Формирование психологических предпосылок к обучению грамоте у дошкольников 6-7 лет.
материал по психологии

Колесникова Людмила Леонидовна

Формирование психологических предпосылок к обучению грамоте у дошкольников 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование психологических предпосылкок к обучению грамоте у дошкольников 6-7 лет.

Я , Колесникова Людмила Леонидовна, педагог- психолог. Тема моего выступления: Формирование психологических предпосылкок к обучению грамоте у дошкольников 6-7 лет.

Слайд 1. Направления работы педагога –психолога

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются мониторинг, коррекция и развитие, психопрофилактика

-мониторинг - Используется диагностический комплекты Н.Я. Семаго,М.М. Семаго, Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко. Если дети имеют особые образовательные потребности, то применяется материал Е.А. Стребелевой или С.Д. Забрамной, О.В. Боровик с целью определения возможностей дошкольников к обучению.

- коррекция и развитие направлены на формирование психологического фундамента, названного Д.Б. Элькониным предпосылками обучения грамоте;

- организуется психопрофилактика возникновения школьной тревожности, низкого уровня мотивации к образовательной деятельности.

Слайд 3-6 Основные аспекты мониторинга психологического развития детей

Изучается степень сформированности познавательных психических процессов, школьная готовность, волевая регуляция поведения, тревожность, доминирующее полушарие коры. Как логопеды вы знаете, что центры речи находятся в левом полушарии. Правополушарность ребёнка влияет на обучение грамоте.

В Интернете много вариантов тестов для дошкольников, а на следующем слайде Вы увидите изображение, с помощью которого можно определить, какое полушарие преобладает у вас. Вы увидите розовый и белый цвета, если доминирует правое полушарие. Оно отвечает за творчество, пространственное мышление, интуицию.

Вы увидите зелёный и серый при преобладании, аналитического, числового и речевого левого полушария. На основе данных мониторинга ориентировочной школьной готовности определяются направления развивающей и психокоррекционной работы со всеми детьми старших и подготовительных групп и углубленная работа с детьми, имеющими показатели «проблемы развития» и «несоответствие развития».

Слайд 7. Коррекционно-развивающая работа

Одной из задач коррекционно- развивающей работы в старшем дошкольном возрасте является формирование психологических предпосылок к обучению грамоте. Как один из основных показателей готовности ребенка к школе .

Слайд 8. Основные компоненты готовности ребенка к школе

Основными компонентами готовности ребенка к школе являются мотивационный, интеллектуальный, волевой и коммуникативный, каждый из них влияет на успешность овладения грамотой дошкольниками содержание которых перед вами на слайде.

Мотивационный компонент готовности к обучению грамоте предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.

Интеллектуальный компонент – это сформированность по возрасту познавательных процессов: дифференцированного восприятия, произвольного внимания и запоминания, наглядно-образного и логического мышления.

Волевой компонент – умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним.

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного взаимодействия со сверстниками.

Слайд 9. Методические пособия по формированию психологических предпосылок к обучению грамоте.

Решение коррекционно-развивающих задач по обучению грамоте ложится на учителя-логопеда. Но и занятия с педагогом-психологом не менее эффективны.

С целью формирования предпосылок к обучению грамоте, педагогом- психологом используются следующие дидактические пособия: набор «ПЕРТРА», «Дары Фрёбеля», мозжечковые тренажёры, балансиры, доска Бильгоу, которые предназначены для детей с ТНР и другими особыми образовательными потребностями (мозговой дисфункцией, гиперактивностью, аутичными проявлениями и т.д.)

Кратко остановлюсь на применении данных пособий.

Слайд 10. Дидактический материал «ПЕРТРА»

С целью развития внимания, зрительной, тактильной памяти, речи детей с ОВЗ используется комплект «ПЕРТРА». В ДОУ 13 детей-инвалидов.

Разнообразие деталей, отсутствие жестко заданной последовательности действий развивает фантазию, возбуждает любознательность. Всегда соответствует настроению и потребностям ребенка.

Детям предлагаются упражнения «Сделай по образцу», «Найди такой же», «Узнай на ощупь», «Найди и назови», «Построй дорогу», «Лабиринт», «Третий лишний», «Собери узор», которые способствуют развитию представлений о форме, цвете, размере, формированию зрительно-моторной координации и мыслительных операций.

Слайд 11 «Рисование фигур или букв на спине»

Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.

Сначала нужно разложить геометрические фигуры или карточки с буквами на столе. Ребенок знакомится с ними, называет их. Затем педагог палочкой рисует на спине ребёнка один из символов фигуры. Ребёнок должен угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую фигуру или букву. Рисовать надо медленно, чётко, использовать для рисования всю поверхность спины.

Слайд 12. «Узнай на ощупь»

Игра учит детей находить плоскостные фигуры по осязательно воспринимаемому объемному образцу и выкладывать их в определенной последовательности.

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник лежат на столе. Набор объёмных геометрических фигур находится в мешочке. Дети поочередно достают фигуру и помещают ее рядом, слева или справа по заданию педагога. Такая ориентировка в пространстве важна при обучении грамоте, поскольку чтение и письмо выполняется слева направо.

