Настольные игры
статья по психологии
У детей с 4-х лет появляется потребность вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками и вести более сложную игру с партнером. Это врожденная и важная генетическая потребность. Ее отсутствие может говорить об отклонениях в развитии ребенка.
Игра - это весело, интересно, может быть и трудно! В игровой ситуации прокачивается и прорабатывается очень много важных сторон психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolnye_igry.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Настольная игра – как средство развития (формирования и коррекции) коммуникативных навыков детей и родителей) детей и родителей.
Почему настольная игра?
Во-первых игра, потому что основной вид деятельности дошкольника.
У детей с 4-х лет появляется потребность вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками и вести более сложную игру с партнером. Это врожденная и важная генетическая потребность. Ее отсутствие может говорить об отклонениях в развитии ребенка.
Игра - это весело, интересно, может быть и трудно! В игровой ситуации прокачивается и прорабатывается очень много важных сторон психического развития.
Совместная и правильно организованная игра со взрослыми помогает снять напряжение в отношениях взрослый – ребенок.
В чем развивающий компонент настольных игр? Что важного помогает сформировать?:
Это своеобразный мозговой штурм.
- Учит удерживаться ребенка на одном месте, т .е. развивается терпение и внимание.
- Развивается и появляется желание и умение достигать цель. Ребенок учится доводить начатое до конца.
- Развивается речь, спонтанность вербальной коммуникации.
- Развивается социальное общение: необходимо налаживать общение с каждым, договариваться об очередности ходов и правилах и их выполнения.
- Игра способствует формированию эмоционально-волевой регуляции поведения: необходимо справляться со своими эмоциями в ходе игры, уметь принимать результат таким какой он есть.
- Ребенок учится конкурировать как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Развитие физических способностей: способствует улучшению скорости реакции, ловкость, глазомер, координацию.
- Развиваются все ВПФ: концентрация и переключаемость внимания, память во всех модальностях: зрительная, слуховая, моторная, Скорость реакции, гибкость мышления, освоение пространства и схемы тела, эмоционально-волевая регуляция поведения.
!!! ОЧЕНЬ важно привлекать к игре папу. Здорово, если у ребенка есть друзья, которые могут прийти к вам домой. Организуйте и научите их играть. Также данное увлечение можно распространить на встречи с родственниками и семьями с детьми. Такой расширенный круг игроков очень обогащает социальный опыт ребенка.
Перейдем к играм.
Обязательно всем рекомендую НАРДЫ.
Можно уже с 4 лет.
Отлично прорабатывается волевая сфера. Ребенок учится проигрывать и справляться со своими чувствами. Встречу с неудачей и проигрышем очень важно отработать до 7 лет.
Это очень важно отработать до 7 лет.
В НАРДАХ много зависит от того, как выпали кости, т.е. снимается часть ответственности за проигрыш. Его легче принимать. Кроме того с той же долей вероятности проигрывают и взрослые и ребенок это видит, и видит что с этим можно справляться. Ребенок учится справляться с несправедливостью игры.
А также тренируется счет. Она легче шашек и шахмат.
Игры направленные на когнитивное развитие.
Сначала обучаю и играю с ребенком сама, затем приглашаю и подключаю родителей. Учу их обучающему варианту игры. Затем переходим на настоящую честную игру.
КРЕСТИКИ-НОЛИКИ
Первая стратегия. 4+
После успешного освоения берем шашки (другие шашки) и шахматы 5+
ТУРБОСЧЕТ (заявлена как 6+, по факту 5+ и раньше)
Очень ее люблю. Для разрядки и в качестве отдыха могу использовать на групповом развивающем занятии. Способствует формированию количественных представлений, тренирует счетные навыки легко и с азартом. Счет в в пределах 3-Х, 4-Х, 5-ти использую уже с 4-ех лет.
ЧИТАЙ-ХВАТАЙ
Изначально использую не по назначению, а как облегченный формат игры ДОБЛЬ. «Найди такое же». Даю даже трехлеткам. В 4 года дети уже играют в малой подгруппе (2-3 человека).
От 5-ти лет вариант на начальных этапах обучения чтению. Прочитал слово - найди картинку. Усложненный вариант уже более уверенно читающие дети. Нужно найти слово - название одной из картинок.
Варианты с чтением также даю в качестве разминки на подгрупповых развивающих занятиях и переношу данную деятельность либо в семью, либо в группу.
Семьям рекомендую для самостоятельных игр викторины
« Умная Сова», «Соображариум», более сложную стратегию «Ticet to ride» («Билет на поезд»).
СПЯЩИЕ КОРОЛЕВЫ (опыт использования от 5+, ближе к 6)
Тоже могу использовать в подгрупповых занятиях. Хорошо прокачивает количественные представления. Но у данной игры есть большой плюс развития социальных и регуляторных моментов: прорабатываются межличностные отношения, агрессия, гибкость, хитрость, возможность защищать свои границы и принимать неудачи.
Игры, направленные на умение проявлять и говорить о своих чувствах, эмоциях и желаниях.
Главное правило для взрослых в них: уметь слушать и безоценочно относиться к тому, что говорит ребенок.
Можно просто взять эмоциональное лото. В моем арсенале это картинки животных, птиц, рыб, людей с различными эмоциями. Эти карточки раздаются игрокам в перевернутом виде. Игроки по очереди открывают карты и дополняют предложения: «Со мной так бывает, когда….» или «Я так себя чувствую, когда….».
Данную игру часто использую на совместных родительских консультациях и отдаю на группу, для использования в малой подгруппе, например вечером. Также возможно отдельные подгрупповые игры в кабинете психолога исходя из наблюдаемых запросов от детей или воспитателей для конфликтных групп детей, для поддержки социализации отдельных детей и т.д.
Очень рекомендую для семьи различные анкеты и их совместное заполнение и игру «Всегда хотел спросить». Для дошкольников с 5-ти лет вопросы читают взрослые, взрослые могут изъять часть вопросов из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД.
Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД....
Краткосрочный проект «Игры для ума». Обучение детей 6-7 лет настольным играм.
Задачи проекта: познакомить детей с историей появления настольных игр (шахматы), обучить детей настольным играм (шахматы), расширить представления детей о настольных играх; рассказать о правилах игр; ...
Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»
Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок подчиняется правилам игры...
моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра «Джуманджи»)
моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра "Джуманджи&q...
Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами
Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе, участвуют во всех ...
Семинар для родителей о том, почему важно играть с ребенком в настольные игры
Семинар для родителей о том, почему важно играть с ребенком в настольные игры...
Семинар для родителей о том, почему важно играть с ребенком в настольные игры
ЦельСформировать в семьях дошкольников традицию играть в настольные игры с детьми.ЗадачиНаучить родителей создавать психологический комфорт в семейном общении; обогатить родительские умения и навыки в...