Мини-тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают»
методическая разработка по психологии

Ушакова Елена Вячеславовна

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Задачи:

• Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.

• Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений.

• Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнёра воспринимать окружающих.

• Формирование активной социальной позиции педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-тренинг для педагогов

 «Счастье – это когда тебя понимают»

Подготовили и провели:

 педагог – психолог Ушакова Е.В.,

воспитатель Миронова Л.В.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Задачи:

• Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.

• Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений.

• Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнёра воспринимать окружающих.

• Формирование активной социальной позиции педагога.

Материалы и оборудование:  стулья по количеству участников, опросник «Оценка уровня общительности педагога» (по В. Ф. Ряховскому, ручки, листы бумаги, ситуации для обыгрывания к упражнению «Я-сообщение», «Я – высказывания

Продолжительность: 40мин.

Примечание: перед проведением тренинга участникам предлагается пройти тестирование по методике В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности педагога».

Ход тренинга

Вводная часть

1. Вступительное слово. Приветствие.

Педагог-психолог : Я очень рада видеть всех собравшихся в этом уютном светлом зале. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, чувства и эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. 

Древняя мудрость гласит«Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Предлагаю поприветствовать друг друга и зарядиться энергией. У разных народов используют разные ритуалы приветствия, например: объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки – в России; легкий поклон со скрещенными на груди руками – в Китае; рукопожатие и поцелуй в обе щеки – во Франции; легкий поклон, ладони сложены перед лбом – в Индии; мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев – в Малайзии; трение носом об нос другого – у эскимосов. А мы с вами поприветствуем друг друга вот так

2. Упражнение «Рукопожатие или поклон»

Цель: толерантность, уважительное отношение друг к другу, создание положительного настроя, раскрепощение.

Инструкция. Участникам предлагается образовать круг и разделить на две равные части«европейцев» и «японцев».

Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми своим способом«европейцы» пожимают руки, «японцы» кланяются. После выполнения упражнения участники садятся на свои места.

3. Игра «Поменяйте местами»

Цели: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Инструкция педагога-психолога : предлагаю поменяться местами тем, кто носит юбки (любит яблоки; любит петь; разгадывать кроссворды; теперь поменяйтесь, кто работает всю жизнь в одном учреждении (работает в настоящее время по новой программе, любит свою работу, работает педагогом уже 10 лет, мечтал быть педагогом  с детства).

4. Притча «Страшный сон»

Педагог-психолог: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого. Затем царь позвал другого толкователя снов. Тот, выслушав рассказ о сновидении, сказал:

— Мой господин, у меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить дольше, чем другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех.

Царь обрадовался и щедро наградил толкователя за эти слова. Придворные были в изумлении:

— Твои слова почти не отличались от слов твоего предшественника. Так почему же он был наказан, а ты получил награду? — спросили они.

Удачливый толкователь снов на это ответил:

— «Вы правы. Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, ЧТО сказать, но и от того, КАК сказать».

МОРАЛЬ: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано.

Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

5. На этом этапе педагог-психолог представляет результаты тестирования по методике В. Ф. Ряховского. (проводит наставник)

6. Упражнение «Я – сообщение»«Я – высказывание»

Цель: отработка участниками данного метода.

Наставник : Не менее важным является и умение говорить. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека, особенно если указываем ему, что он должен или чего не должен делать. Если вместо этого объяснить, как данная ситуация представляется нам, то это станет началом конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации.

Инструкция. Упражнения предполагает выполнение ряда заданий. Предварительно участникам показывается схема Я- высказывание.

Задание 1. «Выбери правильный ответ». Наставник предлагает подобрать к предложенным ситуациям наиболее подходящий ответ из предложенных и обосновать свой выбор.

Ситуация А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает«Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться. Ваши слова (А) :

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!»

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова (Б)

«Мне трудно беседовать, когда меня прерывают»

«Не мешай!»

«Ты не можешь заняться чем-то другим?»

Ситуация В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения. Ваши слова:

«Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»

«Уберите за собой посуду».

3 «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».

После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я – высказывания»

А – фраза 3, Б – фраза 1, В – фраза 3.

Задание 2. Составить «Я - Высказывания». Участники делятся на подгруппы, им предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний и последующего их сравнения.

Ситуация 1. Ребенок поел и оставил тарелку на столе.

Ситуация 2. У ребенка в дневнике очередное замечание классного руководителя о плохом поведении.

Ситуация 3. Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время разговаривает.

7. Упражнение «Найди свою пару»

Инструкция: «Я раздам вам карточки с названием животного. Оно повторяется на двух карточках. Например, если вам достанется карточка с названием «Бегемот», знайте, что у кого-то есть такая же карточка». Ведущий раздает карточки. «Прочитайте, что написано на карточке, так, чтоб надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. Нельзя говорить и издавать характерные звуки животного. Можно пользоваться любыми невербальными выразительными средствами, но все, что мы будем делать, - мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После окончания упражнения ведущий задает вопросы каждой паре«Кто вы?» Поделитесь впечатлениями, как вы находили пару, Испытывали ли вы трудности в общении (Невербальном?»

Заключительное слово.

Педагог-психолог : Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному составляющему нашей жизни. Нужно уметь видеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться самим лепить свое счастье. Все зависит от нас! Всего вам доброго, счастья, любви, успехов!

Прощание. «Аплодисменты»

Мы с вами очень хорошо поработали! В завершение я предлагаю вам представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, надо крепко-накрепко соединить их в аплодисменты.

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Счастье-это когда тебя понимают"

Актуальность  выбранного направления работы на современном этапе очевидна. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, ег...

Консультации для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л...

Консультация для родителей на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»

Консультация для родителей на тему:«Счастье – это когда тебя понимают»...

Семинар для педагогов "Счастья - это когда тебя понимают или, знаете ли Вы какой ребенок рядом с Вами"

Семинар способсттвует развитию коммуникативных способностей педагогов,....

Консультация-практикум для родителей «Счастье – это когда тебя понимают!»

Как известно, именно в семье закладываются основы личности ребенка. Однако она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Предлагаемая разработка консульта...

"Как снять напряжение после детского сада", "Счастье-это когда тебя понимают"

Как бы хорошо ни было ребенку в детском саду, он все равно устает от него. Малыша утомляют не только игры и занятия, но и постоянное присутствие большого количества людей. Поэтому бежать после сада на...