Рабочая программа педагога-психолога ДОУ
рабочая программа по психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2021-2022g.docx | 106.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработала:
педагог-психолог
Старицына.А.А
г. Боготол
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.1.4. Срок реализации рабочей программы
1.1.5. Ожидаемые результаты реализации программы в соответствии с возрастными особенностями.
II. Содержательный раздел
2.1. Направление психолого-педагогической деятельности
2.1.1. Методы и технологии в работе педагога-психолога
2.1.2. Взаимодействие со специалистами ДОУ
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
3.1. Перспективное планирование
3.2. Календарное планирование
3.3. Методическое обеспечение
3.4. Модель взаимодействия с ПМПк
3.5. Организация предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога.
VI. Список литературы
I.Целевой раздел
- Пояснительная записка
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный стандартдошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Поэтому основными направлениями в профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ являются создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное окружение взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального развития ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и поведенческих особенностей дошкольников. Программа разработана на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик».
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституции РФ от 12.12.1993 г.,
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012г. N 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ No1155 Министерства образования и науки от 17.10. 2013 г.),
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательные – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. No1014), и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Если рассматривать специфику коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, то можно отметить следующее:
- В течение года педагог-психолог охватывает всех детей (адаптационные мероприятия, диагностика, индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия), таким образом, ведется достаточно эффективная работа.
- Основной контингент – дети, имеющие проблемы в период адаптации, имеющие проблемы в поведенческой, коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сфере.
- Цель и задачи программы
Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды.
Задачи
Коррекционно-образовательная:
- Проведение психологической диагностики детей, с целью выявления особенностей развития и учета в дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
- Развитие эмоциональной и волевой сферы детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая:
- Проведение коррекции и профилактики имеющихся отклонений в познавательном и эмоционально-волевом развитии детей дошкольного возраста.
- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах психологического развития детей дошкольного возраста.
- Формирование системы коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Коррекционно-воспитательная:
- Обеспечивать психологическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы и развития ДОУ в целом.
1.1.2Принципы и подходы к формированию программы
Концептуальная основа программы. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
– Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
–Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
–Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
1) сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
2) формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
3) интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
4) формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
5) развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
6) развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучение по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
- Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному периоду развития.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Внимание становится всё более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
В возрасте 6-7 лет существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Ребенок на пороге школыобладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо.
Срок реализации рабочей программы.
Рабочая программа педагога-психолога разработана на 2021-2022 учебный год.
1.1.5. Ожидаемые результаты реализации программы.
Дети:
Уменьшение числа детей с трудной адаптацией к условиям ДОУ; динамика психического, интеллектуального развития у детей с трудностями освоения ООП; устранение или ослабление недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере; развитие умения взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты.
К 5 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей;
- собирает предметную разрезную картинку из 4-х ровных частей с незначительной помощью взрослого;
- знает и активно использует в словаре названия основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник;
- различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и названия предметов, обобщённых в данных понятиях;
- зрительно запоминает и воспроизводит 4-5 картинок;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 6 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
- собирает предметную разрезную картинку из 4-х и более ровных частей без помощи взрослого;
- собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
- знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года”;
- зрительно запоминает и воспроизводит 5 и более картинок;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 7 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают, домашний адрес и телефон;
- собирает предметную разрезную картинку из 6-ти ровных частей без помощи взрослого;
- собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
- знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция;
- различает по величине до 10 предметов;
- знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели”;
- запоминает и воспроизводит на слух 8-10 слов;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.
II. Содержательный раздел
2.1. Направления психолого-педагогической деятельности:
Рабочая программа определяет направления деятельности педагога-психолога:
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
– Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей проводится в сентябре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка.
– Психодиагностическое обследование психического и эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Диагностика проводится по познавательным процессам, и включает в себя ряд заданий, которые объединены в группы, в зависимости от возраста испытуемого. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.
– Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению проводится в сентябре, мае с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Павлова, Руденко. Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице.
– Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение. Углубленная диагностика также проводится для детей с ОВЗ с целью: получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проводится:
- Обследование детей 3-4 лет для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников 4-5 лет и 5-6 лет с целью определения уровня психического развития детей для организации и координации работы в данных группах.
- Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
- Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы (6-7 лет).
