Семинар - практикум для родителей: “Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации”.
статья

В данной публикации раскрываются такие понятия как валидация, ее практический смысл, какие можно использовать средства для развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье и формирование  ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения. 

  •   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 2 «Колосок»

Материал подготовила:

педагог-психолог

Сачкова Наталья Викторовна

Семинар - практикум для родителей:

“Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации”.

Цель: повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, их информированности и осмысления механизмов эффективного общения.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием валидация, раскрыть практический смысл.
  • Формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия с детьми в семье, ответственное отношение родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.

Количество участников: 5-10 человек

Оборудование: цветная и белая бумага, ножницы, цветные и простые карандаши, ручки, бумага для заметок, карточки с ситуациями, схема с «Я-выказыванием», звездочки для рефлексии.

Продолжительность: 30-40 мин.

Ход семинара-практикума

- Здравствуйте, уважаемые родители! В наше время отношения между родителями и детьми все чаще носят поверхностный формальный характер. В череде бытовых неурядиц, серых будней исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения. Тепло, защищенность, психологический комфорт – вот то, что ребенок должен чувствовать в семье, а не жестокость и унижение. А ведь именно взаимоотношения в семье, любовь и понимание способствуют внутренней личностной свободе, развивают творческие способности, когнитивные и эмоциональные составляющие социального поведения, да и личность ребенка в целом.

Вот и мы сегодня собрались с вами для того, чтобы эффективнее научиться общаться со своим ребенком, лучше понимать его. А вы хорошо знаете своего ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить игра-приветствие «Хвасталки».

Игра-приветствие «Хвасталки»

«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Да, взаимоотношения в семье играют в эмоционально-личностном развитии ребенка первостепенную роль. Но, к сожалению, нередко в семьях нет дружеского взаимопонимания, душевного тепла, часто возникают конфликты, недопонимания, ссоры, которые могут привести к проблемам в отношениях. В таких случаях важно научиться использовать навыки, которые помогут сохранить и поддержать отношения. Одним из таких навыков является валидация, которая широко используется в диалектической поведенческой терапии.

Валидация - это подтверждение чувств другого человека. Она включает в себя уважительное отношение к переживаниям другого человека и признание того, что эти чувства являются нормальными. Валидация помогает людям почувствовать, что их слышат и понимают, а это укрепляет отношения и снижает конфликтность.

Например, когда ваш ребенок жалуется, что он сегодня сильно боялся и чуть не заплакал, когда ему делали прививку, вместо того, чтобы объяснять ему, что прививка очень полезна и нужна для его здоровья, вы можете валидировать его чувства, сказав: "Понимаю, тебе было очень страшно, ты чувствовал себя беспомощным, незащищенным. Но ты молодец, справился со своим страхами, я горжусь тобой» Таким образом, вы подтверждаете его чувства и даете ему понять, что вы осознаете, как ему сложно было, да еще и формируете положительную установку на будущее.

Сейчас я предлагаю вам проанализировать чувства своего малыша. Вспомните и запишите какую-нибудь ситуацию из прошлого, когда ваш ребенок о чем-то вам рассказывал, а вы не выслушали его, или слушали невнимательно, неважно по каким причинам. Сейчас попробуйте с помощью приема валидации понять чувства вашего ребенка и сказать ему о них.

Упражнение «Чувства ребенка»

Родители вспоминают и записывают ситуации, затем по желанию рассказывают о них.

Вопрос: Что труднее было - вспомнить такую ситуацию или понять, что ребенок чувствовал в данный момент и сказать ему об этом?

Важно понимать, что валидация - это не односторонний процесс. Взаимность является ключевым фактором для сохранения и поддержания отношений. Если вы хотите, чтобы ваши отношения были здоровыми и счастливыми, важно научиться валидировать не только чувства других, но и свои собственные. Если вы замечаете, что ваши эмоции не принимаются близкими вам людьми, важно выразить свои чувства и потребности. Это не только поможет снять напряжение, но и укрепит ваши отношения в перспективе.

Но очень часто мы сами не умеем выражать свои чувства и эмоции. Некоторые отмалчиваются, подавляют свои чувства. Это приводит к разрушению здоровья и даже серьезным заболеваниям. Другие, наоборот, выплескивают свои чувства на тех, кто рядом - в таком случае страдают окружающие. Можно выразить чувства так, что другому станет плохо или не выразить – тогда плохо станет самому. Но есть способ рассказать о своих переживаниях, не обидев другого человека и даже повлиять на ситуацию – он называется «Я-высказывание». При этом мы не говорим другому «Ты –плохой». А говорим о себе, о том, что происходит с нами.

Давайте познакомимся со схемой «Я-высказывания».

ЧУВСТВО

ДЕЙСТВИЕ

ПРОСЬБА

Я

Чувствую обиду

Когда ты

Не выполняешь обещания

и я хочу

Чтобы ты держал свое слово

злюсь

опаздываешь

Чтобы ты приходил вовремя

волнуюсь

Не звонишь

Чтобы ты мне звонил вечером

А теперь предлагаю вам потренироваться строить «Я-высказывание», используя таблицу.

Упражнение «Я-высказывание» (в парах)

Упражнение происходит в два этапа.

  • Пара вытаскивает карточку с ситуацией. Один участник пары зачитывает ситуацию, второй дает по ней «Ты-высказывание», происходит обсуждение, что чувствует тот, кому так ответили?
  • Затем происходит тренировка с «Я-высказыванием» с обсуждением чувств, как это слышится партнеру? Есть ли разница с предыдущим вариантом?

Ситуации на карточках:

  • Ваша старшая дочь взяла Вашу любимую чашку и разбила ее. Что Вы скажете дочери?
  • Ваша начальница сравнивает Ваши успехи на работе с другими коллегами, считает, что они работают лучше. Что Вы скажете ей?
  • Вы – капитан команды. Игрок вашей команды не соглашается с Вашими предложением. Что Вы скажете ему?
  • Вы договорились встретиться с подругой в парке, чтобы потом пойти гулять. Она не пришла. Что Вы скажете подруге?
  • Ваша сестра взяла без спроса Вашу любимую шапку и ушла в ней на улицу. Что Вы ей скажете?
  • Ваши члены семьи ушли в кино без Вас. Что Вы им скажете?

Вопросы: Трудно ли было высказывать свои эмоции и выражать чувства, не обидев другого?

Когда мы признаем право другого человека на свои чувства и эмоции - это не означает одобрение или согласие с чужими действиями или решениями. Валидация - это всего лишь подтверждения чувств, а не оценка правильности поведения. Поэтому важно сохранять уважительное отношение, даже если вы не согласны с действиями другого взрослого человека или ребенка. Ведь каждый имеет право быть таким, какой он есть.

Практическая работа с цветной бумагой

Психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка. (Родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).

Вывод: как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим. Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Все мы имеем индивидуальные особенности, черты характера, по-своему видим, слышим, чувствуем, думаем. Следующее упражнение поможет вам ближе узнать своего малыша.

Упражнение «Любимая игрушка»

- Сейчас каждый из родителей на листе бумаги подумает, вспомнит. а затем и нарисует любимую игрушку своего ребенка.

Затем родители по очереди представляют игрушку и говорят, чем эта игрушка похожа на их ребенка: внешними признаками, особенностями и пр. Например: «У моего сына любимая игрушка машинка. Он похож на эту игрушку тем, что он такой же подвижный, надежный, как эта машинка помогает перевозить грузы, так и он растет моим помощником».

Вопрос: Трудно было найти какие-то общие черты между игрушкой и вашим ребенком? Почему? Что вам мешало?

В конце нашей встречи, хочу сказать, что валидация - это важный навык, который помогает сохранять и поддерживать отношения в семье. Она может быть эффективным способом для уменьшения конфликтов и укрепления связей между членами семьи. Взаимность является ключевым фактором для успешного применения этого навыка. Научившись валидировать не только чувства других, но и свои собственные, вы сможете поддерживать здоровые и счастливые отношения в своей жизни.

Рефлексия

Наша встреча подходит к концу. Хотелось бы мне узнать Ваше мнение о ней: понравилась или нет, или оставила равнодушной? Запишите свое отношение на стикерах и разместите на доске.

Благодарю за внимание!

Интернет-источник:

  1. «Занятие для подростков «Выражаем свои чувства» ()
  2. «Валидация - навык для сохранения и поддержания отношений» Автор О.Сидоренко ()

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...

Методическая разработка на тему: "Родительское собрание в нетрадиционной форме: семинар-практикум "Давайте поиграем!" для проведения с родителями в группах раннего возраста

Данный материал включает в себя проект и подробное описание проведения родительского собрания во второй группе раннего возраста, а также образец анкеты для родителей на тему "Игры и игрушки детей...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

Практикум для родителей Тема: Проблемы в общении родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?

Тема: Проблемы в общении  родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Воспитатель и родители. Навыки конструктивного общения»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.Повысить п...