Рабочая программа педагога-психолога ДОУ
рабочая программа по психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2023-2024g.docx | 75.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Педагог-психолог:Старицына.А.А
Г.Боготол
Оглавление
Содержание | |
1. Целевой раздел | 3 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цели и задачи программы | 4 |
1.3 Особенности деятельности дошкольного образовательного учреждения | 4 |
1.4 Планируемые результаты (МЕТОДИКИ,КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ) | 4 |
2. Содержательный раздел | |
2.1 Профилактическая деятельность | 9 |
2.2. Психологическая диагностика | 9 |
2.3 Коррекционно-развивающая работа с детьми | 11 |
2.4 Просветительская деятельность | 13 |
2.5Консультативная деятельность | 13 |
2.6 Экспертная работа | 14 |
2.7 Организационно-методическая работа | 14 |
3. Организационный раздел | |
3.1 Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ и родителями | 14 |
3.2 Материально-техническое оснащение и оборудование | 15 |
3.3. Список диагностических комплексов | 16 |
3.4 Список коррекционно-развивающих, профилактических программ | 16 |
Раздел 1. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, на основе программы психолого-педагогических занятий «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и с учетом ФГОС ДОУ.
Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года) (далее - ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
- Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»
- Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»
- Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)
- Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»
- Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 373 от 31.07.2020.
- Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
Рабочая программа реализуется в период всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Осуществляет индивидуальное сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющими заключения ТПМПК) и инвалидностью, с детьми от 5 до 7 лет, в случае необходимости после проведения обследования по обращению участников образовательных отношений с согласия родителей (законных представителей), в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Детского сада 11»
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование и психологическое сопровождение развития детей раннего и дошкольного возраста, психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
В рамках данной программы осуществляется годовое и перспективное планирование деятельности с учетом конкретной образовательной ситуации в ДОУ. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает изменения по мере профессиональной необходимости.
Педагог-психолог в своей работе обязан соблюдать требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель рабочей программы: создание благоприятных психологических условий и определение основных направлений психологического сопровождения семьи для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и коррекции недостатков в его психическом развитии.
Задачи:
— проводить диагностику индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей детей;
— осуществлять профилактику трудностей развития ребенка;
— оказывать помощь дошкольнику при разрешении актуальных задач развития, обучения и социализации;
— проводить психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников и педагогов;
— осуществлять психологическое сопровождение разработок и реализации образовательных программ и развития ДОУ.
1.3. Особенности дошкольного образовательного учреждения.
Режим работы детского сада:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» работает 5 дней в неделю, с 7.00 до 19.00.
Режим работы педагога-психолога
Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
1.4.Планируемые результаты
Таблица №1
Младший возраст (1,5-4 года) | ||
Изучаемый показатель | Базовые методы оценки | Критерии эффективности / Нормативы |
Восприятие | «Разрезные картинки» (2 -3х составные горизонтально - вертикальй разрез) «Цветные кубики» «Коробочка форм» (знание геометрических фигур) «Пирамидка» | Узнавание, называние и соотнесение цвета: красный, желтый, синий, зелёный, черный, белый; формы: круг, квадрат, треугольник; размер: большой - маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий - узкий |
Внимание | «Выбор по образцу» (парные картинки) «Лабиринт» (тест переплетенных линий) | Непроизвольное; Удерживает внимание 7-8 мин. Объем внимания 3-4 предмета из 5 |
Память | Запоминание картинок «Что изменилось, чего не стало» | Непроизвольная, кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5 |
Мышление | «Матрешка» (3части) «Вкладыши» Конструирование по образцу | Переход от наглядно - действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки) |
Воображение | «Солнышко» «Дорисуй» | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Эмоции | «Радость, грусть, гнев» Наблюдение за ребенком в режимные моменты. | Узнавание, называние и соотнесение по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев. Замечает эмоциональное состояние взрослых и детей, эмоционально откликается на состояние других детей. (проявляет сходные чувства - печалится если др. ребенок плачет, улыбается – если др. весел) |
Волевые качества | Наблюдение за ребенком в режимные моменты. | Принимает и удерживает 2 правила в игровой ситуации. Проявляет старание в достижении цели, доделывает начатое дело (дорисовывает рисунок, достраивает постройку). |
Средний возраст (4-5 лет) | ||
Изучаемый показатель | Базовые методы оценки | Критерии эффективности / Нормативы |
Восприятие | «Мисочки» «Коробочка форм» Разрезные картинки (4-х составные произвольный разрез) «Сухой бассейн» | Восприятие сенсорных эталонов и свойства предметов |
Внимание | «Найди и вычеркни» (корректурные пробы) «Лабиринт» (тест переплетенных линий) «Штриховка» «Найди такую же картинку» (сходство и различие предметов) | Объем -5 предметов Устойчивость - 10-15мин. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. |
Память | «8 предметов» (запоминание картинок) «Тактильная память» | Зрительная образная: объем 5 предметов, Слуховая вербальная: объем 5слов Тактильная: объем 4-5предметов |
Мышление | «Матрешка» (5-6частий) «Найди домик для картинки» (классификация по заданному образцу) «Что начало, что потом» (сюжетные картинки) «Нелепицы», «Четвертый лишний» Времена года | Наглядно - образное |
Воображение | «Дорисуй» «На что похоже?» | Репродуктивное; появление элементов творческого воображения: рисование на тему, изменение рисунка, рассказ по картинке. |
Эмоции | «Пиктограммы» «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» | Узнавание, название, соотнесение по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. |
Волевые качества | Наблюдение за ребенком в режимные моменты. | Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила – в образовательной ситуации. |
Старший возраст (5-6 лет) | ||
Изучаемый показатель | Базовые методы оценки | Критерии эффективности / Нормативы |
Восприятие | Найди и вычеркни Разрезные картинки (5-6-х составные произвольный разрез) Самый непохожий «Времена года», «Время суток» | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуется в систему, и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Сравни картинки «Лабиринт» «Найди такую же картинку» «Домик» Тест корректурная проба | Объем -6 предметов Устойчивость- 15-20 мин. Концентрация: выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью. |
Память | «10 предметов» «Тактильная память» | Зрительная образная: объем 7 предметов из 10, Слуховая вербальная: объем 6-7слов Тактильная: объем 6 предметов |
Мышление | «Рыбка», «Четвертый лишний» «Найди семью» (классификация по заданному образцу) «Нелепицы», «Последовательные картинки» | Наглядно – образное, начало формирования логического |
Воображение | «На что похоже?» «Мое настроение» | Развитие творческого воображения. Рисование своего настроения. |
Эмоции | «Лесенка», «Секрет» | Узнавание по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев-ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Выражает чувства и эмоции адекватно ситуации. |
Волевые качества | «Домик» Тест корректурная проба | Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и в образовательной ситуации. На занятиях проявляет настойчивость и терпение, может подчинить свое поведение обстоятельствам (понимает, что нужно идти на занятие, даже если очень хочется играть) |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | ||
Изучаемый показатель | Базовые методы оценки | Критерии эффективности / Нормативы |
Восприятие | Найди и вычеркни Разрезные картинки «Графический диктант» Тест Равена | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуется в систему, используются в различных видах деятельности |
Внимание | «Поиск различий в изображениях» «Лабиринт» Тест корректурная проба «Домик» | Интенсивное развитие произвольного внимания Объем 8 предметов Устойчивость- 20-25 мин. Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой степени штриховки. |
Память | «10 слов» (кратковременная память) «Посмотри и запомни» (кратковременная зрительная) | Интенсивное развитие долговременной памяти Зрительная образная: объем 8-9 предметов из 10, Слуховая вербальная: объем 8слов Тактильная: объем 7 предметов |
Мышление | «Рыбка» «Четвертый лишний» (визуальный анализ-синтез) Визуальная классификация «Последовательные картинки» | Логическое мышление (на основе наглядно – образного), развитие элементов абстрактного мышления. |
Воображение | «На что похоже?» | Проявляет собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи) |
Эмоции | «Лесенка» «Незавершённая сказка» | Способен к нравственным переживаниям (чувство гордости, стыда, вины), к проявлениям интеллектуальных чувств («радость познания»). Усвоены нормы справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости.Проявляет эмпатию. |
Волевые качества | «Запрещенные слова» Тест корректурная проба | Умеет планировать и контролировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, образцом, правилом, самостоятельно определяет ошибки и исправляет их. |
психологическая готовность к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет). |
|
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1 Профилактическая деятельность
Цель: предупреждение возникновения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Профилактика подразумевает раннее выявление трудностей в развитии и поведении, включает консультирование родителей и воспитателей.
