Семинар - практикум для родителей: “Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации”.
статья
В данной публикации раскрываются такие понятия как валидация, ее практический смысл, какие можно использовать средства для развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье и формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Понятие валидации и ее использование в работе с детьми | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 2 «Колосок»
Материал подготовила:
педагог-психолог
Сачкова Наталья Викторовна
Семинар - практикум для родителей:
“Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации”.
Цель: повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, их информированности и осмысления механизмов эффективного общения.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием валидация, раскрыть практический смысл.
- Формировать умения и навыки конструктивного взаимодействия с детьми в семье, ответственное отношение родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Количество участников: 5-10 человек
Оборудование: цветная и белая бумага, ножницы, цветные и простые карандаши, ручки, бумага для заметок, карточки с ситуациями, схема с «Я-выказыванием», звездочки для рефлексии.
Продолжительность: 30-40 мин.
Ход семинара-практикума
- Здравствуйте, уважаемые родители! В наше время отношения между родителями и детьми все чаще носят поверхностный формальный характер. В череде бытовых неурядиц, серых будней исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения. Тепло, защищенность, психологический комфорт – вот то, что ребенок должен чувствовать в семье, а не жестокость и унижение. А ведь именно взаимоотношения в семье, любовь и понимание способствуют внутренней личностной свободе, развивают творческие способности, когнитивные и эмоциональные составляющие социального поведения, да и личность ребенка в целом.
Вот и мы сегодня собрались с вами для того, чтобы эффективнее научиться общаться со своим ребенком, лучше понимать его. А вы хорошо знаете своего ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить игра-приветствие «Хвасталки».
Игра-приветствие «Хвасталки»
«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
Да, взаимоотношения в семье играют в эмоционально-личностном развитии ребенка первостепенную роль. Но, к сожалению, нередко в семьях нет дружеского взаимопонимания, душевного тепла, часто возникают конфликты, недопонимания, ссоры, которые могут привести к проблемам в отношениях. В таких случаях важно научиться использовать навыки, которые помогут сохранить и поддержать отношения. Одним из таких навыков является валидация, которая широко используется в диалектической поведенческой терапии.
Валидация - это подтверждение чувств другого человека. Она включает в себя уважительное отношение к переживаниям другого человека и признание того, что эти чувства являются нормальными. Валидация помогает людям почувствовать, что их слышат и понимают, а это укрепляет отношения и снижает конфликтность.
Например, когда ваш ребенок жалуется, что он сегодня сильно боялся и чуть не заплакал, когда ему делали прививку, вместо того, чтобы объяснять ему, что прививка очень полезна и нужна для его здоровья, вы можете валидировать его чувства, сказав: "Понимаю, тебе было очень страшно, ты чувствовал себя беспомощным, незащищенным. Но ты молодец, справился со своим страхами, я горжусь тобой» Таким образом, вы подтверждаете его чувства и даете ему понять, что вы осознаете, как ему сложно было, да еще и формируете положительную установку на будущее.
Сейчас я предлагаю вам проанализировать чувства своего малыша. Вспомните и запишите какую-нибудь ситуацию из прошлого, когда ваш ребенок о чем-то вам рассказывал, а вы не выслушали его, или слушали невнимательно, неважно по каким причинам. Сейчас попробуйте с помощью приема валидации понять чувства вашего ребенка и сказать ему о них.
Упражнение «Чувства ребенка»
Родители вспоминают и записывают ситуации, затем по желанию рассказывают о них.
Вопрос: Что труднее было - вспомнить такую ситуацию или понять, что ребенок чувствовал в данный момент и сказать ему об этом?
Важно понимать, что валидация - это не односторонний процесс. Взаимность является ключевым фактором для сохранения и поддержания отношений. Если вы хотите, чтобы ваши отношения были здоровыми и счастливыми, важно научиться валидировать не только чувства других, но и свои собственные. Если вы замечаете, что ваши эмоции не принимаются близкими вам людьми, важно выразить свои чувства и потребности. Это не только поможет снять напряжение, но и укрепит ваши отношения в перспективе.
Но очень часто мы сами не умеем выражать свои чувства и эмоции. Некоторые отмалчиваются, подавляют свои чувства. Это приводит к разрушению здоровья и даже серьезным заболеваниям. Другие, наоборот, выплескивают свои чувства на тех, кто рядом - в таком случае страдают окружающие. Можно выразить чувства так, что другому станет плохо или не выразить – тогда плохо станет самому. Но есть способ рассказать о своих переживаниях, не обидев другого человека и даже повлиять на ситуацию – он называется «Я-высказывание». При этом мы не говорим другому «Ты –плохой». А говорим о себе, о том, что происходит с нами.
