Организация работы педагога-психолога с детьми 3-го года жизни
методическая разработка по психологии (младшая группа)
В материале представлен вариант выступления педагога-психолога на родительском собрании. Раскрываются психологические особенности детей 2-3 лет, содержание и формы работы педагога-психолога с детьми данного возраста. ( наблюдения в период адаптации, диагностические обследования, развивающие, профилактические и коррекционные занятия) . Отмечена специфика работы педагога-психолога детского сада:сопровождать ребенка на протяжении дошкольного детства: быть рядом, наблюдать за развитием, помогать развиваться, поддерживать и направлять в случае необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-3_goda.docx | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями детей 2-3 лет, с содержанием работы педагога-психолога с детьми данного возраста.
Задача педагога-психолога детского сада сопровождать ребенка на протяжении дошкольного детства: быть рядом, наблюдать за развитием, помогать развиваться, поддерживать и направлять в случае необходимости.
Начинается работа с детьми с момента поступления в детский сад. На ребенка заводится индивидуальная карта, в которую вносятся сведения о ребенке на протяжении его жизни в детском саду.
Начальным этапом работы с детьми является отслеживание адаптационного периода: проводится в форме наблюдения за общением ребенка с детьми, со взрослыми, аппетитом, особенностями сна.
легкая адаптация – 10-15 дней
средней тяжести - в течении месяца
тяжелая - от 2 до 6 месяцев. Такие случаи бывают очень редко. Чаще из-за ослабленного здоровья ребенка.
Адаптация может сопровождаться снижением веса, частыми респираторными заболеваниями, нарушением сна, снижением аппетита.
От тогот как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшее благополучная жизнь ребенка в детском саду и дома. Поэтому работа по организации адаптации детей к детскому саду осуществляется совместно заведущей, зам. заведующей по воспитательно-образовательно работе, мед. сестрой. педагогом-психологом и конечно главными учасниками данного процесса воспитателями и младшими воспитателями (нянями). Я как педагог-психолог кроме наблюдения за адаптацией, провожу с детьми коррекционно-развивающие занятия «Вместе весело шагать», с целью формирования положительного отношения к детскому саду, налаживания контакта с детьми. Занятия проводятся на доступом для детей материала. В гости к детям может прийти кошечка, собака, лиса. Дети быстрее, даже самые стеснительные идут на контакт через игрушку: сначала обнимают игрушку, потом начинают знакомится, называют свое имя….Обычно первые занятия дети молчат, но при этом внимательно слушают, повторяют движения и этого достаточно для более активной работы в дальнейшем.
Важность развития ребенка в возрасте до 3-х лет трудно переоценить. Так по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3- лет приобретает от 60% до 70 % информации об окружающем мире. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможность этого возраста.
Возрастные особенности:
Восприятие детей 2-3 лет обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. (важно предоставлять ребенку получение различных тактильных ощущений). В данном возрасте мыслительные операции ребенка сводятся к восприятию им событий. явлений, действию с предметами.
Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи. Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
Детям 2-х- 3-х лет трудно сосредотачиваться на однообразной деятельности (отсуда частая смена деятельности, быстрая потеря интереса к игрушке), а в процессе игры могут быть долго внимательными. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями, людьми.. Малыши сравнительно рано запоминают и без усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес.
У детей-трехлеток можно наблюдать первые проявления воображения. (могут что-то придумать, нафантазировать).К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.
Игрушки:
Для 2- х летних: большой мяч, который не закатывается под мебель, 7-8 составные пирамидки, мягкие пушистые игрушки, которые дети уже не тащат в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Резиновые игрушки, крупные кубики. Большая пластмасовая машина или коробка будут приучать ребенка к аккуратности. самостоятельности, в них можно собирать игрушки.
К 3- годам: Куклы, машины, посуда, принадлежности доктора, парикмахерский набор, крупные пазлы, разрезные картинки и др. развивающие игры. К 3- м годам дети начинают играть в «Дочки-матери», «Магазин», «Доктора», подражая взрослым.
Невозможно говорить о данном возрасте не коснувшись «Криса 3-х лет»
В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Ребенок начинает ярко проявлять упрямство, негативизм, желание все делать самому или вопряки требованиям взрослых.
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он только маленький росточек…
Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
В процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.(важна положительная оценка).
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагога-психолога в ДОУ. Цели, задачи, направления. Программно-методическое и диагностическое обеспечение.
В данном материале прописана работа педагога-психолога ДОУ. Даны цели, задачи, направления. Подобрано программно-методическое и диагностическое обеспечение. Подобраны консультации по всем возрастам с ...
Организация работы педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Психология (в греческом языке «душа и слово») – это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог – специалист в области психологии, зан...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.
Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...
Консультация для родителей "Организация работы педагога-психолога в группах компенсирующей направленности"
Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии всех участни...
Отчёт Абрамовой Е.В. по самообразованию «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»
Тема: «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с д...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....