Сенсорное развитие ребенка "Ум на кончиках пальцев"
консультация по психологии
Сенсорное развитие ребенка «Ум на кончиках пальцев».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_rebenka_do_dvuh_let_-_um_na_konchikah_paltsev.docx | 672.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребенка «Ум на кончиках пальцев».
Уважаемые родители, все мы желаем, чтобы наши дети были интеллектуально развитыми, успешными, активными, чтобы они с легкостью учились в школе. И, конечно, стараемся всесторонне развивать дошкольников.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на формирование мышления ребенка в возрасте от 1 года до 3-х лет.
Рождаясь, малыш воспринимает окружающий мир через прикосновения, проще говоря, чем больше мама берет ребенка на руки, чем чаще вступает с ним во взаимодействие, тем быстрее и лучше он развивается.
После года дети начинают познавать окружающий мир при помощи рук, на первое место выступает предметная (манипулятивная) деятельность. Ребенок играет с предметами, даже не являющимися игрушками, его увлекает сам процесс действия. На этом же возрастном этапе начинает формироваться предметно (наглядно) - действенное мышление. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Методом проб и ошибок, он добивается определённых целей. Чем больше запас действий, тем скорее ребёнок перейдёт к следующему этапу мышления – наглядно – образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Только пройдя этот этап, ребёнок перейдёт к третьему виду мышления–словесно–логическому или абстрактному, решая практические задачи уже в уме, а не руками. Это мышление не образами, а понятиями и формируется в речи.
Именно благодаря словесно-логическому мышлению ребенок может успешно усваивать математические величины, постигать особенности письменной речи, находить закономерности в событиях и т.д.
Таким образом, постепенно ребенок к 7-ми годам проходит все этапы развития мышления.
В возрасте до 3-х лет формируется важная связь между рукой ребенка и головным мозгом. Отечественные психологи называют руку человека - «мозг выведенный наружу».
Начало развитию мышления в раннем возрасте дает рука. В настоящее время развитие руки, ручных умений, мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно–психического состояния у ребенка. По способностям детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребенка, а также его мозга.
Двигательная активность ребёнка является фактором, способствующим развитию психики и интеллекта – такой вывод делают специалисты. От ловкости, быстроты и точности в ходьбе, беге, прыжках зависит и ловкость пальцев.
Первой пищей для ума является информация, полученная сенсорными (чувствительными) каналами: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым и кинестетическим.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают закладываться очень рано по мере расширения его деятельности, в том числе и ручной под влиянием общения и социальной среды.
Игрушки в этом возрасте должны быть подобраны таким образом, чтобы они служили развитию руки ребенка.
Позволяйте ребенку кроме игрушек, играть с реальными предметами, с водой, разрешайте тактильно изучать различные поверхности, брать, перекладывать, перемешивать и т.д.
Сенсорное развитие детей – это прежде всего игра. Ребенок обычно с удовольствием играет в сенсорные игры, видов и вариантов которых очень много. Это игры, как с развивающими пособиями, так и с подручными материалами, поэтому многие мамы и воспитатели сами придумывают и изготавливают такие пособия. Примеры сенсорных игр: пирамидки, пазлы, вкладыши, сортеры, геометрики, матрешки, мозаики, кубики и т.д.; игры с песком, пластилином, тестом, красками; игры с водой, льдом; игры с крупами, природным материалом; игры на сортировку, сериацию, соотношение, выделение общих признаков, сделай по образцу и т.д.
Для малышей не обязательно иметь сложные материалы для сенсорного развития.
Это могут быть сенсорные дорожки с различной поверхностью и наполнителями.
Для слуха можно использовать самодельные погремушки. Их можно сделать из пластиковых футляров, коробочек от детских сладостей; наполнить разными крупами, и ребенок будет слушать разные звуки.
Сенсорные мешочки с различными материалами: ракушками, шишками, кусочками кожи, меха, ткани, коры и др.
В возрасте от двух лет возможно активно пополнять сенсорный словарь ребенка наглядными опытами и примерами: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, полный-пустой и др.
Очень хорошо дети играют в игры-сортировки предметов по цвету, форме.
Не забывайте про вкусовые ощущения. Изучайте с ребенком вкус различных продуктов, обязательно вводите в словарь ребенка названия вкусовых ощущений: горький, сладкий, кислый, соленый.
Дети очень любят угадывать овощи и фрукты по вкусу.
После трех с половиной лет, когда речь ребенка становиться более развитой, можно играть в исследовательские игры, описывать предметы, сравнивать их между собой.
В старшем дошкольном возрасте хорошо проходят игры, связанные с описание предметов: «Угадай предмет по описанию», «Опиши предмет как можно большим количеством слов».
Так же можно угадывать предметы по звукам. Например, звук режущих ножниц, звон чашек, стук карандаша. Определять по звуку из чего сделан предмет (стеклянный, металлический, деревянный, пластиковый, фарфоровый.
Особенно интересны для развития ребенка дошкольного возраста, сенсорные коробки с различными наполнителями (фасоль, горох, манка и т.д.). Сенсорную коробку изготовить очень легко: обычный пластиковый контейнер, коробка наполняется крупой. Ребенку также можно дать баночки, ложки для пересыпания, поместить в коробку различные предметы, камушки, крупные бусины, ракушки. Ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений.
Несмотря на широкий ассортимент возможного наполнения вашей сенсорной коробки, не стоит класть туда слишком много всего. От обилия игровых элементов ребенок может попросту растеряться. Лучше сделайте несколько сенсорных коробок или периодически (примерно раз в две недели) меняйте содержимое, чтобы играть всегда было увлекательно. К тому же ребенку нужно оставлять в коробке пространство для свободной игры – чтобы он сам мог пересыпать наполнитель, протаптывать дорожки для игрушечных персонажей, строить домики и заборы.
Сенсорную коробку хранить будет удобнее, если у нее будет крышка. Некоторые мамы имеют в своем арсенале сразу несколько сенсорных коробок, ждущих своего часа на полках в закрытых контейнерах. Мы надеемся, что эти простые игры будут способствовать развитию вашего ребенка, а главное принесут много удовольствия и удивительных минут совместного творчества!
Такая стратегия позволит малышу подготовиться для перехода на новую ступеньку развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи на кончиках пальцев
Консультация для родителей...
"Развитие ребенка на кончиках пальцев"
В данном материале представлен теоретический и практический подход по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. а также содержит советы родителям по развитию мелкой моторики....
проект по сенсорному развитию "Изучаем мир кончиками пальцев"
проект по сенсорному развитию "Изучаем мир кончиками пальцев"...
Развитие ребенка на кончиках пальцев рук
laquo;Развитие ребенка на кончиках пальцев рук»(развитие мелкой моторики)....
«Развитие ребенка на кончиках пальцев рук» (развитие мелкой моторики).
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о к...
Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребенка до двух лет - ум на кончиках пальцев"
Как влияет сенсорное развитие на формирование интеллекта ребенка....
«Развитие ребенка на кончиках пальцев рук» (развитие мелкой моторики).
ГБДОУ детский сад № 26 Красногвардейского районаСанкт- Петербурга Статья «Развитие ребенка на кончиках пальцев рук»(развитие мелкой моторики)....