Методы индивидуальной и групповой диагностики
тест по психологии

Цепляева Ирина Владимировна

Методики психодиагностического обследования детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики психоэмоционального состояния

«Волшебная страна чувств»

Авторы методики: Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов.

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Перед детьми педагог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Волшебная страна чувств

          Домики                Жители                      Страны

Описание: 11186897

РАДОСТЬ

Описание: 11186897

УДОВОЛЬСТВИЕ

Описание: 11186897

СТРАХ

Описание: 11186897

ВИНА

Описание: 11186897

ОБИДА

Описание: 11186897

ГРУСТЬ

Описание: 11186897

ЗЛОСТЬ

Описание: 11186897

ИНТЕРЕС

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер. У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо вам от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.

В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у каждого ребёнка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Вы не только восстановил страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только вы можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Обработка результатов. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

  1. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.



Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОСПИТАННИКОМ

группы № ______МДОБУ д/с № 11

_______________________________________

«____»_______20_____г.

Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребенком. При этом используют следующие критерии.

  1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

А) легко включается в работу

Б) активно действует

В) действует спокойно, без лишних слов

Г) робко, неуверенно

  1. Как реагирует ребенок на замечания педагога:

А) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же

Б) не слушает или поступает по-своему

В) выслушивает молча

Г) молчит, обижен, переживает

  1. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

А) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других

Б) быстро, со страстью, но не слушает

В) медленно, спокойно, но уверенно

Г) с большой уверенностью

  1.  Как ведет себя в непривычной обстановке:

А) легко ориентируется, проявляет активность

Б) активен, проявляет повышенную возбудимость

В) спокойно рассматривает окружающее

В) робок, растерян.

РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЯ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог:______________Файзуллина С.В.



Предварительный просмотр:

"Три дерева" 

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz [8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48] разработала тест "три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками [5].

Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации [11].

Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева? R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.

Описание: рис.2

Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис. 3).

Описание: рис.3

Встречаются случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений. Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста "три дерева", однако нарисовал только два дерева (рис. 4). Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один, смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции "ребенок-мать-отец" проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны только отношения в диаде "ребенок-мать". Большие деревья ребенок сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской объект для идентификации.

Описание: рис.4

Два маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре придавал К.Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь - вода - земля - воздух и т. д.). [5, с. 85]

Инструкция по проведению теста предполагает, что в ходе предварительной беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5]. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы [5].

+

цвет

-

любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение

красный

агрессия, ненависть, опасность.

разум, дисциплина, порядок, верность

синий

безумие, иррациональность

открытость, активность, свобода, слава, сила

желтый

ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред

зрелость личности, радость, энергия, сила

оранжевый

вытесняет другие цвета, страсть борьбы и войны

витальное начало, рост, надежда

зеленый

яд, болезнь, незрелость

равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние

фиолетовый

внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия

материнство, плодородие, земля

коричневый

грязь, гной, кал

достоинство, торжественность

черный

смерть, траур, грех

чистота, гармония

белый

привидение, траур

 

серый

неясность, туман, депрессия

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела. [1; 6; 13; 14]

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом".

Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно "самое красивое" дерево.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какието отношения.

В качестве метафорыможно охарактеризовать символдраму как психоанализ при помощи образов [2; 5; 15]. Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) [2; 15]. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов - картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему - стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно найти какуюто возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример кататимной семейной психотерапии психотерапевта Э. Клессманн [16, с. 4849].

Пример 

12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состояний, изобразила на своем рисунке яблоню (мой брат), сосну (мой папа) и ель (я). Сочетание деревьев характеризует эдипальный конфликт девочки. Она стремится быть вместе с папой как жена с мужем (ель и сосна), а с братом конкурирует в борьбе за любовь родителей.

