Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Олеся Ивановна Робская

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком

 

 Социально-коммуникативное развитие как образовательная область в рамках ФГОС ДОО

          В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения [7].

          Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

          - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

          - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

          - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

          - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

          - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

          - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

          - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

          - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [7].

          ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать немного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Речь в данном случае является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

          - вступает в общение, поддерживает и завершает общение;

          - умеет общаться в паре, группе, в коллективе;

          - проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

          Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком

2.1. Социально-коммуникативное развитие как образовательная область в рамках ФГОС ДОО

        В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения [7].

        Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

        - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

        - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

        - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

        - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

        - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

        - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

        - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

        - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [7].

        ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать немного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Речь в данном случае является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

        - вступает в общение, поддерживает и завершает общение;

        - умеет общаться в паре, группе, в коллективе;

        - проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

        Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника [5].

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна,         М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями − Л. Н. Галигузовой,            Д. Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р.Б.Стеркиной и др. [1].

И.А.Андреева в одноименной статье «Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» предлагает следующую модель определения уровня социально-коммуникативного развития у дошкольников [1].

Методики диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Параметры для исследования

Методики

Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе

Методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс [10]

Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения)

А. М. Щетинина, Л. В. Кирс [10]

Степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

- межличностные отношения, социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими

- уровень развития сотрудничества

- социальный статус в группе, отношение к себе и к другим детям

- уровень развития партнерского диалога

- коммуникативная компетентность в общении со сверстниками

Методика особенностей межличностных отношений
ребенка Рене Жиля

Экспериментальная методика «Лабиринт» Л. А. Венгер

Адаптированные социометрические методики: «Капитан корабля», «Два домика» и пр.

Диагностика способности детей к партнерскому диалогу
А. М. Щетинина [10]

«Картинки» Е.О. Смирнова,              Е. А. Калягина [8]

Развитость самостоятельности и саморегуляции

Карта проявлений самостоятельности А. М. Щетинина [10].

Карта проявлений активности           А.М. Щетинина, Н. А. Абрамова [10].

Тест на развитость самоконтроля

Уровень развития социального и эмоционального интеллекта

Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорд,                  М. Салливен

Уровень развития эмпатии

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетинина [10]

2.2. Игры с песком и песочная терапия

Песок – самый близкий для ребенка игровой материал. Мало кто из детей ни разу не играл в песочнице, не пытался оставлять следы или рисунки на мокром песке, не строил замков, куличиков и т.д., попав на песчаный пляж. Поэтому игры с песком можно использовать для развивающих и обучающих занятий.

Песок – это природный материал, он дает ребенку энергию природы, при этом забирает негативную психологическую энергию и преобразует ее в положительную. Поэтому его с давних пор используют для медитации и расслабления.

Есть даже такая форма арт-терапии, как «песочная терапия»,  не очень известная у нас и популярная за рубежом. Подходит она и детям, и взрослым.

Часто человеку трудно осознать свои проблемы, разобраться в них самостоятельно, выразить их словами, рассказать об этом кому-то. Тем более это трудно детям. В том, что не получается понять сознательно, помогает разобраться психолог с помощью творческой детской игры.

Бывает, что традиционные способы арт-терапии не подходят. Т.к. рисовать, лепить или танцевать умеют не все, или умеют, но стесняются, или получается не так, как хотелось или не так, как у других. В этих случаях включается полный контроль своих действий, желание сделать все правильно, идеально, если это не удается, настроение портится, и нужного эффекта достичь не получается.

Совсем другое дело – песок. В песочнице детям обычно предоставляется больше свободы, чем, например, при рисовании («ты неправильно держишь карандаш, его надо держать вот так», «облака не бывают такого цвета». и т.д. и т.п.). Вряд ли кто-то будет придирчиво проверять, насколько хорошо у ребенка получается создавать что-то из песка. Здесь нет страха и комплексов, что что-то может не получиться, нет понятий «правильно» и «неправильно». Это активизирует ресурсы самоисцеления и даёт возможность улучшить психологическое здоровье.

С песком можно делать все, что хочется. Также по желанию можно использовать миниатюрные фигурки людей, животных, растений, зданий и т.д. для того, чтобы создать в песочнице свой собственный мир.

Даже если нет поблизости специалиста-психолога, игра с песком приносит детям огромную пользу! В частности, в деятельности воспитателя детского сада.

Игры с песком выполняют следующие функции:

  • развивают тактильные ощущения;
  • массажируют детские ручки;
  • не имеют ограничений по возрасту;
  • не требует специальных умений и навыков;
  • развивают творческое мышление;
  • дают почувствовать себя творцом, создателем;
  • помогают повысить самооценку и веру в свои возможности;
  • являются интересным способом творческого самовыражения;
  • оказывают успокаивающее действие.

Речной песок – более мелкий, более «нежный», если использовать его в сухом виде. Но он хуже держит форму, особенно в маленьких формочках. Морской – более крупный, но из него легче лепить, он лучше отделяется от формочек.

Где взять песок? На пляже или в строительных магазинах.

Перед использованием его надо обязательно просеять и промыть. Сохнет песок долго, поэтому сушить его лучше не в помещении, а на открытом воздухе, под лучами жаркого летнего солнышка, разложив тонким слоем. Для большей безопасности его желательно прокварцевать или прокалить в духовке [9].

Развивающие игры с песком

Как и в какие игры можно играть с песком? В зависимости от возраста и интересов ребенка на песке можно:

  • делать очень полезный песочный массаж: пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.д.);
  • делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т.д.;
  • рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой;
  • создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т.д.;
  • проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму);
  • проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр - мышечная память у детей очень сильная);
  • находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти;
  • создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.);
  • создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).

Такие игры-упражнения с песком развивают моторику, память, мышление, фантазию [9].

Основные принципы организации игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного         пути [2].

2.3. Первичная диагностика уровня социально-коммуникативного развития у дошкольников экспериментальной группы

         

Главная цель экспериментальной работы – создание методических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников старшего возраста посредством игр с песком.

Задачи эксперимента:

  • изучить методическую и экспериментальную литературу по теме исследования (социально-коммуникативное развитие, эмоциональная сфера, педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития дошкольников, песочная терапия, игры с песком  – И.А.Андреева, О.И.Киселева, С.В.Феоктистова, М.А.Хмелькова, Н.М.Суханова, Г.И.Ахметова, Л.В.Буторина, А.М.Щетинина, Л.В.Кирс, А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко);
  • провести первичную диагностику уровня социально-коммуникативного развития детей старшей экспериментальной группы по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе» (Методика «Неоконченные ситуации» и «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» А.М.Щетинина, Л.В.Кирс);
  • создать и реализовать комплекс занятий по социально-коммуникативному развитию с использованием игр с песком (на основе авторских разработок А.Ю.Капской, Т.Л.Мирончик, Г.И.Ахметовой, Л.В.Буториной, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.Грабенко);
  • провести повторную диагностику у детей старшей экспериментальной группы уровня социально-коммуникативного развития по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе» (по тем же методикам);
  • подвести итоги опытно-экспериментальной работы, сформулировать выводы, написать рекомендации.

С целью выявления у детей экспериментальной группы в начале и в конце экспериментальной работы (до и после реализации цикла занятий) уровня социально-коммуникативного развития по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе» были использованы методики «Неоконченные ситуации» и «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс). Полный текст методик приведен в приложениях 1а и 1б соответственно.

На начало психолого-педагогического эксперимента (приложение 2) получились следующие результаты:

  • 46% детей экспериментальной группы показали низкий уровень принятия и осознания нравственных норм. Такие дети придумывают окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме;
  • 27% детей продемонстрировали средний уровень принятия и осознания нравственных норм. Такие дети домысливают поступок, соответствующий общепринятой норме, но не могут его аргументировать;
  • 27% детей показали высокий уровень принятия и осознания нравственных норм. Они придумывают поступок героя, адекватный социально принятой этической норме и умеют объяснить этот поступок с позиций нормы (таблица 1).

Оценка сформированности социальных форм поведения детей старшей экспериментальной группы дала следующие результаты:

  • по положительным социальным формам поведения дошкольники набрали 948 баллов, что составляет 43% от максимально возможного количества баллов по шкале;
  • по отрицательным социальным формам поведения дошкольники набрали 1072 балла, что составляет 49% от максимально возможного количества баллов по шкале (таблица 2).

2.4. Цикл занятий по социально-коммуникативному развитию с использованием игр с песком

В целях социально-коммуникативного развития дошкольников экспериментальной группы был составлен цикл занятий с использованием игр с песком. При составлении этого цикла я опиралась на изученный мною опыт И.А.Андреевой, О.И.Киселевой, С.В.Феоктистовой, М.А.Хмельковой, Н.М.Сухановой, Г.И.Ахметовой, Л.В.Буториной, А.Ю.Капской, Т.Л.Мирончик, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.Грабенко.  

Цикл состоит из 8 занятий, каждое из которых составлено на основе сказочной истории, в которой герой формулирует задания, моделирует с детьми разные ситуации и совместно с ними ищет пути выхода из них. Например: «Принц без сердца», «Кваки и зеленый оазис», «Расколдуем зверушку», «Гномики и сок», «Путешествие на волшебную поляну».   Включение сказочной истории в игры с песком дает возможность ввести ребенка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сказочные игры с песком снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, расширяют способности к общению. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером песочной сказки.

Главное правило воспитателя – быть терпеливым и осторожным с ребёнком, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем сказочном «путешествии» по «Песочной стране».

Комплекс реализованных в рамках экспериментальной работы занятий по социально-коммуникативному развитию представлен в приложении 3.

2.5. Вторичная диагностика у дошкольников экспериментальной группы уровня социально-коммуникативного развития

Для выявления эффективности разработанного цикла занятий повышении степени усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, у детей старшей экспериментальной группы была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и при первичной диагностике («Неоконченные ситуации» и «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» А.М.Щетининой, Л.В.Кирс).

Данные представлены в таблицах 3-4 приложения 4 соответственно.

Согласно таблице 3:

  • 18% детей экспериментальной группы показали низкий уровень принятия и осознания нравственных норм. Такие дети придумывают окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме;
  • 36% детей продемонстрировали средний уровень принятия и осознания нравственных норм. Такие дети домысливают поступок, соответствующий общепринятой норме, но не могут его аргументировать;
  • 46% детей показали высокий уровень принятия и осознания нравственных норм. Они придумывают поступок героя, адекватный социально принятой этической норме и умеют объяснить этот поступок с позиций нормы.

Согласно таблице 4:

  • по положительным социальным формам поведения дошкольники набрали 1401 балл, что составляет 64% от максимально возможного количества баллов по шкале;
  • по отрицательным социальным формам поведения дошкольники набрали 886 баллов, что составляет 40% от максимально возможного количества баллов по шкале.

  1. Результативность

Проведя количественный анализ, видим, что в результате воспитательного воздействия посредством разработанного цикла занятий с использование игр с песком уровень социально-коммуникативного развития дошкольников старшей группы по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе» изменился. Динамика отражена в диаграммах 1 и 2 соответственно.  

Диаграмма 1

Распределение уровней принятия и осознания нравственных норм в экспериментальной старшей группе до и после цикла занятий с использованием игр с песком

        

        Из диаграммы 1 видно, что степень принятия и осознания детьми экспериментальной группы нравственных норм возросла. Снизился процент детей, придумавших окончания ситуаций, в которых герои совершали поступки, не соотносящиеся с нравственной нормой (низкий уровень). Повысился процент детей, придумавших окончания ситуаций, в которых герои совершали поступки, соответствующие нравственной норме (средний уровень), а также процент детей, правильно объясняющих поступок с точки зрения нравственной нормы (высокий уровень).

Диаграмма 2

Процентное соотношение положительных и отрицательных форм социального поведения у детей экспериментальной группы до и после реализации цикла занятий с использованием игр с песком

        Из диаграммы 2 видно, что процент демонстрируемых детьми экспериментальной группы положительных форм социального поведения относительно максимально возможного количества баллов по предложенной в методике А.М.Щетининой и Л.В.Кирс шкале после экспериментальной работы повысился. Тогда как процент демонстрируемых детьми экспериментальной группы отрицательных форм социального поведения относительно максимально возможного количества баллов в результате экспериментальной работы понизился.

        Таким образом, из анализа диаграмм видно, что в результате реализации цикла занятий с использованием игр с песком уровень социально-коммуникативного развития дошкольников старшей экспериментальной группы по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе» повысился, так как большинство детей стали демонстрировать не только принятие, но и осознание нравственных норм, также дети стали демонстрировать больше положительных форм социального поведения, нежели отрицательных.  

Делаем вывод о том, что разработанный цикл занятий с использованием игр с песком (на основе авторских разработок А.Ю.Капской, Т.Л.Мирончик, Г.И.Ахметовой, Л.В.Буториной, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М.Грабенко) является эффективным в вопросе социально-коммуникативного развития детей старшей группы детского сада.

  1. Библиографический список

  1. Андреева И.А.. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста//Научно-педагогическое обозрение, 2014. – С.7-11
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии. 1998. – 50 с
  3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л.. Подарки Фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.
  4. Киселева О. И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования (к обоснованию педагогического эксперимента) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2. С. 39–47.
  5. Сайт для родителей и педагогов http://detstvogid.ru/
  6. Суханова Н.М. Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Cайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey (дата обращения: 25.12.2013).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).
  8. Феоктистова С. В., Хмелькова М. А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 93–103.
  9. Шерстюк Ю. Блог «MORE творческих идей для детей» (http://moreidey.ru)
  10. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

Приложения

    Приложение №1а – Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

    Приложение №1б – Методика «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения)» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

    Приложение №2 – Результаты первичной диагностики уровня социально-коммуникативного развития у дошкольников экспериментальной группы

    Приложение №3 – Цикл занятий по социально-коммуникативному развитию с использованием игр с песком

    Приложение №4 – Результаты повторной диагностики уровня социально-коммуникативного развития у дошкольников экспериментальной группы после реализации составленного цикла занятий

Приложение 1а

Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».

Ситуации.

  1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
  2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
  3.  Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?
  4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
  5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
  6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
  7. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький,» - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
  8. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть.» Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
  9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Приложение 1б

Методика «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения)»

(А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Возраст________Группа_________Ф.И.О. ребенка_______________________

_______________________________________________________________

Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми

+                                 -

10              0             10

Часто ссорится, играя с другими детьми

Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть

+                                 -

10              0             10

Внешне не выражает своего сочувствия

Доброжелателен по отношению к другим

+                                 -

10              0             10

Агрессивен (часто обижает других детей, дерется)

Пытается разрешить конфликты сам

+                                 -

10              0             10

Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами

Оказывает помощь другому

+                                 -

10              0             10

Равнодушен к нуждам других

Согласовывает свои действия с действиями других

+                                 -

10              0             10

Не способен согласовывать свои действия с действиями других

Сдерживает свои негативные проявления

+                                 -

10              0             10

Не управляет своими негативными проявлениями

Подчиняет свои интересы интересам других детей

+                                 -

10              0             10

Не учитывает интересы других детей

Уступает другому

+                                 -

10              0             10

Настаивает на своем

Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им

+                                 -

10              0             10

Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им

Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам.

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком «-», и в 4-х баллах - по шкале со знаком «+».

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.

На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Приложение №2

Результаты первичной диагностики уровня социально-коммуникативного развития у дошкольников экспериментальной группы

Таблица 1

Принятие и осознание детьми экспериментальной группы

нравственных норм

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

ВСЕГО (в %)

46%

27%

27%

Таблица 2

Социальные формы поведения у детей экспериментальной группы

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Положительные социальные формы поведения

(баллы по шкале)

Отрицательные социальные формы поведения

(баллы по шкале)

1

23

35

2

36

18

3

22

41

4

63

42

5

44

52

6

33

47

7

22

66

8

37

52

9

46

34

10

65

72

11

32

55

12

47

25

13

68

69

14

42

57

15

18

19

16

35

48

17

36

76

18

82

46

19

77

48

20

38

49

21

29

53

22

53

68

ВСЕГО (в баллах и % от максимально возможного количества баллов)

948 (43%)

1072 (49%)

Приложение №3

Цикл занятий по социально-коммуникативному развитию с использованием игр с песком

Занятие 1 Знакомство с песочной страной

Задачи занятия: научить детей отслеживать свои внутренние ощущения при взаимодействии с песком, расширить кинестетический опыт, научить распознавать ощущения других детей в группе при взаимодействии с песком (основа позитивной социализации).

         Материал: песочница, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек.

