Игровые формы развития пространственных представлений
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Конструкт занятия для закрепления изученных пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_formy_prostr._predst._na_otkr._zan.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Игровые формы развития пространственных представлений»
Ф.И.О. педагога: Зянгильдяева Марина Юрьевна
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Форма проведения: интегрированное занятие
Форма организации: подгрупповая (4-6 детей)
Средства:
Литературные: считалка для установления очередности.
Музыкальные: песенка про муху для выполнения упражнения на знание схему тела.
Зрительные: схема движений для ритмического упражнения. Узор для постановки руки и развития координации глаз-рука. Рисунок для двуручного рисования из пособия «Графомоторика» Давыдовой О. И.
Оборудование: сенсорная плитка; песочные часы; балансировочные подушки – 4-6 штук, палочки, мешочки, силиконовая муха, мячики, палочки, игрушка Лиса, игры «Танграмм», «Кубики Кооса», «Зеркальная симметрия».
Предварительная работа: работа по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик «Приключения будущих первоклассников», С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», были использованы упражнения из программы Аниты Блейд «Оценка нейромоторной готовности к обучению», А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция».
Цель: | Задачи |
Создание условий для формирования познавательной активности, закрепление знаний о схеме тела, понятий право-лево, вверх-вниз, выше-ниже, над-под. | 1.Образовательные: закрепить пространственные понятия «направо-налево», «вверх-вниз», «над –под», содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу. 2.Развивающие: развивать логическое и творческое мышление; зрительно-моторную координацию, пространственные представления; речь, внимание, память, координацию движений, вестибулярные способности и межполушарное взаимодействие. 3.Воспитательные: способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение работать в группе, умение контролировать свои действия. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
1. Организационный | Дети стоят полукругом. Педагог-психолог приветствует всех присутствующих Педагог-психолог. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Прежде, чем начать наше занятие, давайте поприветствуем друг друга, наших гостей, подарим друг другу хорошее настроение. Давайте поздороваемся с вами, сначала громко говорите «Здравствуйте» и тихо хлопаете, потом тихо говорите «Здравствуйте» и громко хлопаете в ладоши. Педагог-психолог. Молодцы! | Дети стоят полукругом, приветствуют всех, проговаривая «Здравствуйте» громко и тихо хлопают, потом проговаривают тихо «Здравствуйте» и громко хлопают в ладоши. | Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность. Использован организационный момент; умение контролировать свои действия. Создание благоприятных психологических условий для сотрудничества на основе совместной игровой деятельности. |
2. Целеполагание (мотивация) | Педагог-психолог. Посмотрите, у меня есть план нашего занятия, мы сегодня должны пройти все этапы.(Показывает детям чек-лист занятия). Посмотрите, что у меня есть. Это фишки. Их я буду давать тем, кто будет хорошо выполнять задания. А вы будете их складывать каждый в свой стаканчик. В конце занятия тот, у кого окажется больше фишек, выберет последнюю игру. Вы все отлично поздоровались, поэтому получите по одной фишке. | Дети рассматривают чек-лист занятия и проговаривают, что предстоит сделать на занятии. Выбирают стаканчики и складывают в них первую фишку. | Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность. Психологический настрой на предстоящую деятельность. |
3.Основной | 1.Педагог-психолог: Ребята, какой у нас первый этап? (Показывает на чек лист). Приглашает детей лечь на подушки. Представьте, что вы ежики, а злая лиса, хочет съесть маленьких ежиков. Показывает игрушку лисы детям. Как прячутся ежики? Правильно, они сворачиваются клубочком. Вот и вы сейчас, будете прятаться так же, как ежики. Можно разнообразить игру, один ребенок становится «лисой», остальные сворачиваются клубочком. 2.Педагог-психолог: Молодцы с первым этапом вы справились, впереди следующий этап. Ребята посмотрите, что нам дальше делать? Возьмите по сенсорной плитке и выполняем упражнение «Пингвин». Пяточки вместе, а носочки врозь. Палочки взять сверху, пальчики смотрят вниз. А сейчас выполняем упражнение «Уточка», носочки вместе, а пяточки врозь. Палочку берем снизу, пальчики смотрят вверх. 3.Педагог-психолог: Ребята, вы отлично справились. Переходим к следующему этапу. Берем балансиры. Кому хочется усложнить, можно взять на голову мешочки. Пока дети стоят на балансирах, с ними проводятся игры: 1игра: Прилетела муха, на (называется часть тела ребенка) села. Дети должны показать, куда села муха. Психолог продолжает петь: Почесала брюхо, дальше полетела. 2 игра: Прилетела муха выше (ниже), над-под (называется часть тела ребенка) села. Дети должны показать, куда села муха. 3 игра: А сейчас я вам загадаю загадки про наше тело: 1)У Ваньки – картошкой, 4)Что за обедом всего нужнее? (Рот) Оля слушает в лесу, 6)Одна другой касается — 7)Твои помощники, взгляни – Десяток дружных братцев, Как славно жить, когда они Работы не боятся. (Пальцы) 4.Педагог-психолог: Ребята, вы отлично справились, время истекло. Мы переходим к следующему этапу. Правильно, берем мячики. Выполняем упражнение. Одной рукой кидаем мячик и ловим его, а второй рукой показываем бедро, пояс, ухо по 2 раза. Правой и левой рукой. 5.Педагог-психолог: Мячики убрать на место. Что у нас дальше по плану? Правильно, пришло время, садиться за стол. Детям выдаются прозрачные папки с ритмическим упражнением, узором и рисунком для двуручного рисования.