Представив эти деревья в ходе сеанса символ драмы, она попыталась сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего брата, и попробовала сорвать себе яблоко. Но дерево сказало ей, что ему это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к сосне-дереву-отцу. От него она, среди прочего, узнала, что он и ель (она сама) уже всегда здесь стояли, в то время как яблоня появилась позже. Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно. В последующем также и в реальной жизни она стала находить лучшие возможности разрешения конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.

В заключении необходимо еще раз отметить, что учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться - в ходе интерпретации других рисунков, сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации человека. Как правило, проблема или внутренний конфликт личности отражаются в разных формах почти в каждом его рисунке. Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности всех имеющихся материалов.

Литература:
1. Куттер П.: Современный психоанализ. СПб, 1997
2. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., "Эйдос" 1996
3. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, 3, 4
4. Лосева В.К.: Рисуем семью: диагностика семейных отношений. - М.: М.А.П.О., 1995
5. Обухов Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., "Эйдос" 1997
6. Обухов Я.Л.: Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний, "Школа здоровья", 1997, 3, с. 43-61
7. Семаго Н.Я.: О границах интерпретации проективных рисуночных тестов, Школьный психолог, 1997, № 1



Предварительный просмотр:

 

Гештальт-подход – это гуманистическое направление  психологии, основателем которого является Фриц Перлз, в переводе с немецкого означает «структура», «целостность», «образ».

        Работа гештальтпсихологов строится на развитии самосознания и самовосприятия. Человек всегда стремится к балансу путём осознания и удовлетворения ведущих потребностей. А наиболее важные и значимые становятся гештальтом, то есть фигура, выделяющаяся из фона. Таким образом, в гештальт-подходе работает следующий цикл:

Осознание потребности – Её удовлетворение –

Завершение гештальта – сдвиг его на задний план (в фон)

для освобождения места новому гештальту.

        Данный подход хорош тем, что его методы можно применять в работе с любым возрастом и в любой деятельности, НО! С учётом следующих принципов:

  • Находиться в контакте, осознавая свои собственные чувства и эмоции ребенка, говоря о них друг другу;
  • Признавать право ребёнка на предъявление себя настоящего, а именно слабого, плохого, неумелого, агрессивного (т.к. в обществе принято отвергать отрицательное поведение и слабость чувств);
  • Вводить амплификацию действий, т.е. усиливать актуальное состояние;
  • Учитывать феноменологию ребенка, возвращая ему осознанность действий.

1. Рисуночный метод «Вулкан».

Диагностическая цель: выявление скрытых потребностей ребёнка и причин психоэмоциональных расстройств.

Коррекционно-развивающая цель: создание условий для признания  и выражения отверженных переживаний; развитие творческого воображения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №34 «Красная шапочка» комбинированного вида

Методы  индивидуальной диагностики

детей дошкольного возраста

в рамках гештальт-подхода

Педагог-психолог:

Стряпина Ирина Владимировна

Осинниковский городской округ

2014

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Ребёнку предлагается нарисовать вулкан. Данный метод состоит из трёх этапов:

1.На первом листе ребёнок рисует вулкан, который живёт сейчас. Затем ребёнок комментирует, что он нарисовал и почему именно такой, а не другой.

2.На втором листе ребёнок изображает вулкан, который был раньше и также его комментирует с помощью вопросов взрослого.

3.На третьем листе ребёнок изображает, что произошло с вулканом, почему он изменился. И также рассказывает о нём историю.

В завершении всей работы ребёнку задаётся вопрос: «Если бы этим вулканом был ты, чтобы ты делал?»

          Таким образом, из ответов ребёнка видно, что ему нужно, чего не хватает, почему он дерётся или обижается, что его радует или огорчает, чего боится и как с этим справляется.

    По результатам данной методики выстраивается коррекционно-развивающая работа. Выявленные и удовлетворенные потребности освобождают сознательное пространство ребенка для усвоения нового материала. Отсутствие препятствий позволяет с интересом воспринимать новую информацию.