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующиепараметры диагностирования:
Младший возраст (3-4 года):
- сенсорное развитие;
- игра;
- развитие пространственных представлений;
- рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
- поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
- слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
- зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
- пространственные представления (конструирование);
- мелкая моторика;
- связная речь (умение выразить свою мысль);
- развитие мышления;
- анализ продуктивной деятельности (рисунок, аппликация, словотворчество и т. д.);
- игра – уровень игры, преобладающий вид общения;
- социальные навыки – общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
- слуховое внимание;
- общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
- развитие графической деятельности;
- латеральные предпочтения;
- мыслительная деятельность;
- игровая деятельность;
- анализ продуктов деятельности;
- коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
- зрительно-моторная координация;
- переключение движений;
- выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
- составление сюжетного рассказа по серии картин;
- установление причинно-следственных связей;
- ориентировка на листе бумаги.
Психопрофилактика.
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача – содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
– анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания педагога-психолога;
– групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
– информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Дополнительно:
– Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
– Динамика развития, успешная адаптация и реабилитация ребенка с ОВЗ в социуме.
– Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
– Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психологического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Объектом коррекционно-развивающей работы являются проблемы в познавательной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
Обязательно:
- Наблюдение за детьми в период адаптации.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми средних, старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной сферы (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный план) развития ребенка в процессе обучения.
- Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
- Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению.
Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
– повышение уровня психологических знаний;
– включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Дополнительно:
Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.
2.1.1. Методы и технологии в работе педагога-психолога
Основные методы профилактической работы:
- Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.
- Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
- Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
- Интервью – получение информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.
- Метод экспертной оценки (МЭО) – основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
- Анализ документов – данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
- Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.
- Биографический метод – это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно-практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
Здоровьесберегающие технологии
В современном мире даже дети страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
- Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
- Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
- Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это цветотерапия,
- фототерапия, сказкотерапия. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии.
По подходу к субъекту педагог-психолог использует технологии:
- Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
- Игровые технологии. У дошкольников происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Используются дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий педагог развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
- Технологии проблемного обучения. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов взрослого, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
- Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
в условиях реализации ФГОС.
С руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПк.
7. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Со старшим воспитателем
1. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
2. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
3. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
4. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
5. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
6. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
4. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
5. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
6. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
7. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
8. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
10. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
11. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
2. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
3. Участвует в проведении музыкальной терапии.
4. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
6. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
7. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
С учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
4 .Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
6.Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
7. Участвует в ПМПк (организация работы, составление заключений).
План работы
педагога-психолога с воспитателями ДОУ2021-2022уч. год
№ п/п | Содержание работы Тема | Форма проведения | Предполагаемый результат | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада | Индивидуальные и групповые консультации | Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду | Сентябрь | Педагог - психолог |
2. | Посещение развивающих занятий в адаптационный период в младших группах. | Наблюдение в группе | Обработка данных, психолого-педагогический анализ занятий. | Октябрь-ноябрь | Педагог - психолог |
3. | «Познавательное развитие дошкольников» | Выступление на педагогическом часе | Повышение педагогической компетентности воспитателей | Декабрь | Педагог - психолог |
4. | «Психофизиологическая готовность к школе» | Консультация для воспитателей | Повышение психологической компетентности воспитателей. | Февраль | Педагог - психолог |
5. | «Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста»» | Подбор материала и выпуск буклетов | Повышение психологической компетентности воспитателей. | Март | Педагог - психолог |
6. | Результаты психологической диагностики детей в старших группах (итоги диагностики). | Беседа с воспитателями старших групп | Повышение педагогической компетентности воспитателей | Апрель | Педагог - психолог |
7. | Результаты психологической диагностики детей в подготовительной к школе группах (итоги диагностики). | Беседа с воспитателями подготовительных групп. | Анализ результатов – готовности к школьному обучению | Май | Педагог - психолог |
8. | Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей «Страничка психолога» | Повышение психологической компетентности воспитателей | Подбор материала и выпуск буклетов | В течение года | Педагог - психолог |
9. | Индивидуальные консультации с воспитателями по вопросам воспитания и обучения детей. | Консультация для воспитателей | Повышение психологической компетентности воспитателей | В течение года | Педагог - психолог |
2.2 Взаимодействие с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
План работы
педагога-психолога с родителями 2021-2022уч. год
№ п/п | Содержание работы Тема | Форма проведения | Предполагаемый результат | Сроки проведения | Ответственный |
2. | «Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет». | Индивидуальные и групповые консультации. | Показать родителям значимость проблемы адаптации, включение ребенка в новую социальную среду. Возможности её решения. | Сентябрь | Педагог - психолог |
3. | Ознакомительная беседа с родителями вновь поступивших детей. | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Педагог - психолог |
5. | «Застенчивый ребенок» | Буклеты в группу | Повышение психологической компетентности родителей. | Ноябрь | Педагог - психолог |
6. | «Как развивать память у детей?» | Практические рекомендации | Предложить практические рекомендации (игры, упражнения) для развития памяти ребенка. | Декабрь | Педагог - психолог |
7. | «Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника». | Индивидуальные и групповые консультации | Познакомить родителей с основными критериями и интеллектуальной готовности к школе. Дать практические рекомендации по адаптации к школе. | Январь | Педагог - психолог |
8. | Знакомство родителей с итогами диагностики мотивационной готовности к школе | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей. | Февраль | Педагог - психолог |
9. | «Адаптация первоклассников к школе» | Индивидуальные консультации. | Рекомендации родителям по адаптации к щколе | Март | Педагог - психолог |
10. | «Психологические условия адаптации ребенка к школе» | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей | Апрель | Педагог - психолог |
11. | Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ» | Анкетирование и обработка данных | Анализ мнения родителей о степени удовлетворенности услугами, предоставляемыми д\с. | Май | Педагог - психолог |
12. | Участие в оформлении родительского уголка в группах детского сада. | Оформление стенда | Повышение психологической компетентности родителей. | В течение года | Педагог - психолог |
13. | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей. | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей | В течение года | Педагог - психолог |
III. Организационный раздел
- Перспективное планирование на 2021-2022 уч. год
№ п/п | Наименование работ | Форма и условия проведения работ | Дата проведения | Ответственный | Предполагаемый результат |
Работа с воспитанниками | |||||
1. | Диагностика психологических трудностей детей, отбор детей для подгрупповой работы. | Наблюдение в группе. Индивидуальная и групповая диагностика. | Сентябрь | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики уровня психического развития детей. |
3. | Адаптационный период в младшей группе. | Наблюдение в группе. | Октябрь | Педагог-психолог | Анализ результатов наблюдения. Выявление степени адаптации. |
4. | Изучение психологического климата в группах детского сада. | Наблюдение в группе. | Ноябрь | Педагог-психолог | Анализ психологического климата в группах детского сада. |
5. | Изучение уровня тревожности при помощи проективной методики «Кактус». (Средняя и старшая группы) | Наблюдение в процессе рисования и фиксация ответов на вопросы о рисунке. | Декабрь | Педагог-психолог | Анализ рисунков. Эмоциональная сфера ребенка наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность. Выявление уровня тревожности. |
6. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развитие внимания, памяти, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира. |
7. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развитие познавательных интересов детей: сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной и учебной мотивации. |
8. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развитие крупной и мелкой моторики; ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. |
9. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развивать способность создавать и воплощать замысел. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. |
10. | Обследование проблемных детей, подготовка к ПМПк. | Индивидуальное тестирование, наблюдение за ребенком. | В течение года | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики. Составление психолого-педагогических заключений. |
11. | Диагностика «Готовность к школьному обучению» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. | Индивидуальная и групповая диагностика. | Февраль Март | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики. Заполнение индивидуальных бланков воспитанников. |
12. | Проведение занятий с детьми подготовительной к школе группы, направленных на их эмоциональное развитие. | Групповые коррекционные и развивающие тренинги. | Апрель | Педагог-психолог | Формировать представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности замечать и называть эмоциональные состояния людей. |
13. | Проведение занятий с детьми старшей и подготовительной группы по развитию эмоциональной сферы, межличностных отношений детей со взрослыми и сверстниками, взаимоотношений в их семье. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | Май | Педагог-психолог | Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками. Умение выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно. |
Взаимодействие с педагогическим коллективом | |||||
1. | Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада | Индивидуальные и групповые консультации | Сентябрь | Педагог - психолог | Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду |
2. | «Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению» | Консультации для воспитателей младших групп | Октябрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности. |
3. | Посещение развивающих занятий в адаптационный период в младших группах | Наблюдение в группе | Ноябрь | Педагог-психолог | Обработка данных, психолого-педагогический анализ занятий. |
4. | «Расстройство аутичного спектра и другие ментальные нарушения» | Выступление на педагогическом часе | Декабрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. |
5. | «Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимодействие со взрослыми» | Консультация для воспитателей | Февраль | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. |
6. | «Страхи и пути их преодоления в раннем детском возрасте» | Подбор материала и выпуск буклетов | Март | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. |
7. | «Познавательное развитие дошкольников» | Консультация для воспитателей | Апрель | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. |
8. | Результаты психологической диагностики детей в подготовительнойкшколе группе (итоги диагностики) | Беседа с воспитателями подготовительной группы | Май | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики готовности к школьному обучению. |