Давайте познакомимся со схемой «Я-высказывания».
| ЧУВСТВО |
| ДЕЙСТВИЕ |
| ПРОСЬБА |
Я | Чувствую обиду | Когда ты | Не выполняешь обещания | и я хочу | Чтобы ты держал свое слово |
злюсь | опаздываешь | Чтобы ты приходил вовремя | |||
волнуюсь | Не звонишь | Чтобы ты мне звонил вечером |
А теперь предлагаю вам потренироваться строить «Я-высказывание», используя таблицу.
Упражнение «Я-высказывание» (в парах)
Упражнение происходит в два этапа.
- Пара вытаскивает карточку с ситуацией. Один участник пары зачитывает ситуацию, второй дает по ней «Ты-высказывание», происходит обсуждение, что чувствует тот, кому так ответили?
- Затем происходит тренировка с «Я-высказыванием» с обсуждением чувств, как это слышится партнеру? Есть ли разница с предыдущим вариантом?
Ситуации на карточках:
- Ваша старшая дочь взяла Вашу любимую чашку и разбила ее. Что Вы скажете дочери?
- Ваша начальница сравнивает Ваши успехи на работе с другими коллегами, считает, что они работают лучше. Что Вы скажете ей?
- Вы – капитан команды. Игрок вашей команды не соглашается с Вашими предложением. Что Вы скажете ему?
- Вы договорились встретиться с подругой в парке, чтобы потом пойти гулять. Она не пришла. Что Вы скажете подруге?
- Ваша сестра взяла без спроса Вашу любимую шапку и ушла в ней на улицу. Что Вы ей скажете?
- Ваши члены семьи ушли в кино без Вас. Что Вы им скажете?
Вопросы: Трудно ли было высказывать свои эмоции и выражать чувства, не обидев другого?
Когда мы признаем право другого человека на свои чувства и эмоции - это не означает одобрение или согласие с чужими действиями или решениями. Валидация - это всего лишь подтверждения чувств, а не оценка правильности поведения. Поэтому важно сохранять уважительное отношение, даже если вы не согласны с действиями другого взрослого человека или ребенка. Ведь каждый имеет право быть таким, какой он есть.
Практическая работа с цветной бумагой
Психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка. (Родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).
Вывод: как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим. Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Все мы имеем индивидуальные особенности, черты характера, по-своему видим, слышим, чувствуем, думаем. Следующее упражнение поможет вам ближе узнать своего малыша.
Упражнение «Любимая игрушка»
- Сейчас каждый из родителей на листе бумаги подумает, вспомнит. а затем и нарисует любимую игрушку своего ребенка.
Затем родители по очереди представляют игрушку и говорят, чем эта игрушка похожа на их ребенка: внешними признаками, особенностями и пр. Например: «У моего сына любимая игрушка машинка. Он похож на эту игрушку тем, что он такой же подвижный, надежный, как эта машинка помогает перевозить грузы, так и он растет моим помощником».
Вопрос: Трудно было найти какие-то общие черты между игрушкой и вашим ребенком? Почему? Что вам мешало?
В конце нашей встречи, хочу сказать, что валидация - это важный навык, который помогает сохранять и поддерживать отношения в семье. Она может быть эффективным способом для уменьшения конфликтов и укрепления связей между членами семьи. Взаимность является ключевым фактором для успешного применения этого навыка. Научившись валидировать не только чувства других, но и свои собственные, вы сможете поддерживать здоровые и счастливые отношения в своей жизни.
Рефлексия
Наша встреча подходит к концу. Хотелось бы мне узнать Ваше мнение о ней: понравилась или нет, или оставила равнодушной? Запишите свое отношение на стикерах и разместите на доске.
Благодарю за внимание!
Интернет-источник:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...
Методическая разработка на тему: "Родительское собрание в нетрадиционной форме: семинар-практикум "Давайте поиграем!" для проведения с родителями в группах раннего возраста
Данный материал включает в себя проект и подробное описание проведения родительского собрания во второй группе раннего возраста, а также образец анкеты для родителей на тему "Игры и игрушки детей...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Практикум для родителей Тема: Проблемы в общении родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?
Тема: Проблемы в общении родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Воспитатель и родители. Навыки конструктивного общения»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.Повысить п...