ФОРМА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ
методическая разработка по психологии
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг него.
Возможные причины – некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, особенности семейного воспитания, характер наказаний, которые используют родители по отношению к ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressiya_statya.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ. ФОРМЫ РАБОТЫ
С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ»
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг него.
Возможные причины – некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, особенности семейного воспитания, характер наказаний, которые используют родители по отношению к ребенку.
Критерии:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто вступает в конфликт со взрослыми,
- Отказывается выполнять установленные правила.
- Часто умышленно дразнит взрослых или детей.
- Обвиняет других в своих ошибках или плохих поступках.
- Часто сердится и отказывается делать что-либо.
- Бывает завистлив, скрытен, мстителен.
- Раздражителен, легко выходит из себя.
- Проявляет физическую или вербальную агрессию по отношению к своим сверстникам или взрослым.
10. Умышленно создает ситуации, в которых может проявить свою агрессию.
Рекомендации
Работая с агрессивным ребенком, необходимо:
- Быть внимательным к потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка.
- Наказывать за конкретный поступок, а не вообще.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Учить ребенка различным способам выражения своей агрессии.
- Дать возможность ребенку проявить свой гнев после фрустрационной ситуации.
- Учить распознавать собственное эмоциональное состояние и правильно выражать его.
- Развивать способность к эмпатии.
- Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
- Использовать игровые методы коррекции агрессии (сказкотерапия, арттерапия, игры с песком и др.)
Помните! Лучший способ снизить агрессивное поведение ребенка – проявлять любовь к нему. Лишь одно ласковое слово может снять озлобленность и раздражительность ребенка. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным и его принимали таким, каким он есть. Постарайтесь найти и понять причину протеста и агрессии, по возможности устраните ее. Теплая и доброжелательная атмосфера дома и в детском саду способствует снижению тревожности.
Формы работы с агрессивным ребенком
1. Игровая терапия
Этот метод очень эффективен в работе с детьми 3-10 лет. Для работы взрослым необходим набор «специальных игрушек», включающий мягкие игрушки, военные игрушки, игрушки-монстры, обязательно должна быть большая кукла «Бобо», чтобы ребенок мог на ней выразить свое негодование и агрессию. Длительность занятия 30-45 минут. Цель занятия - дать возможность ребенку в форме игры выразить свои переживания, дать выход негативным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодействия. В ходе работы с ребенком необходимо:
- создать для ребенка атмосферу безопасности;
- понимать и принимать мир;
- поощрять выражение эмоций;
- не оценивать эмоции, которые проявляет ребенок;
- создать ощущение вседозволенности;
- не принимать решение за ребенка, но подводить к правильному решению;
- обеспечить ребенку возможность брать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
2. Арттерапия - это психологическая коррекция средствами искусства. Чаще всего используют изобразительное творчество – рисование, коллажи, лепка, аппликация. Творчество может носить спонтанный характер с дальнейшим обсуждением результатов, а может проходить в виде специально спланированных занятий
3. Сказкотерапия
Сказка – это мощнейший инструмент влияния на сознание и подсознание ребенка. Сказку может придумывать сам взрослый, соответственно проблеме, которая существует, может придумать ребенок, а можно использовать готовую сказку
Схема коррекционно-развивающего занятия с использованнием метода сказкотерапии
Этап | Для чего | Как это делать |
Вхождение в сказку | Создать положительное эмоциональное состояние | Для этого нужно заинтриговать ребенка, использовать нетрадиционный момент, разместить так, чтобы ему было комфортно и удобно, обыграть ситуацию |
Повторение | Вспомнить, что делали прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт получили, чему научились | У ребенка спрашивают, чем занимались прошлый раз, что он помнит, как использует полученные знания на практике |
Расширение | Расширение представления ребенка о чем нибудь | Ребенку предлагают новую сказку. Спрашивают, хочет ли он этому научиться, готов ли помочь кому-нибудь из сказки. |
Интеграция | Связать полученные знания с реальной жизнью | С ребенком необходимо обговорить, в каких жизненных ситуациях он может использовать полученные знания |
Резюмирование | Обобщение, подведение итогов | Подводится итог занятия. Четко проговаривается последовательность того, что происходило во время занятия, подчеркивает важность полученных знаний. |
Ритуал выхода | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в обычном социальном окружении | Ребенка необходимо вывести из сказочной ситуации, акцентировать внимание на том, что с собой мы берем все самое важное, чему научились и постараемся его использовать. |
4. Метод систематической десенсибилизации.
Этот метод широко используется для коррекции агрессивных проявлений у детей.
Для работы можно использовать следующую схему:
- Ребенку предлагается вспомнить и назвать все ситуации, когда он проявляет агрессию – от самых простых до сложных.
- Ребенка учат навыкам саморегуляции дыхания и поведения (посчитать до трех, переключиться на другой вид деятельности, произнести ключевую фразу)
- Ребенку предлагают вспомнить простейшую ситуацию, которая вызывает агрессию, и стараются с ней справиться.
- Каждый успех ребенка поддерживается и закрепляется. Переход к следующему, более сложному шагу, осуществляется только тогда, когда ребенок сам этого захочет.
- Заканчивается коррекция только тогда, когда все ситуации перестанут вызывать агрессию.
5. Жетонный метод
Жетонный метод успешно используется с целью коррекции поведенческих нарушений. Он заключается в том, что за правильное поведение ребенок получает жетоны, которые по мере их накопления, дают возможность на получения каких либо льгот. Такой метод можно использовать и по отношению к родителям. Например, мама, которая правильно отреагировала на поведения ребенка (не накричала, не ударила и др.) тоже получает жетон. Для большей наглядности можно сделать плакат, на котором отмечаем яркими звездочками положительное поведение, а черными – отрицательное. Такой способ дает возможность наглядно видеть динамику ситуации и своевременно принимать меры.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.
2. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста / И.В. Ковалева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 48 с.
3. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
4. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / О.П.Рожков. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.
5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...
Работа с агрессивным ребенком в группе
Работа с агрессивным ребенком в группе.Агрессивное поведение - одно из самых распространненых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как, это наиболее быстрый и эффективный способ достижения ...
Конспект теоретического семинара с воспитателями ДОУ Тема: «Формы взаимодействия с агрессивным ребенком».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП» Подготовила педагог – психолог С.Н. Янина ...
Коррекционная работа с агрессивным ребенком.
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Как у животных, так и человека, гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отды...
"Детская агрессия. Формы работы с агрессивным ребёнком" Консультация для родителей
Детская агрессияАгрессия - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адеква...
Работа с агрессивным ребенком
Агрессивный ребенок нуждается в ласк и помощи взрослого. Советы родителям....
"Рекомендации воспитателям по работе с агрессивным ребенком"
Советы педагогам по организациии работы с детьми, проявляющими агрессию....