Непослушание
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Размышление о проблеме непослушания и рекомедации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposlushanie_statya_na_portal.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Непослушание
Если представить себе жизнь непослушного дошкольника, то получится картинка, далекая от идеала «счастливого детства». Много сильных желаний, манящих вещей, противоречивых намерений, с одной стороны, и постоянные окрики, наказания, недовольство взрослых с другой. Буря эмоций, и снова попытка сделать так, как хочешь.
Родители непослушных детей часто бывают вымотаны, озадачены тем, что не могут справиться с маленьким ребенком, разочарованы родительством вообще.
Причины, по которым ребенок не может освоить правила, принятые в обществе, и придерживаться их, разнообразны. Они связаны и с личностью ребенка (темперамент, характер, возраст), и его особенностями здоровья (хронические заболевания, интеллектуальное и психическое отставание, СДВГ и пр.), и с жизненными событиями, и с условиями воспитания в семье.
В книге Рассела Баркли и Кристины Бентон «Ваш непослушный ребенок» авторы приводят примеры различных самоопросников:
- в какой момент поведение ребенка можно обозначить как проблемное;
- в каких ситуациях стоит обратиться к специалисту;
- какие личностные черты родителей и особенности их взаимоотношений могут негативно влиять на поведение ребенка.
Обычно родители пробуют множество способов воздействия на поведение ребенка – от увещеваний и просьб до наказаний и яростного сопротивления. Чем больше таких неудачных попыток предпринимает родитель, тем больше ребенок получает простора для своих «выходок». И жизнь семьи превращается в сплошные военные действия. В такой обстановке родители теряют самоуважение и спокойствие, а дети не получают нужных границ.
Одним из принципов детской психологии является следующий: Ребенок ведет себя настолько хорошо, насколько может.
Что же делать, если он не может?
Влиять на характер, поведение, пытаться переделать другого человека – сложно. Выбирать можно свою позицию, свою реакцию, свои действия. И надеяться, что постепенно поведение ребенка изменится (если за ними нет серьезных нарушений здоровья).
Задача взрослого – научиться отстаивать границы так, чтобы сохранять отношения.
Отношения – то, над чем нужно работать в первую очередь. Можно начать с регулярной 10-15ти минутной игры с ребенком, в которой взрослый должен соблюдать определенные правила: не указывать, не критиковать, не иронизировать, не спрашивать, не обучать. Если 15 минут не получается, можно начать с пяти. Просто посидеть рядом с ребенком, комментировать нейтрально, без оценок (ты нарисовал дом, ты бросаешь мяч, ты взял кубики). В такой игре ребенок может расслабиться, почувствовать включенность, внимание, интерес к нему родителя.
Второй необходимый момент – поощрять и радоваться любому проявлению того поведения, которое Вам нужно (сам поднял игрушку, был рядом на улице, дал поговорить по телефону). Для ребенка будет приятны и важны Ваши слова.
Третье: любое поощрение или наказание должно идти сразу за поступком, после первого же предупреждения. Слова про то, что «так нельзя», «я накажу», «ты опять начинаешь» сливаются у ребенка в одну нотацию, а в это время он может выиграть еще пять минут у компьютера, например, и это важнее. Вы говорите «Время закончилось, я выключаю свет», или «Эти игрушки не для бросания ими в стену, я их уберу», «Если ты продолжишь кричать, мы выйдем из магазина», и в течение двух минут, если ребенок не может остановиться, исполняете сказанное. Ребенку легче усвоить результат в действии, чем отдаленную перспективу (Если ты сегодня будешь плохо себя вести в гостях, мы в выходные не пойдем в кино – далеко, сложно, забудется, не сработает как стимул).
Если Вы просите ребенка что-то сделать (одеться, полить растения, принести карандаши), не возвращайтесь к свои делам, к телефону, будьте включены и наблюдайте – услышал ли ребенок, понял ли, получается ли у него, и какая нужна помощь. Если предложение «одеться» сложно, разбейте на этапы. Начиная с самых простых микро-просьб, дайте понять ребенку, что Вы относитесь к этому серьезно и спокойно, верите, что он справится, готовы поддержать и помочь.
Для того чтобы терпеливо выносить сложное поведение ребенка и держать границы, нужен большой ресурс. Так что прежде, чем приступать к работе с ребенком, сделайте максимально для своего здоровья – поддержка других взрослых, психологическая помощь, отдых, чтение книг по детской психологии. Чтобы исправить ситуацию, нужна некоторая дистанция, с которой Вы сможете наблюдать за развитием ваших отношений и изменениями в поведении ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Причины непослушания"
Предлагаю в помощь родителям и воспитателям консультацию на тему: "Причины непослушания",...
Остров Непослушания
Конспект физкультурно-оздоровительного праздника для детей подготовительной группы и их родителей....
Лекция "Для чего нужен возраст непослушания"
Лекция о возрасте непослушания....
Презентация к лекции "Для чего нужен возраст непослушания"
Материал к лекции "Для чего нужен возраст непослушания"...
Сценарий выпускного праздника "Праздник Непослушания"
Авторская разработка по мотивам одноименной сказки С. Михалкова....
Непослушание детей.
Чтобы ребенок услышал вас -надо говорить мало....
Детское непослушание
Консультация для родителей...