2. Метод гештальт-подхода «Волшебница».

 Цель: выявление скрытых потребностей ребёнка, трудностей во взаимоотношениях с детьми и родителями.

Участники: дети дошкольного возраста, родитель-ребёнок.

Ребёнку предлагается поиграть в игру «Волшебница». Взрослый будет волшебником, а ребёнок будет загадывать желания. Взрослый исполняет желания при помощи рисунка. Всё что загадывает ребёнок, нужно нарисовать на листе бумаги. Таким образом, становятся понятны скрытые потребности ребёнка и причины его поведения или плохого настроения.



Предварительный просмотр:

Диагностика субъективной оценки

межличностных отношений ребенка

 СОМОР Н. Я. Семаго.

Направлена на индивидуальное исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий в нуждах психол. консультирования. За основу взята методика Рене Жиля. Методика СОМОР состоит из 8 рисунков, сходных с рисунками из методики Рене Жиля, и примерного перечня вопросов, задаваемых психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и сути самого задания. Опыт показывает, что, напр., дети с пограничной отсталостью справляются с заданиями, начиная с 7-8-летнего возраста. Достоинством методики является то, что при работе с ней от ребенка не требуется развернутого ответа, что существенно облегчает выполнение задания. В ситуации отказа (или невозможности) ребенка давать вербальные ответы он может просто отмечать позиции тех или иных персонажей (показывать пальцем, отвечая на вопрос специалиста). Отсутствие заданных «ролей» в схематических изображениях персонажей на картинках позволяет проводить исследования как с детьми из социально необеспеченных слоев общества, так и с детьми, проживающими в условиях детских домов и интернатов, оставшихся без попечения родителей. Порядок представления рисунков и подачи вопросов жестко не определен, и психолог может изменять последовательность предъявления рисунков и вопросов, давать их в порядке удобном для ребенка или необходимом для целей и логики исследования. Процедура проведения методики проста, не требует никаких дополнительных средств и оборудования, может повторяться через небольшие промежутки времени. Проведение исследования с помощью методики СОМОР с одним и тем же ребенком до и после разл. психокоррекционных мероприятий дает возможность оценивать их эффективность.

Методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка). Методика была создана в 1982-1985 гг. по аналогии с тестом Р. Жиля. Целью исследования с помощью данной проективной техники является оценка субьективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий.

Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно-зеленого цвета, и примерного перечня вопросов. Возрастной диапазон использования от 4 до 10-11 лет.

 Критерии оценки.

 Высокий уровень – задание выполняет самостоятельно, отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности; адекватная самооценка ребёнка, критичен к ситуациям взаимодействия с людьми и к себе.

 Средний уровень – задание выполняет с помощью, присутствует небольшая тревога, неуверенность, самооценка занижена.

 Низкий уровень - задание не выполняет или требуется большая организационная помощь, низкая самооценка, большая тревога, неуверенность в своих силах.

Литература:

1.Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007;

2.Семаго Н. Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журн. практического психолога, 1999, № 4. А. Г. Лидерс.



Предварительный просмотр:

Тест руки Вагнера

Назначение теста

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

         Описание теста

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Инструкция к тесту

 «Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

Примечание

         -Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

-Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.

-Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

-Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

-Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

         -Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

 1.Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

 2.Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

 3.Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

 4.Эмоциональность  (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

 5.Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

 6.Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

 7.Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

 8.Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

 9.Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

 10.Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

 11.Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

При категоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.

В первой колонке указывают номер карточки. Во второй – дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей – приводятся все ответы испытуемого. В четвертой – результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями – это обозначается (об).



Предварительный просмотр:

Рисуночный тест «Человек под дождем» (Л. Илюшина)

Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Цель: Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности.
Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Процедура проведения.

Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик. Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем. Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …

Прежде чем приступить к интерпретации рисунка, постарайтесь «войти» в него, почувствовать, какое настроение у изображенного на нем героя. Какое впечатление производит увиденная вами картина? Какие эмоции она вызывает? Это важно понять, ведь перед нами не что иное, как автопортрет художника на фоне стрессовой ситуации. В качестве символического стресса в данном случае выступает дождь. Как поведет себя настигнутый стихией человечек на рисунке? Попытается спрятаться или убежать? Сумеет защититься от непогоды, облачившись в непромокаемый плащ? Раскроет зонт? Наденет резиновые сапоги? Или будет беспомощно стоять на месте, поливаемый струями дождя? Впрочем, может, он как раз любит дождик, и не имеет ничего против того, чтобы иногда побегать по лужам…

Интерпретация рисунка

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии.
Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.
Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы.
Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне.
Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.
Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.
Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке.
Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам.
Пол изображенного
человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому.
Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.
Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще. Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах.
Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками».
Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном).
Руки символизируют активность и общительность.
Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии.
Плотно прижатые к телу, или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость.
Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни.
Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости.
Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе.
Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».
Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).
Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы.
Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям.
Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.

Протокол анализа теста «Человек под дождём»

Ф.И. _________________________  , класс ___________ , дата ______

 

1. Краткая   обработка графической информации.

Вывод

2. Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя

Пребывает в подавленном состоянии или депрессии.

3. Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека

Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами

4. Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже)

Чувствительный человек, долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы.

5. Радуга или выглядывающее из-за туч солнце

Надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, на счастливое избавление от проблем, которое придет извне.

6. Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя

Умение защищаться от житейских бурь, постоять за себя

7. Изображение человека помещено в угол листа

Возможное депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность

Слишком маленькая фигура

Низкая   самооценка, потребность в поддержке

 

Фигура находится в движении: -спасается от стихии бегством, может метаться в панике, 6 поливаемый струями дождя; -беспечно скачет по лужам, не испытывая никакого дискомфорта

Склонность к активным действиям: -не имеет ресурсов для защиты и сопротивления ; - имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам

8. Мужская фигура

Говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее

9. Женская фигура

Пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще

10. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного

Говорит о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах

11. Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки

Указывает на сильно выраженное в авторе детское начало

12. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным

Велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится

13. Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем

Говорит об изрядном оптимизме, не всегда оправданном

14. Руки, широко расставленные в стороны

Признак высокой контактности, открытости и экстраверсии

 

15. Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной

Интровертность, замкнутость

16. Отсутствие рук

Беспомощность, неприспособленность к жизни

17. Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль

Уверенность в себе


18. Слишком маленькие ступни

Пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».

19. Слишком длинная или подчеркнутая шея

Потребность контролировать собственные импульсы

20. Слишком короткая шея или ее отсутствие

Регулярные уступки своим желаниям и слабостям

21. Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека

Говорят о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне

 



Предварительный просмотр:

Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

         В рамках разрабатываемой мною темы в начале учебного года было проведено обследование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

         Предметом нашего исследования являются способы формирования эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

 Для реализации исследования используются следующие методы: анализ теоретической литературы по теме, проективные методы (методика «Контурный САТ–Н» (Детский апперцептивный тест - Л. Беллак, О. Беллак), методика СОМОР (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго), методика ЦТО (Цветовой тест отношений А.М. Эткинд), методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго), и метод наблюдения. Используемые проективные методики предполагают качественный анализ и интерпретацию результатов.

Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак) – проективная методика обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Методика предназначена для получения ответной реакции по проблемам эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его людьми, выявить фантазии ребенка, связанные с агрессией, страхами, а порой и навязчивыми состояниями, выявить эмоциональную структуру ребенка, динамику его реакций на трудности развития, способы, которыми он их разрешает. Этот тест, как и другие подобные проективные методы исследования, опирается на содержание интерпретации. Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того, что ребенок видит и думает. «Контурный САТ-Н» предпочтителен для определения динамики межличностных и эмоциональных отношений, совокупности тенденций и способов защиты, которые им могут противопоставляться. Апробация методики показала, что она может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка. Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы. Ответы ребенка дословно записываются в протокол, где также регистрируется все, что относится к его поведению. Регистрируются все замечания специалиста, его помощь и поступки, реплики самого ребенка, наличие каких-либо сопутствующих движений, эмоциональные реакции. Время выполнения всего задания обычно не должна превышать 10-12 минут.

