климат в коллективе
презентация по психологии

Аксенова С.

теория и практические игры и упражнения по климату в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_v_kollektive.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Хвалынска

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Автор - составитель:

Аксенова Светлана Анатольевна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 7» г. Хвалынска



2024 г

Мастер -класс

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Цель :

  • сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Задачи:

- формирование благоприятного психологического климата;

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- развитие умения работать в команде;

- сплочение коллектива;

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Оборудование: фигурки из цветного картона (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, зигзаги); листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки по числу участников.

Ход

Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?

Упражнение «Ассоциации к слову коллектив», «Что значит для меня коллектив?»

И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом (2) называется разновидность социальной общности и совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Психологический климат (3) – это, преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате коллектива: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

(4)Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе
МИКРОСРЕДА
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА
МАКРОСРЕДА
РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

5 слайд
Социально-экономическое состояние государства
Ценности общества
Деятельность управляющих органов
МАКРОСРЕДА

6 слайд
МИКРОСРЕДА
Окружение личности как члена коллектива
Ценности, нормы, правила, традиции
Вид отношений в коллективе

7 слайд
РУКОВОДСТВО КОЛЕКТИВОМ
Стиль взаимоотношений между руководителями и подчиненными
Единство основных устремлений
Техника выслушивания
Направленность на понимание
Принятие
Способность к убеждению

  1. слайд
    ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА
    Личное мнение, настроение, поведение

    Мотивы взаимных предпочтений: деловые, эмоциональные
    Темперамент
    Характер
    Пол
    Эмоциональное состояние. Воля, мотивы
  2. слайд
    ВЫБЕРИТЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ
  3. слайд
    Квадрат
    Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем заняты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата – распланированная предсказуемая жизнь ,ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий.
  4. слайд
    Прямоугольник
    Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
  5. слайд
    Треугольник
    Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
  6. слайд
    Круг
    Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у Круга возникает с кем – то конфликт , наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
  7. слайд
    Зигзаг
    Фигура. символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего – то нового , оригинального – вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами ,при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг – самый восторженный , самый возбудимый из пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.
  8. слайд
    Синий
    У человека выбирающего синий цвет есть потребность либо в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии, либо существует физиологическая потребность в отдыхе, разрядке и возможность в восстановлении сил. Всякий, кто отдает предпочтение синему, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений.
  9. слайд
    Зеленый
    Человек, выбирающий зеленый цвет хочет повысить уверенность в своей ценности посредством настойчивого отстаивания своих прав, притязаний, своего превосходства, твердо придерживаясь представления о себе или ожидая признания со стороны других людей, уважения, хочет производить впечатление.
  10. слайд
    Красный – это импульс, воля к победе и все формы жизненной энергии и силы. Это побуждение к активному действию, борьбе, соперничеству. Тот кто выбирает красный цвет, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущение полноты бытия.
  11. слайд
    Желтый
    Человек, выбирающий желтый цвет говорит о желании освободиться и о надежде на большее счастье или ожидании его и подразумевает некоторый незначительный или крупный конфликт, от которого необходимо избавиться. Желтый нацелен вперед, к новому, современному, развивающемуся.
  12. слайд
    Фиолетовый
    Человек, выбирающий фиолетовый цвет ищет одобрения и признания своего обаяния и очарования, своих восхитительных манер и других замечательных свойств. Он впечатлителен и тонок в оценках, однако не хочет, чтобы личные отношения обременяли его излишней ответственностью.
  13. слайд
    Черный
    Человек, отдающий предпочтение черному, хочет отказаться от всего из-за упрямого протеста против существующего положения, при котором ему кажется, все не так, как должно быть. Он восстает против Рока или своей судьбы, и склонен при этом действовать опрометчиво. Черный – это переходное состояние человека.
  14. слайд
    Серый
    Человек, который выбирает серый цвет хочет отгородиться от всего стеной, чтобы оставаться свободным от любых обязательств. Такой человек не склонен к деятельности, он изолирует себя от непосредственного участия в том, что должен делать, выполняет все машинально, механически.
  15. слайд
    Коричневый
    Человек, выбирающий коричневый цвет имеет повышенную потребность в физическом покое и чувственной удовлетворенности, потребность избавиться от ситуации, которая вызывает чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть опасность, реальный физический недуг, наличие проблем, справиться с которыми человек считает себя неспособным.

Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Тома, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого в группе больше мальчиков, чем девочек»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» , «У кого в имени есть гласная Е»

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Будь внимательным»

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.

«При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах серьги? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

Упражнение «Дракон»

Цель упражнения: обрести уверенность и сплотить участников.

«В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.

Все становятся в колонну, держась за плечи друг друга. Первый- «голова», последний-«хвост». Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом.

Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Игра «Джойстик»

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам встать вокруг стола, в центре которого «джойстик».Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа, должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз.

Подведение итогов

В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....

семинар для педагогов "Психологический климат в коллективе"

·         Повышение психологической компетентности педагогов·         Содействие сплочению коллектива....

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе

Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, ск...