Упражнение «Знакомство с песочницей»

На ровной поверхности песка взрослый и дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Воспитатель начинает игру, рассказывая детям о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Далее каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток своей руки.

Дети пробуют рассказать о том, что чувствуют.

Далее, воспитатель переворачивает свои руки ладонями вверх:            «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»

И снова каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток руки и проговаривает свои ощущения.

Чтобы разнообразить чувственный опыт детей, можно предложить им:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.);

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и, наконец - мизинчиком);

- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики детей. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - дети получают первый опыт рефлексии (самоанализа). Учатся понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Рассказ сказки

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.

Можете ли вы помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуйте!»

Игра «Что же спрятано в песке?»

Воспитатель и дети вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

Воспитатель вместо руки может закапать любую-игрушку (важно, чтобы дети не знали, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, дети пытаются догадаться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это?

При этом важно так организовать взаимодействие детей в песочнице, чтобы не возникало конфликтов, а при их возникновении дать детям опыт конструктивного взаимодействия. Чтобы не было конфликтов, лучше нацелить детей на то, что важен их совместный результат, и тогда приучать их взаимодействовать сообща, отыскивая «мину» или спрятанные предметы.

Игра «Сказочные задания» (А.Гусышкин)

Отгадка закопана в песок. Дети проверяют себя, откапывая разгадку.

Если отгадал загадку,                                На розовом облачке феи

Вслух сказать не торопись.                        Кружились и песенки пели.

Ты, используя разгадку,                                Даря вновь и вновь

За задание берись                                        Всем мир и (любовь).

Кто колдует; заклинает;                        И, радуясь, дальше летели.

В ступе по ночам летает?                        Очень важный дар от фей

У избы на курьих ножках                                Вслух не прочитался.

Кто хозяйка? (Бабка Ёжка)                                

***                                                                        ***

Спрятал кто иглу в яйце,                        Леший Ёжке к дню рожденья

А яйцо хранит в ларце?                                Сочинил стихотворенье.

Кто всех злее и тощей?                                В нем желал он счастья ей,

Кто не верит всем? (Кощей)                        Быть мудрее и (добрей).

Отгадал, не называй,                Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи (выкопай) и прочитай.        Вылепи из песка, если отгадал.

Подведение итогов

        Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, вам понравилось знакомство с песочной страной? Чему вы научились сегодня?

Занятие 2 «Путешествие на волшебную поляну»

        Задачи занятия: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия, формирование навыков позитивной коммуникации, снятие эмоционального напряжения.

        Материал: песочница, игрушки на выбор для детей

Игра «Путешествие на волшебную поляну»

        Воспитатель превращает детей в волшебников и говорит: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы создадите цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете по 3 героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома, - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны».

        Воспитатель: «Давайте послушаем, о чем говорится в сказке... Итак, где-то далеко-далеко, может быть, и очень близко, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там реки (дети б песочнице создают реки, разделяя песочный лист на несколько частей), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы). Посмотрите, как быстро у нас появилась сказочная страна на месте пустыни. Мы создали ее своими руками. Мы — творцы этой страны.

В этой сказочной стране на волшебной поляне сказочного леса жили маленькие волшебные жители. У них был домик (в это время предлагается поставить свой домик в любое место песочного листа). В нем они жили все вместе (каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком).

Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли погулять по волшебному лесу, да и себя показать. Но, о Боже! Вся поляна разделена на части бурными реками. Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?»

Дети, используя своих «песочных» героев, продолжают проигрывать сказку, начатую психологом, который в игре детей не участвует, но при этом фиксирует в протоколе стиль поведения участников. Во время территориальной игры задача участников — построить коммуникации между территориями.

Воспитатель: «Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Они радостно заплясали. Взялись за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса. А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могут видеться друг с другом, когда им захочется.

Сейчас мы прощаемся с нашими героями, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем: мы не знакомы...».

По окончании игры дети сами разбирают песочную картину.

Релаксация «Танец рук»

Воспитатель включает тихую музыку, просит детей закрыть глаза, расслабиться и представить, что их руки стали волшебными и могут превратиться в птичьи крылья, ветви дерева, порыв ветра, капли дождя или стебли трав. Под музыку дети должны позволить своим рукам «танцевать так, как они хотят». Психолог предупреждает детей, что они должны полностью расслабиться и наблюдать за движениями своих рук как бы со стороны. Затем дети рассказывают, что они чувствовали во время танца своих рук.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель объясняет, что теперь дети уже не волшебники, а обычные дети, так как вернулись из путешествия, а после просит детей рассказать, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо. Дети, передавая мягкую игрушку, поочередно высказывают свое мнение.

Занятие 3 «Принц без сердца»

Задачи занятия: познакомить детей с эмоциями страха, радости; развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние через графическое изображение и с помощью мимики; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – Песочный принц, кисточки, пульверизаторы, магнитофон, игрушка-сердечко, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек, зеркало.

Рассказ сказки

Воспитатель открывает книгу сказок и читает сказочную историю.

Давным-давно в Песочной стране родился маленький Песочный принц. Три добрых Феи решили сделать ему подарок: одна дала красоту, другая – мудрость, третья - доброе сердце. Но как только она хотела подарить Принцу сердце, поднялась песчаная буря, выхватила сердце из рук Феи и унесла далеко в пустыню. Шло время, принц вырос, стал править Песочной страной. Но без доброго сердца он не мог править по-доброму. Жители страны испытывали страх перед ним.

Игровой блок

Воспитатель: Покажите, как жителям было страшно (дети совместно с воспитателем изображают эмоцию страха перед зеркалом).

Воспитатель: А сейчас нарисуйте страх жителей на сыром песке (совместное схематическое рисование педагогом и детьми эмоции).

Воспитатель: Жители страны устали так жить. Только мы, с добрым сердцем, сможем им помочь. Давайте прогоним страх жителей, проговаривая вместе со мной  волшебные слова: «Прогоняем страх, приглашаем радость» (дети ладонями, пальцами разрушают песочные рисунки).

Воспитатель: Мы с вами прогнали страх жителей, но нам надо помочь и Песочному принцу, найти его доброе сердце, и тогда радость поселится в Песочной стране. Предлагаю вам отыскать в пустыне сердце и подарить его Песочному принцу (дети ищут «сердце» Песочного принца в песочнице с помощью кисточек).

Воспитатель: Посмотрите сейчас на Песочного принца, его настроение изменилось, его сердце стало добрым и благородным, а глаза радостные и счастливые. Жители страны рады тому, что принц не только красивый и мудрый, но еще и добрый. Они больше ничего не боятся и хотят построить сказочный город. А мы им в этом поможем (строительство сказочного песочного  города).

Релаксация «Комплименты»

Воспитатель: Сейчас у жителей Песочной страны есть сказочный город, у них радостное настроение, они дарят друг другу комплименты и улыбки. Давайте и мы с вами скажем комплимент друг другу, но сделать это надо с радостью (дети дарят комплименты друг другу).

Развязка сказки

        Воспитатель закрывает сказочную книгу.

Волшебству пришел конец,

Кто сказку слушал - молодец,

А кто с песочком поиграл,

Тот добрее сразу стал.

        Воспитатель: Сегодня мы были смелыми и добрыми, помогли жителям Песочной страны и Песочному принцу, прогнали страх, вселили радость в сердца друг друга. Сейчас я предлагаю вам закончить предложение:

  • Я сегодня узнал… (высказывания детей).
  • Мне было интересно, потому, что … (высказывания детей).

Занятие 4 «Кваки и зеленый оазис»

     Задачи занятия: познакомить детей с эмоцией стыда; развивать умение выражать эмоциональное состояние героя через мимику и интонацию голоса; воспитывать групповую сплоченность и эмпатию.

        Материал: песочница, магнитофон, игрушка – лягушонок Кваки, пульверизаторы, игрушки животных и растений, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек, зеркало.

Рассказ сказки

Давным-давно в сказочной Песочной стране был зеленый оазис, в нем цвели чудесные цветы, пели сказочные птицы. И в этой стране жил лягушонок. Звали его Кваки.  Его назвали так, потому что он очень любил квакать. Все обитатели оазиса любили лягушонка. Он был очень любопытным и интересовался всем на свете. Однажды Кваки нашел волшебную «Книгу заклинаний». «Какая чудесная книга!» - воскликнул лягушонок. Ему стало очень интересно, и он начал читать книгу, хотя знал, что её могут читать только волшебники.  И тут произошло непоправимое: солнце стало обжигать Песочную страну, вода в оазисе высохла, подул песчаный ветер, все обитатели исчезли. Лягушонок Кваки увидел, что случилось с зеленым оазисом и ему стало стыдно.

Игровой блок

Воспитатель: Покажите, как ему стало стыдно (рассматривание пиктограммы, показ педагогом и детьми эмоции перед зеркалом).

Воспитатель: Давайте поможем лягушонку исправить ошибку и позовем дождик, который поможет нам все оживить в оазисе (каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок).

Дождик, дождик озорной,

Лей, как ливень проливной!

Дождик, дождик, припусти,

Чтоб пустыне прорасти!

Воспитатель: Лягушонок очень хочет восстановить оазис для всех своих друзей, но один он с этим не справится. Давайте ему поможем (совместно с педагогом строят оазис и играют в песочнице).

Релаксация «Танец лягушат»

        Под веселую музыку воспитатель с детьми исполняют танец веселых лягушат.

Развязка сказки

        Воспитатель закрывает сказочную книгу.

Я в сказке был,

С песком играл.

Лягушонку помогал,

Добра и счастья всем желал.

        Воспитатель: Мои маленькие друзья, вы настоящие волшебники! Теперь у жителей Песочной страны снова появился маленький оазис, и они благодарны вам за помощь.

  • Кому мы сегодня помогли?
  • Расскажите, какие добрые поступки мы совершили?
  • Что нового вы узнали?

Занятие 5 «Путешествие к звукам»

Задачи занятия: развитие слухового восприятия и фонематического слуха, обучение решать проблемные ситуации в командном взаимодействии, создание мотивации к обучению.

Материал: песочница, 5-10 штук фигурок, в названии которых есть буква А, нарисовать отдельно букву А и прикрепить на скотч, чтобы потом приклеить, карточки с изображением буквы А по количеству детей в группе.

Игра-сказка «Путешествие в страну «А»

Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А, (Воспитатель ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)

В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река, и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза» на них тоже наклеена буква А).

А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек, и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

- Смелей! (произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Воспитатель одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с детьми строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Дети становятся непосредственными участниками процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, дети должны назвать не менее трех слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом - в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Детям могут помочь Ваши вопросы. Например;

- Вы знаете, у принцессы есть друзья, которых зовут как?

- Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и...?

- Посмотрите на другие фигурки, назовите их. В каких именах и названиях вы услышали звук А?

- Как вы думаете, что любит есть принцесса? Кашу, варенье, малину и...?

Когда дети назовут слова, взрослый объявляет им о том, что теперь они получили Ключ в страну принцессы А и являются ее Почетными гостями (при этом вручаются приготовленные заранее карточки с изображением буквы А). Теперь дети могут играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Аналогично можно осуществлять с детьми путешествия в страны различных букв алфавита.

(Стихи Д.Фролова)

С милым звуком Е                                        С волшебником И,

«Живет в той сказочной стране                        «На облаке мягком,

Спокойный, добрый, милый Е.                        Что в небе парит,

Он утром Ели объезжает                                Звук И, как волшебник,

И все игрушки проверяет.                                Над миром летит...

И мчатся с ним по веткам Ели,                        Он счастье несет,

Как по зеленой карусели,                                И добра всем желает,

«Медведь» и «Белочка»,                                И где что рассыпалось,

«Скворец», и «Лев» и даже... «Огурец»!                Соединяет!

Но вот, друзья мои, беда -                                Он любит Индейцев,

Забыл другие он слова,                                Изюм и Икру,

Где тоже есть наш милый Е.                        И любит в песочке

Поможем мы его беде?"                                Простую игру!

                                                        Он рад и с тобою

                                                        В песок поиграть,

                                                        Чтоб ты все слова

                                                        С звуком И мог назвать!»

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит воспитателю и детям проявить творческое воображение).

С бедным О

«В огромной, пустынной страна Лнмпопо,

Живет одиноко прекрасный звук О.

Он сирота: ни друзей, ни реки,

Зачахнет звук О там один от тоски!

Что делать, ребята?

Страну как найти?

Как бедный звук О

Поскорее спасти?»

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с трех лет. В старшей группе можно усложнять при необходимости задания, например, прося в качестве доступа в страну звука назвать двусоставное  и трехсоставное слово.

Занятие 6 «Гномики и сок»

Задачи занятия: познакомить детей со звуками «С», «О», «К»; научить детей разрешать проблемные ситуации через командное взаимодействие

         Материал: песочница, книга сказок, аксессуары для украшения, наборы мелких игрушек.

Рассказ сказки

«В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море - в зависимости оттого, что захотят построить дети), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу). У гномика был домик (в это время вы предлагаете детям поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. - Вы просите детей «посадить» деревья). Гномик о них заботился, поливал их, разговаривал с ними, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали    «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки, заранее изготовленную Вами букву «С»). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: «С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: «С-с-с!». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: «С-с-с». Когда он злился, он говорил: «С-с-с!». Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил:       «С-с-с!» (Важно вместе с детьми произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он «ожил»). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.

На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы ставим еще один домик). И рядом с ним тоже росли прекрасные деревья (дети «сажают» их). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его - О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: «О-о-о-о!». Когда он грустил, он тихонько говорил: «О-о-о!». Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: «О-о-о-о!» Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву «О»). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.

Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который воспитатель сейчас незаметно поставил на другой край песочницы)! Кто же в нем живет? «Кто поливает все эти прекрасные цветы (дети «сажают» цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь - гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: «К-к-к!» Как он говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?

Как-то раз, гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице).

Вот, на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя (Дети говорят удивленно: «С-с-с!» и «О-о-о!»). Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: «С-о!» и: «О-с!». Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: «С-с!» и: «О-о!».

Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: «С-с-о-о!» и: «О-о-с-с!»

В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.

Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: «К-к-к!». А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...

Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: «СОК!» И вдруг у каждого из них в руках оказалось по стаканчику вкусного сока!

Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся.

Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...».

Игровой блок

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки. (Стихи Д.Фролова)

Ночь. Уснула детвора,                                Чтобы букв они не знали,

Вдруг, в кладовке, из угла                        Чтобы не было веселья,

Вылез сам Король Мышей,                    Чтоб их дом стал подземельем.

Выкрал буквы у детей.                                Побыстрей детей спасайте,

Спрятал тут же их в песок,                        Буквы мигом раскопайте,

Чтоб никто найти не смог.                        Назовите все, кто знает,

Чтобы дети не читали,                                Пусть Король в норе рыдает!

Один из наших принципов - непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая «пьеса». Сначала дети строят дом, где живут дети-герои сказки. Играют с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает «ночь», дети укладывают игрушки и буквы спать в песочнице, а сами закрывает глаза. Тем временем воспитатель, зачитывая стихотворную инструкцию, берет на себя роль Короля Мышей и закапывает буквы в песок. Когда дети откроют глаза, им нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом, развивается произвольное внимание, память, мышление. Но самое главное - дети приобретает еще один успешный опыт в разрешении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудности.

Подведение итогов

        Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, научились вместе решать сложные задания. Давайте подведем итоги.

        - Скажите каждый, чему именно вы научились сегодня?

        - Что понравилось на занятии больше всего? А что меньше?

Занятие 7 «Расколдуем зверушку»

Задачи занятия: активизировать словарный запас детей, сформировать начальные знания букв алфавита, научить эффективно взаимодействовать в команде, терпеливо выслушивая ответ каждого

Материалы: песочница, буквы «Ж», «М», «Ы», «Ш», «К», «А», игрушки

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет.

В одну волшебную страну

Пришла беда большая -

В нее прокралась в темноте

Колдунья очень злая

Одну зверушку захватила,

И тут же в палку превратила. (Взрослый показывает детям палочку)

А буквы имени ее

В темницу бросила на дно.

Секрет же злого колдовства

С собой колдунья унесла,

В горе песчаной закопала

И вход туда заколдовала.

Что делать? И куда бежать?

Зверушку надо выручать!

А взрослым - нечего идти:

Ребята могут лишь спасти.

Ну, как, ребята, вы готовы?

Там испытания суровы,

Там буквы надо крепко знать,

Чтоб колдовство то разгадать!

Тогда вперед!

Сейчас река (Воспитатель совместно с детьми строит в песочнице реку и устанавливает через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)

На ней для вас есть два мостка:

Из буквы Ж и буквы Ш

Спокойно вспомните слова,

Где буква Ж и буква Ш. (Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш)

Ну вот, река и позади!

