Игры на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
картотека по психологии (старшая, подготовительная группа)
В данном материале представлены игры на развитие мышления и речи детей старшего дошкольного возраста.
Ели с ребенком играть в специальные игры и упражнения, то развитие мышления происходит быстрее, а показатели мышления могут улучшиться в несколько раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры , направленные на развитие мышления у старших дошкольников | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Четвертый лишний»
Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение.
Варианты группы слов:
ромашка – ландыш – сирень колокольчик;
заяц – лось – овца – волк;
диван – кровать тетрадь – парта;
ухо – лицо – нос – рот;
щука – рак – карась окунь;
молоко – сливки – сметана – сало;
рысь – медведь – тигр – кошка;
жук – рыба – муравей – бабочка;
гусь – лебедь – павлин – кролик.
«Нахождение слов»
Подберите слова и продолжите ряд:
лев – тигр – слон – ...;
кошка – собака – свинья – ...;
огурец – помидор – лук – ...
трактор – трамвай – велосипед – ...;
диван – стол – стул – ...;
рубашка – платье – юбка – ...;
вишня – слива – яблоко – ...;
панамка – кепка – шапка – ...;
сандалии – ботинки – сапоги – ...
«Назови одним словом».
Бабочка, комар, стрекоза – (насекомые)
Береза, дуб, сосна – …
Стол, шкаф, диван – …
Ботинки, сапоги, кроссовки – …
Сыр, сметана, йогурт – …
Малина, клубника, смородина – …
Футбол, гимнастика, плавание – …
«Говори наоборот»
Детям говорю слово, а они отвечают противоположным по значению сказанному мной. Слова обозначают признаки предметов.
Широкий – … узкий;
высокий – … низкий;
тяжелый – … легкий;
трусливый – … храбрый;
белый – … черный;
тупой – … острый;
твердый – … мягкий;
шершавый – … гладкий;
веселый – … грустный;
быстрый – … медленный;
красивый – … безобразный;
пустой – … полный;
худой –… толстый;
умный – … глупый;
трудолюбивый –… ленивый.
«Окончание слов» (на развитие скорости мышления)
Взрослый начинает слово, произнося первый слог, а ребенок должен закончить.
По.. до..; на.. че..; за.. пры..; ми.. ку..; му.. зо и т.д.
«Противоположности»
Говорим слово, а ребенок отвечает противоположным по значению. (существительные, прилагательные, глаголы)
День – ночь
Север – юг
Родина – чужбина
Цветение – увядание
Находка – потеря
Смелость – трусость
Усталость – бодрость
Шторм – штиль
Любовь – ненависть
Жестокость – сочувствие
Скромность – заносчивость
Организованность – беспорядок
Зимний – летний
Хмурый – ясный
Тайный – явный
Яркий – тусклый
Приблизительный – точный
Обманчивый – верный
Крошечный – огромный
Сердитый – приветливый
Простой – сложный
Тихий – громкий
Быстрый – медленный
Красивый – безобразный
Грубый – вежливый
Войти – выйти
Молчать — говорить
Взял — положил
Нашел – потерял
Забыл — вспомнил
Уронил — поднял
Ложиться — вставать
Одеваться — раздеваться
Мириться — ссориться
Опускать — поднимать
Отпускать — ловить
Помогать — мешать
Смеяться — плакать
Залетать — вылетать
Закрыть — открыть
Включить — выключить
Хвалить — ругать
Заснуть – проснуться
Мягкий – твердый
Свежий – черствый
Добрый – злой
Широкий – узкий
Тонкий – толстый
Прямой – кривой
Короткий – длинный
Далеко – близко
Высокий – низкий
Тяжелый – легкий
Пустой – полный
Светлый – темный
Умный – глупый
Победа – поражение
Горячий – холодный
Мокрый – сухой
Здоровый – больной
Сладкий – кислый
Попал – промахнулся
Первый – последний
Новый — старый
Молодой — пожилой
Приветливый — угрюмый
Скромный — гордый
Выдуманный — настоящий
Жадный – щедрый
Снаружи — внутри
Вверх — вниз
Гладкий — шершавый
Купить — продать
Брать — давать
Радоваться — грустить
Двигаться — стоять
Зима — лето
Дешевый — дорогой
Большой — маленький
Активный — пассивный
Горе — радость
Бедный — богатый
Белый — черный
Полезный — бесполезный
Будущее — прошлое
Спокойный — бурный
Везде — нигде
Веселье — скука
Война — мир
Вопрос — ответ
Восход — закат
Вперед — назад
Временный — постоянный
Всегда — никогда
Вход — выход
Вчера — сегодня
Глубоко -мелко
Глупый — умный
Грязный — чистый
Густой — редкий
Давно — недавно
Доход — расход
Жара — холод
Женщина — мужчина
Живой — мертвый
Завтрак — ужин
Исчезать — появляться
Конец — начало
Ложь — правда
Можно — нельзя
Мокрый — сухой
Надежда — отчаяние
Налево — направо
Одинаковый — разный
Отдых — работа
Отрицательный — положительный
Поздно — рано
«Логические концовки»
Ребенку предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
• Если два больше одного, то один… (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая… (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
«Что будет, если….?»
– Что будет, если...
… человек перестанет есть?
… перестанет чистить зубы?
… не будет спать?
… будет носить тесную обувь?
… посадить цветы в песке?
… не выключить кипящий чайник?