Слайд 13. «Графические диктанты» с опорой на схему, таблицу, макет.

Я думаю, вы согласитесь, что ориентировка в пространстве важна при обучении грамоте, профилактике возникновения дисграфии и феномена зеркальных движений (фото графический диктант по схеме). В этом задании можно создать игровую мотивацию, используя предметы-заместители: круг-божья коровка, треугольник - самолет, ракета), то есть ребенку предлагается отправить божью коровку , самолет по заданному маршруту и пр. Эти же задачи решаются путем выкладывания фигур и букв из палочек, колец и полуколец.

Слайд 14. Игровой набор «Дары Фрёбеля»

В психокоррекционной работе успешно используются специальные игры на развитие общей и мелкой моторики, они не только сделают ребенка ловким и координированным, помогут ему лучше овладеть ориентировкой в пространстве, но и станут предпосылками речевого и интеллектуального развития. Фридрих Фребель разработал предметный материал, позволяющий моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять эмоциональное, речевое и пр. сопровождение взрослыми детской деятельности.

Слайд 15. Набор «Текстильные мячи.»

Текстильные мячи эффективно используются в работе с детьми с ОВЗ (с ТНР, ЗПР, нарушением зрения, слуха, НОДА) для организации щадящей двигательной нагрузки, создания мягкой тактильной среды и сенсорного развития как основы развития речи.

Дети выполняют следующие упражнения: покатать мяч между ладонями, подкинуть вверх и поймать его, выложить на столе узор или предмет, переплетая между собой мячики. Педагог придает различное пространственное положение мячам, закрепляя понятия вверху, внизу, слева, справа, впереди-сзади и предлоги: над-под, перед –за и пр. ФОТО с Амалией1

Слайд 16. Упражнения на формирование умения ориентироваться на доске для выкладки

  • положить геометрическую фигуру на доску в центре, в левый верхний, правый нижний угол;
  • положить на верхнюю часть доски треугольники, а на нижнюю – квадраты, круг в верхний левый угол, а квадрат в нижний правый угол и т.д.;
  • построить в центре листа домик, слева от него сделать заборчик, а справа- дерево.

Данные упражнения развивают зрительно-моторную координацию, учат следовать словесной инструкции педагога, что важно при обучении грамоте.

Слайд 17. Упражнения на сравнение, классификацию и другие мыслительные операции на материале «Цветные тела»

  • Речь, являясь, формируется в тесной взаимосвязи с мышлением. Для их развития детям предлагается выложить разные предметы в определенной последовательности, правильно собрать элементы головоломки (многоугольник из треугольников, прямоугольников и т.д.) или выполнить следующие задания:
  • «Найди закономерности и закончи ряд»;
  • «Скажи, какие предметы в ряду пропущены»;
  • «Эти бусы собраны с ошибками. Найди их»;
  • «Какая фигура в ряду лишняя? Объясни ответ»;
  • «Покажи и назови геометрические фигуры, из которых составлен этот узор».

Слайд 18. Мозжечковая стимуляция

С целью эффективной помощи детям с ТНР мы применяем мозжечковую стимуляцию используя специальное оборудование, например, балансирующей доски Бильгоу и нейротренажеры.

Ребенок выполняет упражнения, стоя на поверхности доски, укрепленной на округлой основе, что и заставляет его балансировать, чтобы удерживая равновесие. Это содействует формированию речевых и познавательных психических процессов. ФОТО (А.В. с мальчиком).

Американский педагог Фрэнк Бильгоу работал школьным учителем.

Он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют упражнения, связанные с балансировкой, более успешны и обладают высокими коммуникативными способностями.

Работая с плохо читающими детьми, Бильгоу обнаружил связь балансировки со способностью к чтению. Это стало прорывом в коррекции нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей.

Слайд 19-20. Психопрофилактические мероприятия

Таким образом школьная тревожность, низкий уровень мотивации к образовательной деятельности значительно осложняет работу учителя-логопеда. Здесь на помощь приходит педагог-психолог. Песочная терапия, коррекционные сказки, психогимнастика, релаксационные упражнения применяется с целью повышения самооценки, снятия мышечного напряжения, снижения уровня притязаний, развития восприятия, графических навыков, «мануального» и эмоционального интеллекта.

Тесное взаимодействее всех участников педагогического процесса по обучению граммоте позволяет эффективно развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение), совершенствовать зрительно- моторную координацию и мелкую моторику, формировать позитивную мотивацию к обучению чтению и позиции школьника , понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого, анализировать и копировать образец и подчинять свою деятельность заданной системе правил.

Слайд 21. Благодарим за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР

Одним из основных средств формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР является сенсорное воспитание....

Статья; К вопросу о формировании предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что  в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиям...

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников

За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. П...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ТНР

Все родители мечтают о том, чтобы его ребенок не только чисто разговаривал, но и быстро освоил навыки чтения и письма в школе. Но всем известно, что дом без фундамента не построить! И чтобы дети в пер...

План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»

План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»...