Но дальше нет у нас пути:

Дремучий лес перед горой

Стал непролазною стеной. (Воспитатель совместно с детьми создает лес из веточек и фигурок деревьев)

Лесные звери, помогите!

А вы скорей их назовите! (Дети называют лесных зверей, взрослый им помогает.)

Нам помогли лесные звери,

И мы недалеко от цели!

Гора возникла на пути - (Дети строят гору из песка)

Ни обскакать, ни обойти,

Как научиться нам летать?

Пора на помощь птичек звать!

Кричите птичек всех подряд,

Они к нам сразу прилетят,

Нас над горою пронесут,

И нам погибнуть не дадут! (Дети называют известных им птиц, воспитатель может дополнить их знания)

И птички помогли нам в горе,

Теперь на берегу вы моря. (Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору)

За ним - Песчаная гора,

Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море?

Ведь это - не широко поле.

Давайте рыбок хором звать,

Морских животных всех скликать!

Кто помнит их всех имена,

Зовите к нам скорей сюда! (Дети называют известных им морских жителей, воспитатель - дополняет.)

Вы молодцы!

Отлично звали!

Все рыбки сразу подплывали,

И переплыть нам помогали.

Теперь мы с вами у Горы.

Здесь буквы бедные томятся,

Колдуньи злой они боятся,

Их надо нам освободить,

И имя правильно сложить!

Как только имя расшифруем,

Зверька мы этим расколдуем,

Так злые чары рухнут в пыль,

И мы узнаем, кто там был.

В волшебной книге есть заданья,

Для вас, ребята, испытанья,

Как букву каждую найти,

Из плена мрачного спасти. (Взрослый берет большую книгу и «читает по ней»)

Как только буква прояснится,

Так рухнет вмиг ее темница.

***

Итак, заданье к первой букве:

Найдите общий звук в словах

«Машина», «Музыка» и «Мак».

Вы отгадали, или - как?

Все верно - это буква М,

Не испугаешь вас ничем! (Воспитатель выкладывает на песок букву М.)

Вторая буква, вам на страх,

Есть сразу даже в трех словах:

«Шары», и «Крыша», и «Столы».

Ну, как? Теперь узнали вы?

Что ж, угадали букву Ы,

Прекрасно знаете все вы! (Воспитатель выкладывает на песке букву Ы.)

А третья есть в словах: «Шалаш»,

И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».

Вы «зашипели» все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!

Да, это буква Ш, конечно,

Вы все сегодня так прилежны! (Воспитатель выкладывает на песок букву Ш.)

Ну, а четвертую сейчас

Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: «Кукла», «Лук», и «Кошка».

Ну, как? Подумайте немножко.

Была задача нелегка,

Но вы решили - буква К! (Воспитатель выкладывает на песок букву К)

Ну, а последнюю, друзья,

Не отгадать никак нельзя:

«Арбуз», «Акула», «Ананас» -

Здесь буква спрятана от нас!

Вы - молодцы все! Как всегда!

Вы отгадали букву А! (Взрослый выкладывает на песок букву А)

Кого же мы расколдовали?

Какое имя мы узнали? (Дети складывают буквы в слово.)

Все верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит еще трусишка! (Воспитатель ставит в песочницу фигурку мышки.)

В волшебной маленькой стране

Теперь на праздник вышли все!

Пошел такой веселый пир,

Какого и не видел мир! (Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок.)

А все, ребята, только вы!

Вы мышку бедную спасли!

И все животные, друзья,

Вас полюбили навсегда!

Занятие 8 «Строим город»

        Задачи занятия: расширение географических представлений, развитие пространственного воображения, формирование навыков совместного взаимодействия

        Материалы: песочница, вода в стакане, игрушки, материалы для строительства домика, географическая карта, природные материалы  

Перед детьми ставится вопрос, например, где и как строились русские города. За помощью можно обратиться к карте:

Ты на карту посмотри,

Реку Волгу отыщи,

Города поволжские

Смело назови.

Когда дети выполнят задание, им предлагается следующий вопрос:         

- Как вы думаете, почему большинство городов строят именно у реки?

Здесь дети может высказывать любые предположения. После чего, им предлагается проложить реку в песочнице. Важно обратить внимание на то, что у рек, как правило, один берег крутой, а другой - пологий. Посмотрите, как получилось у детей. Направьте их в этих размышлениях, если необходимо.

Следующая проблема, которую решают дети, на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы каждый привел веские аргументы в защиту своей позиции.

Воспитатель может рассказать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от врагов, наводнений, паводков. После этого, можно начинать строить в песочнице город:

С чего же вы город строить начнете,

Как от врагов его сбережете?

Дальнейшему строительству можно помогать вопросами:

- Что вы построите за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)?

- Чем занимаются люди (собирательство, растениеводство, охота, животноводство, путешествия по реке, торговля и войны)?

Здесь можно поделиться с детьми знаниями о том, как зародилось сельское хозяйство, градостроительство, архитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр.

Инструкция к игре в стихах может выглядеть так (стихи Д. Фролова): (начинается игра с рассматривания карты; медленная речь взрослого сопровождает строительство ребенком песочного города; знак "***" проставлен в тех местах, где предполагаются детские ответы)

        *** (1)                                                        * * * (2)

«Сегодня, милые друзья,                Ты выбрал очень верный путь!