Для этого предусмотрено:
- Работа по адаптации участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- вновь поступающих в учреждение детей;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- Создание условий для успешного развития каждого ребенка на основе выявления его индивидуальных психологических особенностей.
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
- Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Психопрофилактическая работа может проводиться как индивидуально, так и с группой детей или взрослых, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.
2.2 Психологическая диагностика
Психологическая диагностика развития детей проводится при необходимости (по обращению участников образовательных отношений.)
Участие ребенка в психологической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса.
Неспецифические показатели развития детей дошкольного возраста
Параметры | Направленность | Диагностические методики |
Образная и вербальная креативность. Беглость, гибкость, оригинальность | Творческое воображение | «Дорисование фигур» «Рисунок несуществующего животного» «Три желания» «Назови картинку» «Что может быть одновременно» |
Овладение координацией движений. Общая двигательная активность Зрительно-моторная координация Ведущая рука (позиция) | Моторика | «Игра в мяч» «Повтори за мной» «Бирюльки» Наблюдение и тесты на моторику. |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Взаимоотношения в семье Формы и средства общения | Общение | «Два дома» «Рисунок семьи» САТ «Рисунок человека» «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) | Личность | «Лесенка» «Рисунок человека» «Дополнение фраз» |
Упорядочение действий Принятие и удержание задачи | Организация деятельности произвольная регуляция | Наблюдение «Графический диктант» «Корректурная проба» |
Скорость выполнения действий | Темп деятельности | Наблюдение |
Работоспособность | Психоэнергетический тонус жизнедеятельности (стеничность) | Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) | Личная активность | Наблюдение |
Предпочтение предметных задач. Предпочтение общения с взрослым, ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение | Личностная направленность | Наблюдение |
Преобладание эмоционально окрашенных состояний | Эмоциональный фон | Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние | Эмоциональная лабильность. Пластичность | Наблюдение |
Появление ситуативной реактивности, эмоциональной возбудимости, заторможенности. | Характер эмоциональных проявлений | Наблюдение |
Реакция на ситуацию обследования | Ситуативное общение | Наблюдение |
Педагог-психолог по обращению проводит
- исследование детско-родительских отношений по следующим методикам:
Методика «Три дерева» Р.Горбоц
Тест «Рисунок семьи» - метод Кормана,
«Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)
Проективный тест «Семейная социограмма»
- выявление и конкретизация проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Модификации социометрического метода Дж. Морено для детей (Я.Л. Коломенского, Т.А. Репиной, Р.К. Терещук)
Проективные техники (Цветовой тест «Паравозик», «Два дома», «Домики» О.А. Ореховой, «Дерево»)
2.3 Коррекционно-развивающая работа с детьми.
Цель: коррекция отклонений психического развития и создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
Для проведения коррекционно-развивающей работы, педагог-психолог ориентируется на целевые орие6нтиры ФГОС ДО.
Коррекционная и развивающая работа осуществляется с детьми, имеющими нарушения в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах (по согласию родителей на сопровождение ребенка в рамках ДОУ), а так же возможна работа по запросу родителей.
Если нарушения выражены в значительной степени, ребенка рекомендуется направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа предусматривает коррекционно-развивающую деятельность:
- Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
- Проведение как индивидуальных, так и групповых занятий с детьми, с целью формирования предпосылок к учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с использованием существующих программ, ИОП для детей с ОВЗ)
Проведение коррекционных занятий в индивидуальной или групповой форме обусловлено специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
Направления коррекционной работы с детьми.
Сфера развития | Задачи коррекционно-развивающей работы |
Моторная |
|
Коммуникативная | Развивать умения:
|
Личностная |
|
Познавательная |
|
Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
2.4 Просветительская деятельность
Цель: создание условий для повышения компетентности воспитателей и родителей.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и педагогов, так и по инициативе психолога (опирается на результаты изучения конкретных особенностей ребенка, с учетом особенностей работы возрастной группы).
Направления работы:
- Помощь в построении развивающего вариативного образования, ориентированного на «зону ближайшего развития» каждого воспитанника
- Помощь в организации видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии, и детского творчества.
- Создание психологических условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, проявления чуткости к интересам и возможностям детей, непосредственного общения с каждым ребёнком.
2.5. Консультативная деятельность
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Цель: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи.