Критерии оценки.

 Высокий уровень - составляет рассказ самостоятельно полностью передаёт содержание; без наводящих вопросов описывает участников, саму ситуацию и характер её разрешения.

 Средний уровень – описывает с помощью, в целом правильно, но не полностью. Испытывает трудности эмоциональных дифференцировок.

 Низкий уровень – составляет рассказ с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, последовательность изложения; большая часть описательного рассказа – простое перечисление предметов и действий.

Методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка). Методика была создана в 1982-1985 гг. по аналогии с тестом Р. Жиля. Целью исследования с помощью данной проективной техники является оценка субьективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий.

Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно-зеленого цвета, и примерного перечня вопросов. Возрастной диапазон использования от 4 до 10-11 лет.

 Критерии оценки.

 Высокий уровень – задание выполняет самостоятельно, отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности; адекватная самооценка ребёнка, критичен к ситуациям взаимодействия с людьми и к себе.

 Средний уровень – задание выполняет с помощью, присутствует небольшая тревога, неуверенность, самооценка занижена.

 Низкий уровень - задание не выполняет или требуется большая организационная помощь, низкая самооценка, большая тревога, неуверенность в своих силах.

Методика ЦТО (Цветовой тест отношений А.М. Эткинда), основана на методике М. Люшера и предназначена для изучения эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого теста. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациям к ним. Стимульный материал - это набор цветовых стимулов, представлен основными цветами спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. ЦТО как метод изучения отношений применим в работе с детьми, начиная с 4,5- 5- летнего возраста.

Критерии оценки.

 Высокий уровень – чёткое понимание инструкции, самостоятельно делает выбор, выполняет задания полностью и точно, быстрая скорость выполнения, устойчивое внимание.

 Средний уровень – понимает инструкцию; делает выбор с помощью организующих вопросов; выполняет задание в целом правильно, но не полностью.

 Низкий уровень - инструкцию понимает слабо, задание не выполняет или требуется большая организационная помощь; «застревает» на одном цвете.

Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)

Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.

         1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:

 Злость (гнев);

 Печаль (грусть);

 Радость.

         Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.

2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:

 Явная радость;

 Страх;

 Сердитость;

 Приветливость;

 Удивление;

 Обида;

 Задумчивость.

         Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.

Критерии оценки.

 Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.

 Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.

 Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...

Логопедические игры на индивидуальных и групповых зантиях в речевых группах центра ТНР

Логопедические игры для индивидуальных и групповых занятий...

Моя коллекция терапевтических сказок для индивидуальной и групповой работы .

Тематика терапевтических сказок:Не хочет засыпать Тема и сонОльга Быкова  Смелый мальчик и Тётушка НочьДмитрий Соколов  Сказка про кроваткуТатьяна Холкина Не хочет ...

Моя коллекция терапевтических сказок для индивидуальной и групповой работы - 2 часть.

Скрипочка 6-11 летНизкая самооценка. Чувство неполноценности и "ненужности". Зажатость, скованность. Часы 7-12 летНеорганизованность. Трудности усвоения порядка. Хвостастик....

Бланки для групповой диагностики по Дорохиной О.В. подготовительная группа

очень удобно использовать для групповой диагностики....

Обзор существующих в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей

Краткий обзор существующих методик педагогической диагностики, определение оптимальных методов, инструментов, а также способов фиксации результатов  педагогической диагностики для  определен...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нейропсихологический подход:групповая диагностика".

В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализац...