Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.
консультация
Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.
22.03.2021
Мастер-класс для педагогов по физическому развитию и здоровью детей в ДОУ с использованием метода сенсорной интеграции.
Цель: повышение компетенции педагогов по физическому развитию и утеплению здоровья дошкольников с использованием метода сенсорной интеграции.
Ход.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток Вы любите? Да или нет?
Пришли Вы на мастер-класс,
Сил совсем нет…
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я Вас понимаю…
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу Вас я:
Активными все будете (Нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по физическому развитию с использованием метода сенсорной интеграции.
Прежде всего хотелось бы рассказать о таком методе как сенсорная интеграции. (ПРИЗЕНТАЦИЯ)
Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех органов чувств.
Степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные методы и приёмы из образовательной программы саморазвития «Сенсорная интеграция». Создаю для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая обеспечивает каждому ребенку познавательную активность, соответствует разнообразным интересам детей и имеет развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, способствует расширению двигательной самостоятельности и конечно самое главное – это обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира у детей.
Мы создаем условия, которые обеспечивают безопасность ребенка, его физическое развитие, укрепление здоровья и способствует двигательной активности детей. Одним из направлений сенсорной интеграции, является развитие самостоятельности в двигательной деятельности, т.е. умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. В ходе такого обучения дети учатся:
-ставить задачу;
-передавать направления движения;
-планировать;
-оценивать себя и других;
-сравнивать.
В результате чего, появляется интерес в активной двигательной деятельности и проявляется самостоятельность дошкольника в их выполнении.
Маленький ребенок… Как он познаёт окружающий мир?
Каждый из нас был маленьким и, наверное, помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Как вы думаете в каком возрасте начинают работать системы восприятия ощущений? На чём основываются ваши предположения?
А теперь факты.
Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.
Речь идет о следующих системах:
· вестибулярная система = система поддержания равновесия;
· тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;
· проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения.
Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.
Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолированно. На деле восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешнего мира на тело, всегда работают одновременно.
Равновесие движений, психики, эмоций, ритма сна и бодрствования, обмена веществ, пищеварения оказывают друг на друга влияние. Они неразделимы (обращение к залу ….. (повышенный звук может вызвать повышенное внутричерепное давление, неправильный обмен веществ – головокружение, нарушение равновесия и т.д.
По мере улучшения сенсорной интеграции и налаживания общего равновесия ребенка эти нарушения исчезают.
Сейчас на экране вы видите изображение ступни. Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики.
Босоножье - это отличное средство для детей дошкольного возраста. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Еще один вид игрового массажа с применением элементов метода сенсорной интеграции – массаж ушных раковин. Этот вид основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. При выполнении данного вида массажа рекомендуется наполнить комнату каким-либо ароматом. Так как использование эфирных масел полученных из цветов, коры, стеблей, листьев, корней или других составляющих растительного мира, для улучшения психологического и физического состояния.
Еще хотелось бы сказать о массаже рук и пальцев. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Руки на протяжении дня испытывают сильное напряжение, так как задействованы в разных ситуациях, вот поэтому им тоже необходимо расслабление и разминка. Именно проведение несложной техники выполнения массажных движений позволяет снять напряжение с мышц, избавиться от боли и неприятных ощущений. Дело в том что, на ладонях сосредоточено много рефлекторных точек, воздействуя на которые, вы заботитесь обо всем организме Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на руках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.
Данный вид массажа также используется в комплексе с элементами ароматерапии.
В современном мире у наших детей большой выбор различных игр. Но опыт показывает, что простые игры с природным материалом для детей остаются интересными и главное очень полезными. Это могут быть шишки, орехи, фрукты, камни, деревянные палочки и т.д.
Последние научные исследования показали, что физиотерапевтический эффект массажа разнообразным природным материалом вызван не только механическими факторами. Он приобретается еще и в результате того, что природный материал обладает информационным полем, которое при непосредственном соприкосновении положительно влияет на клетки тела человека.
Предлагаю игру с шишками
1. Мы катаем шишечку между двух ладошек
Вот какие шишечки есть у наших крошек (катают шишечку)
2. Превратилась в ежика, колется иголкой
Левой нашей рученьке очень- очень колко
3. Пощекочем шишечкой правую ладошку,
Как приятно шишечкой щекотать немножко (щекотать круглой стороной)
4. Обхватили шишечку вот и барабанчик
Превратился в палочку наш веселый пальчик (левой рукой обхватить шишку, а указательным пальцем правой руки стучать игра на барабане)
5. Выросли сестреночки на опушке леса
Это наши шишечки- елочки с секретом (на ладошку положить шишку и показывать)
6. Поливает дождички, капает по веткам,
Вырастайте, елочки. Все на радость деткам(пальчиками касательные движения)
7. Вот устала шишечка и легла в кроватку
Спи спокойно, шишечка, в колыбельке (закрыть второй ладошкой, покачивающие движения руками «укачивает»).
Массаж спины ( взрослые стоят друг за другом и выполняют движения)
Можно использоавать массаж спины «Сказочки - щекоталочки» Екатерины Железновой из серии «Музыка с мамой». «Сказочки - щекоталочки» - это развивающие сказки для подражательных движений в музыкальном сопровождении, рассчитаны для детей в возрасте от2-5 лет. При проведении массажа самими детьми, они выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Массаж ребенка также способствует развитию слухового внимания и речи. Малыши оценивают и запоминают характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала, холод и тепло, ритм движения и т.п. Это забавная сказкотерапия- отличное средство для эмоционального и сенсорного развития детей. «Сказочки - щекоталочки» для игрового массажа очень нравиться детям, они обеспечивают веселое общение. Снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.
Такой массаж способствует физическому развитию и стимуляции умственной и двигательной активности.
-Заметно улучшаются настроение;
-дети успокаиваются и расслабляются;
-происходит улучшение кровообращение;
«Елочка»
Росла в лесу елочка (пальцами рисуем на спине)
По ее веточкам прыгали белки (перебираем пальцами вверх и вниз)
Прилетал дятел (похлопывающие движения кистями)
И громко стучал клювом (двумя пальцами имитирует движения)
Иногда мимо проходил большой медведь (кулачками «шагающие» движения, не колотить!
Иногда пробегал маленький зайчик (имитируем пальцами)
Вечером на нее дул ветерок (поглаживающие движения и звук «с»)
Ночью нал ней загорались звездочки (легкие пощипывания пальцами)
Летом около нее летали комарики (круговые движения пальцами, «з» звук произносить)
Зимой на нее падали белые снежинки (легкие касания пальцами спины, звук «п»)
И укрывали елочку теплым снежным одеялом (поглаживающие движения сверху вниз)
Итак, подведем итог. Цель упражнений на сенсорную интеграцию – это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой.
Чем больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать мозг в целом. Мозг обучаем. Если в наши занятия добавлять упражнения, направленные на стимуляцию и обогащения сенсорного опыта, то путем тренировки мы сможем добиться увеличения скорости прорабатывания сенсорной информации.
Игровой массаж с применением метода сенсорной интеграции стимулирует биологически активные точки организма, снимает у детей напряжение, улучшает кровоснабжение кожи,
уменьшается напряжение мышц. Кроме этого способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, что делает наших детей значительно сильнее и счастливее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции, развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....
Коррекционно – развивающее индивидуальное занятие психолога с ребенком с ОВЗ 4-х лет (РАС, ЗПРР) с использованием метода «Сенсорная интеграция» на тему «Друг для Снеговика»
Данное занятие будет интересно для психологов, работающих с детьми с РАС....
Мастер класс по теме: «Формирование духовных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования методов гендерного воспитания»
Данный мастер класс для педагогов, с целью повышения знаний для духовно-нравственного воспитания детей. Педагог делится своим опытом работы, используя методы гендерного воспитания....
Использование метода сенсорной интеграции в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Метод сенсорной интеграции...
Мастер-класс для родителей "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"
Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...
Совместное мероприятие с родителями "Мастер-класс «Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми в домашних условиях» -"Путешествие в страну Сенсорику"
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.Задачи мастер-класса: ознакомить родителей с дидактическими играми, способ...
«Использования метода сенсорной интеграции для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
В статье описано практическое прииенение метода сенсорной интеграции для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста....