Статья по теме "Психологическая готовность детей подготовительной группы детского сада к обучению в школе".
статья по психологии (подготовительная группа)

Дмитриева Ева Павловна

Данная статья посвящена теоретическим аспектам проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. В статье освещены основные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Раскрыты условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе. Статья имеет ценность при организации психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, и может быть полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.П. Дмитриева

Педагог-психолог

МКДОУ Сортавальского МР РК

Д/С №23 «Ладушки»

Психологическая готовность детей подготовительной группы детского сада к обучению в школе.

Аннотация: статья посвящена теоретическим аспектам проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. В статье освещены основные компоненты психологической готовности к школьному обучению. Раскрыты условия реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе. Статья имеет ценность при организации психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, и может быть полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению, компоненты психологической готовности, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольник.

Одним из направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является осуществление психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе. В последнее время в отечественной науке активно изучается проблема психолого-педагогического сопровождения. Вопросы содержания и организации такого сопровождения в образовании раскрываются в работах таких авторов, как: Битянова М.Р., Бардиер Г., Ромазан И., Деркач А.А., Дубровина И.В.,Чередникова Т., Шипицына И.В., Мамайчук В.В. и др. [2, с.60].

В настоящее время обширное распространение различных форм сопровождения явилось результатом большого количества определений и подходов к данному феномену.

Сопровождение как технология деятельности психолога рассматривается у Р.В. Овчаровой. Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередниковой. Авторы рассматривают психологическое сопровождение как форму помощи ребенку в реализации самостоятельного выбора своего жизненного пути [4, с.20].

Свое понимание, термина «сопровождения» дает и М.М. Семаго. Он считает, что это поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимость его дезадаптации [4, с.20].

Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова ввели понятие «психологическое сопровождение» и описали его как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка [9, с. 256].

В своей концепции Н.С. Пряжников и С.Н. Чистякова расценивают «педагогическое сопровождение» в русле особой формы деятельности педагога, которая направлена на оказание помощи сопровождаемому ребенку в принятии решений, выборе способов поведения и личностного роста [8, с.230].

Свое представление о «психолого-педагогическом сопровождении» представила Гуткина Н. И. Это длительный временной процесс совместной деятельности педагога-психолога и дошкольника, позволяющие вовремя обнаружить проблемную ситуацию ребенка и начать оказывать необходимую помощь и поддержку. Данный процесс предполагает наличие следующих целей: диагностические, адаптационные, реабилитационные и контрольные. [1, с. 156].

В последние годы ученые активно интересуются проблемами возрастного развития, готовностью дошкольников к систематическому обучению в школе.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович еще в 60-е годы XX века указывала, что готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Одной из важнейших задач на этапе дошкольного детства является подготовка ребенка к обучению в школе. Результаты многочисленных исследований и практический опыт обследования выпускников ДОУ показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности к обучению в школе, можно дать краткую характеристику компонентам составных компонентов психологической готовности ребенка к школе:

  1. интеллектуальную готовность;
  2. личностную, в том числе мотивационную готовность;
  3. социально-психологическую готовность;
  4. готовность эмоционально-волевой сферы [5, с.32].

Рассмотри подробнее каждый компонент психологической готовности.

Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной готовностью детей к обучению имеют ввиду общие характеристики мышления ребенка. Для снижения или исключения риска возникновения школьной дезадаптации к старшему дошкольному возрасту у детей должны быть сформировано  наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления, умение принимать задачу, как учебную, выделять её и превращать в самостоятельную цель деятельности.

Личностная готовность. Когда речь идет о личностной готовности, то в первую очередь подразумевается мотивационная готовность ребенка к школе: желает ли он идти в школу, обучаться, интересна ли ему школьная жизнь?

Социально- психологическая готовность. Очень важное значение для психологической готовности дошкольника к систематическому обучению отведено становлению коммуникативной сферы детей, отношению ксамому себе [6, с.34].

Эмоционально- волевая готовность. После перехода на следующую возрастную ступень в отношении ребенка к самому себе тоже неизбежно появляются важные новообразования. Углубляется внутренняя жизнь ребенка, увеличивается и внешний спектр его жизнедеятельности. Все это случается при помощи уже названного нами новообразования этого возрастного этапа открытия детьми собственных переживаний. До этого он, безусловно, имеет переживания, но не знает, что переживает и что является переживающим субъектом. Теперь же возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка [5, с.32].

К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.

Все вышеописанные виды готовности к обучению, работают в совокупности, гарантируя безболезненную школьную адаптацию, и создают предпосылки для овладения учебной деятельностью [7, с.34].

Психолого-педагогическая подготовка детей к школьному обучению важный этап воспитания ребёнка в дошкольной образовательной организации. Содержание такой подготовки регулируется системой требований, выдвигаемой начальной школой. Такая система может включать требования: ответственного отношения к учебному процессу, управлению ребёнком своим поведением, сознательному усвоению знаний, установлению положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности.

Для подготовки будущих первоклассников к реализации представленных требований необходимо создать модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе. При создании такой модели необходимо учитывать некоторые условия. Обратимся к ним.

  1. создание специальной предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей, интересов и способностей детей;
  2. обеспечение мотивации образовательной деятельности детей;
  3. игровой и творческий характер образовательной деятельности;
  4. выстраивание образовательного процесса, использование в учебной и воспитательной деятельности методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
  5. построение образовательной деятельности на основе такой совместной деятельности детей и взрослых, при которой процесс ориентирован на интересы и возможности каждого из детей;
  6. всевозможная поддержка самостоятельности и инициативы со стороны детей;
  7. обеспечение целесообразной организации двигательной активности детей;
  8. обеспечение положительного эмоционального настроя детей, формирование положительной самооценки и уверенности в собственных силах;
  9. всесторонняя поддержка родителей в воспитании и развитии детей, всяческое вовлечение семьи в образовательную деятельность [3, с. 24].

Список литературы:

  1. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие / Н. И. Гуткина. – Санкт– Петербург.: Питер. - 2006. – 208 с. – Текст: непосредственный.
  2. Зволейко, Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога / Е. В. Зволейко // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 60-65.- Текст: электронный.
  3. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с. – Текст: непосредственный.
  4. Рыбакина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве / Е. А. Рыбакина. – Тула.: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». - 2019. – 216 с. – Текст: электронный.
  5. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. - Москва.: АспектПресс. - 2005. – 23 с. – Текст: электронный.
  6. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго. - Санкт– Петербург.: Речь. - 2005. – 11 с. – Текст: электронный.
  7. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – Москва.: Владос. - 2007. – 417 с. – Текст: непосредственный.
  8. Чистякова, С. Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн. для учителя и профконсультанта / С. Н. Чистякова. – Кемерово.: изд – во ОблИУУ. - 2001. –239 с. – Текст: электронный.
  9. Чурекова, Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Т. М. Чурекова. – Кемерово.: Кузбассвузиздат. - 2001. – 262 с. – Текст: электронный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение готовности к школе детей подготовительной группы детского сада.

Педагогическая проверка готовности к школе заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не надо выяснять умение читать, писать. Предлогаемые задания...

Собственная методическая разработка Психологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями. Тема: Тренируем память

Собственная методическая разработкаПсихологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями.Тема: Тренируем памятьЦели:1....

Презентация на тему "Занятие на формирование положительной мотивации к обучению в школе детей подготовительной группы детского сада"

Данная презентация будет полезна в первую очередь педагогам-психологам и воспитателям подготовительных групп детского сада при работе с детьми 6-7 лет при подготовке к школе. Занятие проводится по ито...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ВИКТОРИНЫ для детей подготовительной группы детского сада и 1 класса средней школы "ЛЮБОЗНАЙКА""

Цель: На основе практики командной работы при проведении интеллектуальной викторины  развить у детей социально-психологические предпосылки их успешной социализации в настоящем и будущем.ЗАДАЧИ :1...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...

Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год

Таблица результатов освоения программы  по художественно-эстетическому  развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография»  как средство подготовки руки к...