Аналитическая справка об использовании педагогом-психологом ДОУ методик активного социально-психологического обучения.
материал по психологии

Новицкая Анна Владимировна

Аналитическая справка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий  МДОУ

«Детский сад №5 «Сказка»

_________Яшина Е.В.

Аналитическая справка об использовании педагогом - психологом дошкольного образовательного учреждения методик активного социально-психологического обучения.

Осуществляя профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия детей и взрослых, в своей работе педагог-психолог Новицкая А.В. использует следующие наиболее эффективные методики социально – психологического обучения:

1.Социально - адаптационные методики. Они проводятся во время адаптационного периода, когда дошкольники только начинают посещать детский сад. Методики проводятся для психологического комфорта вновь прибывших детей и для того, чтобы ребенок начал осознавать, что он теперь часть целого коллектива.

Игры с водой: «Тучки», «Водопад», «Белая пенка»;

пальчиковые игры: «Замок», «Рыбка», «Осьминог»;

игры с песком и другими сыпучими материалами: «Необыкновенные следы», «Норки», «Прятки»; игры с прищепками: «Солнышко», «Змейка», «Платочки».

А так же игры, направленые на создание обстановки психологического комфорта в группе; сохранение психологического здоровья детей; осознание ребенком своего «Я»; развитие положительных представлений о своем внешнем мире; доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе: «Мышки и часы», «Солнечные зайчики»,  «Пузырь», «Петрушка», «Дождик и солнышко», «Хоровод», «Бабочка», «Поезд», и многие другие.

2. Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок; это форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Данный метод активно применяется педагогом – психологом в нашем дошкольном учреждении не только на групповых и индивидуальных занятиях с воспитанниками, но и в педагогическом коллективе ДОУ, педагогом психологом систематически проводятся профилактические тренинги по устранению СПВ (синдром профессионального выгорания) и тренинги личностного роста, например: Тренинг на снятие эмоционального напряжения для воспитателей МДОУ «Все в твоих руках» (ноябрь 2021г.); Психологическая на сплоченность  педагогов «Коллектив – это мы» (сентябрь 2021 г.). В рамках недели психологии 2021- 2022 г. (с 15.11.21г. по 19.11.21г.) было проведено занятие с элементами тренинга с детьми средних групп №5, №9 « Путешествие в страну эмоций» итогом которого стали рисунки эмоций детей».

3. Психологическая акция – инновационная форма работы, которая представляет собой игровое пространство, разворачивающееся в детском саду или в отдельной группе с определенной целью. Основной целью психологической акции в ДОУ является создание благоприятного психологического климата.

За 2021-2023 гг педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» провела следующие психологические акции: «День психологического здоровья», «Цветочное настроение», «Ласковые ромашки», «Цветок здоровья».

4. Игровые методики - раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности. В своей работе Новицкая А.В. использует дидактические игры с детьми, подвижные игры, игры – забавы, инсценировки и т.д., а с педагогами ДОУ - деловые и ролевые игры.

Деловая игра – это имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной (экономической) ситуации в игровой форме, в которой каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Основной целью деловой игры является развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере. Суть ролевой игры состоит в том, что поставленная в тренинге проблема решается ее участниками путем импровизационного разыгрывания заданной ситуации. Иначе говоря, для нахождения решения участников просят не просто обсудить социально-психологическую проблему, а разыграть ситуацию в соответствии с их представлениями о взглядах тех лиц, чьи роли они проигрывают.

5. Метод круглого стола - один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий и организационных форм познавательной деятельности учащихся. Позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции. Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм деятельности научных работников.

Новицкая А.В. успешно применяет навыки владения данной методикой в работе с коллективом ДОУ, участвуя на базе учреждения в мероприятиях в форме круглого стола (педсоветах, семинарах – практикумах),  с обсуждением актуальных тем, выступая с   различными докладами. На  Образовательном форуме «PRO.образование-64. Векторы развития. Ртищевский район» выступала с докладом по теме: «Психологический комфорт в ОО: позитивный опыт и возникающие трудности в разных возрастных категориях».

6. Сказкотерапия - это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. Используя сказкотерапию педагог- психолог помогает детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений (страхов, агрессии, истерики и т.д.)

Новицкая А.В. в своей работе пользуется такими сборниками как: В.И. Савченко «Позитивные сказки» (Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии; 2019г), И.Б. Кочанская «Полезные сказки» (Сказки – подсказки. Беседы с детьми о хороших привычках; 2018г.), Е.И. Кулинцова «Коррекция детских страхов с помощью сказок» (2008г.) .

7.   Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. С помощью данного метода можно повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Педагог - психолог ДОУ №5 использует следующие релаксационные упражнения и игры: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Веревочки», «Кошка выпускает коготки», «Сосулька», «Солнечные зайчики» и др.

   

8. Развивающие и коррекционные занятия - направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Педагогом-психологом, на постоянной основе, используются коррекционно-развивающие занятия.  Также вся коррекционно-развивающая деятельность специалиста (по запросам родителей) отраженна в индивидуальных программах развития воспитанников.

Таким образом, использование различных методик социально – психологического обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы дошкольниками, благоприятной атмосферы для работы всего образовательного процесса, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, накоплению собственного опыта работы педагога и изучению опыта коллег.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных   образовательных технологий и методик....

План работы педагога- психолога на лето и план Социально - психологической платформы "Мой мир"

Материал будет полезен педагогу - психологу и старшему воспитателю для планирования работы специалистов на лето....

Отчёт об использовании педагогом -психологом «Современных социально – психологических методик»

Психологические методикив работе с детьми в ДОУ: 1.Социально – адаптационные методики;2.Тренинговые занятия мышечного расслабления;3.Дыхательные упражнения;4.Коррекционные методики;5.Психог...

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик в дошкольном учреждении для аттестации воспитателя...

«Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения»

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеч...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ПРИЕМОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, яв­ляется воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоро­вья детей. Это обусловлено мно...

Методики активного социально - психологического обучения участников воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе педагога-психолога ДОУ

Использование различных методик  активного социально-психологического обученияв работе педагога-психолога ДОУ позволяет успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы; а также ста...