Направления работы:
- Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе.
- Консультирование педагогов по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников.
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам развития детей и взаимоотношений с детьми.
Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
2.6 Экспертная работа
Направления работы:
- Участие в ППк.
- Посещение занятий, открытых мероприятий.
- Экспертиза образовательной или коррекционно-развивающей среды, ее психологической безопасности и комфортности.
2.7.Организационно-методическая работа
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога.
Направления работы:
- Анализ диагностического материала.
- Работа с методической литературой.
- Оформление текущей документации.
- Посещение методических объединений, творческих групп.
- Подготовка материала к педагогическим советам, родительским собраниям.
- Оформление психологических заключений, характеристик на ТПМПК.
3. Организационный раздел
3.1 Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ и родителями
С Администрацией ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение образовательного процесса, на формы и методы работы.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников образовательного процесса.
С воспитателем
- Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, повышая их социально-психологическую компетентность.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Выявляет детей с особенностями развития для направления на ПМПК.
Взаимодействие с семьями воспитанников
При организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников учитываются данные социального статуса семьи, уровень образования, для создания доброжелательной, психологически комфортной атмосферы, установления взаимопонимания и создания условий для сотрудничества.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: анкетирование, индивидуальное (семейное) консультирование.
- Информирование родителей: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, памяток, буклетов.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации мероприятий, детско-родительских встреч, к участию в школе ответственного родительства.
3.2 Материально-техническое оснащение и оборудование
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать условия для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно–развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- столы детские;
- стулья детские;
- стол песочница;
- зеркало;
- дидактические игры и пособия;
- электронные образовательные ресурсы…
Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Компьютер,
- Набор диагностических методик.
атериал для проведения диагностики (детей, взрослых и межличностных отношений).
Релаксационная зона:
- Ковровое покрытие;
- Мягкие тактильные игрушки;
- Кинетический песок;
- Сухой бассейн из фасоли;
- Изо материалы;
- Тактильный дождик;
- Комплекс музыкальных произведений.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- Шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
3.3. Список диагностических комплексов.
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений «Экспресс-диагностика в детском саду». М: Генезис, 2016г.
2.Печора К.А., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 172 с.
3.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
4. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Психологическая диагностика детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик»– Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
3.4 Список коррекционно-развивающих, профилактических программ,
- Л.Б. Баряевой, К.А. Логиновой«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития», 2010г.
- Н. В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитии речи) с 3 до 7 лет»
- Л.И. Плаксина Образовательная программа – «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду.
- Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.
- И. И. Мамайчук, М.Н. Ильина "Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития"
- - Печора К. Л., Голубева Л.Г., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
- Останкова Ю.В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».
Приложение 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ТЕЧЕНИИ НЕДЕЛИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ «Детский сад №11»
на 2023-2024учебный год
Дни недели | Содержание работы | Время |
Понедельник | 1.Подготовка к консультативной работе с родителями 2. Консультирование родителей воспитанников 3.Психодиагностиа, целевые наблюдения в группах. 4. Коррекционные занятия с детьми 5.Анализ и обобщение полученных результатов. 6.Оформление организационно-методической документации, работа с программами, подготовка к занятиям | 08:40-14:04 |
Вторник | 1.Подготовка к консультативной работе с родителями 2. Консультирование родителей воспитанников 3.Психодиагностика, целевые наблюдения в группах. 2.Коррекционные развивающие занятия с детьми 3.Конультавная работа с педагогами 4.Изучение новинок психолого-педагогической литературы, работа по самообразованию | 08:40-14:04 |
Среда | 1. Подготовка к индивидуальной и групповой работе с детьми 2.Заполнение документации, работа с программами 3.Анализ психолого-педагогической литературы, разработка памяток для родителей, педагогов 4.Подгрупповая, индивидуальная диагностическая коррекционная работа 4. Консультирование родителей воспитанников | 08:40-14:04 |
Четверг | 1.Подготовка к занятиям 2.Индивидуальное консультирование родителей 3. Коррекционные развивающие занятия с детьми 4. Подгрупповая, индивидуальная диагностическая работа с детьми 5. Анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчётной документации 5.Подготовка к занятиям, заполнение отчётной документации | 08:40-14:04 |
Пятница | 1.Индивиуальные индивидуальное консультирование родителей 2. Коррекционные занятия с детьми 3.Подготовка к консультациям, оформление документации 4.Консультативная работа с педагогами | 08:40-14:04 |
Приложение 2
Время работы кабинета
педагога-психолога
Понедельник | 08:40-14:04 Без обеда |
Вторник | 08:40-14:04 Без обеда |
Среда | 08:40-14:04 Без обеда |
Четверг | 08:40-14:04 Без обеда |
Пятница | 08:40-14:04 Без обеда |
Приложение 3
Перспективный план работына 2023 -2024учебный год
педагога – психологаМБДОУ «Детский сад №11»
Годовые задачи педагога-психолога:
Цель:
Психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса, направленное на создание благоприятных условий для эффективного воспитательного процесса, способствующего развитию личности ребенка и охране его психического здоровья в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- Оказывать своевременную психологическую диагностическую, коррекционно-развивающую помощь воспитанникам в решении психологических проблем при адаптации и подготовке детей к обучению к школе.
