Медитация технология социальной работы с семьями
статья по психологии
В статье рассматривается тема медиации как новой технологии социальной работы с семьей. Авторы отмечают, что в последнее время можно часто услышать, что медиация – альтернативный способ урегулирования споров. В статье выделяются и описываются характерные особенности медиации. Целью статьи является изучение медиации как новой технологии социальной работы с семьей. Данная тема в России мало изучена и требует дальнейших исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meditatsiya_tehnologiya_sotsialnoy_raboty_s_semey.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Медиация – технология социальной работы с семьей
Аннотация: в статье рассматривается тема медиации как новой технологии социальной работы с семьей. Авторы отмечают, что в последнее время можно часто услышать, что медиация – альтернативный способ урегулирования споров. В статье выделяются и описываются характерные особенности медиации. Целью статьи является изучение медиации как новой технологии социальной работы с семьей. Данная тема в России мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые понятия: медиация, медиатор (медиаторы), восстановительный подход разрешения конфликтов.
Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов их разрешения имеют такую же древнюю историю, как и само существование человечества. Очевидно, что во многих случаях, если люди могут решить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при противостоянии или судебном разбирательстве. Сильные эмоции, враждебность, тактика конфронтации и неравенство социального положения могут стать препятствиями на пути к конструктивным переговорам. В связи с чем возникает необходимость привлечения посредника, незаинтересованной в конфликте стороны, поскольку грамотное управление конфликтом позволяет свести к минимуму его разрушительные последствия [7]
Попытки примерить конфликтующих силами третьей стороны стали основой альтернативной процедуры урегулирования споров – медиации.
Медиация как новая социально-психологическая технология разрешения конфликтов между людьми в России появилась относительно недавно, однако, ее внедрение показало хорошие результаты. Согласно мониторингу деятельности служб медиации, возросли показатели эффективно проведенных медиативных практик, а также увеличилось количество служб и территорий, на которых функционируют данные службы [5].
В ходе проведения медиации создаются условия для диалога, в процессе которого происходит восстановление отношений, внутриличностных статусов участников конфликта. А самое важное – стороны находят решение, удовлетворяющее все участников конфликта.
Таким образом, внедрение медиации призвано минимизировать конфликтность между людьми и социальными группами, приобщить к мирному ведению переговоров и гуманным способам разрешения конфликта, что, бесспорно, остается актуальным во все времена.
Медиация – это технология альтернативного урегулирования споров с участием нейтральной беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны (медиатора), который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения [3].
Медиация – способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора [4].
Медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо / физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора [6].
В широком смысле медиация представляет собой технологию альтернативного урегулирования споров с участием нейтральной стороны (медиатора) [3].
В узком – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [6].
Так, медиация как эффективная технология разрешения споров и конфликтов широко используется в различных областях и социальных практиках во многих странах мира. Наиболее распространенными по сфере возникновения конфликтной ситуации являются семейная медиация, медиация в судопроизводстве, медиация трудовых конфликтов.
Медиация как процедура по своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и самоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта и предусматривает восстановление нарушенного вследствие конфликта социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда. Поэтому медиацию принято рассматривать как нейтральное звено восстановительного подхода [4].
Базовые положения восстановительного подхода к разрешению конфликтов нашли свое отражении е в работах Р. Р. Максудова,Л. М. Карнозовой, А. Ю. Коновалова и др. Важнейшей характеристикой восстановительного подхода является возращение сторонами способности самим разрешать конфликт. Выступая нейтральной стороной в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор организует и управляет процессом переговоров таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному соглашению. Используя различные медиативные технологии, медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами: проясняет чувства, пожелания, интересы, потребности; способствует пониманию позиций и мнений, которые должны быть услышаны и поняты всеми участниками. Акцентируя стороны на их интересах, медиатор направляет процесс переговоров в русло поиска продуктивного решения проблемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему взаимоприемлемому соглашению [5].
Медиация и восстановительный подход в практической деятельности используется [5]:
- в превентивной практике конфликтных ситуаций в повседневной жизни, участниками которых могут быть как несовершеннолетние, так и взрослые, путем обучения навыкам конструктивного социального взаимодействия;
- в коррекционной работе в отношении несовершеннолетних, демонстрирующих девиантное поведение, посредством предоставления помощи и поддержки в разрешении конфликтов, снижения агрессивности (психической, речевой и др.), выстраивания конструктивных отношений с окружающими;
- в коррекционной и реабилитационной работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, вместо карательных действий или наряду с наказанием через исправление зла, причиненного преступлением, заглаживание вреда силами обидчиков, исцеление жертв преступлений, участие в этом процессе ближайшего социального окружения для восстановления отношений.
Значимость применения медиации в процессе профилактической, коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями имеет основополагающее значение и определяется следующими обстоятельствами [7]:
- психологические возрастные особенности несовершеннолетних выражаются в повышенной конфликтности, агрессивности, тревожности, незащищенности;
- большинство взрослых в конфликте с подростками ведут себя деструктивно, что приводит к формированию у несовершеннолетних негативного опыта поведения в конфликтных ситуациях, который закрепляется и становится определяющим.
Исходя из вышесказанного, реализация медиации и восстановительного подхода выступают инструментами для решения задачи профилактики, коррекции и реабилитации в работе с несовершеннолетними и их семьями. Медиация осуществляется на практике посредством программы восстановительного разрешения конфликтов (восстановительная программа), которая представляет собой форму организации процесса переговоров. Выделяют несколько типов программы восстановительного разрешения конфликтов: восстановительная медиация (программа примерения), круг сообщества, семейная конференция.
- Восстановительная медиация (программа примерения) – программа, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций [1].
При реализации программы восстановительной медиации конфликтующие стороны встречаются для переговоров. Организованный диалог дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга, способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. И ключевая роль здесь принадлежит медиатору, который помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Другими словами, организация диалога позволяет выйти на проблемы, интересы и потребности, которые обычно в ситуации конфликта скрыты за негативными отношениями сторон друг к другу [2].
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.
Восстановительная медиация широко используется при разрешении межличностных конфликтов (в том числе детско-родительских, супружеских), представляющих собой противоречия между двумя субъектами, которые в силу сложившихся стереотипов поведения не могут быть устранены ими самостоятельно.
Использование восстановительной медиации позволяет конфликтующим сторонам своевременно и эффективно разрешить локальный конфликт, не допустить ухудшения отношений, а порой и улучшить их за счет четкого осознания своих истинных интересов и потребностей, выработать взаимоудовлетворяющее решение [5].
- Круг сообщества (круг примирения) – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами (ситуация изгоев, межэтнические конфликты и пр.). Такая восстановительная программа может проводиться с разными целями: круги принятия решения, круги поддержки и исцеления (когда не требуется решение) и пр. однако круг всегда собирается по какой-то проблемной ситуации, которая требует отклика. В заседании круга сообщества принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема, и кто готов прилагать усилия для ее решения. Привлекая к обсуждению проблемы заинтересованных людей, медиатор обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. При этом важнейшим результатом круга примирения является разрешение проблемной ситуации через создание и укрепление общин (школьный класс, группа друзей, родственников и т. д.) [2].
Главной особенностью круга сообщества является наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. Медиатор направляет разговор в конструктивное русло, поддерживает атмосферу круга и его единство, помогает переформулировать резкие и излишние эмоциональные высказывания участников конфликта. При этом решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках конфликта, посредник лишь способствует нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения [2].
- Семейная конференция (семейная восстановительная встреча) – программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки ее членами собственного плана по выходу из проблемной ситуации для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи.
Семейная конференция проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка, например, конфликтные внутрисемейные отношения, негативно сказывающиеся на ребенке, угроза лишения родительских прав и др. На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие родственники (в особых случаях соседи, коллеги и прочие заинтересованные лица). Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации. Другими словами, программа направлена на активизацию ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации. В процессе семейной конференции создаются условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации. Медиатор в процессе конференции выполняет вспомогательную роль, заключающуюся в предоставлении информации о возможностях получения услуг [2].
Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди. Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план составляли другие люди.
Применение семейной конференции позволяет взрослым подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить защиту и надлежащую заботу о ребенке, преодолеть жизненные трудности путем взаимодействия с ближайшим окружением, способствует сплочению семьи и активизации ее потенциала.
Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации [7].
Итак, программы восстановительного разрешения конфликтов строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь человеку определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее. При необходимости создается возможность включения в эту работу ближайшего социального окружения, которое становится активным субъектом в изменении ситуации. Несомненным достоинством программы восстановительного разрешения конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.
Таким образом, использование медиации и восстановительного подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями способствует решению задач профилактики, коррекции и реабилитации в работе с несовершеннолетними и их семьями, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтных ситуаций, восстановление отношений с социальным окружением, позволяет учитывать индивидуальные интересы и потребности несовершеннолетних.
Библиография
- Коновалов, А. Ю. Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения [Текст]/ А. Ю. Коновалов// Вестник восстановительной юстиции. – 2014. - № 11. – С. 16-23
- Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство [Текст]/ под ред. Л. М. Карнозовой. – М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014 – 306 с.
- Медиация // Свободная энциклопедия Википедия. – режим доступа: https://ru.Wikipedia/org/wiki/
- Распоряжение Правительства РФ от 30. 07. 2014 № 1430-р «Об утверждении Конвенции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная отвественность в РФ». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70708642/. – Загл. с экрана
- Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство: сборник материалов / сост. Л. М. Карнозова. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015. – 184 с.
- Федеральный закон от 27. 07. 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». – Режим доступа: http://base.garant.ru/12177508/. – Загл. с экрана
- Якушева, Ю. А. Медиация как способ разрешения конфликтов и профилактики социально опасного положения семьи [Текст]/ Ю. А. Якушева, Н. А. Зарубина// Вестник социального обслуживания Югры. – 2015. - №2 (8). – С. 18-20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свидетельство участника в III Всероссийском конкурсе мультимедийных технологий "Организация работы с семьей"
Свидетельство участника в III Всероссийском конкурсе мультимедийных технологий "Организация работы с семьей"...
Основные технологии социальной работы
Социальные технологии- совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и...
Презентация: "Технологии социальной работы с разными типами семей в ДОУ"
Социальная работа с детьми с нарушением зрения в ДОУ представляет собой помощь в организации обучения ребенка, в его адаптации и реабилитации......
Тестовые задания по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения специальности 39.02. 01 Социальная работа
Тестовые задания по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохраненияспециальности 39.02. 01 Социальная работа...
Дистанционные образовательные технологии в работе с семьей. Опыт работы
Коллектив педагогов МБ ДОУ «Детский сад № 198» представляет свой опыт работы с воспитанниками в условиях удаленной работы и родителями. Все данные размещен...
Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....