Сенсорная интеграция в ДОУ мастер-класс
статья по психологии

Ганели Евгения Васильевна

Что же происходит , когда нарушена сенсорная интеграция? Такие дети плохо учатся, “плохо” себя ведут несмотря на высокий уровень интеллекта и благополучную семью. В большинстве случаев причина - дисфункция сенсорных систем.

 

Дело в том, что мы получаем информацию о мире через 7 систем восприятия - обоняние, вкус, зрение, слух, тактильную систему, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела. Мозг обрабатывает поступившую информацию и “даёт команду” реагировать соответственно обстоятельствам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx177.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                   https://sun9-86.userapi.com/impg/g8q-aHbzAydPp1EfPhuC1z-ltWdmaFAs6HgQlA/DhcNYShl2zE.jpg?size=604x604&quality=96&sign=19da96d3c7790a048b6aed56d82c85a1&type=album

Мастер-класс

«Элементы сенсорной интеграции

в работе специалистов ДОУ»

Подготовила воспитатель:

Ганели Е.В.

.

1. Теоретическая часть.

Ведущий: Несложно поставить диагноз, если у человека вывих, гастрит или бронхит. Но бывают “невидимые” нарушения, когда мы наблюдаем лишь результат - плохое поведение, трудности в учебе, сложную социализацию ребенка. 

Такие дети плохо учатся, “плохо” себя ведут несмотря на высокий уровень интеллекта и благополучную семью. В большинстве случаев причина - дисфункция сенсорных систем.

Дело в том, что мы получаем информацию о мире через 7 систем восприятия - обоняние, вкус, зрение, слух, тактильную систему, вестибулярный аппарат и ощущение собственного тела. Мозг обрабатывает поступившую информацию и “даёт команду” реагировать соответственно обстоятельствам. 

Обычно это происходит автоматически, поэтому мы не задумываясь определяем, к какой части тела прикоснулись, можем одеться с закрытыми глазами, переступить через лужу и спокойно носим одежду из разных материалов.

Сложности возникают, если на одном из этапов восприятия (вход - обработка - реакция) мозг даёт сбой, и нервная система ребенка не реагирует адекватно на внешние раздражители.

Такие дети

  • Боятся громких звуков, часто закрывают уши или, напротив, не слышат, когда к ним обращаются. Это говорит о нарушениях обработки слуховой информации;
  • Капризничают при ярком свете, не смотрят в глаза, не любят ходить по ступенькам — значит, нарушена зрительная система;
  • Боятся испачкаться, избегают прикосновений, не любят определенную одежду или ярлыки. Здесь нужно работать с тактильным восприятием;
  • Не катаются на велосипеде, не прыгают, неловко двигаются. Это признаки вестибулярных дисфункций;
  • Раздражаются от запахов, обнюхивают предметы, избирательны в еде (иногда до крайностей). В таких случаях работаем с обонятельной и вкусовой системой;
  • Плохо спят, трудно адаптируются к новым местам и людям, у них нарушена речь и мышечный тонус. В таких случаях работаем с ощущение собственного тела.

Часто в работе с такими детьми даже специалисты с опытом получают нулевой или очень скудный результат. Как повысить эффективность занятий? Как заинтересовать родителей и сделать их своими союзниками?

И чтобы получить результат, мы, в своей работе, используем элементы сенсорной интеграции - как основу нашего взаимодействия с внешним миром и адекватной оценки того, что происходит вокруг!

Сенсорная интеграция – это упорядоченный процесс взаимодействия всех органов чувств, с целью адекватного адаптивного ответа на внешние раздражители.

Метод сенсорной – интеграции подходит ребенку, если родители или педагоги наблюдают в его развитии следующие особенности:

  • Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм – немотивированное нежелание говорить, при наличии возможности к речи;
  • Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;
  • Недостаточность зрительного и слухового восприятия;
  • Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
  • Трудности усвоении всех компонентов речи;
  • Особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции;
  • Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

 Логопед: Логопеды, в своей работе применяют элементы сенсорной интеграции и параллельно решают речевые задачи. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

Существуют направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской:  

1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Эти упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.

2. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.

3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.

4. Лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

- Сенсорные подносы (тематические). Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.

- Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.

5. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. А логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.        

     

Ведущий: Мы думаем, что   внедрение элементов сенсорной интеграции в работе специалистов с детьми позволит решить сразу несколько задач:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

2. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

3.Развивать общую и мелкую моторику;

4. Развивать глазодвигательные функции;

5. Формировать графомоторные навыки;

6. Формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

7. Оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

8.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

2. Практическая часть.

Ведущий: Специалист - не волшебник! У него нет особенной таблетки или чудо-процедуры, после которых у ребенка исчезнут сложности в обучении, развитии или поведении. Зато есть опыт и знания - та база, которая позволяет ему помогать:

  • Детям - “научить” их нервную систему адекватно реагировать на внешние раздражители;
  • Родителям - понять и принять своего ребёнка, помочь ему адаптироваться к особенностям собственного восприятия.

Это интересная совместная работа, которая уже изменила к лучшему жизнь многих семей.

Ребенок любит играть, но не хочет заниматься? Играйте на занятиях.

Ребенок не любит играть, научите его.

Есть несколько простых способов:

  • Показывайте, как нужно играть, и ребенок начнет повторять за Вами.
  • Пусть ребенок периодически играет с одной игрушкой или игрой — это поможет ему совершенствовать игровые навыки.
  • Организуйте помощь в игре детям с моторными нарушениями: используйте скотч, держатели, шероховатые поверхности.
  • Закрепляйте навыки, постепенно вводите новые, но не перегружайте ребенка.
  • Сосредоточьтесь на процессе, а не на результате.

3. Мастер-класс «В Три Сенсорном государстве».

Ведущий: Готовы получать знания, готовы играть? Тогда…

Добро пожаловать в Три Сенсорное государство.

Мы, (КОКОШНИКИ) Премудрые Василисы, собрались на слет по обмену премудростями.

Мы готовились, старались,

Рассчитали за урок,

Что использовать в работе,

Чтобы детям было в прок.

4. УУУХ! (ПАЛОЧКА)

Премудрая Василиса Логопедии:

  • А теперь разомнем язычок. Выполним артикуляционную гимнастику и в этом нам поможет волшебный телевизор – зеркало и новомодная игрушка. Игра нацелена на отработку артикуляционных упражнений, развитие речи, закрепление цвета, развитие мелкой моторики.

Как у любого телевизора, у нашего тоже есть пульт. Перед тем, как узнать, что покажет телевизор, отгадай загадку.

Если сахар и клубнику
На плите в тазу сварить,

То гостей зимою длинной
Будет чем нам угостить.
Из клубники, без сомненья,

Всем понравится ... (варенье)

Что это? Варенье. Правильно. Волшебный телевизор показывает баночку варенья. Какого она цвета? Красного.

Нажми на пульте и посчитай все кнопочки красного цвета. Сколько кнопочек?

 Столько же раз будем выполнять упражнение «Вкусное варенье». Следующая загадка.

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица? … (лошадка)

Кто это? Лошадка. Правильно. Волшебный телевизор показывает лошадку. Какого она цвета? Зеленого.

Нажми на пульте и посчитай все кнопочки зеленого цвета. Сколько кнопочек?

 Столько же раз будем выполнять упражнение «Лошадка».

Следующая загадка.

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога и шляпка -
Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип...
Ну, конечно это -      ! (Гриб)

Кто это? Гриб. Правильно. Волшебный телевизор показывает гриб. Какого он цвета? Синего.

Нажми на пульте и посчитай все кнопочки синего цвета. Сколько кнопочек?

 Столько же раз будем выполнять упражнение «Грибок».

  • Поделюсь с вами секретом обследования. Ведь оно тоже должно быть интересным и увлекательным. Мне в этом помогает сенсорная коробочка. Осенняя тематика, в нее входят предметы –наполнители: листья, шишки, грибы, овощи и т.д.

Ты любишь секреты? – Да. Тогда эта игра для тебя.

Какое время года? – Осень.

Осень принесла нам волшебную коробочку с секретами. Что тут только нет.

Осенью собирают урожай овощей и фруктов. Давай мы тоже соберём урожай и разложим по корзиночкам отдельно овощи, отдельно фрукты.

Молодец! (Обобщение)

У белки что? – Шишка. А у ежика? – Шишки.

Под елкой что? – Гриб. А на опушке? – Грибы. (Употребление сущ. Им. п. в ед. ч. и мн. ч.)

Осенью что опадает с деревьев? – Листья. Ветер подул и сдул их. Чего не стало? – Листьев. (Употребление сущ. Род. п. в мн. ч.)

Осенью шумят ветры. Ты тоже можешь пошуметь шумелками. Я называю слова, ты как услышишь в слове звук «С», машешь шумелками. (Сад, дом, лист, дерево, листопад, дождь, куст). (Фонематический слух)

С сенсорной коробочкой можно предложить детям много разных заданий.

Но мы продолжаем.

2. УУУХ! (ПАЛОЧКА) Василиса Премудрая Логопедии:

  • Переходим к воздушным процедурам, будем отрабатывать воздушную струю. Нам понадобиться одноразовый стаканчик, одноразовая перчатка, коктейльная трубочка, скотч и веселое настроение. Щеки не надуваем, плечи не подымаем.
  • Хотите сами изготовить пособие по сенсорике? Это просто. Берем одноразовую перчатку, разноцветные шарики, скотч или изоленту. И пособие готово. Можно развивать мелкую моторику, отрабатывать цвет, использовать при проведении артикуляционной гимнастики, отрабатывать счет и все что вы сами нафантазируете.

4. Заключительная часть.

Мы поделились своими премудростями и показали, что использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Все представленные игры перекликаются и переплетаются между собой. Можно взять одну игру, пропустить ее через сенсорную интеграцию… Будет интересно, познавательно, эффективно для всех участников образовательного процесса.

Опытом мы поделились,

Сделали все от души!

И желаем вам принять

И в работе применять!

Ведущий: Благодарим за участие!

ВМЕСТЕ: ДО СВИДАНИЕ!

Литература:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019

2. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016.

3. https://vk.com/kinderquest

4. https://sensoricinru.wordpress.com/2013/Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Приемы использования специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ в совместной деятельности»

Конспект мастер-класса с педагогамина тему: «Приемы использования специального оборудования для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗв совместной деятельности»Конспект мастер-класса ...

Мастер-класс для родителей: «Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ТМНР».

Метод сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, где огромная роль принадлежит использованию дидактических игр, упражнений и правильно подоб...

Мастер-класс для родителей "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции....

Совместное мероприятие с родителями "Мастер-класс «Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми в домашних условиях» -"Путешествие в страну Сенсорику"

Цель:  Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей  дошкольного возраста.Задачи мастер-класса: ознакомить родителей с дидактическими играми, способ...

мастер-класс "Применение методов сенсорной интеграции в условиях ДОУ"

Презентация мастер-класса на методическом объединении учителей-дефектологов. Демонстрация практического применения методов сенсорной интеграции....