна. Рассказывают родителям о необходимости приблизить режим в домашних условиях к режиму детского сада, формировать привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам; планомерно, постепенно подводить ребёнка к чёткому его выполнению.
Психолог обращает внимание на развитие у ребёнка самостоятельности и навыков самообслуживания. Ребёнок, умеющий сам есть, своевременно сообщать о физиологических потребностях, раздеваться и одеваться (кроме застёгивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение занять себя игрушкой поможет отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Во время общения с родителями психолог выясняет, имеются ли у ребёнка привычки или стереотипы поведения (сосание соски или пальца и др.); насколько разнообразна его игровая деятельность, которую организует взрослый в семье; есть ли у него любимая игрушка, какие игровые действия он выполняет; играют ли взрослые с ним, как именно.
Рекомендовано готовить ребёнка к временной разлуке с близкими людьми, внушать ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, все дети туда ходят, что там очень хорошо, интересно. Рассказывать, что такое детский сад, зачем туда ходят, что там делают, чему учатся. Для наглядности оформляется интересный, яркий фотоальбом.
Рекомендовано родителям заранее познакомить ребёнка с воспитателями и детьми группы. Обращается внимание на умение общаться со сверстниками (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества) и пр. родителей убеждают, что лучший возраст для успешного и скорейшего привыкания к режиму детского сада – от 2 до 3 лет.
Важно познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребёнка в период адаптации.
Эмоции ребёнка. В первые дни пребывания в дошкольном учреждении положительные эмоции чаще всего выражены незначительно – обычно в момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя.
Отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребёнка. Однако степень проявления различна: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного, приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребёнок стремится выразить протест при расставании с родителями.
Наиболее опасны стрессовые реакции: страх, гнев, депрессия. Однако на смену отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода.
Социальные контакты. В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребёнка обычно снижается степень социальных контактов. Дети напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается постепенно.
Познавательная деятельность. Первое время познавательная деятельность, как правило, снижается, или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребёнок не интересуется даже игрушками.
Социальные навыки. Под влиянием новых внешних воздействий малыш может растерять частично или почти все навыки самообслуживания, которые он усвоил дома. Например, умения пользоваться ложкой, носовым платком, умываться и т.д. однако в процессе адаптации он не только вспоминает их, но и усваивает новые.
Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скудеет или они начинают употреблять облегчённые слова.
Двигательная активность. Редко сохраняется в пределах нормы. Ребёнок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. При анализе двигательной активности необходимо учитывать темперамент.
Сон. Вначале ребёнок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит и ведёт себя как ванька-встанька. По мере привыкания он начинает своевременно засыпать и пробуждаться.
Аппетит. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребёнка к условиям дошкольного учреждения.
Здоровье. Снижается сопротивляемость организма. Ребёнок может внезапно заболеть, без видимых на то причин. Как правило, болезнь протекает без осложнений.
Необходимо стараться изучить семью ребёнка, её индивидуальные особенности. При этом очень важно соблюдать педагогический такт и гибкость.
Изучая семью:
- Близкое знакомство с родителями;
- Установление контакта с ними с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов;
- Выявление структуры семьи и её психологический климат (количество человек, возраст, образование, отношения между членами, профессии);
- Форма семейных отношений;
- Определение микроклимата в семье;
- Педагогические возможности семьи;
- Чем наполнена жизнь ребёнка в семье.
Основной этап
Цели: помочь правильно организовать первые дни пребывания ребёнка в детском саду; побуждать близких ему людей выбирать педагогически целесообразные методы взаимодействия; обеспечить процесс усвоения им опыта общения и совместной деятельности.
Психолог проводит беседу по результатам анкетирования, затем мы знакомим родителей с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребёнок начал посещать детский сад.
Рекомендации для родителей на период адаптации:
- Приводить ребёнка вначале желательно на 1-2 часа в первую или вторую половину дня, когда дети находятся на прогулке. Именно в это время будет легче ориентироваться в окружающей обстановке, познакомиться ближе с воспитателями и детьми. С другой стороны, нежелательно, чтобы вновь прибывший ребёнок оказался свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей, что вполне возможно в утренние часы при расставании с родителями.
- Перед тем как идти в детский сад, не следует ребёнка кормить; нет ничего страшного в том, что он подождёт с приёмом пищи, даже если встал рано. Первое время надо давать малышу с собой яблоко или морковь. Если он откажется от непривычной еды, то сможет съесть то, что принёс из дома. Не следует приносить печенье, конфеты и другие сладости.
- Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторять их. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с ребёнком, то и он легче будет её переносить.
- В первые дни какое-то время родители могут находиться в ДОУ вместе с ребёнком (до обеде, до сна, во время сна), что позволит ему спокойнее ориентироваться в новых условиях.
- Ребёнок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность, обеспечит психологический комфорт. Игрушка обычно занимает внимание ребёнка, помогает отвлечься от расставания в родителями. Спустя некоторое время можно предложить ребёнку оставить игрушку «ночевать» в детском саду, а на утро снова с ней встретиться.
- Ко времени дневного сна лучше забирать ребёнка домой.
- Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребёнком доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда его заберут домой.
- После детского сада можно погулять с ребёнком на детской площадке, в парке, похвалить его за проведённый день: «Молодец! Ты хорошо ведёшь себя, я горжусь тобой», продемонстрировать свою любовь и заботу.
Опыт показывает, что если родители выполняют данные рекомендации, ребёнок быстро и безболезненно привыкает к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Просвещение педагогов через изучение методики развития речи и обучение методам разучивания"
Эта игра для воспитателей всех возростных групп имеет цель уточнения знаний и умений педагогов по методике развития речи детей по обучению заучивания....
Логопедическое просвещение и образование педагогов и родителей детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Данный план работы направлен на развитие логопедической компетентности у педагогов и родителей ДОУ....
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...
Родительское собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ»
собрание презназначено для проведения в старших группах компенсирующей напрвленности...
Консультация для педагогов-психологов на тему «Активные и интерактивные формы работы по психологическому просвещению родителей».
Рассматриваемые формы работы с родителями способствуют объединению усилий педагогического коллектива и родителей для развитии ребенка как личности и поиску новых путей привлечения семьи к участию в уч...
Комплекс мероприятий "Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ День здоровья"
Задачи:- Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.- Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных дейст...
Культурное просвещение педагогов на тему: «23 января – международный День ручного письма (день почерка)»
Ежегодно во всём мире принято отмечать День почерка, который также называется Днём ручного письма. Этот праздник был учреждён, чтобы напоминать человечеству о таком уникальном явление как ручная письм...