Начнется новая игра!                                Я помогу тебе чуть-чуть:

Про города и про леса,                                Вода нужна и для питья,

Озера, реки, небеса,                                Для стирки грязного белья,

Про то, как в давние века                        Вода нужна коров поить,

Сложили люди города.                                А летом - огурцы полить,

Возьми-ка карту побыстрей,                        Как по дороге, по реке

Смотри - как много рек на ней,                        Легко поехать налегке -

А по реке - все точки...                                В другие города и села,

Да. Так отмечают города.                                Куда иного нет пути:

Вот Волга - главная река,                        Через леса к ним не пройти!

На ней - большие города.                        Река еще, в конце концов,

Меня вдруг память подвела...                        Хранит людей и от врагов:

Давай прочтем их имена.                        Враг не прискачет по воде,

А вот еще одна загадка,                        Утонет он в большой реке.

Спрошу сейчас я для порядка:                        А при пожаре, без воды

Уж с давних лет всегда везде                        «И ни туды, и ни сюды»!

Селились люди на реке.                                Поэтому, дружок, всегда

А почему же их всегда                                Селились люди - где вода.

Тянула так к себе вода?                                

Какой секрет, или беда -                                

На реках строить города?                                

* * * (3)                                                        * * * (4)

Есть у реки высокий берег,                        Ты, верно, думаешь, дружок,

Сухой и солнечный всегда,                        Высокий лучше бережок.

Другой же - низкий, плоский берег,                На низком - избы и поля

Там иногда стоит вода.                                Затопит по весне вода.

И вот вопрос тебе, дружок:                        Ну, ладно, место мы избрали,

Где будешь ставить городок?                        А вот с чего же начинали

Каким твой берег должен быть?                Строительство тут городка

Тебе же в городе том жить!                                В далекие от нас века?

                                                        Покоя все тогда не знали:

Враги нежданно нападали,

                                                        И грабили все города,

                                                        Чего же строить-то за зря?!

                                                        А вот тебе вопрос-догадка:

                                        Что ставят вкруг всей стройплощадки

                                                        Здесь, в твоем городе родном,

                                                        Когда хотят построить дом?

* * * (5)                                                * * * (6)

Ну, молодец, что догадался!                        Чем люди раньше занимались,

Никто в тебе не сомневался!                Что делали, над чем старались?

Конечно, нечего хитрить,                        Ведь раньше не было заводов,

Сначала - все огородить!                Котельных, фабрик, пароходов,

Ну, хорошо! Огородили,                Так как же люди раньше жили?

Песка побольше навозили...                Так как же люди раньше жили?

А что намерен ты потом                                Еду себе как находили?

Построить в городе своем?                                Еду себе как находили?

Сначала - свой, наверно, дом,                        Вокруг: луга, поля и лес,

Дворец для детских игр -                Глухой, бескрайний - до небес.

Потом, конечно, школу,                        Чем им заняться? Что добыть?

Мюзик-холл, Бассейн,                                Как без зарплаты им прожить?

Исаакиевский Собор...                                

Но это лишь мои догадки,                                

Ты должен строить без подсказки…                

* * * (7)                                                * * * (8)

Коль приглядеться, всюду есть,                Теперь же, если не устали,

Что человеку можно съесть:                        Придем к тому, с чего начали:

Грибы и ягоды, малина,                        Река всех кормит и хранит,

Щавель и дикий лук, рябина.                Твой город счастья здесь стоит!

Все люди в пищу собирали,                        А что еще дает река?

Потом - охотникам меняли,                        Еще в чем людям помогла?

На птицу или на зверей,                        Река сливается с другими,

А рыбакам — на окуней.                        И маленькими и большими,

В полях копались до зарницы:                Проходят реки много стран,

Овес сажали, рожь, пшеницу,                        Выходят даже в океан!

Вот главная из их проблем -                        Как это свойство наших рек

Себе добыть, да на обмен.                        Полезным сделал человек?

* * * (9)                                                        * * * (10)

Торговля? Верно, ты сказал!                        Когда ты вырастешь большим,

Ведь каждый город торговал.                Возьмешь себе ты отпуск долгий,

По рекам, изпокон веков,                                Купив билет на пароход,

С товаром лодки шли купцов.        И ... "вниз по матушке, по Волге"...

Война же если возникала,                        На этом мы сейчас кончаем,

По рекам быстро приплывала,                А завтра снова поиграем!

Под стены наших городов,                                

Армада кораблей врагов.                                

Но, чем напрасно воевать,                                

Гораздо лучше - отдыхать!

И, как Том Сойер, налегке

Поплавать по большой реке.

Приложение №4

Результаты повторной диагностики уровня социально-коммуникативного развития у дошкольников экспериментальной группы после реализации составленного цикла занятий

Таблица 3

Принятие и осознание детьми экспериментальной группы

нравственных норм после реализации цикла занятий

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

ВСЕГО (в %)

18%

36%

46%

Таблица 4

Социальные формы поведения у детей экспериментальной группы после реализации цикла занятий

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Положительные социальные формы поведения

(баллы по шкале)

Отрицательные социальные формы поведения

(баллы по шкале)

1

53

35

2

62

32

3

45

48

4

79

35

5

49

88

6

53

87

7

55

46

8

57

32

9

67

32

10

95

62

11

54

35

12

97

15

13

72

49

14

65

34

15

38

29

16

43

22

17

75

43

18

84

26

19

89

32

20

66

35

21

44

23

22

59

46

ВСЕГО (в баллах и % от максимально возможного количества баллов)

1401 (64%)

886 (40%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр «Озвучим мультфильм» с использованием ИКТ средств».

Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных игр "Озвучим мультфильм"...

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда ЮИД...

Перспективный план развития теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда "Юные пожарные"

Перспективный план по теме Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством реализации работы отряда пожарных...

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игр с песком  Социально-коммуникативное развитие как образовательная область в рамках ФГОС ДОО ...