Рабочая программа педагога-психолога
календарно-тематическое планирование по психологии (подготовительная группа)
Программы можно использовать для примера длясоставления своих рабочих программ ,а так же в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_raboty_prokopchuk_a.v.docx | 42.46 КБ |
razvitie_vnimaniya_detey_5-6_let.docx | 73.67 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Заведующим МКОУ «_____________________» ________ __________________ Приказ № _______ от ______________ | |
ПЛАН РАБОТЫ
на 2019-2020 учебный год
педагога-психолога МКОУ «Детский сад №12 «Колокольчик»»
Прокопчук Анжелики Вячеславовны
Цель: Содействие в создание благоприятных условия для всестороннего развития психических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Задачи
- Обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через систему взаимодействия «педагог-родитель - ребенок».
- Содействие в создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Проведение психологической диагностики детей, с целью выявления особенностей развития и учета в дальнейшей коррекционно-развивающей работе на каждом возрастном этапе.
Содействие в подготовке дошкольников к успешному обучению в школе.
- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах психологического развития детей дошкольного возраста.
- Создание условий для профессионального и личностного роста педагогических работников.
Вид деятельности | Содержание деятельности | Целевая аудитория | Сроки проведения | Планируемый результат | Отчетная документация | |
1.Обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через систему взаимодействия «педагог-родитель - ребенок». | ||||||
Коррекционо-развивающая деятельность | Адаптационные развивающе-игровые занятия для младшей группы. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» | Младшая группа | Сентябрь –ноябрь | Снять эмоциональное напряжение, создать ситуацию доверия ребенка к окружающему миру для успешной адаптации в коллективе сверстников. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. | |
Дагностическая деятельность | Индивидуальная диагностика родителей младшей группы «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» | Младшая группа | Начало сентября | Получить информацию о ребенке и детско-родительских отношениях. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Анкеты родителей | |
Просветительская деятельность | Подгрупповая консультация родителей, у которых дети сложно адаптируются к нахождению в ДОУ на тему: «Привыкаем к детскому саду» | Родители младшей группы | Сентябрь | Повышение компетентности родителей в вопросах обеспечения благополучного протекания процесса адаптации | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы | |
Диагностическая деятельность. | Индивидуальная диагностика «Общие параметры психомоторного развития, уровня сформированности игровых навыков», Власова Е.Б методичка «Ранний возраст» | Младшая группа | Октябрь | Выявления уровня сформированности игровых навыков у каждого ребенка. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Адаптационные листы. | |
Диагностическая деятельность | Диагностика выявления тревожности и страхов у детей тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой | Старшая, подготовительная группа. | Октябрь-Май | Выявления у детей не нормативных страхов, которые могут помешать личностому развитию детей. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Заключения по результатам диагностики. | |
Коррекционно- развивающая деятельность | Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, нуждающимся в психологической помощи (выявленные в результате наблюдений, диагностик). Занятия по снижению тревожности и устранению страхов с использованием методов сказкотерапии и сказкотворчества . | Старшая, подготовительная группа | Октябрь-май | Коррекция выявленных проблем. Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития детей | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы. План конспект Занятий | |
Просветительская деятельность | Подготовка папки передвижки для родителей на тему: «Правила поведения родителей в период адаптации.» | Родители младшей группы. | Сентябрь | Повышение компететности родителей о периоде и длительности адаптации у детей. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Папка переджвижка | |
2.Содействие в создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; | ||||||
Просветительская деятельность | Родительское собрание на тему «Взаимосвязь детско-родительских отношений и девиантного поведения детей.» | Родители старшой и подготовительной групп. | Декабрь | Повышение компетентности и ответственности родителей за формирование ценностно-смысловой ,нравственной основы саморазвития и самореализации ребенка ,как личности. | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы, план-конспект собрания | |
Профилактическая деятельность. | Подготовка папки передвижки на тему: «Детские страхи» | Старшая, подготовительная группа | Ноябрь | Просветить родителей о различие страхов. Нормативные страхи(возрастные), и страхи которые мешают детям в развитии ребенка ,как личности. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Папка передвижка | |
Профилактическая деятельность | Подготовка буклетов на тему «Основные принципы успешности воспитания» | Все группы | Декабрь | Повышение психолого- педагогической компетентности родителей в воспитании ребенка. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы, буклеты | |