6.Педагог-психолог: Ребята, вы молодцы, все сделали быстро. Сейчас мы будем играть в «Муху». Сейчас нужно разбиться на команды по два человека, один человек будет управлять мухой, а второй командовать, куда муха будет двигаться. Затем дети меняются, тот кто управлял мухой, тот командует, второй берет муху и выполняет команды. Остальные дети смотрят, чтобы муха двигалась правильно. Если кто-то увидит, что муха двигается не в ту сторону, значит получает дополнительную «фишку». 7.Педагог-психолог: Вот наше занятие подходит к концу, сейчас пора посмотреть сколько фишек вы набрали. У кого набралось больше всех фишек, будет выбирать последнюю игру. Детям предлагается три игры: «Танграмм», «Кубики Кооса», «Зеркальная симметрия». | Дети рассматривают Чек-лист и переходят к Подушкам с гранулами, ложатся в подушки и выполняют упражнение «Ежик». По-очереди подавая команды: «Правая нога», «Левая нога». Дети смотрят на чек-лист и говорят, что сейчас упражнения с плиткой. Берут по плитке и выполняют упражнения «Пингвин» и «Уточка» по 1 минуте. Дети смотрят чек-лист, там картинка балансира. Дети встают на балансировочные подушки и выполняют задания педагога-психолога. Каждую минуту переходят на следующую подушку, меняются местами. Дети вместе рассказывают стишок про муху и показывают, куда села муха. Затем дети по-очереди, дают задание остальным, называя части тела. Дети отгадывают загадки. Дети смотрят на чек-лист и берут мячики. Выполняют заданное упражнение. Дети убирают мячики, смотрят чек-лист занятия и садятся за стол. Дети по очереди считают и выполняют ритмическое упражнение. Рисуют узор. Над самым красивым элементом рисуют корону. Выполняют двуручное рисование. Дети выходят парами к доске, один подает команды, куда ползет муха, второй выполняет. По правилам, муха должна улететь за пределы «сетки». Дети подходят к своим стаканчикам и считают фишки, полученные во время занятия. Определяем победителя. Победитель выбирает игру. Затем играют в выбранную игру. | Закрепляем знание право-лево, развиваем межполушарное взаимодействие. Закрепляем умение действовать по образцу. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе. Закрепляем знание понятий «право-лево», «вверх-вниз». Закрепляем умение действовать по правилу и образцу. Дети закрепляют знание о схеме тела, знание частей тела. Закрепляем названия частей тела, понятий «выше-ниже», «над - под». Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе. Развиваем межполушарное взаимодействие. Закрепляем умение действовать по правилу и образцу. Закрепляем знание схемы тела. Закрепляем умение действовать по образцу. Развиваем межполушарное взаимодействие. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе. Закрепляем умение действовать по образцу. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе. Закрепляем знание «право-лево», «вверх-вниз». Закрепляем умение действовать по образцу. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе. Способствуем проявлению инициативности, активности, самостоятельности; навыков бесконфликтного общения, умение работать в группе. |
4. Заключительный (рефлексивный) | Педагог-психолог: Ребята, в какую игру мы с вами сегодня играли? Что было самым интересным? Почему? А что было самым трудным? Почему? Спасибо всем! Вы были большие молодцы и умницы. Когда мы вместе, у нас все получается! | Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их. | Рефлексия проведенного мероприятия. Развитие внимания, памяти, мышления, речи детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Использованы вопросы к детям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАРАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ...
Формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию...
Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности....
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, посредством игровых технологий
Учитель-логопед: Курганова Марина Юрьевна.Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста:Вопрос ориентировки в...
Детская деятельность в ДОО, как форма развития пространственных представлений
Развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется через разные виды деятельности. Успешность развития ребенка зависит от качества выполнения этой деятельности....
"Применение дидактических игр и игровых упражнений для развития пространственных представлений".
Консультация для педагогов....
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) универсальных учебных действий посредством развития пространственных представлений, возможности использования игрового пособия «Волшебное поле» .
В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей (Ф.Н. Шемякин,...