«Птица-гнездо»
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-… (дом)
Песня-глухой, картина-… (слепой)
Паровоз-вагон, конь-…(телега)
Бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
Песня-певец, самолет-…(летчик)
Карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)
Птица-воздух, рыба-…(вода)
Машина-дорога, воздух-…(самолет)
Корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)
Яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)
Ложка-каша, вилка-…(мясо).
«Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы. Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы).
- Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?
- Что бывает высоким (низким)?
- Что бывает зелёным (красным, синим)?
- Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
- Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
- Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
- Что бывает тяжёлым (лёгким)?
- Что бывает глубоким (мелким)?
- Что бывает колючим (острым, хрупким)?
«Назови одним словом»
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, как их можно назвать одним словом:
- суп, каша, гуляш, кисель; (еда)
- лошадь, корова, овца, свинья; (домашние животные)
- курица, гусь, утка, индейка; (домашние птицы)
- волк, лиса, медведь, заяц; (дикие животные)
- капуста, картофель, лук, свекла; (овощи)
- пальто, шарф, куртка, костюм; (одежда)
- туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; (обувь)
- шапка, кепка, тюбетейка, берет; (головные уборы)
- липа, береза, ель, сосна; (деревья)
- зеленый, синий, красный, желтый; (цвета)
- шар, куб, ромб, квадрат; (фигуры)
- телевизор, утюг, пылесос, холодильник; (электробытовые приборы)
- автомобиль, трактор, трамвай, автобус; (транспорт)
«Чем отличаются?».
Подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов. В случаях затруднений использовать слова-подсказки Например: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой, перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет).
• Самолёт и птица
• Река и озеро
• Солнце и луна
• Туча и облако
• Книга и альбом
• Трамвай и метро
• Компьютер и телевизор
• Кастрюля и сковородка
• Зонт и крыша
• Велосипед и автобус
• Коляска и санки
• Столб и дерево
• Нож и ножницы
• Ваза и банка
• Платье и сарафан
• Шкаф и тумбочка
• Наволочка и пододеяльник
• Топор и молоток
• Вилка и грабли
• Будка и клетка
«Для чего можно использовать?».
Просим назвать как можно больше функций одного предмета.
Например: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.
• Книга
• Кирпич
• Ящик
• Лампочка
• Катушка
• Бочка с водой
• Пластмассовая бутылка
• Газета
• Бинт
• Кубик
• Зеркало
• Автомобильная шина
• Длинная доска
• Стеклянная банка
• Бревно
• Ведро с песком
«Что сначала, что потом?».
Предлагаем ребенку прослушать и заметить фразу с нарушением последовательности событий , исправив ее.
• Сначала картошку надо бросить в суп и сварить, а потом почистить.
• Сначала надевают носки, а потом ботинки.
• Сначала у собаки рождается маленький щенок, а потом из него вырастает большой пес.
• Сначала срезают цветок для букета, а потом семечко бросают в землю.
• Сначала листья желтеют и опадают, а потом на деревьях распускаются почки.
• Сначала мороженое тает, а потом его достают из холодильника.
• Сначала птицы улетают на юг, а потом наступает осень.
• Сначала мы просыпаемся, потом завтракаем.
Можно изменить игру: вы начинаете, ребенок продолжает.
«Что можно делать? С чем можно делать?»
Предлагаем ребенку подобрать как можно больше слов-действий к слову-предмету.
Например: «Мячик можно кидать, катать, а еще…»
• Воду можно пить, а еще…
• Бумагу можно рвать, а еще…
• Хлеб можно намазать маслом, а еще…
• Платье можно погладить утюгом, а еще…
• Из снега можно слепить снеговика, а еще…
• Из песка можно слепить куличики, а еще…
• Под зонтом можно спрятаться от дождя, а еще…
• Конфету можно съесть, а еще…
• Карандашом можно рисовать, а еще…
• Из клубники можно сварить варенье, а еще…
• Собаку можно погладить, а еще…
«Кто что делает?».
Необходимо подобрать как можно больше слов-действий.
Например: «Солнышко светит, а еще … греет, сияет, прячется за тучу».
• Чайник - свистит, кипит…
• Машина - едет, гудит, светит…
• Снег - идет, тает…
• Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…
• Дождь – идет….
• Автомобиль – едет…
• Кошка – мурлыкает…
• Молния – сверкает…
• Цветок – растет…
• Мячик – прыгает…
Вариант 2. Ребенок должен назвать общее действие:
• И лягушка, и зайчик – (прыгают).
• И птица, и муха - (летают).
• И снег, и дождь (выпадают на землю).
• И мороженое, и лед – (тают).
• И солнышко, и фонарь – (светят).
• И кошка, и собака – (живут в доме)
• И врач, и ветеринар – (лечат).
«Узнай по описанию».
Просим ребенка по описанию узнать и назвать предмет или живое существо.
• Серый, злой, зубастый, голодный (волк).
• Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)
• Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик).
• Длинная, безногая, ядовитая (змея).
• Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса).
• Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).
• Белая, тоненькая, зеленая, кудрявая (береза).
• Холодная, дождливая, пасмурная (осень).
• Ароматный, яркий, красивый, садовый (цветок).
• Хрустящий, зеленый, сочный, соленый (огурец).
• Интересная, красочная, детская (книга).
• Пушистая, колючая, лесная, новогодняя (елка).
• Холодное, сладкое, клубничное (мороженое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию мышления для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Это цикл игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать на занятии, прогулки и других видах деятельности....
"Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
выступление на родительском собрании...
Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих игр В.В. Воскобовича
Методическая разработка...
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...
Интерактивные игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста.
В данной презентации размещены упражнения на развитие мышления....
Упражнения и игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...