Просветительская деятельность. | Подготовка буклета на тему «Кризис 3лет» | Младшая группа. | Ноябрь. | Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей о правилах поведения в период кризиса 3лет. | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы, буклеты . | |
Профилактическая деятельность. | Развивающие игры для социальной компетентности детей. | Старшая и подготовительная группы. | В течении года 1 раз в неделю. | Развить у детей способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. конспекты | |
Профилактическая деятельность. | Групповой семинар-практикум для родителей на тему: Релаксационные упражнения,как эффективное снятие напряжения детей | Родители старшей ,подготовительной группы | Апрель | Показать родителям, как можно помочь ребенку справиться со стрессом. | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы, план-конспект семинара | |
Консультационная деятельность | Групповая консультация педагогов на тему «Повышения самооценки детей в условиях ДО» | Педагоги | Март | Повысить психолого-педагогическую компетентность воспитателей | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы, план-конспект консультации | |
Просветительская деятельность. | Подготовка буклетов для родителей на тему «Детские истерики и капризы» | Родители младшей группы | Февраль | . Повышение компетентности родителей для благополучного развития личности. (исправьте по предыдущему) | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы, буклеты | |
Просветительская деятельность. | Подготовка папки-передвижки в помощь родителям на тему « Агрессивный ребенок» | Родители всех групп. | Декабрь | Помочь родителям, без стрессов и истерик, справляться с агрессией ребенка. Донести до родителей почему ребенок, может быть агрессивным. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Папка передвижка | |
3.Проведение психологической диагностики детей, с целью выявления особенностей развития и учета в дальнейшей коррекционно-развивающей работе на каждом возрастном этапе (задача очень узкая) | ||||||
Диагностическая деятельность | Индивидуальная диагностика, познавательной сферы детей Н.Ю Куражева «Цветик-семицветик» | старших и подготовительных к школе групп. | Октябрь-Май |
| Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Заключение по результатам диагностики | |
Диагностическая деятельность. | Подгрупповое психодиагностическое обследование на готовность детей к школе.Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс-диагностика В детском саду | подготовительная группа | Сентябрь Май | Получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Заключение по результатам диагностики | |
Диагностическая деятельность | Групповое диагностика, наблюдение .на тему «Межличностные отношения дошкольников в группе детского сада» "Е. О. Смирнова в. М. Холмогорова межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы,коррекция | Дети старшей и подготовительной группы. | Октябрь, Май | Выявить психологический климат в группе, выявить особенности детских отношений для дальнейшей работы. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Заключение по результатам диагностики | |
Диагностическая деятельность. | Групповое исследование педагогов на тему :«психологического климата в коллективе.» | Педагоги | Февраль. | Получение и анализ информации об уровне психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ | Журнал учета групповой и индивидуальной работы, заключение по результатам диагностики | |
Диагностическая деятельность | Индивидуальная диагностика детей на тему «эмоциональная сферы ребенка» Диагностика эмоциональной сферы ребенка (Л.П.Стрелкова) | Дети старшей и подготовительной группы. | Ноябрь | Получить объективную оценку эмоционального состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Заключения по результатам диагностики. | |
Профилактическая деятельность | Коррекционно-развивающие занятия,игры (Л.П.Стрелкова «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.» - Москва, 1999г.) | Старшая подготовительная группа | Сентябрь-Май | Создать позитивное условие для эмоционально-личностного развития ребенка данного возраста. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Программа занятий | |
4.Содействие в подготовке дошкольников к успешному обучению в школе. | ||||||
Профилактическая деятельность | Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Н.Ю Куражева «Цветик-семицветик»5-6лет | Старшая группа | В течении года по 1занятию в неделю. | Развивать у ребенка познавательные и психические процессы, развивать интеллектуальную сферу, коммуникативные навыки, личностную ,волевую сферы. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы, программа занятий | |
Просветительская деятельность. | Подготовка папки-передвижка «Готовимся к школе» | Подготовительная группа | Октябрь, Апрель. | Настроить родителей на подготовку детей к школе. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Папка-передвижка | |
Профилактическая Деятельность. | Подгрупповые-коррекционно развивающие занятия.Н.Ю Куражева «Цветик- семицветик» 6-7лет приключение будущих первоклассников. | Подготовительная группа | В течении года по 1занятию в неделю | Развивать у ребенка познавательные и психические процессы, развивать интеллектуальную сферу, коммуникативные навыки, личностную ,волевую сферы. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. программа занятий | |
