Презентация к групповой консультации "Ранняя профориентация"
консультация по психологии
В данной публикации представлена презентация к консультации, целью которой было познакомить педагогов с нетрадиционными формами работы по ознакомлению дошкольников с миром профессий, порядком выявления склонностей детей дошкольного возраста к определенному виду деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya.pptx | 2.27 МБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_rannyaya_proforientatsiya.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ранняя профориентация дошкольника? Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это «начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем.
Какова цель «ранней профориентации»? Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим.
Что нужно делать, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду?
Что нужно делать, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду? Обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах, мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вопросы: Какие профессии? Зачем? Для чего? Почему?
Какие направления работы может включить педагог в перспективный план по теме ранней профориентации?
Какие направления работы может включить педагог в перспективный план по теме ранней профориентации? 1. Приближение детей к труду взрослых. 2. Приближение труда взрослых к детям. 3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Какова основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями?
Какова основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями? Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка.
Какие нетрадиционные формы по ознакомлению детей с миром профессий вы можете предложить?
Какие нетрадиционные формы по ознакомлению детей с миром профессий вы можете предложить? Творческое моделирование Разработка и составление алгоритмов Изготовление технологических карт Тематические недели Проектная деятельность Создание мастерских Изготовление лэпбуков Аукцион экономических идей Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен» Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии Мультимедийные презентации Виртуальные экскурсии Виртуальное гостевание Создание электронных игр-пособий, Интерактивные игры. Выпуск настенных газет, посвящённых профессия Поздравление родителей с профессиональными праздниками Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба») Проект « BabySkills » (фестиваль, чемпионат)
Как определить к какому типу профессий дошкольник испытывает склонность? 1а.Сажать и выращивать цветы, деревья. 1б.Ремонтировать сломавшуюся вещь, велосипед, мебель. 2а.Участвовать в играх «Семья», «Детский сад». 2б.Показывать кукольный театр. 3а.Шить, вязать мастерить, ремонтировать игрушки. 3б.Участвовать в конкурсе рисунков. 4а.Ухаживать за животными. 4б.Участвовать в игре «Продавцы-покупатели». 5а.Конструировать постройки из кубиков. 5б.Делать украшения своими руками (из ниток, дерева, растений, ткани) 6а.Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их. 6б.Играть в школу, при этом выполнять роль учителя. 7а.Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать) 7б.Проектировать, придумывать новые виды игрушек, машин, зданий. 8а.Быть экскурсоводом, рассказывать людям о какой-нибудь выставке (рисунков, лепки, аппликации) 8б.Лечить животных (кошек, собак, птиц, морских свинок…) 9а.Быть в игре машинистом поезда, водителем автобуса, летчиком. 9б. Организовывать какую-нибудь игру (во дворе или детском саду)
Как определить к какому типу профессий дошкольник испытывает склонность? 10а.Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. 10б.Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными. 11а.Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины или пластилина) 11б.Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада. 12а.Играть со строительным материалом (строить города, вокзалы) 12б.Рассказывать сказки малышам, играть с ними. 13а.Участвовать в инсценировке сказок. 13б.Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах. 14а.Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром. 14б.Помогать воспитателю в работе с детьми. 15а.Выращивать животных и ухаживать за ними. 15б.Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. 16а.Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием (придумыванием) одежды для кукол. 16б.Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. 17а.Быть в игре проводником вагона, парикмахером. 17б.Придумывать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям. 18а.Смотреть фильмы о жизни цветов, растений, животных. 18б.Смотреть фильмы о создании какой-нибудь машины (трактора, подъемного крана, комбайна.
Как определить к какому типу профессий дошкольник испытывает склонность? 1 2 3 4 «Человек-природа» «Человек-техника» «Человек-человек» « Человек-художественный образ садовник, агроном, животновод, ветеринар, зоотехник слесарь, токарь, крановщик, инженер учитель, продавец, врач, воспитатель, медсестра, певец, актер, ювелир, чеканщик, визажист, парикмахер
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
Цель: Познакомить целевую аудиторию с целью и нетрадиционными формами работы по ознакомлению дошкольников с миром профессий, порядком выявления склонностей детей дошкольного возраста к определенному виду деятельности.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и возможностей у каждого ребенка, помогающая определиться в выборе будущей профессии.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
??? Какова цель «ранней профориентации»?
Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим.
??? Что нужно делать, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду?
Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
??? Какие пункты в перспективный план работы по теме ранней профориентации педагог может включить?
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.
??? Какова основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями?
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
??? Какие нетрадиционные формы по ознакомлению детей с миром профессий вы можете предложить?
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:
1. Творческое моделирование и проектирование–это наглядно-практический метод обучения, который заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
2. Разработка и составление алгоритмов – формирование у детей алгоритмических умений.Алгоритмы позволяют быстро запомнить, а затем правильно выполнить порядок работы.
3. Изготовление технологических карт. Это своеобразный паспорт в профзоне, в ней указывается название профцентра, рекламный слоган, цель работы, краткое описание профессии в этой сфере, орудия труда и профдеятельности, а также предположительный результат по деятельности в профзоне.
4. Тематические недели— углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки детей разного возраста по конкретной теме.
5.Проектная деятельность - в основе которой лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.
6. Создание мастерских, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета («Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»).
7. Изготовление лэпбуков. «Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
8. Аукцион экономических идей
9.Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен» - игровая деятельность, направленная на формирование основ экономическогомышления, осваиваются такие понятия, как цена, спрос, реклама, кредит, бизнес и т.д.
10. Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
11. Мультимедийные презентации— это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
12. Виртуальные экскурсии – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальных экскурсий виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
13.Виртуальное гостевание - это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь, познакомить с разнообразием мира через виртуальную реальность. Виртуальное гостевание предполагает активное взаимодействие не только с педагогом, но и непосредственно между дошкольниками с помощью их родителей.
14. Создание электронных игр-пособий, Интерактивные игры. Реализуются игры с помощью различных эффектов анимации и помогают детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать учебный материал. С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д.
15.Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
16.Поздравление родителей с профессиональными праздниками
17.Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)
18. Проект «BabySkills» (фестиваль, чемпионат)-этомногоступенчатоеполучение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности (создание полигона ранних профориентационных проб).
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным.
??? Как определить к какому типу профессий дошкольник испытывает склонность?
Предлагаю вашему вниманию профориентационный опросник, который можно использовать в старшей и подготовительной группе детского сада. Опросник позволяет определить к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти-семи летнего возраста.
Ребенку предлагается 18 пар заданий. После предоставления ребенку пары видов деятельности, ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов взрослый фиксирует выбор ребенка знаком (+). Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.
Опросник
1а.Сажать и выращивать цветы, деревья. | 1б.Ремонтировать сломавшуюся вещь, велосипед, мебель. |
2а.Участвовать в играх «Семья», «Детский сад». | 2б.Показывать кукольный театр. |
3а.Шить, вязать мастерить, ремонтировать игрушки. | 3б.Участвовать в конкурсе рисунков. |
4а.Ухаживать за животными. | 4б.Участвовать в игре «Продавцы-покупатели». |
5а.Конструировать постройки из кубиков. | 5б.Делать украшения своими руками (из ниток, дерева, растений, ткани) |
6а.Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их. | 6б.Играть в школу, при этом выполнять роль учителя. |
7а.Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать) | 7б.Проектировать, придумывать новые виды игрушек, машин, зданий. |
8а.Быть экскурсоводом, рассказывать людям о какой-нибудь выставке (рисунков, лепки, аппликации) | 8б.Лечить животных (кошек, собак, птиц, морских свинок…) |
9а.Быть в игре машинистом поезда, водителем автобуса, летчиком. | 9б. Организовывать какую-нибудь игру (во дворе или детском саду) |
10а.Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. | 10б.Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными. |
11а.Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины или пластилина) | 11б.Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада. |
12а.Играть со строительным материалом (строить города, вокзалы) | 12б.Рассказывать сказки малышам, играть с ними. |
13а.Участвовать в инсценировке сказок. | 13б.Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах. |
14а.Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром. | 14б.Помогать воспитателю в работе с детьми. |
15а.Выращивать животных и ухаживать за ними. | 15б.Служить и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
16а.Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием (придумыванием) одежды для кукол. | 16б.Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
17а.Быть в игре проводником вагона, парикмахером. | 17б.Придумывать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям. |
18а.Смотреть фильмы о жизни цветов, растений, животных. | 18б.Смотреть фильмы о создании какой-нибудь машины (трактора, подъемного крана, комбайна. |
Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа «Человек-природа» (садовник, агроном, животновод, ветеринар, зоотехник,..), во-втором- профессии типа «Человек-техника»(слесарь, токарь, крановщик, инженер,….), в третьем- профессии типа «Человек-человек»(учитель, продавец, врач, воспитатель, медсестра,..), в четвертом-профессии типа «Человек-художественный образ (певец, актер, ювелир, чеканщик, визажист, парикмахер,…)
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 |
1а | 1б | 2а | 2б |
3а | |||
4а | 4б | ||
5а | 5б | ||
6а | 6б | 7а | |
7б | 8а | ||
8б | 9а | 9б | 10а |
10б | 11а | ||
11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | |
15а | 15б | 16а | |
16б | 17а | 17б | |
18а | 18б | ||
Сумма+ | Сумма+ | Сумма+ | Сумма+ |
Природа | Техника | Человек | Худ. образ |
Мне нравятся профессии: | Я хочу быть: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1а | 1б | 2а | 2б |
3а | |||
4а | 4б | ||
5а | 5б | ||
6а | 6б | 7а | |
7б | 8а | ||
8б | 9а | 9б | 10а |
10б | 11а | ||
11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | |
15а | 15б | 16а | |
16б | 17а | 17б | |
18а | 18б | ||
Сумма+ | Сумма+ | Сумма+ | Сумма+ |
Природа | Техника | Человек | Худ. образ |
Мне нравятся профессии: | Я хочу быть: |
Наибольшее количество плюсов является признаком наличия склонностей к соответствующему типу профессий, отсутствие плюсов свидетельствует или об отрицательном отношении к данному типу профессий, или о незнании ребенка о данном направлении деятельности.
В каждом столбике нужно подсчитать сумму плюсов и записать в третьей строке снизу.
Результаты тестирования позволяют вести предметный разговор с родителями по предоставлению им рекомендаций для записи детей в кружки, клубы, секции, по подбору книг для индивидуального чтения, игрушек, фильмов и мультфильмов….
Также владение информацией о склонностях ребенка, позволяет наиболее грамотно разрабатывать индивидуальный маршрут развития детей (особенно одаренных), а также оформлять портфолио дошкольников.
И, что самое главное, для ребенка, правильно выбранное направление сферы деятельности, а в дальнейшем выбор профессии- это его личная удовлетворенность, успешность , продуктивность, и, как следствие польза самому себе и обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к групповому проекту для детей 5-6 лет с ОНР "Где живут витамины"
•Цель: познакомить детей с витаминами, которые есть в овощах•Задачи:1.Расширить знания детей о витаминах и их роли в сохранении и укреплении здоровья2.Закрепить знания детей об овощах; умение об...
Презентация "Оформление групповых помещений"
В презентации отражены уголки групповых помещений, оформленные своими руками с использованием разных материалов и техник....
Презентация "Утренний групповой сбор"
Структура проведения утреннего группового сбора....
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Презентация ООД по ранней профориентации детей 5-6 лет «Профессии в мире спорта»
Презентация ООД по ранней профориентации детей 5-6 лет «Профессии в мире спорта»...
Презентация на тему "Ранняя профориентация дошкольников"
Ранняя дошкольная профессиональная ориентация в ДОУ - что это ?...
Презентация к групповому проекту "Кто строит дома?"
Презентация к групповому проекту "Кто строит дома?"...