- Оказывать своевременную психологическую консультативную помощь родителям (законным представителям) и педагогам в решении психологических проблем при адаптации и подготовке детей к обучению к школе.
- Оказание психологической помощи воспитанникам с ОВЗ и их родителям (законным представителям) в освоении адаптированной основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.
- Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей (законных представителей) через различные формы психологического просвещения.
- Осуществление психодиагностического исследования личностного, интеллектуального, эмоционального развития воспитанников. Выявление факторов, неблагоприятно влияющих на психическое здоровье и развитие воспитанников.
Направление деятельности | 1.Психопрофилактическая работа, просвещение | |||
1.1 | Создание условий для полноценного психического развития детей | Психопрофилактические мероприятия для психологического сопровождения процесса адаптации детей младших групп: - наблюдение, заполнение листов адаптации:; - общее родительское собрание ознакомительного характера; - индивидуальные консультации для воспитателей; | Дети, родители, педагоги | 08, 09.2023 |
Консультативная работа с родителями детей раннего возраста проходящих период адаптации: - первичные индивидуальные консультации для родителей. | Родители | 08, 09.2023 | ||
Консультативная работа с родителями детей нуждающихся в помощи специалистов, посещении территориальной ПМПК (по результатам диагностики. Составление пакета документов для территориальной ПМПК на нуждающихся детей. | Родители | 09,10,11 2023 | ||
Разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ на детей с ОВЗ, детей с инвалидностью. | Педагог-психолог, Старший воспитатель | 08,09,10,11 2023 | ||
Групповые профилактические развивающие занятия с детьми старшей, подготовительной группы по программе интеллектуального, эмоционального иволевого развития детей Куражевой Н.Ю. "Цветик-семицветик" | Дети старших, подготовительных групп | 4 неделя месяца | ||
1.2 | Формование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития | Консультации для педагогов работающих с детьми раннего возраста: - «Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком с использованием нетрадиционного дидактического материала» - «Обеспечение педагогических условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду» | Педагоги | 11.2023 04.2024 |
Консультации для педагогов дошкольного возраста: - «Интеграция детей с гиперактивным расстройством и дифицитом внимания в дошкольной группе детского сада» - «Круги сообщества», как форма работы с родителями» - « Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР» - «Профилактика напряжения и агрессивного поведения у дошкольников» | Педагоги | 10.2023 11.2023 02.2024 04.2024 | ||
Педагоги | 01.2024 | |||
1.3 | Психологическое просвещение родителей | Консультации для родителей: - «Сказки для адаптации детей к условиям детского сада» - « Готов ли ваш ребёнок к посещению дошкольного учреждения?» - «Способы уменьшить стресс ребёнка в период адаптации» - «Нескучные вопросы от родителей к детям» - «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников» - «Опасные слова или родительские директивы» - «Как найти подход к «протестующему» ребёнку?» - «Готовимся к школе вместе с ребёнком» - «Не хочу в школу, или что делать родителям?» - «Рекомендации родителям будущих первоклассников» - «Как помочь гиперактивному ребёнку» - «Требования в жизни дошкольника» Консультации для родителей детей ОВЗ: - «Игры для развития сенсорного восприятия» - «Рекомендации для родителей воспитывающих детей с ОВЗ» - «Игры с песком и водой» - «Игры и упражнения с кинетическим песком» - «Особенности эмоционального развития детей с ОВЗ» - «Игры развивающие мелкую моторику рук» - «Учим ребёнка общаться» - «Как повысить самооценку ребёнка» - «Замкнутый ребёнок» - «Пластилиновые игры» - «Как снять психоэмоциональное напряжение после детского сада» - «Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка» | Родители | В течение года |
Семинары - тренинги в рамках "Школы ответственного родительства"- по 8 тренингов 2раза в год. | Родители | 10-11.2023 02-03.2024 | ||
2.Психодиагностичекая работа | ||||
2.1 | Психолого-педагогическое изучение личности ребёнка с целью определения хода его психологического развития, соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуального развития | Обследование при поступлении в детский сад | Дети | В течение года |
