ФОРМА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ
методическая разработка по психологии

Минигулова Азалия Раисовна

Агрессия  - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг него.

 

Возможные причины – некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, особенности семейного воспитания, характер наказаний, которые используют родители по отношению к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya_statya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ. ФОРМЫ РАБОТЫ

С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ»

Агрессия  - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг него.

Возможные причины – некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, особенности семейного воспитания, характер наказаний, которые используют родители по отношению к ребенку.

Критерии:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто вступает в конфликт со взрослыми,
  3. Отказывается выполнять установленные правила.
  4. Часто умышленно дразнит взрослых или детей.
  5. Обвиняет других в своих ошибках или плохих поступках.
  6. Часто сердится и отказывается делать что-либо.
  7. Бывает завистлив, скрытен, мстителен.
  8. Раздражителен, легко выходит из себя.
  9. Проявляет физическую или вербальную агрессию по отношению к своим сверстникам или взрослым.

    10. Умышленно создает ситуации, в которых может проявить свою агрессию.

Рекомендации

Работая с агрессивным ребенком, необходимо:

  1. Быть внимательным к потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка.
  4. Наказывать за конкретный поступок, а не вообще.
  5. Наказания не должны унижать ребенка.
  6. Учить ребенка различным способам выражения своей агрессии.
  7. Дать возможность ребенку проявить свой гнев после фрустрационной  ситуации.
  8. Учить распознавать собственное эмоциональное состояние и правильно выражать его.
  9. Развивать способность к эмпатии.
  10.  Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
  11.  Учить брать ответственность на себя.
  12.  Использовать игровые методы коррекции агрессии (сказкотерапия, арттерапия, игры с песком  и др.)

 Помните! Лучший способ снизить агрессивное поведение ребенка – проявлять  любовь к нему. Лишь одно ласковое слово может снять озлобленность и раздражительность ребенка. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным и его принимали таким, каким он есть. Постарайтесь найти и понять причину протеста и агрессии, по возможности устраните ее. Теплая и доброжелательная атмосфера дома и в детском саду способствует снижению тревожности.

Формы работы с агрессивным ребенком

1. Игровая терапия

Этот метод очень эффективен в работе с детьми 3-10 лет. Для работы взрослым необходим набор «специальных игрушек», включающий мягкие игрушки, военные игрушки, игрушки-монстры, обязательно должна быть большая кукла «Бобо», чтобы ребенок мог  на ней выразить свое негодование и агрессию. Длительность занятия 30-45 минут. Цель занятия -  дать возможность ребенку в форме игры выразить свои переживания, дать выход негативным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодействия. В ходе работы с ребенком необходимо:

  • создать для ребенка атмосферу безопасности;
  • понимать и принимать мир;
  • поощрять выражение эмоций;
  • не оценивать эмоции, которые проявляет ребенок;
  • создать ощущение вседозволенности;
  • не принимать решение за ребенка, но подводить к правильному решению;
  • обеспечить ребенку возможность брать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

2. Арттерапия  - это психологическая коррекция  средствами искусства. Чаще всего используют изобразительное творчество – рисование, коллажи, лепка, аппликация. Творчество может носить спонтанный характер с дальнейшим обсуждением результатов, а может проходить в виде специально спланированных занятий

3. Сказкотерапия

Сказка – это мощнейший инструмент влияния на  сознание и подсознание ребенка. Сказку может придумывать сам взрослый, соответственно проблеме, которая существует, может придумать ребенок, а можно использовать готовую сказку

Схема коррекционно-развивающего занятия с использованнием  метода сказкотерапии

Этап

Для чего

Как это делать

Вхождение в сказку

Создать положительное эмоциональное состояние

Для этого нужно заинтриговать ребенка, использовать нетрадиционный момент, разместить так, чтобы ему было комфортно и удобно, обыграть ситуацию

Повторение

Вспомнить, что делали прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт получили, чему научились

У ребенка спрашивают, чем занимались прошлый раз, что он помнит, как использует полученные знания на практике

Расширение

Расширение представления ребенка о чем нибудь

Ребенку  предлагают новую сказку. Спрашивают, хочет ли он этому научиться, готов ли помочь кому-нибудь из сказки.

Интеграция

Связать полученные знания с реальной жизнью

С ребенком необходимо обговорить, в каких жизненных ситуациях он может использовать полученные знания

Резюмирование

Обобщение, подведение итогов

Подводится итог занятия. Четко проговаривается последовательность того, что происходило во время занятия, подчеркивает важность полученных знаний.

Ритуал выхода

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в обычном социальном окружении

Ребенка необходимо вывести из сказочной ситуации, акцентировать внимание на том, что с собой мы берем все самое важное, чему научились и постараемся его использовать.

4.  Метод систематической десенсибилизации.

Этот метод широко используется для коррекции агрессивных проявлений у детей.

 Для работы можно использовать следующую схему:

  1. Ребенку предлагается вспомнить и назвать все ситуации, когда он проявляет агрессию – от самых простых до сложных.
  2. Ребенка учат навыкам саморегуляции  дыхания и поведения (посчитать до трех, переключиться на другой вид деятельности, произнести ключевую фразу)
  3. Ребенку предлагают вспомнить простейшую ситуацию, которая вызывает агрессию, и стараются  с ней справиться.
  4. Каждый успех ребенка поддерживается и закрепляется. Переход к следующему, более сложному шагу, осуществляется только тогда, когда ребенок сам этого захочет.
  5. Заканчивается коррекция только тогда, когда все ситуации перестанут вызывать агрессию.

5. Жетонный метод

Жетонный метод успешно используется  с целью коррекции поведенческих нарушений. Он заключается в том, что за правильное поведение ребенок получает жетоны, которые по мере их накопления, дают возможность на получения каких либо льгот.  Такой метод можно использовать и по отношению к родителям. Например, мама, которая правильно отреагировала на поведения ребенка (не накричала, не ударила и др.) тоже получает жетон. Для большей наглядности можно сделать плакат, на котором отмечаем яркими звездочками положительное поведение, а черными – отрицательное. Такой способ дает возможность наглядно видеть динамику ситуации и своевременно принимать меры.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.

2. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста / И.В. Ковалева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 48 с.

3. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

4. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / О.П.Рожков. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.

5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Работа с агрессивным ребенком в группе

Работа с агрессивным ребенком в группе.Агрессивное поведение - одно из самых распространненых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как, это наиболее быстрый и эффективный способ достижения ...

Конспект теоретического семинара с воспитателями ДОУ Тема: «Формы взаимодействия с агрессивным ребенком».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП» Подготовила педагог – психолог С.Н. Янина                 ...

Коррекционная работа с агрессивным ребенком.

Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Как у животных, так и человека, гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отды...

"Детская агрессия. Формы работы с агрессивным ребёнком" Консультация для родителей

Детская агрессияАгрессия  - мотивированное деструктивное поведение ребенка, которое противоречит нормам и правилам общения в детском коллективе; отражение внутреннего дискомфорта, неумение адеква...

Работа с агрессивным ребенком

Агрессивный ребенок нуждается в ласк и помощи взрослого. Советы родителям....

"Рекомендации воспитателям по работе с агрессивным ребенком"

Советы педагогам по организациии работы с детьми, проявляющими агрессию....