РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с ФГОС ДО: "Познавательное развитие дошкольника предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве и времени). Также во ФГОС ДО говорится о том, что одним из основных принципов Стандарта является "реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры" У большинства детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственные представления, они являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение. В связи с этим становится понятным, что дети с ЗПР, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Отсюда ясна необходимость проведения ранней коррекции недоразвития пространственных функций.
Многие исследователи О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, З.М.Дунаева, И.Н.Моргачева и другие отмечают, что дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А.Венгер, А.В.Семенович, Н.Я.Семаго, Т.А.Власова, Т.В.Лаврентьева, Н.М.Пылаева, В.ИЛубовский, А.А.Столяр, М.А.Фидлер и другие). В качестве основных методических приемов ими рекомендуются наблюдение и пояснение расположения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко предусмотрено решение задачи – развитие пространственной ориентировки, но этому разделу уделяется недостаточно времени.
Поэтому я, проанализировав психолого-педагогическую литературу, изучив передовой педагогический опыт по данному вопросу, разработала перспективное планирование использования дидактических игр и игровых упражнений, сделала подборку разнообразных форм игровой деятельности, оформила картотеку дидактических игр, а также создала банк интерактивных игр по развитию пространственных представлений у детей. Участвовала в вебинаре на тему: «Развитие пространственных представлений у детей: от образа собственного тела к сложным функциям (счет, речь)», поделилась своими наработками в профессиональных, в том числе и Интернет сообществах, продемонстрировала свой опыт работы на методическом объединении учителей-логопедов.
Особо важная роль в процессе формирования пространственных ориентировок принадлежит, как известно, игре, которая является занимательным и доступным видом деятельности. Именно посредством игры можно вызвать интерес детей к изучению и совершенствованию пространственной ориентировки.
Поэтому было принято решение разработать систему игр и упражнений на развитие пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
Цель работы: создание системы игр по развитию пространственных представлений у детей с ЗПР
Задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития пространственных представлений у детей.
- Выявить уровень сформированности пространственной ориентировки у детей.
- Разработать содержание коррекционной работы по данному направлению.
- Оценить эффективность работы по развитию пространственных представлений у детей с ЗПР.
Было разработано перспективное планирование использования дидактических игр и игровых упражнений. В своей работе я выделила 4 этапа.
Целью первого этапа является развитие ориентирования в схеме собственного тела.
Стало традицией включать в оргмоменты игровые упражнения «Подними правую (левую) руку»; «Спрячь правое ухо правой рукой». Или на стулья раскладываем геометрические фигуры разных цветов и даём задание: «Тот, у кого на стуле лежит желтый квадрат, возьмет его в правую руку и приложит к правому уху» или: «Тот, у кого на стуле фигура красного цвета без углов, приложит ее к левому боку». Постепенно задания усложняли. В ходе занятий использовали такие игры как: «Обезьянки», «Путаница», «Назови, что находится выше», «Угадай, какую часть тела я загадала». В решении данной задачи помогали физминутки со стихотворными текстами, где актуализировали знания о пространственных представлениях: «Веселые хлопушки», «Физкульт-ура!», «Аист».
Данные игры и упражнения ненавязчиво позволили нам сформировать у детей умение точно определять направления относительно себя.
Цель второго этапа – развитие ориентировки в окружающем пространстве.
На данном этапе использовали игры: «Что где находится?», «Что стоит внизу, наверху?», «Что изменилось?», «Скажи наоборот». В игре «Кто самый догадливый» использовали загадки: «Верху зелено, внизу красно, в землю вросло». В работе над загадками использовали наглядные опоры и делали акцент на словесное описание пространственного расположения частей загаданного объекта. Играли в хорошо знакомую игру «Доскажи словечко», где детям необходимо было логически закончить фразу: «Если правая рука справа, то левая…», «Если у стула спинка вверху, то ножки …»
Третий этап включает в себя работу по развитию ориентировки на плоскости.
Мы используем такие традиционные игры: «Лабиринт», «Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Танграм», «Графический диктант», при этом акцент в работе делаем на умение отражать в слове пространственное расположение деталей или движения карандаша, машинки.
Большой интерес у детей вызывает игра «Волшебный планшет», разработанная и изготовленная мной. Она представляет собой поле с отверстиями для закручивания пластмассовых пробок (10 рядов и 10 столбцов). Данная игра решает множество задач: закрепляет названия основных цветов и оттенков, зрительно-моторную координацию, внимание, мелкую моторику, формирует умение ориентироваться на образец, развивает произвольность внимания, в том числе развивает умение ориентироваться на плоскости. Разработана система игр с усложнениями. Эта игра предназначена как для индивидуальной работы, так и с группой детей.
Приведу примеры игр с планшетом:
«Узор» - детям даётся задание: «Выложи пять крышечек так, чтобы они были расположены в ряд. Все крышечки должны быть разного цвета, правая должна быть синяя».
«Мозаика»: Например, ребенку предлагается по образцу выложить фигуру флага России. Затем могут задаваться вопросы: «Какого цвета верхняя полоска?», Нижняя? В середине? С какой стороны древко у флага? и т.д.».
«Закодированный рисунок»: Сейчас я буду называть нужное отверстие, а ты его находить и закручивать пробочку нужного цвета. Слушай внимательно… Круг три красного цвета, круг пять желтого цвета и т.д. Что у тебя получилось? Какого цвета пробочка в отверстии «овал восемь»? Какого цвета пробочка слева от нее? Сверху? И т.д.
Учитывая запросы наших детей, мной также были разработаны интерактивные игры, целью которых является закрепление знаний детей о пространственных представлениях. Одну из этих игр я хочу вам продемонстрировать.
Целью четвертого этапа является восприятие пространственных отношений между предметами.
Здесь использую следующие игры: «Что где стоит?», «Новоселье», «Угадай, где спрятано». Очень эффективно использование игры «Пространственная да-нет ка». Есть два варианта этой игры: линейный (когда на столе выставляются в ряд несколько предметов) и плоскостной (когда предметы стоят уже не в ряд, а хаотично). Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его месторасположение». Дети сначала ищут середину или центр и затем, относительно этого задают свой первый вопрос. «Этот предмет находится справа (слева) от середины?», «Это в верхней (нижней) половине?» «Это дальше или ближе от меня?» и т.д.
Педагогическая диагностика показала эффективность использования разработанной системы игр и упражнений. В результате уровень сформированности пространственных представлений у детей группы существенно повышался. Представления детей становились более осмысленными, наполнялись конкретным содержанием. Сам круг их представлений о пространственных особенностях окружающей действительности становился более широким и полным. Обогатился активный словарь детей, в их речи появились слова, обозначающие пространственные отношения, а также стали правильно использовать предлоги.
Таким образом, разработанная мною система игр эффективна, положительно повлияет на усвоение пространственных представлений, активизируя при этом познавательную деятельность детей с ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений
Включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты, у детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление....
Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закреплен...
Развитие слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения
Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия и фонематического слуха помогают эффективно развивать связную речь у дошкольников. А. Томатис доказал, что ухо не только воспринимает ...
Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».
Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи»....
Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...