Выявление детей "группы риска". | Дети | 09.2023-03.2024 | ||
Формирование группы детей нуждающихся вкоррекционно-развивающих занятиях. | Дети | 09.2023 - 10.2024 | ||
Обследование при переходе на новый возрастной этап. | Дети | 09 - 10.2023 04-05.2024 | ||
Диагностика эмоциональной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (автор М.А.Панфилова), «Два дома» (авторы И.Вандвик, П.Экблад) Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы. | Дети | 09 - 10.2023 01.2024 | ||
2.2 | Углубленная диагностика причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей | Изучение, контроль за соблюдением педагогами обеспечения двигательной нагрузки в течение дня в соответствии с возрастом детей. | Дети | В течение года |
Обследование эмоционального климата в семье. | Дети | В течение года | ||
Обследование уровня сформированности восприятия окружающего мира. | Дети | В течение года | ||
2.3 | Диагностика коммуникативной сферы, выявление причин нарушения общения у детей | Изучение межличностных отношений детей в старших группах по методикам: "Секрет" Т.А. Репина, "Сюжетные картинки"Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик., "Закончи историю"Р.Р.Калинина. | Дети | 11.2023 |
3.Развиающая и сопровождающая работа | ||||
3.1 | Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребёнка | Разработка адаптированных индивидуальных общеобразовательных программ ля детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью. | По заключениям, рекомендациям территориальной ПМПК | 08-09-10-11.2023 |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей коррекционно-развивающих групп. | По заключениям, рекомендациям ППк | 09-10-11.2024 | ||
3.2 | Изучение индивидуальных особенностей невербального общения детей | Наблюдение за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях | Дети | В течение года |
3.3 | Сопровождение нуждающихся детей | Оказание психологической помощи детям, их семьям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. | Дети, родители | В течение года |
Оказание психологической помощи одарённым детям, предупреждение дисгармоничного развития их эмоциональной сферы | Дети, родители | В течение года | ||
4.Организационно-методическая, консультативная работа | ||||
4.1 | Методическая работа | - Разработка ИОП на детей с инвалидностью, детей с ОВЗ. - Разработка материалов педсоветов, консультаций, семинаров. - Дополнение перспективного планирования по основным направлениям программы (в соответствии ФГОС ДО) | Педагог-психолог | В течение года |
Семинары ДОУ: - Мастер-класс для педагогов:«Использование игрового набора «ТАФИ» в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста»- | Воспитатели | 10.2024 | ||
- Семинар-практикум для педагогов: «Технология восстановительной медиации «Круг сообщества» | Воспитатели | 11.2023 | ||
- Семинар-практикум для педагогов:«Дидактическая система Фрёбеля как первая ступень реализации STEM-технологии» | Воспитатели | 01.2024 | ||
Руководитель МО для педагогов Тема: «Восстановительная медиация «Круг сообщества» как современная технология организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО» | Воспитатели | В течение года | ||
4.2 | Участие в конкурсах, конференциях | Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях. | Педагог-психолог | В течение года |
4.3 | Консультирование педагогов, сотрудников | -Проведение индивидуальных консультаций по запросам педагогов, сотрудников. | Воспитатели, сотрудники | В течение года |
-Консультации по темам педсоветов, семинаров. | Воспитатели | В течение года | ||
4.4 | Консультирование родителей | Проведение индивидуальных, семейных консультаций | Родители | В течение года |
4.5 | Совместная работа с администрацией | Ежедневный контроль. Цель: качественное выполнение ежедневных мероприятий. - Выполнение сотрудниками инструкций по охране жизни и здоровья детей. - Организация педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО. - Организация питания детей: сервировка стола, дежурство детей, участие воспитателя в воспитании КГН. - Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня. - Выполнение сотрудниками санитарно - эпидемического режима, требований СанПин. - Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. - Выполнение сотрудниками должностных инструкций по ОТ,ПБ, ТБ. - Контроль за посещаемостью воспитанников. - Подготовка педагогов к рабочему дню. | Заместитель заведующей по ВМ Педагог-психолог | В течение года |