9. | Индивидуальные консультации с воспитателями по вопросам воспитания и обучения детей | Консультации для воспитателей | В течение года | Педагог - психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. |
Взаимодействие с родителями | |||||
1. | Анкетирование: «Прогноз периода адаптации» | Анкетирование родителей | Сентябрь | Педагог-психолог | Сравнительный анализ родительского прогноза и результатов адаптации ребенка. |
2. | «Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет». | Индивидуальные и групповые консультации. | Сентябрь | Педагог-психолог | Показать родителям значимость проблемы адаптации, включение ребенка в новую социальную среду. Возможности её решения. |
3. | Ознакомительная беседа с родителями вновь поступивших детей. | Индивидуальные и групповые консультации. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. |
4. | «Как научить ребенка слушать с первого раза» | Индивидуальные и групповые консультации. | Ноябрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. |
5. | «Развития внимания у детей» | Индивидуальные консультации. | Декабрь | Педагог-психолог | Предложить практические рекомендации (игры, упражнения) на развитие внимания детей |
6. | «Развитие мышление у дошкольников». | Родительское собрание в подготовит. группах (результаты диагностики) Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником». | Январь | Педагог-психолог | Предложить практические рекомендации (игры, упражнения) на развитие мышления детей |
7. | «Развитие памяти у дошкольников» | Индивидуальные и групповые консультации. | Февраль | Педагог-психолог | Предложить практические рекомендации (игры, упражнения) на развитие памяти детей |
8. | «Адаптация первоклассников к школе». | Индивидуальные консультации. Буклет. | Март | Педагог-психолог | Рекомендации родителям по адаптации ребенка к школе. |
10. | Знакомство родителей с итогами диагностики мотивационной готовности детей к школе. | Индивидуальные и групповые консультации | Апрель-Май | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. |
11. | Участие в оформлении родительского уголка в группах детского сада. | Оформление стенда | В течение года | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. |
12. | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей. | Индивидуальные и групповые консультации | В течение года | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей |
Взаимодействие с узкими специалистами | |||||
1. | Совместные заседания психологов и социальных педагогов | Совещания, заседания, выступления, открытые уроки и т.д. | В течение года | Психологи и соц. педагоги | Обмен опытом. |
2. | Совещания и семинары | Совещания, заседания, выступления, и т.д. | В течение года | Управление образованием. | Повышение психологической компетентности и обмен опытом. |
- Календарное планирование на 2021-2022 уч. год
Месяц | Взаимодействие с воспитанниками | Взаимодействие с педагогическим коллективом | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с узкими специалистами | |
Сентябрь | 1) Адаптационный период в младшей группе. 2) Диагностика психологических трудностей детей, отбор детей для подгрупповой работы. 3) Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.) | 1) Оказание помощи педагогам по запросам, связанным с периодом адаптации детей. | 1) Сбор сведений об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми. | Совещание «Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения» – управление образования. | |
Октябрь | 1) Диагностика познавательной сферы детей. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 6) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультация для педагогов младших групп: «Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада». 2) Сбор сведений о детях. Выявление детей с проблемами в адаптации, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение). 4) Участие в педагогических часах. | 1) Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам. | Организационное заседание городского методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений. | |
Ноябрь | 1) Изучение психологического климата в группах детского сада. 2) Проведение диагностической работы с новыми детьми. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 6) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Наблюдение за воспитательной работой по группам. | 1) Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, выдача рекомендаций. - «Ребенок боится идти к врачу» - Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» -«Я не жадина» - «Как помочь ребенку научиться делиться» | ||
Декабрь | 1) Изучение уровня тревожности при помощи проективной методики «Кактус». (Средняя и старшая группы). 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультация для педагогов:«Стресс и его последствия». 2) Участие в педагогических часах. | 1) Изучение степени комфортности пребывания ребенка в ДОУ. 2) Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников » | ||
Январь | 1) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Сбор информации о динамике развития детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании. 3) Участие в педагогических часах. | 1) Информация в уголок психолога: - «Переутомление у детей» - «Застенчивые дети» 2) Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей» | Заседание городского методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений | |
Февраль | 1) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультация: «Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимодействия со взрослыми». 2) Участие в педагогических часах. | 1) Информация в уголок психолога: | ||
Март | 1) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. 5) Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями развития и недостаточной подготовленностью к школе. | 1) Выступление на педагогическом совете. Тема: «Природа детского страха и условия его устранения». | 1) Индивидуальное консультирование родителей. 2) Информация в уголок психолога: - «Игры и упражнения, помогающие детям справиться со страхами» - «Ребенок со страхами» | ||
Апрель | 1) Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями развития и недостаточной подготовленностью к школе. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Оказание педагогам методической помощи в вопросах самообразования. 2) Участие в педагогических часах. | 1) Индивидуальные консультации по результатам диагностики | ||
Май | 1) Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями развития и недостаточной подготовленностью к школе. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Беседа с воспитателями подготовительных групп: «Результаты психологической диагностики детей в подготовительных к школе группах (итоги диагностики). 2) Участие в итоговом педагогическом совете – отчет по итогам работы за год. 3) Изучение пожеланий воспитателей по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ. | Индивидуальное консультирование по запросам родителей. | Итоговое заседание городского методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений. |
- Методическое обеспечение
Используемые психодиагностические комплекты
1) Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Генезис 2008г.
2) Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»).
3) Диагностическая методика мотивации учения у детей 5-7 лет Т.А. Нежнова
4) Психодиагностический комплект (авт. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»).
5) Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»
Используемые методики
- «Графический диктант» – выявление уровня сформированностипроизвольности;
- «Четвертый лишний» – исследование уровня развития мышления, классификация, обобщение;
- «Последовательность событий» – исследование словесно-логического мышления;
- «Десять слов» – определение объема речеслуховой памяти;
- Мотивационная готовность к обучению в школе – определение сформированности мотивации к обучению;
- Методика «Беседа о школе»(разработана Т. А. Нежновой) – определение «внутренней» позиции школьника;
- Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей 6 - 7 лет
- Методика «Лесенка» – как ребенок оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе;
- Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен – исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми;
- Методика «Кактус» Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;
- Рисунок семьи - изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений;
- Модель взаимодействия педагога-психолога в рамках
психолого-педагогической службы ДОУ
Работа с детьми.
- Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
- Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
- Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
- Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, поведенческой, волевой сфер ребенка.
- Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).
С педагогами.
- Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
- Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.
- Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
- Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
- Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
С родителями.
- Индивидуальное консультирование родителей.
- Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
- Просветительская работа среди родителей.
- Организация и проведение родительских собраний, тренингов, мастер-классов, семинаров и т.д.
План проведения заседаний ППк
Тема заседания | Сроки заседания | Ответственный |
ЗАСЕДАНИЕ № 1 | ||
Рассмотрение заявок воспитателей и специалистов. Утверждение плана работы ПМПк на 2021-2022 год. Составление маршрута развития на каждого ребенка. Адаптация детей в новых группах. | Октябрь | Специалисты ПМПк Воспитатели |
ЗАСЕДАНИЕ № 2 | ||
Обсуждение вопросов динамики развития детей. Информация о результатах индивидуальной коррекционной работы. Координирование действий специалистов и выработка рекомендаций. | Январь | Специалисты ПМПк Воспитатели |
ЗАСЕДАНИЕ №3 | ||
Анализ и подведение итогов работы за год. Психологическая готовность к школьному обучению, наконец, учебного года. | Май | Специалисты ПМПк Воспитатели |
Внеплановые заседания ПМПк | По мере необходимости |
3.5. Организация предметно-развивающей среды
в кабинете педагога-психолога
Расположение кабинета:
Кабинет педагога-психолога находиться на втором этаже. Родители имеют свободный доступ к кабинету.
Кабинет небольшой, пропорциональный и хорошо освещенный.
Цветовое сочетание и общий фон не яркие и не подавляющие. Использованы успокаивающие пастельные, бежевые тона. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Зонирование кабинета:
Помещение имеет несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога.
Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Вспомогательный материал: литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.
Зона игровой терапии имеет особое значение. Здесь происходит устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательным здесь является наличие игрушек, которые располагаются на нижних полках шкафа, малыши могут свободно достать их.
Зона развивающих занятий оснащена детским столиком для занятий, детскими стульями, магнитной доской, и техническими средствами обучения (магнитофон).
Зона организационно-планирующей деятельности представлена письменным столом, стулом, необходимыми материалам и средствами для работы (канцтовары).
Наличие компьютера в кабинете существенно облегчает организационную и методическую работу педагога-психолога. Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф-стеллаж.
Список литературы
- Адаптация детей при поступлении в детский сад:И.В. Лапина Учитель, 2009
- А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Мозаика-синтез, 2014
- Психологическая безопасность ребенка раннего возраста Ю.А. Афонькина, Учитель
- Психолого-медико-педагогическая работа Т.А. Емцева, Учитель-2009
- А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников»центр педагогического образования, 2015
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М. М. Семаго. – М., 2001.
- Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста/ под ред. М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева, И.В. Морозова, Э.П. Мишуткина, Учитель,2008
- Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева Дети с задержкой психического развития. – Учитель-2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...