5.Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах психологического развития детей дошкольного возраста. | ||||||
Анкетирование, Консультация. | Групповое анкетирование для родителей Психическое напряжение Индивидуальная консультация по результатам консультирования на тему: «Признаки психического напряжения» | для родителей | Октябрь | Выявление реакции детей на различные явления окружающей действительности; | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Заполненные бланки | |
Просветительская деятельность. | Групповая консультация педагогов на тему:«Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении» | Педагоги | Ноябрь | Повышение компетентности педагогического коллектива в создании условий для обеспечения эмоционального благополучия детей. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Конспект консультации. | |
Просветительская деятельность | Подготовка папки передвижки «Игрушка в жизни ребенка» | Родители,педагоги младшей группы | Декабрь | Ознакомить родителей и педагогов с тем как игрушка может повлиять на ребенка. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы.Папка-передвижка | |
Просветительская деячтельность | Изготовления информационных буклетов для родителей « «Изящные» вырожения в детском лексиконе» | Родители старшей группы. | Май | Ознакомить родителей с разными видами реакций на «Новшевства» в лексиконе ребенка и какая реакция может быть у ребенка | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. Буклеты | |
Просветительская деятельность | Индивидуальная консультация родителей на тему «Как вести себя с гиперактивным ребенком» | Родители младшей группы. | Декабрь | Просветить родителей о том почему ребенок себя так ведет и какие необходимы условиях для благополучного развития гиперактивнго ребенка. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. План конспект Консультации | |
6..Создание условий для профессионального и личностного роста педагогических работников. | ||||||
Профилактическая деятельность | Групповой тренинг для педагогов «Как избежать профессионального выгорания. | Педагогический коллектив | Январь | профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. | Журнал учета групповой и индивидуальной Работы, план-конспект тренинга | |
Консультационная работа | Групповая и индивидуальная консультация педагогов младшей группы на тему : «Как помочь ребёнку в период адаптации» | Педагоги младшей группы | Конец августа | Повышения компетентности педагогов в том ,как они должны помочь ребенку привыкнуть к новым правилам. Научить общаться со сверстниками и взрослыми. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. план-конспект консультации | |
Профилкатическая деятельность | «мини-тренингдля педагогов на тему: профилактика постотпускного синдрома у педагогов» | Педагоги ДОУ | Октябрь | Настроить пед.коллектив на продуктивную работу после отпусков. | Журнал учета групповой и индивидуальной работы. план-конспект тренинга |
Предварительный просмотр:
Название учреждения
Принято на заседании педагогического совета Протокол № ___ «___» ______ 201__г. | Утверждаю директор ________________ _________________________ Приказ № ____ от __________ |
Коррекционно-развивающая программа
«_____________________________________________»
г. Киров Калужская область
Пояснительная записка.
«Внимание - есть та дверь,
которую не может миновать ни одно слово ученья,
иначе оно не попадет в душу ребенка».
К.Д. Ушинский
Актуальность и перспективность программы
Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Не случайно акцент делается на развитие внимания у детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней (игровой, трудовой, учебной), а его продуктом - ее качественное выполнение. Внимание дает возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, даже когда те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.
Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво, так как ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, потому что он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.
Так как произвольное внимание дошкольника достаточно неустойчиво, его необходимо развивать путем игровых упражнений с использованием различных средств развития внимания. Овладев способность управлять своим вниманием, концентрировать его на выполнении определенных заданий, ребёнок не будет испытывать проблем и в усвоении образовательной программы.
Авторство
Программа является дополнительной общеобразовательной программой
Тип программы: коррекционно-развивающая.
Научные, методологические основы
Нормативно-правовые основы
Практическая направленность
Цель программы:
Развивать внимания у детей дошкольного возраста
Задачи программы:
∙ Развитие переключаемости внимание
∙ Объема внимания
∙ Развитие концентрации и распределения внимания
∙ Повышение уровня целенаправленности внимания
Адресат: Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Продолжительность, рекомендуемая периодичность
проводятся 1-2 раз в неделю;
продолжительность каждого занятия -25 минут, с начала октября до конца марта.
Требования к результату усвоения программы
∙ Способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней,
подчиняться правилам;
∙ Усидчивость и внимательность при групповой работе;
∙ Самостоятельность и организованность;
∙ Способность проявлять инициативу и уверенность.
Методы, используемые при реализации программы
Программа состоит из специально-организованных развивающих занятий. Занятия
состоят из трѐх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на
совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и
заключительная. Занятия строятся в занимательной, игровой форме и с использованием
игр на развитие внимания.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в программе
Гарантия прав участников, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
Требования к условиям реализации программы (в том числе оборудование, пособия и т.д.)
В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.
Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным
проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого
занятия в соответствии с актуальными целями и задачами.
Занятие проходит в непринужденной обстановке. Во время проведения занятия
организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.
Система оценки достижений планируемых результатов
Результативность и эффективность работы выявляется путем обследования, проводимого
два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса.
Анализ результатов включал в себя тесты на внимание
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование блоков (разделов) | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
1 | Знакомство и приветствие | 1ч | теоретических | практических | |
2 | «Заметить все» | ||||
3 | «Пуговицы» | ||||
4 | «Веселое троеборье» | ||||
5 | «Запретное слово» | ||||
6 | «Замысловатая картинка» | ||||
7 | «Запретное слово» | ||||
8 | Шерлок Холмс» | ||||
9 | «Пантомима для наблюдательных» | ||||
10 | «Пуговицы» | ||||
11 | «Обратный счёт» | ||||
12 | «Делай, как я» | ||||
13 | «Внимательные руки» | ||||
14 | «Не пропусти профессию» | ||||
15 | «Мячик-смягчитель» | ||||
16 | «Назови соседей» | ||||
17 | «Четыре стихии» | ||||
18 | «Галки и палки» | ||||
19 | «Хрюши» | ||||
20 | «Буренки» | ||||
Итого : 20 |
Учебная программа (содержание занятий)
1 Занятие 1
1. Знакомство и приветствие
Игра «Снежный ком»
Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч
другому, а тот в свою очередь называет имя первого
и свое, затем мяч получает третий участник и т.д.
Игра проводится по кругу со всеми участниками.
2. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд надо увидеть вокруг себя
как можно больше предметов одного и того же
цвета. Первый участник по сигналу ведущего
начинает перечислять, другие его дополняют.
3. «Маленькие обезьянки»
Каждый из играющих принимает какую-либо позу.
Водящий, поглядев на них секунд 40—50 (по
сигналу), начинает копировать позу каждого, в то
время как остальные стоят спокойно. Водящий
меняется, и игра продолжается, пока все не
побывают в роли водящего.
4. «Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
С. Маршак
Ведущий читает четверостишие. Дети
поворачивают туловище вправо и влево, руки
свободно болтаются, как у тряпичной куклы.
Услышав слова «свалился во сне», резко наклоняют
корпус вниз.
5. Итоги занятий (настроение в цвете)
2 Занятие 2
1. Приветствие. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, не
показывая их. Разрешается повторить задание 1—2
раза. Затем дети должны повторить эти действия в
той последовательности, в которой они были
названы ведущим.
• Повернуть голову направо, прямо, опустить
голову вниз, поднять голову.
• Поднять правую руку вверх, поднять левую руку
вверх, опустить обе руки.
3. «Заметить все»
Положить в ряд 7—10 различных предметов и
прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова
закрыть и предложить ребятам перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10,
спросить у детей, в какой последовательности они
лежали.
Поменять местами два каких-либо предмета,
показать снова все предметы на 10 секунд.
Предложить детям уловить, какие два предмета
переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета
каждый из них.
4. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как
можно больше предметов одного и того же цвета.
Один по сигналу ведущего начинает перечислять,
другие его дополняют.
5. Этюд «Факиры»
Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на
коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях,
кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены,
голова опущена, глаза закрыты. Звучит спокойная
музыка, факиры отдыхают.
3 Занятие 3
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. «Пуговицы»
На листке из тетради в клеточку по линиям клеток
чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках
ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок в
течение примерно 3 секунд, ребенок должен
воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.
3. Рассматривание зашумованной картинки
Задание: внимательно рассмотреть данный рисунок
и ответить на вопросы ведущего (педагога).
4. Рассматривание зашумованной картинки
Задание: найти и перечислить все изображенные
предметы. Как можно назвать одним словом
каждую группу предметов?
См. приложение 7, рис. 1.
5. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
4 Занятие 4
1. Игра «Имя + прилагательное»
Дети стоят по кругу, первый играющий называет
свое имя и еще прилагательное, которое начинается
с такой же буквы (например: Марина, милая).
2. Игра на пространственную ориентацию на
плоскости
См. приложение 7, рис. 2.
По клеточкам игрового поля следует перемещать
карточку с изображением персонажа. Перемещение
персонажа с одной клетки на другую происходит по
команде «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Исходное положение персонажа указывается перед
началом игры.
3. Игра с сюжетной картинкой
Задание: внимательно посмотреть на рисунки и
найти как можно быстрее все отличия одной
картинки от другой. Можно задать детям вопросы
по содержанию картинки.
4. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например
конструирование домика из кубиков, рисование
какого-нибудь животного и рассказывание
считалки. Каждое задание нужно выполнять очень
быстро и точно. Для контроля используется
секундомер. В соревновании побеждает самый
быстрый и самый точный. Игру можно
разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая их
количество.
5. Итоги занятий (настроение в цвете)
5 Занятие 5
1. Игра «Имя + прилагательное»
См. занятие 4.
2. Упражнение «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы
могут быть разными, только нельзя произносить
одно запретное слово, о котором заранее
договариваются, например слово «нет». После этого
можно начать задавать вопросы:
— Ты спишь в ванной?
— Снег белый?
— Ты умеешь летать?
— Ты был на Луне? и т.д.
3. Игра «Параллельный счет предметов»
См. приложение, рис. 3.
Перед детьми карточка с изображением трех
предметов. Ребенок должен последовательно
двигаться от предмета к предмету и вести их счет
таким образом: один цветок, один мяч, одна груша,
два мяча, две груши, три мяча и т.д.
4. «Какая бабочка на какой цветок прилетит?»
См. приложение 7, рис. 4.
Задание: проследить полет каждой бабочки.
5. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
6 Занятие 6
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Утренняя гимнастика»
Ведущий выполняет упражнения, дети должны их
повторять одновременно с ним. Выполняются
упражнения в разной последовательности, по два
раза каждое и быстро переходя от одного
упражнения к другому: два раза присели, два раза
повернулись. Выиграет тот, кто допустит меньше
25 минут
ошибок.
3. Игра «Круги»
Предложить малышу отыскать круги в
порядке уменьшения их размеров. Двойные и
тройные круги следует игнорировать. Чтобы
сделать игру более азартной, предложите детям
посоревноваться на время.
4. Игра «Замысловатая картинка»
Перед вами замысловатая картинка. Постарайтесь
рассмотреть ее. (См. приложение 7, рис. 6).
Задание:
Что нарисовано на картинке?
5. Упражнение «Дорисуй»
См. приложение 7, рис. 7.
Задание: дорисовать каждому домику окошко,
яблоку — веточку, а цветочку — серединку.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
Дети стоят в кругу. Мяч передается друг другу со
словами «Спасибо, до свидания!».
7 Занятие 7
1. Игра «Имя + прилагательное»
2. Игра «Селектор»
Один игрок выполняет роль «приемника» (он
принимает сигнал), а остальные — «передатчики»
(передают сигнал). Каждый передатчик передает
свою информацию. Например, один считает вслух
от 5 до 12, второй называет в определенной
последовательности предметы, изображенные на
картинке, третий произносит название цветов
радуги. Все это они делают одновременно,
примерно с одинаковой громкостью и непрерывно.
«Приемник» держит в руке жезл и молча слушает.
Он должен поочередно настроиться на каждый
«передатчик». Если ему слишком сложно усилить
тот или иной сигнал, он может повелительным
жестом заставить «передатчик» говорить громче,
жезлом он останавливает игру.
3. Упражнение «Запретное слово»
См. занятие 5.
4. Игра «Запретное движение»
Ведущий последовательно дает одну из двух
команд: «ухо» или «нос». По этой команде группа
играющих должна хвататься соответственно за свой
нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту
команду, как бы демонстрируя, что должны делать
дети. Однако через некоторое время начинает
намеренно ошибаться: дает одну команду
(например, «ухо»), а демонстрирует другую
(хватается за нос). Задача группы — выполнять
только то, что говорит ведущий.
5. Итоги занятия (настроение в цвете)
8 Занятие 8
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Четыре стихии»
Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с
ними: если он скажет слово «земля», то все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть
руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх,
слово «огонь» — произвести вращение руками в
локтевых суставах. Кто ошибается, считается
проигравшим.
25 минут
3. Игра «Узнай по голосу»
Дети стоят в кругу, выбирается ведущий. Он стоит в
центре круга и старается узнать детей по голосу.
4. Игра «Шерлок Холмс»
Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно
рассматривает внешний вид своего партнера и
отворачивается или уходит из комнаты. Партнер
меняет некоторые детали своего внешнего вида и
предлагает сыщику угадать, что он изменил.
5. Игра «Ассоциации»
Ребенок жестами, мимикой изображает другого
ребенка, его особенности, привычки, как он их
видит, остальные дети отгадывают, кого он
изображает.
6. Этюд «Факиры»
9 Занятие 9
1. Упражнение «Бип»
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми
глазами ходит по кругу, садится по очереди на
колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он
угадал правильно, тот, кого назвали, говорит «Бип»
и становится водящим.
2. Игра «Изображение предметов»
Ребенок мимикой, жестами изображает предмет,
остальные дети его угадывают. Кто правильно
назвал, становится водящим.
3. «Пантомима для наблюдательных»
Водящий показывает пантомиму, а остальные дети
должны угадывать, что данное действие означает.
Для начала предлагается изобразить простые
действия (как причесываетесь, чистите зубы,
наливаете чай). Затем идут действия посложнее:
например, как вы накрываете на стол, делаете
уборку в квартире и т.д.
4. Работа с сюжетной картинкой
Задание. Посмотрите внимательно на рисунок и
постарайтесь запомнить как можно больше
информации (картинка показывается в течение 30
секунд).
Что нарисовано на картинке? (Далее ведущий
задает детям как можно больше вопросов, с
помощью которых они могут вспомнить детали
рисунка.)
5. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
10 Занятие 10
1. Упражнение «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Животные»
Называются различные слова: стол, кровать, чашка,
карандаш, тетрадь, собака и т.д. Дети должны
хлопками отреагировать на определенное слово —
обозначающее, например, животное.
3. «Пуговицы»
См. занятие 3.
4. Игра «Сравни картинки»
Детей просят сравнить картинки и назвать все их
различия.
5. Игра «Треугольники»
Детям дают листы бумаги, цветные карандаши и
просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда
работа завершена, произносится инструкция:
«Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой
и девятый треугольник».
6. Итоги занятия (настроение в цвете)
11 Занятие 11
1. Приветствие. Игра «Путаница»
Выбирается считалочкой водящий. Он выходит из
комнаты. Остальные дети берутся за руки и
образуют круг. Не разжимая рук, они начинают
запутываться, кто как умеет. Когда образовалась
путаница, водящий заходит в комнату и
распутывает, также не разнимая рук у детей.
2. Игра «Слушай и исполняй»
См. занятие 2.
3. Упражнение «Сосчитай»
См. приложение 7, рис. 8.
Задание: посчитать и записать, сколько раз
встречается каждая фигура.
4. Игра «Обратный счет»
Закрепление обратного счета. Считая, дети
одновременно выполняют простые физические
упражнения (наклоны, приседания, повороты).
5. Игра «Узнай по голосу»
См. занятие 8.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
12 Занятие 12
1. Игра «Перекличка-путаница»
Ведущий называет фамилии и имена
присутствующих детей, путая при этом то
фамилию, то имя. Дети внимательно слушают и
откликаются только тогда, когда правильно названы
и имя, и фамилия.
2. Игра «Не пропусти растение»
Играющие сидят в кругу и внимательно слушают
слова, которые произносит ведущий. Всякий раз,
когда встретится название растения, дети должны
встать и тут же сесть. Например: дорога, тигр,
береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла,
гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом и т.д.
3. Игра «Делай как я»
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах
впереди стоящего. По первому сигналу ведущего
первый ребенок поднимает правую руку, по
второму сигналу все дети поднимают правую руку.
По очередному сигналу начинают поднимать в том
же порядке левую руку. Затем так же по сигналу
опускают сначала правую руку, затем левую. Игра
повторяется дважды, с ускорением темпа.
4. Игра «Кто больше увидит и запомнит?»
Пока ведущий считает до 30, нужно найти в
комнате и запомнить все предметы, названия
которых состоят из двух слогов. При произнесении
ведущим числа 30 все закрывают глаза. Один из
игроков (названный ведущим) перечисляет все, что
запомнил, остальные дополняют. После того как
игроки перечислили всѐ, что могли, все открывают
глаза и вместе считают, сколько предметов
пропущено.
5. Упражнение «Запомни картинку»
В течение одной минуты демонстрируется рисунок.
Затем он убирается, ведущий задает детям вопросы
по содержанию картинки. Ответы дети дают по
памяти.
6. Этюд «Факиры»
См. занятие 2.
13 Занятие 13
1. Игра «Перекличка-путаница»
См. занятие 12.
2. Упражнение «Внимательные руки»
Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «и»
и «й». Дети внимательно слушают и, если в слове
есть звук «и», поднимают правую руку, а если «й»
— левую. Если нет ни того, ни другого, то руки
остаются на коленях.
Список слов: лифт, ватин, йод, инженер, воробей,
игра, карандаш, перо, буйвол, вагон, климат,
байдарка, ученый, мечтатель, ладонь, маленький,
сосед, первый, солома, гибкий, яйцо, театр, балет,
вилы, поле, птица, балкон и т.д.
3. Игра «Селектор»
См. занятие 7.
4. Игра «Змейка»
Дети встают в две равные шеренги, друг напротив
друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий
напротив заканчивает слово, подбирая подходящий
слог (можно два слога), и в свою очередь называет
слог — задание для стоящего напротив, и так до
конца шеренги.
5. Игра «Слушай и исполняй»
Ведущий называет и повторяет 1—2 раза несколько
различных движений, не показывая их. Дети
должны воспроизвести движения в той же
последовательности, в какой они были названы
ведущим.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
14 Занятие 14
1. Игра «Перекличка-путаница»
См. занятие 12.
2. Игра «Не пропусти профессию»
Дети встают в круг и внимательно слушают слова,
которые произносит ведущий. Всякий раз, когда
среди слов встречается название профессии, дети
должны подпрыгивать на месте. Например: лампа,
водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко,
болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза,
ткач, обруч и т.д.
3. Игра «Параллельный счет предметов»
См. занятие 5.
4. Игра «Разноцветные мячики»
Дети сидят в круге. Ведущий молча бросает кому-
нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный
звук, если мяч красного цвета, согласный — если
мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему.
5. Игра «Зеваки»
Играющие идут по кругу, держась за руки. По
сигналу ведущего останавливаются, делают четыре
хлопка, поворачиваются кругом и продолжают
движение. Направление движения меняется после
каждого сигнала ведущего. Не выполнившие
задание правильно после второй ошибки выходят из
круга и внимательно наблюдают за игрой.
6. Итоги занятия (настроение в цвете)
15 Занятие 15
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Шерлок Холмс»
См. занятие 8.
3. Игра «Правая, левая»
Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В
паузах между словами дети поднимают руку:
правую — если окончание твердое, левую — если
окончание мягкое.
Варианты слов: брат, нож, был, мель, брать, ел,
рожь, хор, уголь, мел, стал, ель, ток, быль, пыл, вес,
жарь, пыль, жар, лаз, цепь, воз, петь, печаль, трус,
хруст, грусть, шаг.
4. Работа по картинке «Путаница»
Подбирается картинка-задачка с перепутанными
предметами (звери с «чужими хвостами», мамы с
«чужими детенышами» и т.п.) Нужно найти
каждому предмету (животному, человеку)
подходящую пару и объяснить свой выбор.
5. Игра «Мячик-смягчитель»
Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч и
произносит слово с твердым окончанием. Ребенок,
поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно,
произносит то же слово, но с мягким окончанием:
угол, брат, ел, топ, мел, хор, жар, был, вес, ходит,
прав, шутит, пилит, носит, стал, пар, прав, врал,
мол, дал.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
16 Занятие 16
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Обратный счет»
См. занятие 11.
3. Игра «Назови соседей»
Играющие сидят в круге. Ведущий бросает мяч
ребенку, называет числа от 0 до 10. Поймавший мяч
должен назвать «соседей», то есть числа на 1
меньше и на 1 больше. После этого он возвращает
мяч ведущему.
4. Игра «Рыба, птица, зверь»
Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди
на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица,
зверь, рыба, птица, зверь...» Тот игрок, на котором
остановилась считалочка, должен быстро назвать в
данном случае рыбу.
5. Упражнение «Лабиринт» (рисунок)
Детям предлагается найти выход из лабиринта.
6. Итоги занятия (настроение в цвете)
17 Занятие 17
1. Игра «Имя + прилагательное»
См. занятие 4.
2. Игра «Много — один»
Дети сидят в круге. Ведущий бросает мяч, называя
слово во множественном числе. Ребенок возвращает
мяч и повторяет слово в единственном числе.
Варианты слов: коты, грачи, леса, мосты, столбы,
дома, блины, глаза, сады, зонты, коржи, слоны,
носы, листы и т.д.
3. Игра «Четыре стихии»
См. занятие 8.
4. Игра «Запомни свое место»
Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый
ребенок должен запомнить свое место. По сигналу
ведущего (один хлопок) все бегут со своих мест,
собираются в центре и ходят по кругу. По
следующему сигналу ведущего (два хлопка) дети
должны вернуться на свои места. Местоположение
детей несколько раз меняется.
5. Рассматривание зашумованной картинки
См. занятие 3.
6. Упражнение «Послушай, что за окном?»
Ведущий предлагает послушать, что происходит за
окном. Каждый ребенок должен рассказать, что он
слышал.
7. Итоги занятия (настроение в цвете)
18 Занятие 18
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Зеваки»
См. занятие 14.
3. Игра «Сколько в слове слогов»
Дети сидят в круге. Ведущий бросает мяч ребенку и
называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет
количество слогов в этом слове и возвращает мяч
ведущему.
Варианты слов: дуб, коза, брат, вода, шум, поле,
зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба, шар, слово,
чашка, книга, мука, бочка, кирпич, лес.
4. Игра «Треугольники»
См. занятие 10.
5. Упражнение «Галки и палки»
Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
А сколько палок?
Ответ: 4 галки, 3 палки.
6. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
19 Занятие 19
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Тропинка»
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу
ведущего начинают движение по кругу в правую
сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет
слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка»,
— все дети становятся друг за другом и кладут руки
на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит:
«Копна», — дети направляются к центру круга,
выставив руки вперед. Если ведущий скажет:
«Кочки», — дети приседают, положив руки на
голову. Задания ведущим чередуются.
3. Игра «Утренняя гимнастика»
См. занятие 6.
4. Игра «Хрюши»
См. приложение 7, рис. 9.
Предлагаются бланки с изображениями поросят,
расположенных по 10 в каждом ряду (12 рядов).
Варианты заданий:
а) подчеркни веселых (грустных) поросят;
б) подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя
ушками (одним ушком);
в) подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя
(одним) ушками, без челки (с челкой).
5. Игра «Найди отличия»
Работа с картинками «Снеговики и матрешки» (См.
Приложение, рис.10)
Найди различия (у снеговиков, у матрешек). Можно
играть вдвоем или группой, называя различия по
очереди. Побеждает тот, кто указал последнее
различие.
6. Игра «Послушай, что за дверью?»
См. занятие 17.
20 Занятие 20
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Упражнение «Окна»
См. приложение, рис. 12.
В одном странном, почти сказочном городе окна
были двух видов: круглые и квадратные.
Посмотрите на рисунок и определите, каких окон
больше: круглых или квадратных? Постарайтесь
сосчитать как можно быстрее сначала круглые, а
затем квадратные окна.
3. «Большая семья»
Мы — большая семья,
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть.
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,—
Говорят, что детский дом.
Посчитай поскорей,
Сколько нас в семье детей?
Вспомни, как зовут детей?
4. «Зайцы и морковки»
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
5. Упражнение «Буренки»
См. Приложение, рис. 11.
Предлагаются бланки с изображением буренок,
расположенных по 8 в ряду.
• Подчеркни буренок с одним рогом (с двумя
рогами).
• Подчеркни буренок с одним ушком (с двумя
ушками).
6. Игра на пространственную ориентацию на
плоскости.
См. занятие 4.
7. Заключительная беседа «Почему надо быть
внимательным?»
Список литературы (в алфавитном порядке)
1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение
внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995..
2.Батюта М.Б.,Князева Т.Н возрастная психология: учебное пособие-ЛОГОС 2011.
3. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Л.
Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12.
4. Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Н. Волкова// Дошкольное воспитание.
- 1971.- №12.
5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Л.С.
Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея,
В.Я. Романова. - М., 1976.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Упражнения на
развитие внимания, памяти, мышления
7 Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л.
Кабыльницкая. – М.: МГУ, 1974
8. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание /Ф.Н. Гоноблин. - М.: Педагогика, 1972
9. Диагностика познавательной сферы ребенка/ Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В.
Корниловой. - М.,1994.
10. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста:
Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. - М., 1961.
11. Серия тетрадок для дошкольного образования "Солнечные ступеньки"
12. Светлана Гаврина, Наталья Кутявина, Ирина Топоркова, Светлана Щербинина Развитие внимания. Тесты для детей 5-6 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...