Посещение методических мероприятий у воспитателей с целью совместного анализа деятельности в соответствии с ФГОС: - совместная образовательная деятельность педагога с детьми; - совместная свободная деятельность; - самостоятельная деятельность; - режимные моменты; - активные формы работы с детьми. | Заместитель заведующей по ВМР Педагог-психолог | В течение года | ||
Участие в составлении годового плана работы МБДОУ на 2021-2022 учебный год. | Заместитель заведующей по ВМР Педагог-психолог | |||
4.6 | Участие в работе ППк МБДОУ | По результатам диагностики уровня развития познавательной и эмоциональной сфер всех детей дошкольных групп МБДОУ. | Специалисты, Воспитатели, Заместитель заведующей по ВМР | 09.2023 |
По результатам обследования детей с особенностями в развитии. | Специалисты, Воспитатели, Заместитель заведующей по ВМР | В течение года | ||
По результатам адаптации, заболеваемости детей в группах раннего возраста. | Воспитатели, Мед. сестра, Заместитель заведующей по ВМР | 1 раз в квартал | ||
5.Аналитическая и прогностическая работа | ||||
5.1 | Годовой анализ | - Анализ деятельности ДОУ по выполнению годового плана, образовательной программы; - Определение перспективных направлений развития на 2022-2023 учебный год. | Заместитель заведующей по ВМР Заведующий, специалисты | 2024 |
Анализ успеваемости выпускников ДОУ. | Педагог-психолог | 05.2024 | ||
5 .3 | Анализ результатов диагностики на вех возрастных группах дошкольного возраста МБДОУ | Рекомендации на основе проделанной диагностической работы. | Педагог-психолог |
11.2023 06.2024 |
5.5 | Анализ педагогической деятельности | Рекомендации молодым специалистам по составлению перспективных планов с учётом возрастных особенностей детей, ФГОС. | Молодые специалисты | 06.2024 |
5.6 | Анализ анкетирования | Анализ деятельности образовательного учреждения по обеспечению эффективных механизмов (процедур, мероприятий) развития ППК педагогических работников. | Заместитель заведующей по ВМР Педагог-психолог | В течение года |
По плану педагогических мероприятий (смотри годовой план ДОУ); - Анкетирование родителей и анализ анкет «Готов ли ваш ребёнок к школе» - Анкетирование родителей и анализ анкет «На сколько вы готовы быть родителем школьника». - Анкетирование родителей и анализ анкет «Качество работы ДОУ» | Родители Родители Педагоги МБДОУ | 03.2024 05.2024 | ||
При поступлении ребёнка в ДОУ | Родители | В течение года | ||
6.Исследовательская, инновационная деятельность, развитие собственной компетентности | ||||
6.1 | Работа с электронными ресурсами | Обновление сайта. Консультации для родителей: - «Игры для детей развивающие умение ждать» - «Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школе» - «Зачем нужен ритуал прощания» - «Советы маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом» - «Советы любящему папе» - «Правило «Стоп» - «Рекомендации родителям импульсивных детей» - «Целебная сила объятий» - «Воспитание вежливых детей» -«Выбор игрушки в соответствии с возрастом ребенка» | Педагог-психолог | В течение года |
6.2 | Мониторинг | Готовность к школьному обучению, успеваемость выпускников ДОУ. | Заместитель заведующей по ВМР Педагог-психолог | 04.2024 |
Список литературы, используемой в работе педагога-психолога.
- Адаптация детей при поступлении в детский сад: И.В. Лапина Учитель, 2009
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 88 с.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
- Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
- Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребёнка: методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 288 с.
- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 - 7 лет / сост. Н.Д. Денисова. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 196 с.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 5 - 6 лет. - М.: Махаон, 2007. - 112 с.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 176с.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2012 - 80 с.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 168 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. - М.: Изд - во АПКиПРО РФ, 2016. - 140 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. - 96 с.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. - 128 с.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...